ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.08.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
25.Социальная структура общества, ее элементы.
26.Политическая система общества. Типы государств, формы государственного правления и устройства.
27.Сущность формационного подхода к историческому процессу. Понятие и структура общественно-экономической формации.
28.Цивилизационный подход к истории. Культура и цивилизация, их соотношение. Типология культур и цивилизаций.
29.Проблема человека в философии. Человек, личность, индивидуальность.
30.Общественное сознание и его структура.
31.Общественное и индивидуальное сознание (общее, различие, взаимосвязь).
32.Уровни общественного сознания; общественная психология и идеология.
33.Формы общественного сознания, их различие и взаимосвязь.
34.Социальный прогресс и его критерии.
35.Глобальные проблемы современности; глобализация и глобальные проблемы.
Контрольные тесты
Вариант № 1
Тест № 1
1.Правильно ли будет утверждать, что понятие философии охватывает более широкий круг явлений, чем понятие мировоззрения?
а) да; б) нет.
2.Что в объективном идеализме является объективным?
а) идея; б) материя; в) бог; г) разум.
3. Какое из философских течений отрицает познаваемость мира?
а) материализм; б) субъективный идеализм; в) агностицизм; г) неотомизм.
4.Выберите из предложенных вариантов: 1) общее в философии
ирелигии; 2) различия между ними:
а) объект исследования;
37
б) духовный мир человека; в) творчество; г) научность;
д) аргументированное доказательство; е) принятие на веру; ж) следование традициям;
з) проблемы мировоззрения.
5.Какое из нижеперечисленных определений философии первоначально?
а) душа культуры; б) учение о мудрости; в) любовь к мудрости;
г) форма теоретического мировоззрения; д) учение о первосущностях.
6.Выделите положения, где выражено обывательское понимание материализма:
а) материализм – принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;
б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;
в) материализма – это практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.д.
7.Метафизический метод мышления (познания) противоположен диалектическому потому, что:
а) отрицает движение, развитие; б) допускает логические противоречия;
в) по-разному представляют источник (движущую силу) движения, развития.
Тест № 2
1. По Канту, пространство и время – это:
а) свойства человеческого сознания, благодаря которым возможно познание природы;
б) всеобщие формы бытия материи, выражающие координацию материальных объектов и их состояний;
в) пространство – это чистая протяженность, время – чистая длительность, в которых как бы помещены материальные объекты.
2. Основная задача философии, по Канту:
а) поиск первоначала всего сущего; б) истолкование истин Святого Писания;
в) критика способности человеческого разума познавать природу, его границы и возможности.
38
3.Выделите суждения, соответствующие нравственной позиции Канта. Быть нравственным – это значит:
а) стремиться к счастью; б) быть добродетельным; в) стремиться к благу; г) следовать долгу.
4.По Канту, категории – это:
а) всеобщие формы человеческого мышления, отражающие свойства и связи действительности;
б) предпосылки и условия всякого познания.
5.Автор высказывания: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще
ипродолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо и моральный закон во мне». ( Гегель, Лейбниц, Кант, Фейербах, Фихте, Шеллинг).
6.Основания нравственных поступков людей следует искать, по Канту:
а) в природе человека; б) в его моральных оценках ситуации;
в) в понятиях чистого практического разума.
7.Выделите понятия, характеризующие философские воззрения Л. Фейербаха:
а) материализм; б) идеализм;
в) диалектический метод; г) антропологический принцип; д) критика религии; е) рационализм.
8.Выберите верное суждение. Фейербах считал, что человек –
это:
а) социальное существо; б) природное существо;
в) социально-природное существо.
9.Предмет философии с точки зрения Фейербаха:
а) философия – это учение о природе; б) философия – это учение о космосе; в) философия – это учение о познании; г) философия – это учение о человеке.
Тест № 3
1. Определите формы логической ступени познания:
а) понятие; б) ощущение;
в) представление;
39
г) идея (эйдос).
2.Кому из философов принадлежит разработка метода дедукции,
акому – индукции?:
а) Бэкон; б) Декарт.
3.Как материалистическая философия понимает познание?:
а) как процесс развертывания интеллектуальной интуиции; б) как отражение объективной реальности; в) как конструирование субъектом объекта познания.
4.Кому из философов принадлежат слова: «Знание – сила».
а) Сократу; б) Ньютону; в) Бэкону.
5.Что означает крылатое выражение Декарта «cogito ergo sum»?
а) «Платон мне друг, но истина дороже»; б) «мыслю, следовательно, существую»; в) «познай самого себя»; г) «сытое брюхо к учению глухо».
6.Что означает понятие «гносеология»?:
а) учение о нравственности; б) теория познания; в) политика.
7.Определите, какие из указанных методов относятся к эмпирическому, а какие – к теоретическому уровню научного познания
а) абстрагирование; б) наблюдение; в) анализ – синтез; г) моделирование;
д) индукция - дедукция; е) идеализация;
ж) восхождение от абстрактного к конкретному; з) эксперимент; и) сравнение; к) формализация.
Тест № 4
1. В какой из указанных сфер жизни общества необходимо видеть, с точки зрения марксистской философии, причины раскола общества на классы?:
а) социальной; б) экономической; в) политической;
40
г) духовной.
2.Какие из названных форм общественного сознания непосредственно отражают экономическую сферу жизни общества?
а) нравственная; б) религиозная; в) политическая; г) эстетическая.
3.Укажите наиболее полное определение социальной структуры общества. Она представляет собой:
а) совокупность временных, не постоянных общностей людей; б) общность людей, созданных сознательно (результат сознательной
деятельности людей); в) совокупность объективно, исторически сложившихся,
стабильных общностей людей.
4.Перечислите элементы социальной структуры общества:
а) политические партии; б) классы; в) государство;
г) этнические общности; д) профсоюзы.
5. Один из виднейших социологов современности, автор понятий «социальная стратификация», «социальная мобильность»:
а) П.Сорокин; б) К.Маркс; в) М.Вебер
Тест № 5
1. Согласно социальным воззрениям какого мыслителя идеальным государством должны управлять философы?
а) Платона; б) Маркса; в) Руссо.
2. Что означает термин «социальная мобильность»?
а) темпы ускорения социальных процессов; б) предельно допустимый рост народонаселения;
в) переход индивидов из одних социальных групп и социальных слоев в другие.
3.Кто из перечисленных мыслителей является автором концепции «исторического материализма»?
а) Ф.Ницше; б) К.Маркс; в) Гегель.
4.Социально-философская позиция какого мыслителя может быть определена как «экономический детерминизм»?
41
а) П.Сорокина; б) К.Маркса; в) О.Шпенглера.
5. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства:
а) культурно-исторический тип; б) общественно-экономическая формация; в) идеальный тип.
6.Понятие, введенное в научный оборот П. Сорокиным, обозначающее изменение положения индивида в социальной структуре общества:
а) социальная миграция; б) социальная эволюция; в) социальная мобильность.
7. Кто из названных философов в историческом процессе видит процесс самопознания мирового духа?
а) Платон; б) Гегель;
в) А. Шопенгауэр.
Тест № 6
1.Выберите из предложенных вариантов определения понятий «культура», «цивилизация»:
а) совокупность результатов человеческой деятельности; б) учтивость и вежливость в общении друг с другом; в) внешняя пристойность; г) духовная творческая деятельность человека; д) осознанное бытие;
е) выражение индивидуального начала каждого социума.
2.Выберите правильный вариант ответа. Наука (и образование)
–это часть культуры:
а) когда она рассматривается как средство реализации основной экономической функции;
б) когда для нее характерен универсализм – наука стремится к предельным обобщениям о мире, человеке, обществе; общность – наука не знает национальных, классовых, политических и прочих барьеров; бескорыстие – в науке нет выше ценности, чем истина; организованный скептицизм – наука есть сообщество свободно мыслящих людей, для которых нет большего авторитета, чем Разум и Опыт.
3. Кто из мыслителей отождествляет понятия «цивилизация» и «культура»?
а) Н.Бердяев; б) О.Шпенглер;
42