ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лирико-драматическое воплощение военной темы в фильме «Звезда» (1949, ВЭ -1953, по одноименной повести Э.Казакевича, реж. А.Иванов). Камерность сюжета. Трагедийный финал. Лиризм в психологических характеристиках персонажей, достоверность среды действия, деталей фронтового быта (опер. В.Рапопорт, С.Иванов). Запрет фильма и его последующий выпуск с измененным финалом (ложно понятый оптимизм).

«Художественно-документальные» фильмы, воссоздаюЩие крупнейшие стратегиче­ские операции Великой Отечественной войны. Противоречивость исходных посылок -стремление к развитию опыта советского эпического кинематографа 1920-1930-х годов и оценка событий войны в духе культа личности Сталина.

«Третий удар» (1948, авт. сцен. А.Первенцев, реж. И.Савченко, опер. М.Кириллов). Драматизм и кинематографическая выразительность батальных эпизодов. Реалистические образы участников битвы за Крым - матрос Чмыга (М.Бернес), генерал Захаров (С.Блинников) и др. Влияние культа личности в изображении деятельности Генштаба, в трактовке образа Сталина (А.Дикий).

«Сталинградская битва» (1949, авт. сцен. Н.Вирта, реж" В.Петров, опер. Ю.Екельчик). Пространственная масштабность изображения основных событий Сталинградской битвы. Документальность стиля. Схематизм образов участников сражения. Ошибочность общей концепции фильма.

«Падение Берлина» (1950, авт. сцен. П.Павленко, М.Чиаурели, реж. М.Чиаурели, опер. Л. Косматое). Постановочный размах, иллюстративность, и схематизм драматургии, помпезность стиля. Утверждение культа личности Сталина, искажение исторической правды. Воплощение той же идейной концепции и стилистики в фильмах М.Чиаурели «Клятва» (1946) и «Незабываемый 1919-й» (1952), Мифологизированная трактовка ис­тории страны и личности Сталина (М.Геловани) в фильмах М.Чиаурели.

Идеология «холодной войны» и фильмы «о борьбе за мир»: «Русский вопрос» (1947, ВЭ - 1948, по одноименной пьесе К.Симонова, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек), «Секретная миссия» (1950, авт. сцен. К.Исаев и М.Маклярский, реж. М.Ромм, опер. Б.Волчек), «Встреча на Эльбе» (1949, реж. Г.Александров, авт. сцен. бр. Тур и Л.Шейнин, опер. Э.Тиссэ), «Заговор обреченных» (1950, авт. сцен. Н.Вирта, реж. М.Калатозов, опер. М.Магидсон). Выразительность рада изобразительных и актерских решений. Политическая предвзятость и схематизм драматургии.

Фильмы о современности

«Сельская учительница» (1947, авт. сцен. М.Смирнова, реж. М.Донской, опер. С.Урусевский). Особенности драматургии. Учительница Мартынова в исполнении В.Марецкой. Гуманизм и лиризм фильма. Изобразительное решение (опер. С.Урусевский). Иллюстративность ряда эпизодов. Широкий общественный резонанс фильма.


«Сельский врач» (1952, авт. сцен. М.Смирнова, реж. С.Герасимов). Образы Тани Казаковой (Т.Макарова) и Арсеньева (Г.Белов). Ослабленность конфликта в фильме.

«Донецкие шахтеры» (1951, авт. сцен. Б.Горбатов и В.Алексеев, реж. Л.Луков), «Кавалер Золотой Звезды» (1952, по одноименному роману С.Бабаевского, авт. сцен. Б.Чирсков, реж. Ю.Райзман). Влияние теории бесконфликтности на драматургию фильмов. Поверхностное, парадное изображение послевоенной жизни советских людей.

Сокращение выпуска комедийных фильмов. Ослабленность социального содержания.

«Весна» (1947, авт. сцен. Г.Александров, А.Раскин, М.Слободский, реж. Г.Александров). Роль изобразительного решения и музыки в фильме (опер. Ю.Екельчик, комп. И.Дунаевский). Актерский ансамбль: Л Орлова, Н.Черкасов, Р.Плятт, Ф.Раневская и другие.

«Сказание о земле Сибирской» (1948, авт. сцен. И.Пырьев и Н.Рожков, реж. И.Пырьев). Роль музыки Н.Крюкова и изобразительной трактовки оператора В.Павлова. Жанровые признаки фильма-концерта в мелодраматическом повествовательном сюжете.

«Кубанские казаки» (1950, авт. сцен. Н.Погодин, реж. И.Пырьев). Жанровые особенности фильма. Мастерство монтажно-ритмического и музыкального решения (комп. И.Дунаевский). Председатели соседних колхозов Пересветова и Ворон в

27

исполнении М.Ладыниной и С Лукьянова. Жанровые особенности фильма. Оперетта, лубок, сказка, будущее вместо насущного - стиль картины, которую станут обвинять в «лакировочном изображении быта послевоенного колхозного села».

Историко-биографические фильмы

Использование опыта исторических фильмов 30-х годов.'

«Адмирал Нахимов» (1947, авт. сцен. И.Луковский, реж. В.Пудовкин). История постановки. Нахимов в исполнении А.Дикого. Высокая изобразительная культура фильма (опер. А.Головня, Т.Лобова, худ. В.Егоров, А.Вайсфельд). «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» (1953, авт. сцен. А.Штейн, реж. М.Ромм).

«Алишер Навои» (1948, авт. сцен. А.Спешнев, И.Султанов, С.Уйгун и В.Шкловский, реж. К.Ярматов). Образ гениального ученого, поэта и государственного деятеля в исполнении Р.Хамраева. Исторический и национальный колорит эпохи в изобразительном решении фильма (худ. В.Еремян, опер. М.Краснянский).

«Мичурин» (1949, авт. сцен, и реж. А.Довженко, опер. Л.Косматое, Ю.Кун, худ. М.Богданов, Г.Мясников). Первоначальный авторкий замысел. Сценарий А.Довженко. «Жизнь в цвету» как «поэма о творчестве». Мичурина в исполнении Г.Белова и тема драматизма творческого поиска. Образ природы в художественной структуре фильма. Драматургическая роль цвета. Многочисленные переработки сценария и фильма по требованию идеологического руководства.


«Академик Иван Павлов» (1949, авт. сцен. М.Папава, реж. Г.Рошаль). Включение в драматургическую композицию научного материала. И.П.Павлов в исполнении А.Борисова. «Выпрямление» личности и жизненного пути великого ученого.

«Мусоргский» (1950, авт. сцен. А.Абрамова и Г.Рошаль, реж. Г.Рошаль). Мусоргский в исполнении А.Борисова. Музыка в фильме (комп. Д.Кабалевский). Упрощенность истолкования жизненной драмы Мусоргского. Иллюстративность в изображении творческого процесса и образов соратников композитора.

«Тарас Шевченко» (1951, авт. сцен, и реж. И.Савченко). Шевченко в исполнении С.Бондарчука. Драматизм и кинематографическая выразительность эпизодов пребывания поэта в Аральской ссылке. Мастерство режиссера. Выразительность формы (опер. А.Кальцатый, Д.Демуцкий, И.Шеккер, худ. Л.Шенгелия, Б.Немечек). Иллюстративность и схематизм петербургских и украинских эпизодов.

Культурно-познавательное и эстетическое значение лучших историко-биографических фильмов, их патриотическое звучание. Иллюстративность, дидактика, модернизация истории, ориентация на драматургические штампы во многих историко-биографических картинах.

Заключение

Апогей культа личности Сталина в первые послевоенные годы. Жесточайшая идеологическая регламентация духовной сферы. Малокартинье. Отдельные творческие удачи и общий кризис многонациональной кинематографии.


Советское киноискусство 1950-1960-х годов

Постсталинская «оттепель». Относительная либерализация в области духовной жизни. Активизация творческой инициативы художественной интеллигенции. Увеличение кинопроизводства. Изживание бесконфликтности, схематизма, парадности в творческой практике и догматизма в теории кино и кинокритике. Противоречивость этого процесса, в котором участвуют как известные киномастера, так и молодые кинематографисты «фронтового» поколения: осуждение культа личности Сталина, но романтическая приверженность идеям социализма.

Успехи на пути реалистического изображения на экране повседневной жизни рядового человека, его внутреннего мира. Творческое восприятие позитивного опыта советского киноискусства 1920-1930-х годов и некоторых сТоррн эстетики итальянского

28

Неореализма.

Приход в кино новой генерации молодых кинематографистов - «детей войны» - в конце 1950-х - в 1960-е годы.

Процесс обновления выразительных средств в советском и мировом киноискусстве. Освоение новых принципов сюжетосложения, монтажа, способов съемки с целью более углубленного художественного исследования внутреннего, духовного мира человека. Усиление авторского начала в киноискусстве.

Два основных направления жанрово-стилевых поисков «документальное» и «живописно-поэтическое». Творческие обретения и просчеты.

Развитие вертовских принципов («киноправда», «жизнь врасплох») в кинодокументалистике. Обогащение выразительных средств научно-популярного кино. Отказ от натурализма, тематическое и жанровое разнообразие мультипликационного кино.

Синтез традиционных жанров, освоение и формирование новых жанровых форм. Обогащение проблемно-тематического и жанрово-стилевого потенциала различных видов киноискусства.

Влияние на развитие киноискусства 60-х годов эстетики и философских идей итальянского постнеореалистического кино, французской «новой волны», польской школы и ряда других направлений западного кинематографа. Свойственное многим фильмам этого периода преодоление идеологических рамок соцреализма, выход к утверждению общечеловеческих ценностей.

Широта проблемно-тематического диапазона, активизация аналитического начала в экранном воплощении материала современной действительности. Новый уровень постижения героики и трагизма войны в фильмах о Великой Отечественной войне, их антивоенный гуманистический пафос. Поиски новых подходов к разработке историко-революционной темы. Актуальность нравственной проблематики в экранизациях литературной классики.


Интенсивное развитие киноискусства союзных республик. Успехи национальных кинематографий на международных кинофестивалях.

Создание Союза кинематографистов СССР. Техническое обновление кинематографа Существенное отставание в этой области от мирового уровня. Достижения и потери Московских международных кинофестивалей.

Становление новых форм пропаганды киноискусства: народные университеты культуры, киноклубы. Зарождение кинолюбительского движения. Общественная роль кино, его взаимоотношения с телевидением.

Противоречия кинопроцесса. Реанимация бюрократических и субъективистских методов руководства искусством в середине и второй половине 1960-х годов. Цензурные трудности на пути становления талантливых, неординарных замыслов. Драматическая судьба фильмов « Застава Ильича» («Мне 20 лет»), «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»), «Комиссар», «История Аси Клячиной...», «Долгие проводы» и др.

Художественные Фильмы о современной действительности

Углубление социально-нравственной проблематики, обращение к художественному анализу значительных, острых жизненных конфликтов. Активизация внимания к личности индивидуальности современника. Расширение типологии героев. Утверждение новых подходов к художественному постижению современности в борьбе с рецидивами дидактики, схематизма, бесконфликтности.

«Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману Г.Николаевой «Жатва», реж. В.Пудовкин, опер. С.Урусевский). Драматизм личных судеб героев. Образы Василия (С.Лукьянов), Авдотьи (Н.Медведева), Степана (Н.Тимофеев). Монтажно-пластическая выразительность фильма. Неубедительное, шаблонное решение навязанной фильму «производственной» сюжетной линии.

Кинотрилогия режиссера И.Хейфица: «Большая семья» (1954, по роману В.Кочетова «Семья Журбиных», авт. сцен. В.Кочетов и С.Кара), «Дело Румянцева» (1956, авт. сцен Ю.Герман, И.Хейфиц), «Дорогой мой человек» (1958, авт. сцен. Ю Герман, И.Хейфиц). Утверждение высоких моральных принципов, обличение гражданской пассивности,

трусости. Образы молодых героев в исполнении А.Баталова.

«Урок жизни» (1955, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. Ю.Райзман). Отражение общественных противоречий в «семейной» проблематике фильма. Нравственный смысл конфликта между Сергеем Ромашко (И.Переверзев) и Наташей (В.Калинина). Элементы дидактики в сюжете картины.