Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Основные особенности становления предпринимательства и коммерции за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Становление и развитие предпринимательской деятельности в России, в постсоветский период

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России, в постсоветский период, связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку и происходило в неблагоприятных условиях[32]:

– Неготовность самого общества к проводимым реформам.

– Слабая правовая база.

– Большая налоговая нагрузка.

– Усиливающая бюрократизация и коррумпированность общества.

– Криминализации общества.

– Отсутствие свободных финансовых средств.

– Высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам (их уровень достигал 220–360 % годовых).

– Слабый инвестиционный рынок.

– Отсутствие государственной поддержки становления и развития предпринимательства и т. д.

– Большая инфляция, достигшая 840 % в 1993 г.

Российская экономика — это экономика переходного периода и преобразования, которые происходят в экономике РФ, напрямую связаны с трансформацией самого Российского общества. Одной из главных целей трансформации является создание экономики с рыночными отношениями. Россия выбрала в начале 90-х гг. свой механизм преобразования экономики — «шоковая терапия». Сегодня можно утверждать, что потери от неоправданной «шоковой терапии» оказались очень большими.

Резкая смена экономической политики показала полную неприспособленность субъектов хозяйствования к работе в новых условиях. Либерализация внешнеэкономической деятельности, а затем и либерализация цен привели к тому, что Российский рынок стал стремительно наполняться дефицитной импортной продукцией и в первую очередь так называемыми товарами народного потребления. Ни по цене, ни по качеству и тем более по соответствию цены и качества отечественные товары в своём большинстве не оказались конкурентоспособными своим зарубежным аналогам. При этом и само отечественное промышленное производство не было готово к конкуренции с зарубежными производителями[33].

Становление современного предпринимательства в России необходимо рассматривать поэтапно. Первый этап 1991–1998 гг. (зарождение и развитие); второй этап 1998–2007 гг. (стабилизация и экономический рост); третий этап 2008 г. (начало экономического кризиса), что связано с мировым экономическим кризисом, который повлёк кризис реального сектора экономики. Можно говорить о четвёртом этапе развития российского предпринимательства в новых геополитических условиях после 2014 года.


Экономической основой развития предпринимательства на первом этапе стала реабилитация (законодательное признание) частной собственности и масштабная приватизация государственного имущества.

Учитывая экономический кризис в стране, отсутствие чёткой правовой базы, регламентирующей становление предпринимательства на первом его этапе развития, наличие всеобщей нарастающей коррумпированности, деградации культуры, ценностной ориентации отдельных представителей общества, психологической неготовности самого населения жить и заниматься предпринимательской деятельностью в новых условиях, сам процесс образования предпринимательских структур приобрёл нецивилизованные, искажённые и частично незаконные методы, что подтверждает теневую направленность развития предпринимательства на постсоветском пространстве.

Доминирующей моделью экономического поведения субъектов предпринимательства на протяжении первого этапа являлась ориентация на выживание.

Основными закономерностями, характеризующими развитие предпринимательства на втором этапе, являлись[34]:

– Усиление государственного влияния на большой бизнес.

– Усиление роли государственного заказа для всех форм предпринимательских структур.

– Легализация деятельности участников теневого сектора экономики, достигших определённого уровня развития своего бизнеса и имеющих в своих активах основные фонды, оборудование и т. д.

– Легализация теневого капитала в официальном секторе экономики.

– Углубление процесса сращивания субъектов предпринимательства с представителями государственных структур, используя коррупционный механизм.

– Появление нового сегмента малого предпринимательства — ИПБОЮЛ, что вместе с введением специальных режимов налогообложения положительно повлияло на развитие МП.

– Появление системообразующего сегмента теневой деятельности на рынке потребительских товаров — сегмент контрафактной продукции.

Доминирующей моделью экономического поведения субъектов предпринимательства на втором этапе являлась ориентация на развитие цивилизованного бизнеса и окончательное формирование многоуровневой системы межхозяйственных связей, объединяющей малый и большой бизнес.

Развитие предпринимательства на третьем этапе связано в первую очередь с мировым финансовым и экономическим кризисом 2008 г., который повлёк за собой кризис реального сектора экономики. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на предпринимательскую деятельность, необходимо отнести: снижение ликвидности; неплатежи; низкая инвестиционная активность; снижение покупательской способности населения и предприятий.


Необходимо отметить, что в связи с экономическим кризисом в деятельности субъектов предпринимательства проявились следующие тенденции[35]:

– Консервация проектов, которые были направлены на развитие и расширение бизнеса (замораживание инвестиционных проектов, вложения в инфраструктуру, наём и обучение персонала, внедрение новых технологий, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т. п.).

– Сокращение инвестиционных и налоговых расходов.

– Увеличение представителями МП объёма привлечённых заёмных средств с нелегальных кредитных рынков, что связано с резким уменьшением кредитных услуг легального рынка кредитования.

– Увеличение доли теневой составляющей субъектов МП с целью уменьшения издержек легальной деятельности.

– В строительстве — увеличение незавершённого производства.

– Возврат к бартерным операциям.

В настоящее время (после 2014 года) наступил новый этап развития предпринимательства, связанный с новой геополитической обстановкой. В ней есть как значительные негативные, так и позитивные факторы. В числе первых помимо замедления производства внутри страны следует учесть вложение значительных ресурсов России в поддержку Крыма. По оценкам экспертов, присоединение полуострова обошлось бюджету в сумму до 1 триллиона рублей, и в ближайшее время затраты будут только возрастать. Ещё более сильное и долгосрочное влияние на российскую экономику оказывает потеря доверия западных инвесторов и отток иностранного капитала.

Последствия от кризиса имели и положительные аспекты[36].

Во-первых, пошёл процесс формирования конкурентоспособных компаний, в том числе за счёт консолидации активов в различных секторах экономики (включая банковский сектор, розничную торговлю, строительство). Стабильность развития в этих сферах способствовало созданию новых рабочих мест.

Во-вторых, финансовые организации стали более эффективными, уделяя больше внимания показателям надёжности. Это повысило устойчивость нашего банковского сектора в целом, делая его более привлекательным для инвесторов и вкладчиков.

В-третьих, в условиях падающего спроса российские компании были вынуждены снижать издержки производственной деятельности, что также заставляет максимально быстро привести структуру производства, технологии и управление в самый современный вид. Таким образом, энергоэффективность и производительность труда сможет подняться до уровня, который позволит конкурировать с наиболее успешными зарубежными компаниями.


В-четвёртых, подтолкнуло модернизацию в тех сферах, где мы действовали слишком медленно: это касается образования и здравоохранения, судебной реформы, технического регулирования, перехода на «цифру» — на «цифровые технологии».

Необходимо отметить, что в условиях кризиса необходимо активно участвовать в разработке новых правил игры в мировой экономике — для получения максимальных выгод для себя и для продвижения новой идеологии, обеспечивающей демократичность и устойчивость глобальной финансовой архитектуры. Должно быть больше финансовых центров, больше резервных валют, больше механизмов коллективного принятия решений.

Происходящие сегодня реформы в Российской Федерации говорят о переходном периоде развития экономических отношений, в том числе и предпринимательства..

На сегодняшнем этапе эффективность российской экономики во многом зависит от состояния добывающих отраслей, при этом основной вклад вносят экспортно-ориентированные отрасли и в первую очередь нефтяная и газовая. То есть сегодня не получается порвать с зависимостью национальной экономики от цен на мировые энергоносители. Продолжается наращивание влияния государства на национальную экономику, в частности, в таких областях, как нефтедобыча, авиастроение, машиностроение и автомобилестроение, а также банковский сектор. Это влияние государство обеспечивает через своё участие как акционер, в т. ч. создание госкорпораций.

Одной из важных и трудноразрешимых проблем построения рыночных отношений в российской экономике является проведение структурных преобразований её отраслевого хозяйства, ранее ориентированного на индустрию производства и добывающие отрасли. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить эти перекосы.

Экономика страны находится в 2018 году в довольно сложном состоянии, однако ситуация в корне отлична от кризиса 1998 г. На тот момент Россия не обладала теми внутренними резервами для выхода на мировые рынки, теми производственными мощностями, которые имеются сейчас. В условиях жёсткой конкуренции на мировых рынках товаров и услуг для России завоевание и удержание своих позиций возможно на основе внедрения инноваций и перехода от сырьевого к интеллектуальному производству.

Заключение

Таким образом, подводя итог работе, можно сделать следующие выводы.

Ставшие толчком к появлению предпринимательства в современном его понимании географические открытия средних веков явились результатом устремления европейских предпринимателей к получению прибыли за счет торговли с Индией.


Сверхприбыльность торговли колониальными товарами вызвала все возрастающую потребность купцов в новых кораблях, вооружении и оснащении, что привело к росту промышленности ряда стран, производивших эти товары и, в первую очередь, Нидерландов, обладающих развитой металлургией, ткацким производством и кораблестроением.

Развитие промышленного производства в Нидерландах вызвало рост буржуазии в этой страны, которая выступила основной силой в борьбе Нидерландов за независимость от Испании.

Новые географические открытия обогатили европейскую науку многими знаниями, а растущая промышленность стимулировала рост прикладной науки.

Конкурентная борьба за обладание новыми землями привела предпринимателей Голландии, а затем Англии, к пониманию необходимости объединения усилий и торгового капитала. Это понимание вылилось в создание крупнейших в истории человечества того времени Ост-Индских торговых компаний.

США исторически создавались как страна, на развитие которой не оказывало сильное влияние европейская политика, но включенная в сферу экономического обмена с Европой.

Будучи изначально обеспеченной главным ресурсом экономики средневековой экономики — плодородной землей, — предприниматели США для получения высоких прибылей использовали не землевладение, а торговлю.

Для достижения высоких прибылей предприниматели активно вкладывали средства в развитие транспортных коммуникаций, создав необходимую инфраструктуру для эффективного товарообмена.

Возможность осуществления свободной и самостоятельной хозяйственной деятельности каждого гражданина, обусловленная историческими обстоятельствами, способствовала развитию предпринимательства в стране.

Американские предприниматели достаточно быстро поняли преимущества корпоративных форм организации бизнеса, создав уже к началу ХХ века мощные предпринимательские корпорации. Американская общественность также поняла это, и американские законодатели создали развитую систему законодательства, ограничивающие деятельность корпораций рамками, обеспечивающими социально-экономическую эффективность их работы.

Американское государство выступает в качестве активного участника хозяйственной жизни страны, осуществляя активное регулирование бизнеса в стране и защищая его интересы во всем мире. Для регулирования предпринимательской деятельности используется широкой арсенал инструментов прямого и косвенного воздействия — государственные закупки, налоги, дотации, государственные заказы, налоговые льготы, поддержка науки и образования и т.п.