Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущества:

  1. Группа обладает большей информацией, чем один человек. Участники, привлеченные из разных областей, могут предоставить больше информации и знаний о проблеме.
  2. Группа может генерировать большее количество альтернатив. Это может привести к более широкому опыту, большему разнообразию мнений и более тщательному изучению фактов, чем отдельный человек.
  3. Участие в коллективных решениях повышает признание и приверженность со стороны людей, которые теперь считают это решение собственным и заинтересованы в его успехе.
  4. Участники понимают решение лучше, потому что принимали участие в его зарождении и развитии, а значит приложат усилия для беспрепятственной реализации решения.
  5. Взаимодействие между людьми с различными точками зрения ведет к большей креативности.[12]

Недостатки:

  1. В группах теряется много времени для генерации управленческого решения.
  2. Группы создают давление, чтобы прийти к согласию. Коллективное мышление заставляет ее членов идти на компромисс, где хорошие предложения теряют свой блеск, потому что приходится подводить их под общие интересы и суждения.
  3. Присутствие некоторых влиятельных членов группы, может запугать и помешать другим членам свободно генерировать идеи. Доминирование контрпродуктивно и мешает принимать лучшие управленческие решения в группах.
  4. Чтобы собрать вместе нужных участников группы, некоторые решения обходятся дорого.
  5. Коллектив состоит из разлученных людей и, следовательно, легко переломить ситуацию и избежать ответственности.[13]

3. Запрограммированные и незапрограммированные решения

Запрограммированное решение является повседневным и повторяющимся. Правила и условия устанавливаются заранее, чтобы быстро решать возникающие проблемы. Например, в больнице устанавливается процедура приема новых пациентов, и это помогает каждому сотруднику быстро и легко решать задачи, даже когда много пациентов обращаются в больницу одновременно.

Запрограммированные решения не оставляют места для повторного рассмотрения. За ними нужно следовать определенным образом. Такие решения обычно совершаются персоналом более низкого уровня в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Незапрограммированные решения имеют дело с уникальными/необычными проблемами. Такими, которые возникают неожиданно, и не существует установленной процедуры или формулы для их урегулирования. Решение о том, стоит ли расформировать команду, как реструктурировать организацию для повышения эффективности, где разместить новый склад компании, являются примерами незапрограммированных решений.[14]


Общей чертой этих решений является то, что они всегда новые и неповторяющиеся, и не существует готовых действий, к которым следует прибегать. Поскольку незапрограммированные решения часто влекут за собой серьезные, долгосрочные последствия для организации, они принимаются только персоналом более высокого уровня.

Менеджеры должны проявлять творческий подход при урегулировании нестандартной проблемы, и такие ситуации должны рассматриваться по-новому каждый раз, когда они происходят. Незапрограммированные решения довольно распространены в научно-исследовательских организациях, где бывают уникальные ситуации, а принимаемые решения являются нестандартными и сложными.[15]

Далее рассмотрены характеристики запрограммированных и незапрограммированных управленческих решений:[16]

  1. относятся к рутинным проблемам;
  2. решения определяются в соответствии с некоторой привычкой, правилом или процедурой;
  3. запрограммированные решения относительно просты и имеют небольшое влияние;
  4. информация, касающаяся такого типа проблем, легко доступна и может быть обработана заранее определенным способом;
  5. решения занимают очень мало времени и усилий, поскольку руководствуются заранее установленными правилами и процедурами;
  6. принимаются руководителями нижнего звена;
  7. относятся к уникальным и новым проблемам, где решения не структурированы, не повторяются и плохо определены;
  8. нет заранее установленных методик или процедур, на которые можно положиться. Каждая ситуация индивидуальна и требует творческого решения;
  9. такие решения являются относительно сложными и оказывают долгосрочное влияние;
  10. информация, касающаяся этих проблем, недоступна;
  11. чтобы определиться с нужным решением, необходимо много времени, осмотрительности и размышлений;
  12. в компетенции высшего руководства.

4. Стратегические, административные и рутинные решения

Принятие стратегических управленческих решений является обязанностью высшего руководства. Это ключевые, необходимые и наиболее важные решения, затрагивающие почти всю компанию. Они требуют значительного распределения ресурсов и ориентированы на будущее с долгосрочными последствиями.

Административные решения касаются оперативных вопросов, а именно того, как обеспечить плавное внедрение различных аспектов стратегических решений на различных уровнях организации. Они в основном принимаются менеджерами среднего звена.


Рутинные решения, с другой стороны, носят повторяющийся характер. Они не требуют долгого обдумывания и, как правило, касаются краткосрочных обязательств. Они имеют тенденцию оказывать лишь незначительное влияние на работу организации. Как правило, менеджеры более низкого уровня следят за такими механическими или операционными решениями.

Основные методы принятия решений. Определив какие типы решений существуют, можно рассмотреть методы принятия управленческих решений, и главное, узнать, какой метод применять и при каких обстоятельствах.[17]

Рис.1. Основные методы принятия решений в менеджменте[18]

Авторитарный метод – это когда решения принимаются без участия других. Самый быстрый вариант принятия управленческих решений, потому что руководство не задерживают другие звенья, которые высказывают свое мнение или обсуждают другие решения.

Большинство чрезвычайных ситуаций оправдывают авторитарный метод, но множество управленческих решений требуют участия дополнительных людей. Принимающие командные решения на рабочем месте – это лица, выполняющие руководящие функции. Такие решения часто самые рискованные, потому что альтернативы часто не рассматриваются.

Консультативный метод – это когда руководитель приглашает других людей, чтобы выслушать их мнения, но в конечном счете, он один принимает решение. Этот вариант занимает больше времени, чем авторитарный, поскольку рассматриваются другие мнения и могут быть предложены альтернативы, что делает его менее рискованным.

Это наиболее пассивный способ вовлечения других и его можно использовать, чтобы заставить людей почувствовать, что они участвовали в разработке решения (даже если в конечном счете они не имеют права голоса при принятии окончательного заключения). На рабочем месте они распространены среди коллег на одной должности.[19]

Метод голосования – когда варианты обсуждаются в группе, а затем вызывается голосование, при котором выбирается наиболее благоприятный вариант для большинства людей. Данный метод также называют демократическим, потому что мнение каждого человека включено в окончательное заключение.[20]

Каждый, кто принимает участие в голосовании, принимает на себя ответственность за принятие управленческого решения в равной степени, что еще больше снижает риск неудачи. Голосование является отличным вариантом для действий, которые должны быть поддержаны и исполнены группой, поэтому в совете директоров или высшего руководства чаще всего используется данный метод.


Что касается управления временем, голосование является эффективным, потому что существуют временные рамки, когда должно закончиться голосование для принятия управленческого решения, предотвращая его затягивание.

Метод консенсуса – когда группа обсуждает варианты и рекомендации, пока все не согласятся на один курс действий. Это самый сложный и самый трудоемкий метод, потому что он требует, чтобы разные люди с разными мотивами согласились с одним вариантом.

Время может затянуться из-за отсутствия согласия между заинтересованными сторонами, постоянного обсуждения, где кто-то пытается убедить других следовать определенному варианту, и отсутствия установленного срока, когда будет принято управленческое решение.

Конечно, если все согласны, риск принятия решения значительно ниже, чем это бы сделал один человек. Данный метод следует использовать экономно исключительно исходя из временных затрат на достижение согласия в группе. Также важно, чтобы сообщение о том, что решение было принято и согласовано, являлось очевидным для тех, кто в нем участвовал.[21]

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из исследованных практик разработки и принятия управленческих решений обладает своими преимуществами и недостатками, которые определяют ее эффективность в различных управленческих ситуациях.

Далее в работе после изучения теоретического материала на практическом примере рассмотрим как организована система принятия решений в конкретной организации.

2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Краткая характеристика предприятия "ТРЭВЕЛ INC", общество с ограниченной ответственностью

Виды деятельности (по кодам ОКВЭД):

– Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность

– Деятельность туристических агентств


– Организация комплексного туристического обслуживания

Организационно-правовая форма:

Общества с ограниченной ответственностью.

ОГРН: 1027810257936

ИНН: 7826088812

Далее рассмотрим в таблице 1 основные показатели финансово-экономической деятельности.

Таблица 1

Основные показатели финансово-экономической деятельности
ООО « ТРЭВЕЛ INC»

Наименование показателя

Ед.

изм.

2018

2019

Изменения

%

+/-

1

2

3

4

5

6

Выручка (без НДС)

тыс. руб.

15400

16250

105,5

5,5

Себестоимость

тыс. руб.

10141

10681

105,3

5,3

переменные

тыс.руб.

7441

7863

105,6

5,6

постоянные

тыс.руб.

2700

2818

104,3

4,3

Стоимость основных фондов

тыс. руб.

1250

1357

108,5

8,5

Численность работающих

Чел.

10

10

100

0

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

1850

1908

103,1

3,1

Прибыль от реализации

тыс. руб.

5259

5569

105,8

5,8

Рентабельность продаж

%

34

34,2

100,5

0,5

Фондоотдача

Руб./

руб.

12,3

11,9

0,96

-3,2

Средняя заработная плата

тыс.руб./чел.

154

159

103,2

3,2

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что услуги, реализуемые ООО « ТРЭВЕЛ INC», рентабельны.