Файл: Толлер - Эуген несчастный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕСЧАСТНЫЙ. /Спокойно, горько улыбаясь/. Видишь ли, я совсем забыл об этом. Сначала отечество посылает меня на войну и делает из меня калеку. А так как я калека, жена моя получает законный повод к разводу. Я совсем забыл, что мир устроен так… что же ты думаешь делать.. с Гретой.

ПАУЛЬ ПЕТУХ. А тебе какое дело?

НЕСЧАСТНЫЙ. Ты прав. В сущности, это не мое дело. Я только законный повод к разводу… Но представим на минутку, что Грета посторонняя женщина, а ты мой друг. Чего ты хочешь?

ПАУЛЬ ПЕТУХ. /тупо/. Развлечься.

НЕСЧАСТНЫЙ. Но ведь Грета не потаскушка… то есть… мы предположим так… Муж отпускает Грету… Хочешь ты взять ее в жены?

ПАУЛЬ ПЕТУХ. Этого она сама не хочет. Она тоже ищет развлеченья. Что бы ты знал это. А когда ей станет скучно со мной, пусть идет на улицу. Тогда я еда на паре.

НЕСЧАСТНЫЙ. /Тихо, но со сдержанным гневом/. Подлец… подлец…

ПАУЛЬ ПЕТУХ. Ах вот как… вот как… я подлец?

МАКС КНАЧ. Что с вами? Чего вы бранитесь в трактире? Бранитесь дома со своими женами.

ПАУЛЬ ПЕТУХ. Мы не бранимся, мы шутим.

МАКС КНАЧ. Так хотел бы я послушать, как вы бранитесь.

ПАУЛЬ ПЕТУХ. Мы были на ярмарке и там.

НЕСЧАСТНЫЙ. /Хватает его за рукук/. Пауль… не ради меня, ради Греты, замолчи!...

ПАУЛЬ ПЕТУХ. … И там мы видели сильнейшего в мире мужчину. Настоящего медведя. Он жрал живьем мышей и крыс…

МАКС КНАЧ. Только европейцы могут находить удовольствие в таких забавах.

ПАУЛЬ ПЕТУХ. Но хорошенько разглядевши, я узнал его и громко расхохотался. Сильнейший в мире мужчина был моим добрым знакомым, и у него оба… /жест/ были… пиф-паф… это был совсем не мужчина, это был евнух.

/Все, в том числе и Себальдус Богомил, и Михель Не-Рыдай, смеются. Их смех приковывает к себе широко-раскрытые, страдающие глаза Несчастного./

ПАУЛЬ ПЕТУХ. /Стараясь перекричать смех окружающих/. Это был…

/в это мгновение Несчастный подымается с места. Он стоит в световом луче./

НЕСЧАСТНЫЙ. /Говорит сначала с трудом и, при всей взволнованности, подыскивая слова. К концу, с силой большой простоты/. Это был Эуген несчастный. Смейтесь же! Смейтесь же! Как смеялась эта женщина. Смейтесь громче! Такого спектакля вы еще не видали. Смотрите! Вот здесь стоит настоящий евнух. Хотите, что бы я вам спел? /Визгливым голосом/ «зачем любить, зачем страдать…». Вот я пою на хуже, чем скворец с выколотыми глазами… Глупцы! Что вы знаете о страданьях несчастной твари? О, как вы должны перемениться, чтобы строить новое общество. Вы боретесь с буржуазией, и надулись от тщеславия, от самодовольства, от душевной лени. Один ненавидит другого за то, что тот в другой фракции, что тот исповедует другую программу. Никто никому не доверяет. Никто не доверяет самому себе. Нет дела, которое не погибло бы в раздорах и предательстве. У вас есть слова, прекрасные слова, священные слова о вечном счастье. Эти слова хороши для здоровых людей. Вы не видите вашей узости… Есть люди, которых не сделает счастливыми никакое государство, никакое общество, никакая семья, никакая комунна. Там, где иссякают ваши силы, там только начинается наша нужда.


Там человек одинок.

Там разверзается пропасть, ей имя «нет утешенья».

Там раскрывается небо, «нет счастья» имя ему.

Там выростает лес, его имя «стыд и укоры».

Там закипает море, его имя «хохот и смех».

Там темнота, ей имя «нет любви».

Кто там поможет?

/Несколько секунд тишины. Несчастный, шатаясь, идет к двери/.

МАКС КНАЧ. Ты куда?

НЕСЧАСТНЫЙ. /Как если бы чудовищное видение исказило его голос/. А женщина смеялась…

/Следующая сцена разыгрывается быстро. Полумрак. Различимы только контуры отдельных фигур./

МИХЕЛЬ НЕ-РЫДАЙ. Несчастный! Несчастный!... Ушел… если бы знать… Всему виною проклятый мир, в котором мы живем.

СЕБАЛЬДУС БОГОМИЛ. /В иступлении/. Я угасил небесный свет. Я осмеяла человека на кресте.

ПАУЛЬ ПЕТУХ. /Слезливо/. Надо же помочь ему.

ПИТЕР ВСЕ-РАВНО. Что бы ты знал, Петух! Ты – негодяй!

МАКС КНАЧ. /Быстро вставая/. Все просто!... Ничто не просто!... Получите, мадам Генрих!

Занавес.

Действие третье.

Сцена первая.

Намечена: Улица. Сумерки. На переднем плане Несчастный, прижавшийся к фонарному столбу. Маленький Мальчик подходит к несчастному.

МАЛЬЧИК. Сестре тринадцать лет.

НЕСЧАСТНЫЙ. /как бы отсутствуя/. Может быть.

МАЛЬЧИК. Сестра красивая. Сестре только тринадцать лет.

НЕСЧАСТНЫЙ. /Машинально/. Ты голоден?

МАЛЬЧИК. У сестры отдельная комната. Сестре только тринадцать лет.

/Несчастный покупает у торговки вафлю. Дает ее мальчикку/.

НЕСЧАСТНЫЙ. Твоей сестре тринадцать лет, а тебе?

МАЛЬЧИК. Семь… /Начинает есть вафлю/. Спасибо… Но с вами не стоит говорить… Вы такой глупый… Вы не понимаете меня…

/Мальчик убегает. Загораются фонари. Уличное движение. Входит Балаганщик во фраке и цилиндре, слегка навеселе./

БАЛАГАНЩИК. Что? Да ведь это… ведь это Несчастный. Алло, Несчастный! Не выставляйте себя так открыто на улице. Экземпляр, редкий, как вы, не должен профанировать себя. Вами можно наслаждаться, только уплатив за вход. Что за номер! Вашим номером будет завоевана Европа. Вашим номером Америка будет открыта вторично… Что ж вы уставились на меня? Стоите, как приведение.

НЕСЧАСТНЫЙ. Господин директор… Убийство вернулось на землю. Господин директор… Оглянитесь же! Оглянитесь! Я стал зрячим, господин директор. Они прокололи мне бельма. Яркий свет! Ночь! Да будет ночь! Да будет ночь!

БАЛАГАНЩИК. Вы из трактира? Водка действует! Несчастный, внимание: совет опытного человека! Лучше буталка вина, чем четверть водки. Прекрасный заработок для хозяев такой трактир, но чертовски скверное занятие для посетителей.


НЕСЧАСТНЫЙ. Нет, господин директор. Я остался доволен посещением. Они прокололи мне бельма. Я стал зрячим! Зрячим до конца! До последнего конца! Я вижу людей! Я вижу время! Господин директор! Война возвратилась! Люди убивают друг друга и смеются! Убивают друг друга и смеются.

БАЛАГАНЩИК. Прекрасно, если вы стали зрячим. Как же вы не видите, что ни один человек не думает больше о войне? Не Паноптикуме Военных Ужасов вы не заработаете сейчас и десяти пфенингов. Культура – вот крик сезона в Европе! На этом можно взять сто процентов. Как все снова оживает! Пляшет, присвиствает и бьет в ладоши. Откройте глаза! Нужно производить! Производство! Вот ключ к нашей эпохе! Все равно что! Чемпион бокса! Народный трибун! Спекулянт на валюте! Лотошник! Хокей! Фашистский генерал! Тангист! Министр без портфеля! Черносотенец! Национал-патриот! Винозаводчик! Пророк! Лирический тенор! Юдофоб! Работа кипит! Нужно использовать конъюнктуру. Даже на самом черном позоре можно сегодня выиграть. Необходимую дозу благородства получаешь как бесплатное приложение. Ха-ха! Видел негритянку в Гамбурге… Раса, скажу я вам!... Так до завтра…

НЕСЧАСТНЫЙ. Господин директор, с этим кончено.

БАЛАГАНЩИК. Шутите! Чудесно! Сейчас, когда вы стали на рельсы. Когда вы работаете под музыку? /напевает/… «грудью вперед»… первый укус! /напевает/ …«дружно в поход»… кавалеры и дамы, тут пахнет кровью… /Напевает/ «Вас охраняет любовь»… Кто желает еще? Кто еще? Гомункулюс, протрезвитесь.

НЕСЧАСТНЫЙ. Не сердитесь, господин директор… Я больше не приду. Все надо привести в порядок… Не хочу чтобы говорили, что я обманываю ближних из-за денег. Все должно быть в порядке.

БАЛАГАНЩИК. Что? Да это вы серьезно? Нет, дружочек! Шутки шутками, а дело делом. Кто подписал контракт на весь сезон? Я или вы? /Грубо/. Эй! Вы! Я чере полицию заставлю вас работать. Эй! Вы! Контракт – это основание гражданского порядка. Эй-эй! Вы покушаетесь на священнейшее достояние нации! Эй-Эй! За моей спиной стоит государственная власть. Этот номер не пройдет! Или вы будете завтра во-время на месте, или вас приведет полиция. /Меняя тон/. Без жеманничания, Несчастный! Я желаю вам добра. Хочу уберечь вас от тюрьмы.

НЕСЧАСТНЫЙ. Вот видите, господин директор. Вы говорите о тюрьме. Но крысы и мыши, которым я перекусываю горло, тоже сидят в тюрьме, прежде чем попадают на эшафот. А сколько людей, как будто свободных, тоже в тюрьме, а ведь они ни в чем не виноваты… как звери в клетке. Окна за решеткой и не пропускает света. Стены, за которыми умирает жизнь. Цепи, которые въедаются в тело. Вы не испугаете меня, господин директор… И вообще, господи директор… /Кричит с ненавистью/. Вы… вы… дьявол! Дьявол! Вы поите людей кровью! Отнимаете у них стыд!... Я…я…ох…я.. Но придут другие! … они вам.. они вас!,.. Знаете вы, что есть женщина, которая смеялась на Гомункулом? И эта женщина – моя жена! /С горечью/. Смеялась долго! Будет плакать. Но… в ушах воск… воск… из насмешек и глумления.


БАЛАГАНЩИК. /В недоумении/. Кто бы подумал! Мямлил, как будто не может связать трех слов, а теперь произносит агитационные речи… Кто я? Что я делаю? Я приношу пользу государству, как и всякий другой солидный предприниматель… /Шутливо/. Вас нельзя принимать всерьез! Несчастный! Вы пьяны, Несчастный. Завтра мы поговорим. Смело в гущу удовольствий! Иначе – под колеса! Человек с вашими талантами! … До завтра, вы, гвоздь сезона! До завтра!

/Балаганщик уходит/.

НЕСЧАСТНЫЙ. /Один/. Завтра! Как он сказал это… завтра. Да разве будет завтра? О, я вижу! О свет! О мои глаза… глаза…

/несчастный падает. Через сцену пробегает мальчишка-газетчик/.

ПЕРВЫЙ ГАЗЕТЧИК. Экстренный выпуск! Сенсационные новости! Открытие кафе Виктория! Танцы голых! Джаз Банд! Французское шампанское! Американский коктейль!

ВТОРОЙ ГАЗЕТЧИК. Вечерний выпуск Известий! Последние новости! Еврейские погромы в Галиции! Пожар синагоги! Тысяча человек сгорело живьем!

ГОЛОС. Браво! Всех жидов в Галицию!

ТРЕТИЙ ГАЗЕТЧИК. Триа Трай! Королева экрана! Триа трай в уголовной драме «Убийца из сладострастия»! Сенсационно! Захватывающе! Щекочет нервы!

/Проходят/.

ЛЮБОВНАЯ МАШИНКА. Он был так мил, так навивен… осталась на всю ночь… удовольствовалась парой марок…

ЕЕ СЧЕТЧИК. В морду тебе, если еще рак, как поповская дочка, из любви…

ЛЮБОВНАЯ МАШИНКА. Но раз уж я нездорова…

/Проходят/

ЧЕТВЕРТЫЙ ГАЗЕТЧИК. Чума в Финляндии! Матери душат своих детей! Сенсационные известия! Восстание полетариата! Наше правительство посылает помощь для восстановления тишины и порядка! Сто броневых машин на пути в Финляндию!

ПЯТЫЙ ГАЗЕТЧИК. Новый дух над Германией! Возрождение нравственного чувства! Наша эпоха под знаменем Христа! Демонстрация трогательной фильмы: «Страдания господа нашего Иисуса Христа»! Знаменитая Глин Гланде в главной роди Спасителя! Фильма стоила двести миллионов марок! В антрактах – бокс между Карпантье и Дэмзи!

ШЕСТОЙ ГАЗЕТЧИК. Величайшее открытие двадцатого века! Левицит! Чудо техники! Ядовитый газ неслыханной силы! Эскадрилья аэропланов в состоянии стереть с лица земли большой город со всеми населением! Изобретатель провозглашен почетным членом Академии всего мира! Римским папой возведен в дворянское достоинство!

СЕДЬМОЙ ГАЗЕТЧИК. Падение доллара! Падение доллара! Ожидается прирост рождаемости! Последние исчесления статистического бюро! Ликование среди профессров-специалистов!

ВОСЬМОЙ ГАЗЕТЧИК. Лотерея для неимущих! Сто процентов дивиденда! Решение социального вопроса! Решение социального вопроса!


/Входят двое старых польских евреев/.

ПЕРВЫЙ ЕВРЕЙ. Что мне вам сказать? Они били нас. Вытащили из постелей в черную полночь. Взяли наших жен и девушек… Господь покарал нас.

ВТОРОЙ ЕВРЕЙ. Что значит покарал? Мы избранный народ. Ведь так говорят. Избранный? Для страданий! Как милостив с нами господь!

/проходят/.

СТАРАЯ ТОРГОВКА ВАФЛЯМИ. Не клевещите на нового мессию, любезный господин. Не клевещите на него. Нам, старым женщинам, он возвращает надежду. Заря восходит. Обетованный Сион близится.

ПОКУПАТЕЛЬ. Он отнимает у вас последние гроши.

ТОРГОВКА ВАФЛЯМИ. Так что же? Что в них, в бумажном хламе? Что еще может случиться с такой старой развалиной, как я? Меня не пугают страдания этого мира. Я их изведала до конца. О, душа моя жаждет искупления. Я знаю, царство божие близко.

/Проходят. Появляются торговец и господин в стоящем воротничке с моноклем/.

ТОРГОВЕЦ. Новейшее стредство от мужского бессилья: «человек добр».

СТОЯЧИЙ ВОРОТНИЧЕК. Э… я употребляю «солидарность».

ТОРГОВЕЦ. Не изготовляется. Оказалась невыгодной. Корица без белка. «Солидарность» - сейчас марка для сапожной выксы.

/Проходят/

КРИКИ. Здесь лежит человек!

Паралич!

В полицию!

ГОЛОС. Это Гомункулюс с ярмарки. Вот что значит крысиная кровь. Ничего удивительного.

ПРОХОЖАЯ СО СТЭКОМ. Бестия-спартаковец… В средней Пруссии. Что? Короткая расправа… Револьвер в руку.. Стреляйся, скот, или прикладом по лбу! Сначала по приказу: «Германия, Германия, выше всего!»… Ха-ха-ха… Сволочь нужно учить повиновению… Сапогом в затылок!