Файл: Метрология_Марченко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательная и добровольная сертификация. По степени приоритетности проведения сертификация может иметь регулируемый (обязательный) и нерегулируемый государством (добровольный) характер. Степень обязательности сертификации той или иной продукции, услуги или персонала определяется действующим в стране законодательством и требованиями, изложеннымивсоответствующихТНПА.

Информационное обеспечение по вопросам сертификации осуществляет Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС).

Международное сотрудничество в области оценки соответствия осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права.

В международных отношениях в области оценки соответствия Республику Беларусь представляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, выступающий в качестве Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь и органа по аккредитации Республики Беларусь.

Международная сертификация: деятельность ИСО в области сертификации. Документы СМК на полиграфических предприятиях и нормативные документы в области системы менеджмента качества.

3.Управление качеством полиграфической продукции

3.1.Система управления качеством полиграфической продукции

Основным условием повышения эффективности производства является постоянное улучшение качества продукции.

Функциональная схема управления качеством продукции (петля качества). Существует общий принцип управления качеством, при котором учитываются все стадии и этапы жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции — совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Управление качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни изделия.

Управление качеством — это воздействие на производственный процесс создания продукции с целью обеспечения требуемого качества. Такое понимание управления включает в себя три элемента: субъ-

ект управления (кто воздействует), объект управления (на что направ-

лено воздействие) и сам механизм воздействия.

13


Управление качеством осуществляется путем реализации управ-

ленческих функций. Функции управления качеством следующие:

политика в области качества;

планирование качества;

обучение и мотивация персонала;

организация работы по качеству;

контроль качества;

информация о качестве продукции, потребностях рынка и науч- но-техническом прогрессе;

разработка необходимых мероприятий;

принятие решений руководством предприятия;

реализация мероприятий;

взаимодействие с внешней средой (решение вопросов качества с поставщиками, потребителями, государственными органами).

Все функции тесно связаны между собой, поэтому их последовательная реализация и является процессом управления качеством продукции.

Терминология в области качества. Система управления качеством на основе требований стандартов ИСО серии 9000. Комплекс стандартов ИСО серии 9000:2001. Особенности применения ИСО 9000 на полиграфических предприятиях. В соответствии со стандартом ИСО 9004 жизнь изделия подразделяется на 11 этапов (круг качества):

1) маркетинг, поискииизучениерынка(необходимоустановить, какая продукциянеобходимапотребителю, какогокачестваипокакойцене);

2) проектирование и разработка технических требований, разработка изделия, конструкторская подготовка производства (конструктор устанавливает возможность изготовления продукции, материалы и ориентировочную цену);

3) материально-техническое обеспечение;

4) технологическая подготовка производства;

5) производство;

6) контроль, проведение испытаний и обследований;

7) упаковка и хранение;

8) реализация и распределение продукции;

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь и обслуживание;

11) утилизация после использования.

Показатели качества определены стандартом ИСО 8402–86 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь». Предусмотрено 10 групп показателей:

14


назначения;

надежности;

технологичности;

патентно-правовые;

эргономические;

эстетические;

транспортабельности;

унификации;

безопасности;

экологические.

Данные показатели могут распространяться на объекты, под которыми понимают как изделия (книги, журналы и др.), так и оборудование, на котором их изготавливают.

Качество продукции — это совокупность свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские составляющие продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений (или личного потребления).

Требования к качеству продукции формируются потребителем (покупателем, заказчиком), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются всоответствующихнормативно-техническихдокументахидоговорах.

Обеспечение качеством. Принципы обеспечения качества печатной продукции. Основные факторы качества — технические, административные и человеческие. Для обеспечения качества требуются:

1)необходимая материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и т. д.);

2)квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);

3)глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством в частности.

Два вышеприведенных фактора — активный квалифицированный персонал и материальная база — являются основополагающими для выпуска высококачественной продукции.

Третий необходимый фактор качества — организация и управление предприятием — дополняет этот фундамент и позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором.

15


Обеспечение качества продукции на полиграфических предприятиях определяется целым рядом внутренних факторов: технических, организационных, экономических, социально-психологиче- ских. Важное место среди них занимают организационные факторы, связанные с совершенствованием организации производства и труда. Именно с ними связано использование эффективного подхода к решению проблем качества на предприятии — системного управления качеством.

3.2. Методыоценкиуровнякачествапродукции

Показатель качества продукции — это количественная характе-

ристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Он рассматривается применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности. При этом показатель качества продукции может выражаться в различных величинах, т. е. быть безмерным или иметь наименование (например, интенсивность отказов) и числовое значение. Номенклатура показателей зависит от назначения продукции, например, у многоцелевой она может быть многочленной.

Комплексный показатель качества продукции. Под комплексным показателем качества продукции понимают показатель, относящийся к нескольким ее свойствам.

Интегральным показателем качества продукции называется комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

В соответствии с данными определениями все существующие методы оценки качества промышленной продукции можно подразделить на две группы: дифференциальные — использующиеся в основном при оценке единичного (главного, символизирующего) показателя качества продукции; комплексные — применяющиеся в большинстве случаев.

Комплексную оценку качества можно рассматривать как двухэтапный процесс: первый — оценка простых свойств (дифференциальная оценка); второй — оценка сложных свойств, включая качество в целом.

Основные показатели качества книг, брошюр и журналов:

1) назначения: формат издания, формат полосы набора, кегль шрифта, гарнитура шрифта, тип обложки, способ скрепления, иллюстративность, вид и масса 1 м2 печатной бумаги.

16