ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Основные понятия и определения
1.Определение печатного процесса. Принципы классификации способов печатания.
2.Современное состояние развития печатных процессов.
3.Контроль издательства за печатанием тиража размещенных заказов в типографии.
1. Определение печатного процесса. Принципы классификации способов печатания. Печатание — это многократное получение одинаковых изображений с заданными параметрами качества путем переноса краски с печатной формы (непосредственно или через промежуточную поверхность) на запечатываемый материал (бумагу, картон, полимерные пленки, металлическую фольгу и т. д.). Получаемое при этом изображение называется оттиском.
Общей задачей процесса печатания является воспроизведение с необходимой точностью изображений (текста или иллюстраций), находящихся на печатной форме.
Основными признаками печатного процесса являются:
1)перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал (воспринимающую поверхность) и ее закрепление на нем;
2)многократность получения оттисков (тираж) и их идентичность.
Перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал в большинстве случаев осуществляется под давлением и реже под действием других сил (электрических).
Общепринятой классификации способов печатания не существует. Наиболее распространена классификация по принципу пространственного расположения на форме печатающих и пробельных элементов. Именно с этой точки зрения характеризуются высокая, плоская, глубокая печать и их разновидности.
Современная классификация печатных процессов предложена В. С. Лапатухиным. В основу данной классификации положена совокупность признаков, позволяющих объективно оценить возможности существующих и перспективных способов печатания с точки зрения результативности всего полиграфического процесса, т. е. информативности (ограниченная, повышенная, высокая, наиболее высокая). При этом под информативностью способа печатания понимают его способность в определенный отрезок времени обеспечивать общественность разнообразной печатной продукцией (общественно-политической, научно-технической, художественноизобразительной и т. д.)
К чисто техническим признакам способа изготовления печатной продукции относятся следующие классификационные признаки:
1)метод переноса краски на запечатываемый материал — прямой (контактный), косвенный (офсетный) и бесконтактный (струйная печать);
2)принцип печатания, отражающий особенности взаимосвязи формного и печатного процесса — печатание с постоянной формы (высокая печать), с переменной формы (офсетная), без печатной формы (струйная);
3)способ получения печатного изображения, подразумевающий использо-
вание определенного механизма образования печатающих и пробельных элементов,
а также учитывающий такие факторы, как специфические особенности печатной формы (гибкая, эластичная, не требующая увлажнения и т. д.), использование при печатании особых физических или физико-химических эффектов, обусловливающих отличительные печатные возможности или быстродействие процесса.
В данной классификации признак информативности определяет степень оперативности полиграфического технологического процесса и качество художествен- но-технического исполнения издания, тогда как чисто технические особенности характеризуют быстродействие и печатно-изобразительные возможности процессов формирования изображения.
2. Современное состояние развития печатных процессов. Главным на-
правлением перспективного развития отрасли будет сокращение количества различных вариантов печатания при одновременном расширении технологических возможностей. Применительно к печатным процессам известно 135 технологических вариантов, имеющих в своей основе следующие отличительные признаки:
1)наличие и характер запечатываемого материала.
2)наличие и характер формы, с которой производится печатание.
3)наличие и вид конструктивного элемента, посредством которого реализуется давление при печатании.
Впоследнее десятилетие произошли ощутимые изменение в развитии основных способов печатания. В результате совершенствования формных процессов, улучшения свойств и разработки новых видов материалов, создания высокопроизводительных печатных машин, технологические возможности высокой, офсетной и глубокой печати значительно сблизились. Этому способствует обобщение техно-
логической базы допечатных процессов (компьютерный набор находит примене-
ние во всех способах печатания, а следовательно, текстовые фотоформы пригодны для всех способов равно как и оборудование для их изготовления).
Сближение репродукционных возможностей основных способов печатания привело к утрате доминирующего положения высокой печати. Офсетная печать все шире применяется для выпуска газетной, книжно-журнальной и изобразительной продукции. Часть многокрасочных иллюстрированных журналов, высокохудожественных альбомов изготавливается способом глубокой печати. При этом, учитывая непрерывное нарастание общемирового выпуска печатной продукции можно сказать, что каждый из основных способов печатания будет и в дальнейшем занимать в мировой полиграфии определенное место.
Развитие технологии печатных процессов связано с возникновением таких способов печатания, в которых совместно на более высоком уровне используются принципиальные особенности традиционных способов, например:
1)способ высокой офсетной печати, в котором изображение переносится с рельефной не увлажняемой печатной формы на запечатываемый материал через промежуточную поверхность;
2)прямая плоская печать, при которой изображение с плоской формы передается непосредственно на бумагу без промежуточного звена;
3)офсетная печать без увлажнения, при которой изображение с печатной формы переносится на запечатываемый материал через промежуточное звено без увлажнения;
4)способ глубокой офсетной печати, в котором для переноса изображения
сформы глубокой печати используется промежуточная поверхность;
5)"обращенная" плоская печать, в которой печатающим элементам придаются гидрофильные, а пробельным — гидрофобные свойства.
Одним из приоритетных направлений развития полиграфического производства является автоматизация всех производственных процессов и создание высокоавтоматизированных линий и систем, начиная с обработки текстовой и изобразительной информации и заканчивая переплетными процессами.
Получили широкое развитие также такие способы печатания, как флексографский, трафаретный и электрографический.
3. Контроль издательства за печатанием тиража размещенных заказов в типографии. Контроль издательства за печатанием тиража начинается с заполнения издательской спецификации. Этот документ предназначен для типографии. Он дает возможность ее сотрудникам, планирующим работу в цехах типографии, ознакомиться с особенностями будущего издания. Издательская спецификация — официальный документ. Типография, принимая к производству работу, не имеет права не согласиться с любой из особенностей книги, отраженной в спецификации.
Первая часть спецификации — общая: в ней указываются фамилия автора, название издания, объем и формат здания, его тираж.
Вторая часть — характеристика будущего издания с точки зрения его набора (формат набора, формат верстки, гарнитура, кегль, абзацный отступ и т. д.).
Третья часть спецификации включает сведения о печати будущего издания (способ печати, марка машины, тип комплектовки и т. д.).
Четвертая часть — брошюровка, включает вид фальцовки, способ скрепления блока, вид обрезки, тип обложки.
Пятая часть — переплет, заполняется в случае, если издание планируется выпускать в переплете.
Шестая часть — сведения о материалах на издание (бумаге, картоне, тканях и т. д.).
Седьмая часть — приложение, включает всю дополнительную информа-
цию.
Контроль издательства за выполнение заказа в типографии осуществляется также посредством чистых листов и сигнальных экземпляров.
Чистыми листами называют полностью отпечатанные листы, взятые из тиража данной работы. Чистые листы приходят в издательство из типографии и просматриваются редактором и техническим редактором.
Цель работы с чистыми листами — контроль за тем, как выполнены типографией указания, сделанные техническим редактором при подписании работы в печать, и контроль за качеством печати. Особенно важен контроль за качеством печати иллюстраций. Необходимо помнить, что если тираж издания небольшой, то к моменту поступления чистых листов в издательство печатание поступившего листа бывает уже закончено. Поэтому требовать от типографии исправления мелких недочетов не следует. Другое дело, если при просмотре обнаружится грубая ошибка, искажающая содержание, например, исчезновение буквы или слова, перевернутый рисунок или какие-либо сильные искажения в самом рисунке. В этом случае следует
немедленно поставить в известность заведующего технической редакцией и редактора книги.
Мелкие недочеты необходимо выявить и пометить в чистых листах. Полный анализ этих недочетов обычно производится тогда, когда из типографии приходят сигнальные экземпляры издания.
Сигнальными экземплярами называют несколько экземпляров книги, которые изготовлены из полного комплекта всех тиражных листов данного издания. В момент изготовления сигнальных экземпляров тираж еще не сфальцован и не переплетен. Сигнальные экземпляры даются в издательство для утверждения. Такое утверждение называется выпуском издания в свет. Только при внимательном изучении сигнального экземпляра можно увидеть книгу в окончательном виде, оценить, что сделано хорошо, а что не удалось и выяснить причины. После подписания сигнального экземпляра на выпуск в свет типография приступает к переплетноброшюровочным операциям и сдаче тиража.
Классификация печатной продукции
иосновные этапы ее изготовления
1.Классификация печатной продукции. Авторские и издательские ори-
гиналы.
2.Классификация оригиналов при воспроизведении их полиграфическими методами.
3.Оценка пригодности оригиналов для полиграфического воспроизве-
дения.
4.Основные этапы изготовления полиграфической продукции.
1.Классификация печатной продукции. Авторские и издательские ори-
гиналы.
1.Газетная продукция. Представляет собой периодические издания в виде нескольких не сшитых листов.
2.Журналы — периодические издания определенной тематики. Состоят из одной или нескольких сброшюрованных тетрадей. Журналы подразделяются на тонкие, состоящие из одной-четырех тетрадей, вложенных в обложку и скрепленных скобами и толстые — содержащие более четырех тетрадей, вложенных в обложку и скрепленных через всю толщину проволокой или бесшвейным клеевым способом.
3.Книги и брошюры. Это непериодические издания. Брошюра представляет собой книжное издание объемом свыше четырех, но не более 48 страниц, а книга — такое же издание, но объемом свыше 48 страниц.
4.Листовая продукция. Представляет собой один или несколько листов любого формата без скрепления. К листовой продукции относятся афиши, плакаты, а также буклеты, сфальцованные в 2 и более сгибов.
5.Картографическая продукция. Представляет собой карты разнообразной тематики — картографические, экономические и т. д. Сюда же относят и атласы, представляющие собой по конструкции книги или брошюры.
6.Упаковочная и этикеточная продукция.
7.Акцидентно-бланочная продукция — бланки, билеты, программы и т. д.
8.Беловые товары — альбомы, блокноты, записные книжки и т. д. По конструкции представляют собой брошюры и книги.
От вида печатной продукции зависит и техническая сложность ее издания, которая, в свою очередь, определяется характером воспроизводимых оригиналов. В зависимости от этого различают три группы сложности изданий:
1.Текстовые оригиналы. Кроме текста могут содержать также таблицы, формулы, графические рисунки и т. д.
2.Изобразительные оригиналы. По характеру изображения могут быть штриховыми, растровыми и комбинированными, а по красочности — одно- и многокрасочными.
3.Смешанные оригиналы. Содержат текст и иллюстрации.
Время подготовки печатной машины к печатанию и сам процесс печатания тиража зависит от группы сложности. В принципе, оригиналы всех групп сложности могут быть выполнены любым из основных способов печати. Однако затраты на подготовку к печати, как и сам процесс печатания, будут различаться.
Авторские оригиналы — текстовые и плоские графические или фотографические изображения, предназначенные для полиграфического воспроизведения. В качестве оригиналов иллюстраций автором могут быть представлены: все виды чертежей, их фотокопии и ксерокопии, штриховые наброски и эскизы; штриховые изображения, вырезанные из книг и журналов; негативы с приложением черно-белых контрольных фотоотпечатков с них; цветные слайды.
Издательский оригинал — текстовый или изобразительный материал, прошедший редакционно-издательскую обработку и подготовленный к сдаче на полиграфическое предприятие для изготовления печатной формы.
2. Классификация оригиналов при воспроизведении их полиграфиче-
скими методами. Оригиналом в полиграфии называется изображение, изготовленное тем или иным способом, которое пригодно для полиграфического воспроизведения. Оригиналы классифицируются:
1.По цветности: а) черно-белые;
б) цветные (воспроизводятся обычно в 4, 6, 8 красок).
2.По характеру изобразительных элементов:
а) штриховые; б) тоновые;
в) комбинированные.
В штриховых оригиналах изображение передается отдельными элементами: точками, штрихами, пунктирными линиями, одинаково отражающими свет. Переходы от света к тени передаются в штриховом оригинале элементами различной толщины и частоты. Например, на более светлых участках штрихи тоньше и пробелы между ними шире.