Файл: Философия рабочая программа курса вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.08.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25.Социальная структура общества, ее элементы.

26.Политическая система общества. Типы государств, формы государственного правления и устройства.

27.Сущность формационного подхода к историческому процессу. Понятие и структура общественно-экономической формации.

28.Цивилизационный подход к истории. Культура и цивилизация, их соотношение. Типология культур и цивилизаций.

29.Проблема человека в философии. Человек, личность, индивидуальность.

30.Общественное сознание и его структура.

31.Общественное и индивидуальное сознание (общее, различие, взаимосвязь).

32.Уровни общественного сознания; общественная психология и идеология.

33.Формы общественного сознания, их различие и взаимосвязь.

34.Социальный прогресс и его критерии.

35.Глобальные проблемы современности; глобализация и глобальные проблемы.

Контрольные тесты

Вариант № 1

Тест № 1

1.Правильно ли будет утверждать, что понятие философии охватывает более широкий круг явлений, чем понятие мировоззрения?

а) да; б) нет.

2.Что в объективном идеализме является объективным?

а) идея; б) материя; в) бог; г) разум.

3. Какое из философских течений отрицает познаваемость мира?

а) материализм; б) субъективный идеализм; в) агностицизм; г) неотомизм.

4.Выберите из предложенных вариантов: 1) общее в философии

ирелигии; 2) различия между ними:

а) объект исследования;

37

б) духовный мир человека; в) творчество; г) научность;

д) аргументированное доказательство; е) принятие на веру; ж) следование традициям;

з) проблемы мировоззрения.

5.Какое из нижеперечисленных определений философии первоначально?

а) душа культуры; б) учение о мудрости; в) любовь к мудрости;

г) форма теоретического мировоззрения; д) учение о первосущностях.

6.Выделите положения, где выражено обывательское понимание материализма:

а) материализм – принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализма – это практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.д.

7.Метафизический метод мышления (познания) противоположен диалектическому потому, что:

а) отрицает движение, развитие; б) допускает логические противоречия;

в) по-разному представляют источник (движущую силу) движения, развития.

Тест № 2

1. По Канту, пространство и время – это:

а) свойства человеческого сознания, благодаря которым возможно познание природы;

б) всеобщие формы бытия материи, выражающие координацию материальных объектов и их состояний;

в) пространство – это чистая протяженность, время – чистая длительность, в которых как бы помещены материальные объекты.

2. Основная задача философии, по Канту:

а) поиск первоначала всего сущего; б) истолкование истин Святого Писания;

в) критика способности человеческого разума познавать природу, его границы и возможности.

38


3.Выделите суждения, соответствующие нравственной позиции Канта. Быть нравственным – это значит:

а) стремиться к счастью; б) быть добродетельным; в) стремиться к благу; г) следовать долгу.

4.По Канту, категории – это:

а) всеобщие формы человеческого мышления, отражающие свойства и связи действительности;

б) предпосылки и условия всякого познания.

5.Автор высказывания: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще

ипродолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо и моральный закон во мне». ( Гегель, Лейбниц, Кант, Фейербах, Фихте, Шеллинг).

6.Основания нравственных поступков людей следует искать, по Канту:

а) в природе человека; б) в его моральных оценках ситуации;

в) в понятиях чистого практического разума.

7.Выделите понятия, характеризующие философские воззрения Л. Фейербаха:

а) материализм; б) идеализм;

в) диалектический метод; г) антропологический принцип; д) критика религии; е) рационализм.

8.Выберите верное суждение. Фейербах считал, что человек –

это:

а) социальное существо; б) природное существо;

в) социально-природное существо.

9.Предмет философии с точки зрения Фейербаха:

а) философия – это учение о природе; б) философия – это учение о космосе; в) философия – это учение о познании; г) философия – это учение о человеке.

Тест № 3

1. Определите формы логической ступени познания:

а) понятие; б) ощущение;

в) представление;

39

г) идея (эйдос).

2.Кому из философов принадлежит разработка метода дедукции,

акому – индукции?:

а) Бэкон; б) Декарт.

3.Как материалистическая философия понимает познание?:

а) как процесс развертывания интеллектуальной интуиции; б) как отражение объективной реальности; в) как конструирование субъектом объекта познания.

4.Кому из философов принадлежат слова: «Знание – сила».

а) Сократу; б) Ньютону; в) Бэкону.

5.Что означает крылатое выражение Декарта «cogito ergo sum»?

а) «Платон мне друг, но истина дороже»; б) «мыслю, следовательно, существую»; в) «познай самого себя»; г) «сытое брюхо к учению глухо».

6.Что означает понятие «гносеология»?:

а) учение о нравственности; б) теория познания; в) политика.

7.Определите, какие из указанных методов относятся к эмпирическому, а какие – к теоретическому уровню научного познания

а) абстрагирование; б) наблюдение; в) анализ – синтез; г) моделирование;

д) индукция - дедукция; е) идеализация;

ж) восхождение от абстрактного к конкретному; з) эксперимент; и) сравнение; к) формализация.

Тест № 4

1. В какой из указанных сфер жизни общества необходимо видеть, с точки зрения марксистской философии, причины раскола общества на классы?:

а) социальной; б) экономической; в) политической;

40



г) духовной.

2.Какие из названных форм общественного сознания непосредственно отражают экономическую сферу жизни общества?

а) нравственная; б) религиозная; в) политическая; г) эстетическая.

3.Укажите наиболее полное определение социальной структуры общества. Она представляет собой:

а) совокупность временных, не постоянных общностей людей; б) общность людей, созданных сознательно (результат сознательной

деятельности людей); в) совокупность объективно, исторически сложившихся,

стабильных общностей людей.

4.Перечислите элементы социальной структуры общества:

а) политические партии; б) классы; в) государство;

г) этнические общности; д) профсоюзы.

5. Один из виднейших социологов современности, автор понятий «социальная стратификация», «социальная мобильность»:

а) П.Сорокин; б) К.Маркс; в) М.Вебер

Тест № 5

1. Согласно социальным воззрениям какого мыслителя идеальным государством должны управлять философы?

а) Платона; б) Маркса; в) Руссо.

2. Что означает термин «социальная мобильность»?

а) темпы ускорения социальных процессов; б) предельно допустимый рост народонаселения;

в) переход индивидов из одних социальных групп и социальных слоев в другие.

3.Кто из перечисленных мыслителей является автором концепции «исторического материализма»?

а) Ф.Ницше; б) К.Маркс; в) Гегель.

4.Социально-философская позиция какого мыслителя может быть определена как «экономический детерминизм»?

41

а) П.Сорокина; б) К.Маркса; в) О.Шпенглера.

5. Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства:

а) культурно-исторический тип; б) общественно-экономическая формация; в) идеальный тип.

6.Понятие, введенное в научный оборот П. Сорокиным, обозначающее изменение положения индивида в социальной структуре общества:

а) социальная миграция; б) социальная эволюция; в) социальная мобильность.

7. Кто из названных философов в историческом процессе видит процесс самопознания мирового духа?

а) Платон; б) Гегель;

в) А. Шопенгауэр.

Тест № 6

1.Выберите из предложенных вариантов определения понятий «культура», «цивилизация»:

а) совокупность результатов человеческой деятельности; б) учтивость и вежливость в общении друг с другом; в) внешняя пристойность; г) духовная творческая деятельность человека; д) осознанное бытие;

е) выражение индивидуального начала каждого социума.

2.Выберите правильный вариант ответа. Наука (и образование)

это часть культуры:

а) когда она рассматривается как средство реализации основной экономической функции;

б) когда для нее характерен универсализм – наука стремится к предельным обобщениям о мире, человеке, обществе; общность – наука не знает национальных, классовых, политических и прочих барьеров; бескорыстие – в науке нет выше ценности, чем истина; организованный скептицизм – наука есть сообщество свободно мыслящих людей, для которых нет большего авторитета, чем Разум и Опыт.

3. Кто из мыслителей отождествляет понятия «цивилизация» и «культура»?

а) Н.Бердяев; б) О.Шпенглер;

42