Файл: ЧС и радбез. Курс лекций 2014.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 418

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нахарактеристикерадиоактивногозагрязненияокружающейсреды;

анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и соблюдения норм, правил и гигиенических нормативов;

вероятностирадиационныхаварийиихпредполагаемоммасштабе;

степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз.

Радиационная безопасность населения обеспечивается созданием безопасных условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям гигиенического норматива «Критерии оценки радиационного воздействия» и санитарных норм и правил «Требования к радиационной безопасности»; установлением квот на облучение от разных источников; организацией радиационного контроля; эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии; организацией системы информации о радиационной обстановке.

Обеспечение радиационной безопасности является государственной задачей, организуется в целях защиты населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений, а внешней среды – от загрязнения радиоактивными веществами при эксплуатации радиоизотопных устройств, при использовании радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений.

Обеспечение радиационной безопасности осуществляется постоянно и достигается проведением специальных мероприятий, которые включают:

• установление и поддержание режима радиационной безопасности;

• контроль за состоянием радиационных объектов.

Радиационнаябезопасностьнаобъектеивокругнегообеспечивается:

• за счет качества проекта радиационного объекта;

• обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

• физической защиты источников излучения;

• зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

• условий эксплуатации технологических систем;

• разрешений уполномоченных государственных органов на практическую деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения.

155


При нормальных условиях облучения контроль за источниками осуществляется таким образом, чтобы дозы облучения населения были ниже допустимых уровней, предписанных нормами. При этом контроль доз облучения населения является средством осуществления контроля над источником, а удержание облучения ниже допустимых уровней не требует ограничения человеческой деятельности.

Вслучае ядерной или радиационной аварии количество выброшенных радиоактивных веществ не поддается контролю. Это приводит к облучению населения дозами, превышающими основные дозовые пределы для нормального облучения. В этих условиях принцип не превышения основных дозовых пределов не может быть обеспечен путем исправительных действий, направленных на осуществление контроля над источником, и поэтому ограничение последующего облучения осуществляется защитными мероприятиями, применяемыми как к окружающей среде, так и к человеку. Эти мероприятия связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного функционирования территории, то есть являются вмешательством, влекущим за собой экономический и экологический ущерб, а также риск неблагоприятного воздействия на здоровье населения.

Вмешательство – любое действие, направленное на снижение или предотвращение воздействия излучения от источников, которые вследствие аварии вышли из-под контроля.

Основные принципы радиационной безопасности для нормальной деятельности с некоторыми изменениями акцентов применяются и для ситуаций вмешательства. Единственный их компонент, который нельзя применять, – это предел дозы облучения отдельных лиц из числа населения.

Воснове принятия решений по вмешательству лежат три следующих общих принципа.

1. Вмешательство должно быть обоснованным, т. е. введение защитной меры должно принести больше пользы, чем вреда (принцип оправданности вмешательства).

2. Уровень, при котором вводится вмешательство, и уровень, при котором оно затем прекращается, должны быть оптимизированы с тем, чтобы добиться максимальной выгоды (принцип оптимизации вмешательства).

3. Должны быть приняты все возможные меры для предотвращения серьезных детерминированных эффектов посредством ограничения доз ниже пороговых значений для этих эффектов.

156

Вмешательство осуществляется при использовании одного или нескольких защитных мероприятий: организация укрытий и убежищ; назначение препаратов стабильного йода; эвакуация; отселение; защита органов дыхания; использование индивидуальной защитной одежды; индивидуальная санитарная обработка; контроль доступа в загрязненные районы; контроль загрязненности воды и пищевых продуктов и запрет (или ограничение) на отдельные пищевые продуты; дезактивация местности и имущества; изменение профиля сельскохозяйственного и промышленного производства.

Перечисленные защитные мероприятия сами по себе имеют негативные стороны, так как нарушают привычный уклад общественной и экономической жизни, а иногда оказывают прямое вредное воздействие на здоровье и самочувствие людей. Все они ограничивают свободу деятельности и выбора и отвлекают ресурсы, которые могли бы быть направлены на решение других социальных задач. Таким образом, при решении вопроса о введении той или иной конкретной защитной меры требуется оценить как пользу этой меры в терминах снижения риска, так и вред (принцип оправданности вмешательства).

Выбрать оптимальную стратегию – это минимизировать суммарный риск, или получить максимальный выигрыш на единицу затрат.

Сложность оптимального выбора в том, что почти всегда уменьшение одного риска сопровождается увеличением другого. Так, например, установление жестких радиационных критериев на продукты питания может привести к их недостатку в рационе, а эвакуация населенного пункта приводит не только уменьшению дозы, но и к изменению привычного уклада жизни, стрессам и связанным с этим ухудшением здоровья.

Кроме того, степени риска, следующие за выполнением различных мер защиты, сильно отличаются друг от друга. По этой причине невозможно установить один приемлемый во всех случаях уровень вмешательства. Поэтому для каждого защитного мероприятия по соображениям радиационной безопасности целесообразно определить нижний уровень дозы (ниже которого введение защитной меры нецелесообразно, так как ущерб, наносимый вмешательством, превосходит вред от предотвращаемого облучения) и верхний уровень дозы (при котором обязательно следует предпринять выполнение данной защитной меры, так как ущерб от облучения больше ущерба, наносимого самим вмешательством). Диапазон доз между этими двумя уровнями является тем интервалом, в пределах которого решение о выполнении мер защиты принимается по принципу оптимизации.

157


При принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами:

предлагаемое вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т. е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость (принцип обоснования вмешательства);

форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы, т. е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).

Если предполагаемая поглощенная доза облучения за 2 суток достигнет уровней: для всего тела – 1 Гр, или для отдельных органов: легкие – 6 Гр, кожа – 3, щитовидная железа – 5, хрусталик глаза – 2, плод – 0,1 Гр, – при превышении которых возможны клинически определяемые детерминированные эффекты, то необходимо срочное вмешательство (меры защиты).

При хроническом облучении в течение жизни защитные мероприятия становятся обязательными, если годовые поглощенные дозы превышают для органов или тканей: гонады – 0,2; хрусталик глаза – 0,1; красный костный мозг – 0,4 Гр. Превышение этих доз приводит к серьезным детерминированным эффектам.

?

1.Назовите принципы и критерии радиационной безопасности населения.

2.Каковы основные положения Законов Республики Беларусь и других правовых документов по радиационной безопасности населения?

3.Гигиенический норматив «Критерии оценки радиационного воздействия». Допустимые уровни облучения.

4.Приведите Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов в воде, воздухе, продуктах питания.

5.Что такое уровни вмешательства?

158

Лекция 10. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, ВЫЗВАННЫЕ ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ

10.1.Возможный характер современной войны и ее последствия для человеческой цивилизации.

10.2.Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва.

10.3.Обычное оружие и его поражающие факторы.

10.1.Возможный характер современной войны

и ее последствия для человеческой цивилизации

За последние годы в мире произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке. Несмотря на определенное смягчение международной обстановки, военная опасность для многих стран планеты сохраняется. Наблюдается даже рост количества вооруженных конфликтов, что связано в первую очередь с нарушением военного равновесия в мире.

Принятые решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снизили вероятность массированного применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах.

В результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Республики Беларусь действительно уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться и при определенных условиях может перерасти в военные конфликты различной интенсивности.

Главными возможными источниками военной опасности и военной угрозы для Беларуси сегодня могут стать:

территориальные претензии;

стремление к захвату национальных богатств;

стремление определенных государств и коалиций к разрешению конфликтов силовыми методами;

действия других государств по дестабилизации внутриполитической обстановки;

расширение военных союзов и нарушение международных договоров;

159


распространение оружия массового поражения, появление нового оружия;

нестабильность военно-политической обстановки;

расширение масштабов терроризма.

Согласно прогнозам, военные конфликты могут возникнуть в связи с развернувшейся борьбой транснациональных сил за источники сырья и сохранение контроля над распределением сокращающихся энергоресурсов и за их новый передел на планете.

Каким же может быть характер новых возможных войн и вооруженных конфликтов?

Впоследнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что появились новейшие технологии, высокоточное оружие на новых физических принципах, что неизбежно изменит характер будущей войны.

Характерные черты современных войн. К таковым относятся:

скрытность подготовки агрессии и решительность поставленных целей, применение всего арсенала средств вооруженной борьбы, ведение ее во всех сферах (на суше, море, в воздухе и космосе) при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения и информационной борьбы, активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении, огневое поражение важнейших объектов экономики и инфраструктуры государства на всю глубину их размещения.

Важной особенностью военных конфликтов XXI века является предпочтение так называемым дистанционным действиям, которые, в отличие от контактных, сводят до минимума боевое соприкосновение

спротивником, повышая удельный вес поражения на дальних подступах (например, без вхождения в зону ПВО). Это может, очевидно, привести к исчезновению четкого разделения фронта и тыла.

Всвязи с этим в концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах, прежде всего не летального воздействия, к которым можно отнести:

– лазерное оружие;

– источники некогерентного света;

– СВЧ и инфразвуковое оружие;

– средства радиоэлектронной и информационной борьбы;

– высокоточное оружие нового поколения;

160


метеорологическое, геофизическое и биологическое оружие нового поколения;

оружие электромагнитного импульса.

Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10–15 лет, а в некоторых странах, возможно, и раньше, существенно обесценят роль ядерного, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное и обычные средства поражения.

Военные теоретики не исключают полностью возможности применения ядерного и других видов оружия массового поражения. Военными доктринами всех ядерных государств предусматривается так называемое ограниченное применение ядерного оружия.

Следует учитывать, что и обычное (неядерное) высокоточное оружие может вызвать последствия, соизмеримые с результатами применения традиционного оружия массового поражения. Это обусловлено тем, что в ходе военных действий целями будут не только военные объекты (например, пусковые установки, аэродромы и т. д.), но и объекты экономики, пункты управления, узлы связи, транспортные узлы, энергосистемы, оборонные предприятия, системы жизнеобеспечения населения. Выборочные ракетно-бомбовые удары по наиболее уязвимым местам – промышленным объектам, хранилищам АХОВ и радиоактивных отходов, АЭС и т. п. – могут нанести урон, сравнимый с последствиями ядерной катастрофы. Например, бомбардировки в 1943–1945 гг. городов Дрездена, Гамбурга, Токио привели в каждом из этих городов к жертвам не меньшим, чем атомные атаки на Хиросиму и Нагасаки.

Ныне аналогичный эффект может вызвать использование даже в небольших масштабах высокоточного оружия по системам безопасности атомного реактора или хранилищам радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Разрушение систем теплоотвода от активной зоны реактора способно вызвать выброс до 90% радиоактивных элементов и привести к радиоактивному загрязнению территории площадью от 237 до 410 тыс. кв. км.

Новые вооруженные силы будут использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности активно сопротивляться. Главное при этом – поразить его наиболее важные объекты экономики и инфраструктуры. Это может решаться: проведением специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования,

атакже использованием средств радиоэлектронной борьбы.

Кхарактерным особенностям современных войн относятся:

161