Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ психологической поддержки сотрудников бюджетных организаций
1.1.Понятие психологического сопровождения персонала
1.2. Основные направления психологического сопровождения персонала
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕРСОНАЛА В бюджетной организации
2.2. Оценка влияния факторов психологической поддержки персонала на эффективность работы персонала
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕРСОНАЛА В бюджетной организации
2.1. Общая характеристика и факторы внутренней среды КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов»
Красноярское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Красноярский дом-интернат для инвалидов» (КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов») был организован в 1966 году. Первоначально он предназначался для персональных пенсионеров, однако в 1992 году дом-интернат был перепрофилирован на обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов. С апреля 2015 года дом-интернат предназначен для проживания и предоставления социальной помощи инвалидам.
В настоящее время в доме-интернате проживает 108 человек. Жилой фонд дома-интерната состоит из жилых одноместных, и двухместных комнат, расположенных на 1-ом, 2-ом и 3-ем этаже. Здание интерната располагается в березово-сосновой роще, где оборудованы места отдыха для проживающих клиентов.
Рисунок 1 - Организационная структура дома-интерната
Организационная структура КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов» представлена на рисунке 1.
Численность персонала КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов» составляет 56 человек. Структура численности персонала представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура численности персонала КГБУ СО «Красноярский дом- интернат для инвалидов»
Категория персонала |
Численность персонала |
Административно-управленческий персонал |
14 |
Персонал социально-реабилитационного отделения |
7 |
Персонал медицинского отделения |
8 |
Персонал отделения милосердия |
8 |
Персонал хозяйственного отдела |
15 |
Персонал пищеблока |
4 |
Итого |
56 |
Персонал отделений медицинского и социально-реабилитационного отделений дома-интерната имеет специализированное медицинское либо социальное образование, а также проходит периодические курсы повышения квалификации.
Система оплаты труда персонала дома-интерната складывается из двух составляющих: фиксированного оклада и бонусной части. Фиксированная часть заработной платы складывается из следующих составляющих:
- должностной оклад;
- доплата за работу в условиях, отличающихся от нормальных;
- доплата за опыт работы в учреждениях социальной защиты;
- районный коэффициент.
Для выявления проблем, возникающих у персонала дома-интерната при работе с клиентами, при разработке темы выпускной работы было проведено исследование персонала дома-интерната.
Объем выборки составил 50 человек (социальные работники, медицинские работники и хозяйственный персонал). Метод проведения исследования - опрос. Период проведения исследования 15-30 августа 2018 года.
На вопрос «Существует ли, на Ваш взгляд, проблема профессионального риска в социальной работе?» ответы респондентов распределились следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос о существовании рисков
На вопрос о чувствах, возникающих после взаимодействия с клиентами, были получены следующие ответы (рисунок 13):
Рисунок 3 -Чувства, возникающие после взаимодействия с клиентами дома- интерната
Далее респондентам был задан вопрос о том, какими привлекательными характеристиками обладает их работа. Большинство опрошенных высказались в пользу стабильности получения вознаграждения и организации труда (рисунок 4)
Рисунок 4 - Оценка привлекательных позиций в работе
Характеризуя сам трудовой процесс, 50,% респондентов отметило большую интенсивность труда; 30 % думает, что их работа - это очень напряженный труд; а остальная часть респондентов 20% ответили, что слишком много клиентов (рисунок 5).
Рисунок 5- Распределение респондентов в зависимости от характеристик трудового процесса
В ходе исследования респондентам был задан вопрос о том, что они больше всего ценят в своей работе. Ответы представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Ответы респондентов на вопрос о том, что они больше всего ценят в своей работе
Значительная часть респондентов (53,8%) больше всего ценит в своей деятельности достигнутые результаты; 34% - коллективную работу; лишь 14,2% - личный успех. Направленность специалистов на успешный результат и работу в команде выступают залогом эффективной профессиональной деятельности.
И, наконец, был задан вопрос, о том, что может нейтрализовать эмоциональную и физическую напряженность, возникающую при взаимодействии с получателями социально-бытовых услуг дома-интерната. Ответы представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 -Факторы, способствующие снятию напряженности персонала, оказывающего социально-бытовые услуги, %
Проведенный опрос позволил выявить проблемы, возникающие у персонала КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов» при работе с клиентами учреждения. Тем не менее, большинство респондентов подчеркнули, что им нравится работа (91,1%), работа безразлична и не нравится лишь для 8,9 % опрошенных. В этой связи разработка стратегии внутреннего маркетинга становится особенно актуальной.
2.2. Оценка влияния факторов психологической поддержки персонала на эффективность работы персонала
Говоря об эффективности работника, часто имеют в виду не только достижение им необходимых производственных и качественных показателей, но и наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии и др.).
Таким образом, под эффективностью мы понимаем соответствие того, что делает работник, целям организации и установленным требованиям; выполнение работы наиболее рациональными и экономичными методами (способами) и наиболее полное использование возможностей (способностей, знаний, умений) работника.
Современный подход к оценке работы персонала исходит из того, что мало измерить конечные рабочие результаты, следует также определить и то, в какой мере работник проявляет такие качества и демонстрирует такое рабочее поведение, которые являются условием эффективной работы. Поскольку оценка работы нацелена на последующие корректирующие меры, то при комплексном подходе объектом анализа становятся и те факторы, которые оказывают прямое или косвенное влияние на труд персонала.
Рассмотрим факторы, влияющие на профессиональную эффективность работников.
Для построения системы оценки, работающей на развитие организации и помогающей достичь ее краткосрочные и стратегические цели, необходимо ясно понимать, какие факторы оказывают влияние на эффективность труда персонала.
Эти факторы можно разделить на две большие категории:
- факторы, действующие со стороны работника;
- факторы, действующие со стороны организации
Таблица 2 - Факторы, оказывающие влияние на эффективность труда
Со стороны работника |
Со стороны организации |
|
|
Факторы, влияющие на эффективность со стороны работника:
Способности. Профессия социального и медицинского работника требует от персонала специализированных знаний, умений и навыков. Не каждый человек может ежедневно сталкиваться с людьми, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию и сохранять при этом высокий уровень работоспособности.
Личные и деловые качества. Успешное выполнение обязанностей по оказанию социально-бытовых услуг требует наличия у работника определенного уровня личностной зрелости, достаточного развития моральных качеств, а также высокого уровня развития деловых качеств: ответственности, исполнительности, настойчивости, инициативности и др. Среди личных качеств социального работника можно выделить эмпатию, то есть способность к сопереживанию.
Мотивация. Возможность получения морального и материального удовлетворения в процессе труда в организации наиболее значимых потребностей работника оказывает мощное влияние на его отношение к делу и результаты деятельности. Нематериальная мотивация играет существенную роль особенно в сфере социально-бытового обслуживания, где размеры зарплаты невелики. Но это лишь подтверждает мнение о том, что в сфере медицины и социального обслуживания работают люди, по-настоящему влюбленные в свою профессию.
Отношения с непосредственным руководителем и вышестоящим руководством. Высокий уровень взаимопонимания с непосредственным руководителем, доверие к нему и стремление сотрудничать с ним в значительной степени определяют степень удовлетворенности работника выполняемой работой, его отношение к организации и готовность работать с полной отдачей сил для достижения поставленных целей.
Отношения с коллективом. Отношения, сложившиеся в трудовом коллективе, являются тем эмоциональным фоном, на котором протекает трудовая деятельность работника. Положительный психологический климат способствует формированию настроя на максимальную отдачу.
Трудовая этика и мораль. За трудовой этикой и моралью стоит отношение человека к делу, которое определяет, как будет выполняться работа.
Профессиональные знания и навыки. В доме-интернате оказываются не только социально-бытовые, но и медицинские услуги. Но, необходимо отметить, что эти услуги предоставляются в ограниченном количестве и за специализированной медицинской помощью приходится обращаться в медицинские организации.
Состояние здоровья. Здоровье людей, работающих в организации, это важнейшее условие высокой отдачи от их труда.
Отношение к работе и к организации со стороны значимых знакомых или членов семьи работника. Если члены семьи работника или его знакомые, негативно относятся к выполняемой им работе в данной организации, то это может негативно повлиять на его отношение к профессиональным обязанностям и негативно отразиться на рабочих показателях.
Каждый из перечисленных факторов вносит свой вклад в уровень рабочих результатов людей, работающих в организации. Между тем, слабое развитие какого-либо отдельного фактора необязательно будет существенным образом сказываться на эффективности работы. Недостаток позитивного влияния одних факторов может в определенной мере компенсироваться за счет большего вклада со стороны других.
Значимость человеческих ресурсов в сфере услуг требует особого отношения к оценке удовлетворенности персонала своей работой, особенно сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами. Данное обстоятельство связано с тем, что удовлетворенность работников не только влияет на организационную эффективность, социальную стабильность в коллективе в целом, но и является одной из основных составляющих качества предоставляемой услуги, а значит, и удовлетворенности клиентов обслуживанием. Только персонал, удовлетворенный важнейшими параметрами своей работы, сможет проявлять отзывчивость, уверенность и сопереживание в контактах с клиентами, что является основной характеристикой социально бытовых услуг.