ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 417
Скачиваний: 0
в международном масштабе. Этими вопросами занимаются следующие организации.
1.Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ). Она образована в 1928 году и является органом, который разрабатывает правила работы с радиоактивными веществами, основы радиационной безопасности и, в первую очередь, принципы и подходы нормирования.
2.Национальная комиссия по радиационной защите (НКРЗ), созданная в Беларуси в 1991 году. Ее задача – обобщение материалов и научное обоснование принципов защиты, а также разработка основных концепций новых норм и правил радиационной безопасности.
3.Научный комитет по действию атомной радиации (НКДАР), созданный Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1955 года для оценки в мировом масштабе доз излучения, их эффекта и связанного с ними риска. Он является только источником сведений по радиации, на основе которых МКРЗ и НКРЗ разрабатывают соответствующие нормы и рекомендации.
4.Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), специальная организация ООН, созданная в 1957 году для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Объединяет 114 государств. Главная цель МАГАТЭ – препятствовать распространению ядерного оружия, осуществлять контроль за тем, чтобы не допустить применения атомной энергии в военных целях.
9.2.ЗаконодательствоРеспубликиБеларусьпорадиационной безопасности. Допустимые уровни облучения
В Республике Беларусь разработана и претворяется в жизнь Государственная программа преодоления последствий Чернобыльской катастрофы. В ее основу положено:
–осуществление комплекса мер по максимальному снижению дозы радиоактивного облучения;
–обеспечение сохранности здоровья людей за счет медицинской профилактики оздоровления, социального обеспечения и отселения из населенных пунктов, в которых не соблюдаются критерии безопасного проживания;
–создание безопасных для здоровья человека условий жизнедеятельности в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
148
–повышение качества жизни населения в этих районах;
–научное исследование проблем, связанных с радиационным воздействием на человека и экосистемы.
С целью обеспечения радиационной безопасности населения, в основе которой лежит предупреждение отрицательного воздействия ионизирующих излучений, были приняты законы Республики Беларусь «О социальной защите граждан, которые пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС» и закон «О радиационной безопасности населения». Эти законы и другие нормативные акты определяют политику государства, ориентированную на защиту здоровья пострадавших людей, обеспечение условий жизнедеятельности населения, проживающего на загрязненных территориях, на снижение и преодоление социально-психологических, экономических и экологических последствий катастрофы.
Закон «О социальной защите граждан, которые пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС» установил защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы, отселенных и выехавших на новое место жительства с территорий радиоактивного загрязнения, постоянно проживающих в настоящее время на указанных территориях, а также граждан, участвовавших в ликвидации или пострадавших от аварии и ее последствий на других объектах гражданского или военного назначения.
Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает правовой режим территорий Республики Беларусь и направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий.
Закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения, направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующих излучений.
Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений являются:
149
–принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений;
–принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию всех источников ионизирующих излучений, при которых полученная доза для человека и общества не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественным радиационным фоном излучения;
–принцип оптимизации – поддержание на допустимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
–уровни вмешательства должны обеспечивать предотвращение ранних и ограничение поздних медицинских последствий;
–предлагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
–виды и масштабы деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Законом устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Республики Беларусь в результате воздействия источников ионизирующего излучения:
–для населения средняя годовая эффективная зона равна 1 мЗв, эффективная доза за период жизни (70 лет) – 70 мЗв (7 бэр); в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за 5 последовательных лет, не превысит 1 м3в;
–для работников средняя годовая эффективная доза равна 20 мЗв, эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 Зв; допустимо облучение в размере годовой эффективной дозы до 50 мЗв при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за 5 последовательных лет, не превысит 20 мЗв.
Гигиеническая регламентация облучения населения и персонала осуществляется гигиеническим нормативом «Критерии оценки ради-
150
ационного воздействия». Этот норматив устанавливает пределы облучения, поступление и содержание радионуклидов в организме лиц, работа которых связана с источниками ионизирующих излучений, а также населения в целом, допустимые концентрации радионуклидов в атмосферном воздухе и воде, продуктах питания. Норматив предусматривает следующие основополагающие принципы радиационной безопасности:
•не превышение основного дозового предела;
•исключение всякого необоснованного облучения;
•снижение дозы облучения до возможно низкого уровня.
При установлении основных дозовых пределов гигиенический норматив «Критерии оценки радиационного воздействия» выделяет следующие категории облучаемых лиц:
–персонал (профессиональные работники атомной энергетики, изотопных лабораторий, радиотерапевтические специалисты, ликвидаторы радиационных аварий и другие, постоянно или временно работающие с источниками ионизирующих излучений).
Для этой категории установлен предел дозы (ПД) общего облучения 20 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв/год;
–все население, включая лиц из персонала, вне сферы и условий их производственной деятельности. Для этой категории установлен предел дозы общего облучения 1 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв/год.
Основные пределы доз не включают в себя дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие радиационных аварий. На эти виды облучения устанавливаются специальные ограничения.
Вгигиеническом нормативе «Критерии оценки радиационного воздействия» предусмотрено дифференцированное нормирование дозовых пределов облучения для различных критических органов человека, объединенных в зависимости от их радиочувствительности в три группы:
I – все тело, гонады, красный костный мозг;
II – мышцы, щитовидная железа, легкие, печень, селезенка, желу- дочно-кишечный тракт, хрусталики глаз;
III – кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, голени и стопы.
Критический орган – это ткань, орган или часть тела, облучение
151
которых может причинить наибольший ущерб здоровью данного лица или его потомству.
Санитарные нормы и правила «Требования к радиационной безопасности» регламентируют требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения.
Правила являются обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь и распространяются на все организации, проектирующие, добывающие, производящие, хранящие, использующие, транспортирующие, перерабатывающие, захоранивающие радиоактивные вещества и другие источники ионизирующего излучения, организации, осуществляющие эксплуатацию, монтаж, демонтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение.
Правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, перепрофилировании и выводе из эксплуатации радиационных объектов.
Помимо перечисленных нормативов на практике используют временно-допустимые уровни и контрольные уровни, которые являются производными от основного базового норматива (для лиц второй категории).
Эти вторичные нормативы регламентируют допустимое содержание радионуклидов на различных этапах включения в цепи миграции, ведущие к человеку.
9.3. Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов в пищевых продуктах, питьевой воде и продукции лесного хозяйства
«Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде» (табл. 11) разработаны с целью снижения дозы внутреннего облучения населения Республики Беларусь, что достигается ограничением поступления радионуклидов с продуктами питания.
«Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 в древесине, продукции из древесины и древесных материалов и прочей непище- войпродукциилесногохозяйства(РДУ/ЛХ-2001)» приведенывтабл. 12.
Таблица 11
152
Республиканские допустимые уровни содержания цезия и стронция в пищевых продуктах и воде (РДУ-99)
|
|
|
Наименования продуктов |
Допустимое содержание |
|
цезия-137, |
стронция-90, |
|
|
Бк/кг, Бк/л |
Бк/кг, Бк/л |
Вода питьевая |
10 |
0,37 |
Молоко и цельномолочная продукция |
100 |
3,7 |
Творог и творожные изделия |
50 |
– |
Сыры сычужные и плавленные |
50 |
– |
Молоко коровье |
100 |
– |
Мясо и мясные продукты: |
|
|
– говядина, баранина и продукты из них |
500 |
– |
– свинина, птица и продукты из них |
180 |
– |
Картофель |
80 |
3,7 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
40 |
3,7 |
Мука, крупа, сахар |
60 |
– |
Жиры растительные |
40 |
– |
Маргарин и жиры животные |
100 |
– |
Овощи и корнеплоды |
100 |
– |
Консервированные продукты из овощей, |
|
|
фруктов и ягод |
74 |
– |
Ягоды дикорастущие |
185 |
– |
Грибы свежие |
370 |
– |
Грибы сушеные |
2500 |
– |
Детское питание всех видов в готовом для |
|
|
употребления виде |
37 |
1,85 |
Фрукты |
40 |
– |
Молоко концентрированное и сгущенное |
200 |
– |
Прочие продукты питания |
370 |
– |
Таблица 12
Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 в древесине, продукции из древесины и древесных материалов
и прочей непищевой продукции лесного хозяйства (РДУ/ЛХ-2001)
|
|
Наименование продукции |
Удельная |
активность, |
|
|
Бк/кг |
Лесоматериалы круглые для строительства жилых зданий |
1480 |
Лесоматериалы круглые прочие |
1480 |
Древесное технологическое сырье |
1480 |
Топливо древесное |
740 |
Пиломатериалы, изделия из древесины и древесных материалов |
|
для строительства стен жилых зданий |
740 |
Пилопродукция, изделия из древесины и древесных материалов |
|
прочие |
1850 |
Прочая непищевая продукция лесного хозяйства |
1850 |
153
Для получения продукции животноводства, отвечающей допустимым уровням радиоактивного загрязнения продуктов питания, рассчитаны нормативы предельно допустимого содержания радионуклидов в конкретных кормах животных.
Уровни вмешательства. Отсутствие единого подхода к ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, наличие серьезных разногласий по вопросам безопасного проживания и трудовой деятельности на загрязненных территориях, дефицит достоверных данных в мировой науке о действии малых доз радиации на население, длительное время проживающее в реальных условиях хронического внешнего и внутреннего облучения (при одновременном действии на организм гаммаизлучения, альфа- и бета-частиц и их комплексного влияния с другими вредными факторами окружающей среды), уникальность и масштабность произошедшей катастрофы требуют определения более жестких критериев проживания по сравнению с действующими.
При разработке критериев проживания исходили из реальных результатов работ по ликвидации последствий катастрофы, отсутствия профилактических мер в первый период после катастрофы, экономических и социальных факторов и определения условий, которые максимально позволяют уменьшить опасность для здоровья населения.
В основу концепции проживания населения на загрязненных радионуклидами территориях положены следующие принципы.
1.Небезопасность любой, даже самой малой, дополнительной дозы радиации для живого организма, что требует обязательного принятия мер по ее снижению. В связи с этим следует говорить не об абсолютной безопасности, а о приемлемом риске.
2.Возможность синергизма или усиления повреждающего действия на организм ионизирующих излучений при совместном действии других повреждающих факторов внешней среды.
3.Отсутствие условий для одновременного переселения большого количества населения в чистые регионы и в связи с этим необходимость поэтапного переселения населения.
4.Существование различий в сложившейся радиационной обстановке, наличие химических и других загрязнений среды и другие факторы, требующие индивидуального подхода к условиям проживания в каждом населенном пункте.
5.Максимальное сохранение здоровья населения, национальных и культурных ценностей.
Оценка состояния радиационной безопасности должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»:
154