Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе совершения деятельности любой организации ежедневно возникают ситуации, когда руководителю нужно выбрать один вариант действия из нескольких возможных, иными словами принять решение.

Поскольку в поведении субъектов рынка всегда есть высокий процент неопределённости, на первый план выступают методы перспективного анализа, благодаря которым управляющий  анализирует возможные варианты событий и выбирает наиболее оптимальное решение из нескольких.

Сущность и виды управленческих решений нельзя рассматривать без определения аспектов, которые в комплексе влияют на выработку эффективного управленческого решения.

К таким аспектам относятся: информационный, экономический, психологический, математический, технический, организационный, логический, правовой аспекты и многие другие. Одним словом, процесс принятия решения предполагает непосредственное воздействие субъекта на объект или управляющей системы на управляющую подсистему.

Актуальность данного курсового проекта заключается в том, что от правильно подобранного управленческого решения зависит развитие предприятия и эффективность результатов его деятельности.

Цель курсового проекта – рассмотреть методологию, теоретическую и практическую информацию по теме управленческих решений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить основные термины, понятия и методы принятия решений, классификационные группы;
  2. Определить модели и порядок разработки управленческого решения;
  3. Рассмотреть принятие управленческого решения на примере предприятия ООО «ТРЭВЕЛ INC».

Предметом исследования в работе выступает система принятия решений в менеджменте.

Объект исследования в работе процесс, методология, структурные элементы механизма принятия решений.

В процессе написания работы и реализации поставленных задач использовалась литература следующего характера: учебная, научная, периодическая, информация сети Интернет, интервью специалистов и т.д.

В ходе написания работы использовались следующие научные методы: исторический, аналитический, исследовательский, эмпирический и т.д.

Практическая значимость работы состоит в том, что материал проводимого в работе исследования может быть использован другими исследователями при написании более глубоких работ, таких как монографии, научные статьи, кандидатские работы и т.д.


Таким образом обозначив общую структуру исследования перейдем непосредственно к рассмотрению материала работы и начнем с теоретического блока.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1 Цели, задачи, сущность и функции управления организацией в современных условиях

В условиях современности одно из приоритетных направлений перестройки управления экономики нашей страны, особенно на уровне компаний и организаций, является разработка и внедрение теоретических и методологических позиций применения управления на практике.

Сущность управления в рыночной экономике нельзя считать механическим процессом перенесения опыта промышленных западных предприятий. Это поиск новых решений творческого характера.[1]

По этим причинам вместо декларации необходимости широкого использования товарно-денежных, рыночных   отношений активно проводят работу по поиску определенных, реальных способов их органического сочетания в единой хозяйственной системе. Для этих шагов нужны радикальные и решительные шаги в сторону практического применения управления в российских компаниях.

Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, который направлен на достижение определенных намеченных целей   в процессе любой хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего в рыночных условиях.[2]

Менеджмент (управление) осуществляется через рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, при этом применяются принципы, функции и методы экономического механизма управления. Можно сказать, что менеджмент представляет собой управление в рыночных условиях, что обусловлено несколькими характеристиками:

  1. Ориентация предприятия на спрос и потребности рынка, на запрос определенных клиентов и организацию выпуска видов товара, пользующихся спросом и способных приносить компании намеченную прибыль;
  2. Непрерывная концентрация на увеличении производственной эффективности с минимальными затратами, получая при этом оптимальные результаты;
  3. Наличие хозяйственной самостоятельности, посредством которой обеспечивается свобода принятия решений лицам, несущим ответственность за окончательные результаты деятельности предприятия.[3]

Цели управления предприятием. Посредством управления создаются условия успешного функционирования любого предприятия. Прибыль в качестве причины существования и результата деятельности предприятия, в конечном счете, определяется рынком. Прибыль может определить дополнительные гарантии для дальнейшего функционирования предприятия, так как только она (в виде различных резервных фондов) позволяет преодолеть ограничения рисков, связанных с реализацией продукции на рынке.[4]

Цели и задачи управления предприятием формируются при постоянно меняющейся ситуации на рынке, происходят постоянные изменения на рынке конкурентов, условий и форм финансирования, состояния экономики в отрасли или в государстве. По этой причине основная цель управления предприятием заключается в преодолении риска (ситуаций, связанных с риском) не только в сегодняшнем дне, но и в будущем. Для этой цели необходимы денежные средства, а также наличие для менеджеров соответствующей степени свободы и самостоятельности при осуществлении деятельности. Только таким образом можно быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Задачи управления предприятием. Цели и задачи управления предприятием связаны таким образом, что главная цель управления реализуется посредством соответствующих управленческих задач. Среди задач управления предприятием можно выделить следующие:

  1. Обеспечить автоматизацию производства и переход к применению рабочей силы, которая обладает высокой квалификацией;
  2. Стимулировать работу персонала посредством создания оптимальных условий труда и установления более высокой заработной платы;
  3. Вести постоянный контроль эффективности деятельности предприятия, координацию работы всех его подразделений;
  4. Осуществлять постоянный поиск и освоение новых рынков;
  5. Определять конкретные целей развития предприятия, разделяя их по приоритетности, очередности и последовательности достижения;
  6. Разрабатывать стратегию развития предприятия, хозяйственные задачи и пути их решения, вырабатывать систему мероприятий для решения данных вопросов на различные периоды времени;
  7. Определять необходимые ресурсы и источники их обеспечения, а также устанавливать контроль выполнения поставленных задач.[5]

Сущность управления в рыночной экономике проявляется в качестве и эффективности управления, что может определяться уровнем знаний в этой сфере, возможностью и способностью применения данных знаний в практической деятельности.


При проведении радикальных экономических реформ, которые предусматривают совершенствование экономических рычагов управления, все более отчетливо можно увидеть необходимость изучения всего положительного, что накоплено международным управленческим опытом.

В современных условиях становятся привычными такие термины и их использование на практике, как менеджмент, менеджер, маркетинг. Здесь можно говорить о новой для нашей страны философии и политике управления. Сущность управления в рыночной экономике заключается в том, что она обладает иными системами ценностей и приоритетов, пропорциями и направлениями экономического развития, иными инструментами управления.[6]

Процесс управления организацией представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятиями во всех мировых государствах, при этом отношение к менеджменту и управлению изменяется в последние годы.[7]

Еще пару десятилетий назад основными целями менеджмента считали возможность получать высокую прибыль и постоянного опережения стран социализма в области производительности труда для того, чтобы укрепить позиции империализма.

В тот же момент не отрицали и положительные стороны управления в сфере повсеместного внедрения автоматизации обработки данных, применения средств вычислительной техники и математических методов при решении управленческих задач в проведении научно-технических и опытно-конструкторских разработок.

Менеджмент, который был связан с действием рыночного механизма, в то время не    рассматривался   вообще, так как его считали неприемлемым для социализма.

Эти взгляды в некоторой степени соответствовали рамкам командной системы хозяйствования, поскольку при жесткой и централизованной системе планирования, сущность управления в рыночной экономике представляла сугубо теоретический интерес.

Далее в работе рассмотрен материал, касающийся принципов и методов управления организацией, которые применяются в практике современных предприятий.

1.2 Методология принятия управленческих решений в менеджменте

Принятие решений происходит на каждом этапе ведения бизнеса, переходя по пирамидальной системе от простых решений, ежедневно принимаемых линейными сотрудниками, до стратегических исполнительных решений, которые требуют годы размышлений.[8]


Таким образом, решения можно разделить на запрограммированные и незапрограммированные. Многие решения являются запрограммированными, выполняемые сотрудником в соответствии с какими-то инструкциями или правилами компании.[9] Однако незапрограммированные решения могут быть гораздо более важными.

Все это подводит к тому, чтобы далее рассмотреть типы управленческих решений, принимаемых в бизнесе. Руководство не сможет выбрать правильный метод принятия управленческих решений без тщательного рассмотрения того, какие типы решений вообще существуют.

Типы управленческих решений. Решения, принятые менеджерами в различные моменты времени, могут быть классифицированы таким образом:

1. Личные и организационные решения

Решения смотреть телевизор, учиться или выйти рано на пенсию являются примерами личных решений. Они влияют на организацию косвенным образом. Например, личное решение о покупке автомобиля Toyota, а не Ford, косвенно помогает продажам одной компании и вредит другой из-за их потери. Личные решения не могут быть делегированы и имеют ограниченное влияние.

Организационные решения принимаются менеджерами в их официальном или формальном качестве. Эти решения направлены на продвижение интересов организации и могут быть делегированы. Пытаясь привнести ценность для компании, руководители должны учитывать интересы всех заинтересованных сторон, таких как сотрудники, клиенты, поставщики, общественность и т.д.[10]

Менеджерам необходимо тщательно принимать управленческие решения, чтобы все заинтересованные стороны извлекали выгоду из того, что они делают (например, правильно оценивать продукты, не прибегать к неэтичной практике, не продавать товары низкого качества и т. д.).[11]

2. Индивидуальные и групповые решения

Индивидуальные решения принимаются одним человеком. Это в основном повседневные решения. С другой стороны, групповые решения – это решения, принятые группой лиц, собранных для этой цели. Например, приемная комиссия университета, совет директоров компании.

Групповые решения, по сравнению с индивидуальными, имеют далекоидущие последствия и влияют на ряд людей и отделов. Они требуют серьезного обсуждения, осторожности и дебатов. Ниже приведены преимущества и недостатки группового принятия управленческих решений.