Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Возникновение и развитие идеи правового государство
Глава 2. Понятие и Признаки правого государства
2.1. Понятие правового государства.
2.2. Признаки правового государства
2.3. Система разделение властей в правовом государстве
Глава 3. Условия формирования правового государства
3.1. Материальное обеспечение населения
3.3. Демократия и политический плюрализм
3.4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
3.5. Теория насилия (завоевания)
3.7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
3. 9. Ирригационная теория (теория гидравлического происхождения государства)
Введение
Актуальность темы исследования: политико–правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.
Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.
Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающий равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– определение понятия, признаков правового государства;
– определение путей формирования правового государства;
– рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем;
– формирование правового государства в современном российском обществе.
Объект исследования – правовое государство.
Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.
Глава 1. Возникновение и развитие идеи правового государство
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Государству как самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Главные изменения движения вперед государство получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Одна из ключевых закономерностей государства состоит в том, что по мере совершенствования цивилизации и формирования демократии оно преобразуется с элементарного, «жесткого» образования принудительном порядке в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.[1]
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства.[2] Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
В этой связи неочевидно мнение о том, что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: „уход“ государства от экономики, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника». Практика дала понять, что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой глобализации, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма различным. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые отскакивания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма парадоксальным.
Можно выбрать признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1. Государство — является единственной организацией власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает такого количества населения. Каждый человек уже в силу своего рождения воспринимает конкретную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.
2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, (не зависимостью от других, государств в международных отношениях), так и внутренним (независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям).
3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. [3]
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п. [4]
Глава 2. Понятие и Признаки правого государства
Государство – это политическая структура особого рода, появившаяся на конкретной стадии общественного развития и представляющая собой центральный комитет власти в политической системе данного общества. Вопрос о происхождении государства всегда был и будет спорным. О обстоятельствах появления государства рассказывается в разных теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и теологическая теория (причина – божественная сила), и договорная (сила разума и сознания), и психологические причины, органическая теория со своими биологическими факторами, теория насилия и т.п.
Таким же образом многообразие мнений обусловлено следующими факторами:
- на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, религиозные и пр.;
- мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний;[5]
- объясняя процесс появления государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;
- также часто мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и увлекаясь не замечали влияния на развитие других факторов;
- часто на взгляды авторов теорий сильное влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия.
В каждой из теорий происхождения государства есть свои плюсы и минусы, негативные и положительные моменты, отражающие действительность той или иной ее части.
Процесс формирования государства у данного народа особенный, условно можно выбрать группы стран, которым были свойственны некоторые общие черты в формировании государства.[6] Это позволяет говорить о трех путях развития государства:
- восточном;
- западном;
- синтезном.
Разница между ними состоит в том, каким именно образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, появления социального расслоения и на этой основе публичной политической власти, монопольно правящей группы.
Конкретно-исторические формы государства, его функции зависели от характера воспроизводства общественной жизни, то есть создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей.
2.1. Понятие правового государства.
На Востоке наибольшее увеличение получила такая форма как азиатский способ воспроизводства (Вавилон, Китай, Индия, Египет и пр.) Этот путь формирования государства связан с надобностью проведения в данных обществах масштабных общественных работ, а именно строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п. То есть государства Древнего Восток появились в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам. Для рытья каналов, строительства дамб и т.п. усилий отдельной семьи было недостаточно. Неразвитость орудийной деятельности, низкая производительность труда возмещалась кооперацией живого труда, объединением усилий многих общин, необходимых для возделывания земли, посева и сбора урожая. Это самое объединение и вызвало выделение функций централизованного управления в лице государства и его органов. Многопрофильный аппарат управления появился из родоплеменной знати, которая постепенно закрепила за собой функции управления и распределения произведенного продукта. Это и позволили знати держать в своих руках большую часть произведенного продукта, накапливать в своих руках богатство.
Таким образом, социальная дифференциация между группами в странах Востока происходит на основе политического неравенства, т.е. по их положению во властной иерархии и по привилегиям. Данная социальная структура именуется этократической или функциональной, т.е. основанной на положении личности в системе власти и выполнении ею определенных статусов, ролей и функций.
В некоторых чертах восточные государства существенно отличались друг от друга. В одних, таких как в Китае, рабство носило домашний и семейный характер. А в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили существенны вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.
Вместе с тем все восточные государства имели много общего. Все они были целиком и полностью монархиями, самовластием; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные, средства производства, а частная собственность имела служебное значение.
Восточный путь появления государства показал собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Государственный аппарат появился из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.
На протяжении веков, а иногда тысячелетий общество на востоке было застойным и практически не развивалось. Так, государство в Китае появилось на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), но они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.[7]
2.2. Признаки правового государства
Западный путь в отличие от восточного, был уникальным, исключением из общего правила. Поэтому западное общество стало движущей силой истории, европейские государства в короткий срок обогнали значительно раньше появившиеся восточные империи в развитии государственной деятельности.