ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зрительский успех фильмов А.Балабанова «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000), доказавший реальность возвращения зрителя в кинотеатры на отечественное кино.

Совмещение сентиментального, эксцентрического и комического в фильме «Лунный папа» (1999, авт. сцен. И. Квирикадзе, реж. Б.Худойназаров).

Обращение молодых режиссеров к собственному, частному опыту, возводимому в ранг более широкого опыта («С новым годом, Москва!», 1993, авт. сцен. Н.Пьянкова при уч. Ю.Дамскер, и «Странное время», 1997, оба - реж. Н.Пьянкова; «Лимита», 1994, авт. сцен. И.Квирикадзе, П.Луцик, А.Саморядов, реж. Д.Евстигнеев; «Принципиальный и жалостливый взгляд», 1995, А.Сухочев, «Музыка для декабря», 1995, авт. сцен. И.Дыховичный, М.Шептунова, реж. И.Дыховичный; «Кризис среднего возраста», 1997, авт. сцен. И. Охлобыстин при уч. Г. Сукачева и Ю. Разумовского, реж. Г.Сукачев; «ДМБ», 2000, авт. сцен. И. Охлобыстин, Р. Качанов, реж. Р.Качанов; «ДМБ-002», 2000, авт. сцен. И. Охлобыстин, А.Басов, М. Рафиков, реж. Р.Качанов).

«Небо в алмазах» (1999, авт. сцен. М. Хмелик, реж. В.Пичул) - поиск нового жанрового-стилевого ключа к роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок».

Эпико-драматический сказ «Окраина» (1998, авт. сцен. П.Луцик, А.Саморядов, реж. П. Луцик, главн. консультант Л.Рыбаков). Ироническое остранение поэтики и мотивов советского кино 1-930-х годов. Пересмешническая апелляция к отечественной киноклассике в социальной феерии А.Баширова «Железная пята олигархии» (1998, фильм посвящен мастерам советского кино Эйзенштейну, Довженко, Кулешову, Пудовкину, Барнету).

«Про уродов и людей» (1998) А.Балабанова - эстетизированное зрелище на тему причин и следствий всевозможных искушений и самой сущности кино, обращенное прежде всего к почитателям этого искусства.

51

52

И - как альтернатива исканиям этого рода - попытки в новых условиях вернуться к стилистике «народного фильма» в трилогии режиссера Е.Матвеева и кинодраматурга В.Черныха «Любить по-русски» (1995-1999), в фильмах «Все будет хорошо» (1995, авт. сцен. О.Данилов, реж. Д.Астрахан), «Ворошиловский стрелок» (1999, авт. сцен. А.Бородянский, С.Говорухин, реж. С.Говорухин).

Первые опыты в новом для российского кино жанре психологического триллера. Картины Н.Лебедева «Змеиный источник» (1997) и «Поклонник» (1999), фильмы «Упырь» (1997, авт. сцен. С.Добротворский, реж. С.Винокуров), фильмы А.Хвана «Дрянь хорошая, дрянь плохая...» (1998, авт. сцен. А. Петросян), и «Умирать легко» (1999, авт. сцен. И.Бирюков при уч. Л.Улицкой), «Затворник» (1999, авт. сцен. М.Стишов, реж. Е.Кончаловский).


Возвращение жанрового кино к еще недавно вызывавшим иронию, зрительским, утешительным моделям.

Разнообразные варианты претворения мелодраматического на этом этапе: «Американская дочь» (1995, авт. сцен. А.Бородянский, К.Шахназаров, реж. К.Шахназаров), «President и его женщина» (1996, авт. сцен. Е.Райская при уч. О. Сарфаралиева, реж. Е.Райская), «Привет, дуралеи!» (1996, авт. сцен. А.Тимм, Э.Рязанов, реж. Э.Рязанов), «Принципиальный и жалостливый взгляд» (1996, авт. сцен. Р.Литвинова, реж. А.Сухочев), «Вор» (1997, авт. сцен, и реж. П.Чухрай), «Принцесса на бобах» (1997, авт. сцен. М. Мареева, реж. В.Новак), «Мытарь» (1997, авт. сцен.И. Охлобыстин, реж. О.Фомин), «Дети понедельника» (1997, авт. сцен. А. Тимм, реж. А.Сурикова), «Женская собственность» (1998, авт. сцен. Ю. Короткое - по рассказу В.Черных, реж. Д.Месхиев), «Сочинение ко дню Победы» (1998, авт. сцен. Г.Островский, А.Зернов, реж. С.Урсуляк), «Женщин обижать не рекомендуется» (1999, авт. сцен. В. Черных, реж. В.Ахадов) («Луной был полон сад», 2000, авт. сцен. Ю. Дамскер, реж. В.Мельников).

Расширение источников комического за счет парадокса, легкого анекдота и эротической эксцентрики: «Ехай!» (1995, авт. сцен. А.Тимм, по одноим. Пьесе Н.Садур, реж. Г.Шенгелия), «Бомба» (1997, авт. сцен. С.Радлов, реж. Д.Месхиев), «Не валяй дурака...» (1997, авт. сцен, и реж. В.Чиков) и «Не послать ли нам гонца» (1998, авт. сцен. В.Чиков, И.Киасашвили, реж. В.Чиков), «Горько!» (1998, авт. сцен. В.Вардунас, Ю.Мамин, А.Тигай, реж. Ю.Мамин, А.Тягай), «Хочу в тюрьму» (1998, авт. сцен. В.Еремин, реж. А.Сурикова).

Коммерческий расчет в вольных интерпретациях русской литературной классики: «Ревизор» по Гоголю (1996, авт. сцен. А. Дементьев, С.Газаров, реж. С.Газаров), «Му-му» по Тургеневу (1998, авт. сцен. Ю.Грымов, С.Андреева, Т.Егерева, реж. Ю.Грымов).

Возрождение персонажей-масок с опорой на традиции русского фольклора в комедийном цикле А.Рогожкина «Особенности национальной охоты» (1995), «Особенности национальной рыбалки» (1998), «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000) и в картине «Ширли-мырли» (1995, авт. сцен. В.Меньшов, В.Москаленко, А.Самсонов, реж. В.Меньшов).

Попытка создания комедийного римейка («Полицейские и воры» (1997, авт. сцен. Г.Николаев, Н.Досталь, реж. Н.Досталь) и воплощения литературной классики в жанре мюзикла («Барышня-крестьянка», 1995, авт. сцен. А.Житинский, реж. А.Сахаров).

Создание отечественных блокбастеров, сложнопостановочных картин. Зрелищность и использование новых технологий как путь для оспоривания господства американских блокбастеров и размежевания с отечественной телевизионной продукцией.


«Сибирский цирюльник» (1998, авт. сцен. Р.Ибрагимбеков, Н.Михалков, при уч. Р.Палленберга, реж. Н.Михалков, оп. П.Лебешев, в главн. ролях О. Меньшиков, Д.Ормонд, А.Петренко,) - коммерческий вариант фильма-колосса на историческом материале, в котором соединяются патриотический пафос и мелодрама, частная жизнь и парадная российская история.

Эпопея «Русский бунт» (1999, авт. сцен. Г.Арбузова, С.Говорухин, В.Железников, реж А.Прошкин, оп. С.Юриздицкий, в главн. ролях В.Машков, М.Даменцки, С.Маковецкий): соединение двух самостоятельных пушкинских произведений - «Капитанской дочки» и «Истории Пугаческого бунта» - и двух задач: достижения зрелищности и попытки проникновения в сущность пушкинского взгляда на русскую историю.

Медленное возобновление производства фильмов для детей и молодежи.

53

Фильмы Волшебник изумрудного города» (1994, авт. сцен. В.Коростылев, реж. П.Арсенов), «Маша и звери» (1995, реж. М.Юзовский), «Котенок» (1996, авт. сцен. И.Попов при уч. А.Марьямова, реж. И.Попов), «Маленькая принцесса» (1997, авт. сцен. В.Железников, Г.Арбузова, реж. В.Грамматиков), и др.


Заключение

Итоги и перспективы первого этапа перестройки отечественного кино. Освобождение кинематографа от партийно-государственного диктата, но вместе с тем от гарантированного финансово-производственного обеспечения. Разработка новой экономической модели кино.

Ревизия эстетических канонов кино советского периода. Развитие эстетических принципов. Освоение новой реальности, расчет с историческим прошлым.

Преодоление негативизма. Проблема выживания отечественного кино. Поиск утраченных контактов со зрителем, обращение к испытанным жанровым моделям и выработка новых. Первые признаки возрождения российской кинематографии к концу 90-х годов. Создание современной системы бюджетной поддержки производства и проката российских фильмов.

Стабилизация кинопроизводства и развитие киносети на основе современных технологий показа фильмов и обслуживания зрителей.

Появление картин, вызывающих широкий зрительский резонанс.

Место кинематографа в современной аудиовизуальной культуре.

В начале нового века в отечественном кино получили продолжение и развитие тенденции к возрождению и качественному обновлению, наметившиеся в конце 90-х годов. Фильмы, которые оказались в последние годы в центре внимания кинематографической общественности и кинокритики, а также снискавшие успех у зрителей, становятся - как часть текущего кинопроцесса - материалом обсуждения и осмысления в рамках курса «Мастерство кинокритика».

ЛИТЕРАТУРА Основная:

Аннинский Л. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: ВПТО «Киноцентр», 1991.

Блейман МО кино - свидетельские показания. М.: «Искусство», 1973.

Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: «Искусство», 1966.

Вертов Д. Из наследия. Том 1: Драматургические опыты. М.: Эйзенштейн-центр, 2004

Васильевы Г. и С. Собрание сочинений в 3-хтомах. М.: «Искусство», 1981-1983

Великий Кинем о. Каталог сохранившихся игровых фильмов России. 1908-1919. М.: «Новое литературное обозрение», 2002.

Власов М. Советское киноискусство 50 - 60-х годов. Учебное пособие. ВГИК. Кафедра киноведения. М.: ВГИК, 1993.

Гинзбург С. Кинематография в дореволюционной России. М.: «Искусство», 1963.

Громов Е. Лев Кулешов. М.: «Искусство», 1984.

Довженко А. Избранные произведения. В 4-х томах. М.: «Искусство», 1966-1969.

Д о б и н Е. Козинцев и Трауберг. Л.: «Искусство», Ленингр. отд., 1963.

За большое киноискусство. Стенограмма Всесоюзного творческого совещания работников советской кинематографии (8-13 января 1935 г.) М.: Кинофотоиздат, 1935.


Зайцева Л. А. Рождение российского кино. Учебное пособие. М.: ВГИК, 1999.

Зайцева Л. Эволюция образной системы советского фильма 60-80-х годов.

54

Учебное пособие. М.: ВГИК, 1991.

3 а к М. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. М.: «Искусство», 1975. Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 М.: «Наука», 1976.

Исаева К. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. М.: ВГИК, 1992.

История советского кино (1917-1967). В 4-х томах. М.: «Искусство», 1969-1978. Караганов А. Всеволод Пудовкин. М.: «Искусство», 1984. Кинематограф оттепели. /НИИ киноискусства. Книга первая. М.: «Материк», 1996; Книга вторая. М.: «Материк», 2002.

Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). Учебное пособие. М.: ВГИК, 1992.

Козинцев Г. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Л.: «Искусство», Ленингр. отд., 1982-1986.

Кулешов Л. Собрание сочинений. В 3-х томах, тома I и II. М.: «Искусство», 1987-1988.

Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. М.: «Искусство», 1975. Лебедев Н. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: «Искусство», 1965. Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и телевидении. Статьи, исследова­ния, выступления, М.: «Искусство», 1974.

Лебедев Н., Смирнова Е., Зайцева Л. Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930 . Учебное пособие. М.: ВГИК, 1992.

Летопись российского кино. 1863-1929. /НИИ киноискусства. Госфильмофонд РФ. Музей кино. М.: «Материк», 2004.

Мачерет А. Художественные течкения в советском кино. М.: «Искусство», 1963. Марголит Е. Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (краткий очерк истории художественного кино). Учебное пособие. М.: ВЗНУИ, 1988; переиздание - «Киноведческие записки», № 64 (2004).

Марголит Е., Ш м ы р о в В. Из'ятое кино: Каталог советских игровых картин, не выпущенных во всесоюзный прокат по завершении в производстве или изъятых из действующего фильмофонда в год выпуска на экран (1924-1953). М.: «Дубль-Д», 1995. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000. Том IV. Кино и контекст. 1986-1988. СПб.: «Сеанс», 2002; Том V. Кино и контекст. 1988-1990. СПб.: «Сеанс», 2004. Писаревский Д. Братья Васильевы. М.: «Искусство», 1982 Пудовкин В. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: «Искусство», 1974-1976. Пырьев И. Избранные произведения. В 2-х томах. М.: «Искусство», 1980-1982. Ромм М. Избранные произведения. В 3-х томах. М.: «Искусство», 1978. Шедевры российского кино. /НИИ киноискусства. М.: «Андреевский флаг», 2000 Рошаль Л. Дзига Вертов. М.: «Искусство», 1982