ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественного кино как научная дисциплина
Периодизация истории отечественного кино
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
История отечественного кино и другие специальные дисциплины
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Советское киноискусство в послевоенный период
Советское киноискусство 1950-1960-х годов
Деятельность конфликтной комиссии СК СССР. Выпуск на экран фильмов, долгов время лежавших на полке («Тема» Г.Панфилова, «Проверка на дорогах» А.Германа, «Долгие проводы» К.Муратовой, «Комиссар» А.Аскольдова, «Интервенция» Г.Полоки, «Иванов катер» М.Осепьяна и др.), а также восстановление авторских версий фильмов, подвергнувшихся в свое время серьезным переделкам по требованию идеологической цензуры («Застава Ильича» М.Хуциева, «История Аси Клячиной...» А. Михалкова-Кончаловского и др.)
Большой общественный резонанс, сопровождающий выход фильмов, выразивших новые тенденции общественного сознания: «Покаяние» Т.Абуладзе (1984, ВЭ - 1986, авт. сцен. Н.Джанелидзе, Т.Абуладзе, Р.Квеселава). Фильм как завершающая часть кинотрилогии («Мольба», «Древо желаний», «Покаяние»). Глубина художественного анализа идеологии и психологии тоталитаризма. Жанрово-стилевое решение. Образы Варлаама И Авеля Аравидзе в исполнении А.Махарадзе.
«Взрыв» остросоциальной кинодокументалистики, последоваший за выходом на экраны документальных лент «Легко ли быть молодым?» Ю.Подниекса, «А прошлое кажется сном» С.Мирошниченко и др., выразивших новые тенденции общественного сознания.
Реорганизация советской киноиндустрии в контексте происходящей в стране политической и экономической перестройки. Постановление Совета Министров СССР «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии» (ноябрь 1989), открывающее дорогу к частному производству фильмов и их прокату. Первые попытки осмысления и реализации принципиально новой «базовой» модели отечественного кинопроизводства, предполагающей независимость «студий нового типа» от идеологической и художественной опеки государственных органов. Разгосударствление кинопроизводства и проката. Возникновение кооперативных студий и превращение творческих объединений государственных студий в самостоятельные производственные структуры. Неясность перспектив внедрения этой
45
46
Творческие попытки создать образ «смутного» времени, раскрыть внутренние причины трагического опустошения личности, человеческой потерянности, глубины личностных драм.
«Маленькая Вера» (1988, авт. сцен. М.Хмелик, реж. В.Пичул) как знаковая картина эпохи перестройки и гласности. Образы, созданные актерами Н.Негодой, А.Соколовым, Л.Зайцевой, Ю.Назаровым.
Преобладание пессимистического мироощущения в выборе материала и в точке зрения на него. Феномен экранной «чернухи»: изображение нищеты, отверженности, неустроенных человеческих судеб. Герои фильмов - бомжи, проститутки, неудачники, наркоманы, персонажи отверженные и обреченные.
Обращение к ранее запретному, табуированному для кинематографического отображения.
Расчеты с советским прошлым в игровых картинах на современном материале: «Трагедия в стиле рок» (1988, авт. сцен, и реж. С.Кулиш, комп. С.Курёхин), «ЧП районного масштаба» (1988, авт. сцен. Ю.Поляков, реж. С. Снежкин), «Куколка» (1988, авт. сцен. И.Агеев, реж. И.Фридберг), «Слуга» (1989, авт. сцен. А.Миндадзе, реж. В.Абдрашитов, в главн. ролях Ю.Беляев и О.Борисов), «Сатана» (1990, авт. сцен, и реж. В.Аристов), «Палач» (1990, авт. сцен. С.Белошников, реж. В.Сергеев), осмысление настоящего как расплату за долгие десятилетия существования при тоталитарном режиме.
Новые аспекты в проблеме «отцов и детей» в остродраматических лентах «Взломщик» (1986, авт. сцен. В.Приемыхов, реж. В.Огородников, в главн. роли рок-музыкант К.Кинчев), «Соблазн» (1987, авт. сцен. Ю.Клепиков, реж. В.Сорокин) и др., в лирико-комедийном фильме «Курьер» (1986, авт. сцен. А.Бородянский, реж. К. Шахназаров).
Анализ самоощущения личности в обстоятельствах поздней советской эпохи, более объективное наблюдение за жизненными процессами, стремление к психологической разработке характеров и отношений между ними - в фильме «Ребро Адама» В.Криштофовича (1990, сцен. В.Кунина по повести АКурчаткина «Бабий дом»), в трагикомедиях П.Лунгина «Такси-блюз» (1990) и «Луна-парк» (1992), в драматических киноповествованиях «Комментарий к прошению о помиловании» (1988, авт. сцен. Ю.Щекочихии, И.Туманян, реж. И.Туманян), «СЭР» (1989, авт. сцен, и реж. С.Бодров), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988, авт. сцен. Л.Разумовская при уч. Э.Рязанова, реж. Э.Рязанов), «Ленинград. Ноябрь» (1990, авт. сцен. А.Шмидт, О.Морозов при уч. Р.Литвиновой, реж. А.Шмитдт, О.Морозов), «Нелюбовь» (1991, авт. сцен. Р.Литвинова, реж. В.Рубинчик), «Русский регтайм» (1993, авт. сцен. Г.Островский, реж. С. Урсуляк).
Обращение к новым явлениям и образам современной действительности в фильмах «Храни меня, мой талисман» (1986, авт. мцен. Р. Ибрагимбеков, реж. Р.Балаян), «Год собаки» (1993, авт. сцен. С.Аранович, А.Шульгина, В.Михайлов при уч. З.Кудри, реж. С.Аранович), «Невоэвращенец»(1991, авт. сцен. А.Кабаков при уч. С.Снежкина, реж. С.Снежкин) и «Цветы календулы» (1998, авт. сцен. М.Коновальчук, С.Снежкин, реж. С.Снежкин).
Исследование - в жанре социальной притчи - психологических и нравственных сбоев, происходящих в характерах и судьбах персонажей, оказавшихся перед проблемой выбора: «Макаров» (1993, авт. сцен. В.Залотуха, реж. В.Хотиненко) и «Пьеса для пассажира» (1995, авт. сцен. А.Миндадзе, реж. В.Абдрашитов).
Реалистическое исследование характеров как людей старшего поколения, сформированных предшествующей эпохой, так и молодых, потерявших ценностные ориентиры: «Интердевочка» (1989, авт. сцен. В.Кунин, реж. П.Тодоровский, в гл. роли Е.Яковлева), «Ночные забавы (1991, авт. сцен, и реж. В.Усков, В.Краснопольский), «Ой вы, гуси» (1991, авт. сцен, и реж. Л.Боброва), «Улыбка» (1991, авт. сцен. С.Попов, Д.Лазарев, реж. С.Попов), «Никотин» (1993, авт. сцен. С.Добротворский, Е.Иванов), «Дюба-Дюба» (1992, авт. сцен. П.Луцик, А.Саморядов, реж. А.Хван).
Фильмы, кардинально изменившие представления о характере и диапазоне подростковой и молодежной проблематики: «Плюмбум, или Опасная игра» (1986, авт. сцен. А.Миндадзе, реж. В.Абдрашитов), «Меня зовут Арлекино» (1988, авт. сцен. Ю.Щекочихии, В.Рыбарев, реж В.Рыбарев, по повести Ю.Щекочихина «Ловушка 46, рост
второй»), «Игла» (1988, авт. сцен. А.Баранов, Б.Килибаев, реж. Р.Нугманов), «Панцирь» (1990, авт. сцен. И.Алимпиев при уч. П.Кожевникова, реж. И.Алимпиев, 1990), «Любовь» (1991, авт. сцен, и реж. В.Тодоровский) и др.
Расширение понятия «военная тема» в отечественном кино.
Образ молодого героя в фильмах об Афганистане и Чечне: Нога» (1991, авт. сцен. Н.Кожушанная, по мотивам новеллы У.Фолкнера, реж. Н.Тягунов), «Афганский излом» (1991, авт. сцен. а. Червинский, при уч. М.Лещинского, Л.Богачука, А.Петровой, реж. В.Бортко), «Пешаварский вальс» (1994, авт. сцен. Т.Бекмамбетов, Г.Каюмов, Р.Кубаев, реж. Т.Бекмамбетов и Г.Каюмов). Внимание к драматическим первопричинам происходящего в современной действительности, связанных с афганской войной, в фильме «Мусульманин» (1995, авт. сцен. В.Залотуха, реж. В.Хотиненко).
Забота о завтрашнем дне, об ответственности человека перед природой в фильме-притче К.Геворкяна «Пегий пес, бегущий краем моря» (1990, авт. сцен. К.Геворкян, Т.Океев, по одноим. повести Ч.Айтматова).
«Урга» Н.Михалкова (1991, авт. сцен. Н.Михалков, Р.Ибрагимбеков, опер. В.Калюта)-попытка обращения к этническому народному опыту и проверка им состояния современного бытия.
Диалог с историей
Осмысление драматических обстоятельства жизни разных поколений советских людей в фильмах «Завтра была война» (1987, по повести Б.Васильева, авт. сцен. Б.Васильев, реж. Ю.Кара), «Холодное лето пятьдесят третьего...» (1988, авт. сцен. Э.Дубровский, реж. А.Прошкин, в главн. ролях В.Приемыхов и А.Папанов), «Защитник Седов» (1988, авт. сцен. М. Зверева, реж. Е.Цымбал), «Закон» (1989, авт. сцен. Л.Зорин, ААлов, В.Наумов) и «Десять лет без права переписки» (1990, авт. сцен. А.Кабаков, В.Наумов), оба - реж. В.Наумов, «Похороны Сталина» (1991, авт. сцен, и реж. Е.Евтушенко), «Какая чудная игра!» (1995, авт. сцен, и реж. П.Тодоровский). «Умирать не страшно» (1991, авт. сцен. Н.Фокина) и «Незабудки» (1994, авт. сцен. Н.Фокина), оба -реж. Л.Кулиджанов.
Пафос разоблачения и обличения в фильмах, воскрешающих более отдаленные эпизоды советской истории: «Прорва» (1992, авт. сцен. Н.Кожушанная, И.Дыховичный, реж. И.Дыховичный, опер. В.Юсов), «Троцкий» (1993, авт. сцен, и реж. Л.Марягин), «Серп и молот» (1994, авт. сцен. В.Валуцкий, С.Ливнев, реж. С.Ливнев), «Ближний круг» (1991, авт. сцен. А.Михалкова-Кончаловский, А.Усов, реж. А.Михалкова-Кончаловский), «Затерянный в Сибири» (1991, авт. сцен. АМитта, В.Фрид, Ю.Коротков, Дж. Брабазон, реж. А.Митта), историческая мелодрама «Мания Жизели» (1995, авт. сцен. Д.Смирнова, А.Учитель).
Портрет сталинской эпохи в фильме Н.Михалкова «Утомленные солнцем» (1994, авт. сцен. Р.Ибрагимбеков, Н.Михалков, опер. В.Калюта). Образы, созданные актерами О.Меньшиковым, Н.Михалковым, И.Дапкунайте.
Гротескно-сатирическое решение той же темы в фильме «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989, авт. сцен. Ф.Искандер, реж. Ю.Кара, по роману Ф.Искандера «Сандро из Чегема»).
Обостренный интерес кинематографистов к трагическим страницам отечественной истории, помеченным 1937 годом, устремленность к поиски неприкрашенной правды и истины. Наряду с удачными картинами на эту тему поток фильмов об НКВД и КГБ, ремесленно-спекулятивных, поверхностно-фарсовых.
Пересмотр устоявшихся представлений на историю, внутренняя борьба с предшествующими идеологемами: «Анкор, еще анкор!» (1992, авт. сцен, и реж. П.Тодоровский). «Над темной водой» (1993, авт. сцен. В.Тодоровский, реж. Д. Месхиев, опер. П.Лебешев, комп. С.Курёхин).
Мрачный и пессимистичный взгляд на прошлое в фильмах, основанных на биографическом опыте художников: «Прощай, шпана замоскворецкая...» (1987, авт. сцен. Э.Володарский, реж. А.Панкратов), «Ночевала тучка золотая...» по одноим. повести А.Приставкина (1989, авт. сцен. А.Приставкин, С.Мамилов), «Замри-умри-воскресни»
47
48
не страшно» (1991, авт. сцен. Н.Фокина) и «Незабудки» (1994; авт. сцен. Н.Фокина), оба -реж. Л.Кулиджанов.
Пафос разоблачения и обличения в фильмах, воскрешающих более отдаленные эпизоды советской истории: «Прорва» (1992, авт. сцен. Н.Кожушанная, И.Дыховичный, реж. И.Дыховичный, опер. В.Юсов), «Троцкий» (1993, авт. сцен: и реж. Л.Марягин), «Серп и молот» (1994, авт. сцен. В.Валуцкий, С.Ливнев, реж. С.Ливнев), «Ближний круг» (1991, авт. сцен. А.Михалкова-Кончаловский, А.Усов, реж. А.Михалкова-Кончаловский), «Затерянный в Сибири» (1991, авт. сцен. АМитта, В.Фрид, Ю.Коротков, Дж. Брабазон, реж. А.Митта), историческая мелодрама «Мания Жизели» (1995, авт. сцен. Д.Смирнова А.Учитель).
Портрет сталинской эпохи в фильме Н.Михалкова «Утомленные солнцем» (1994, авт. сцен. Р.Ибрагимбеков, Н.Михалков, опер. В.Калюта). Образы, созданные актерами О.Меньшиковым, Н.Михалковым, И.Дапкунайте.
Гротескно-сатирическое решение той же темы в фильме «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989, авт. сцен. Ф.Искандер, реж. Ю.Кара, по роману Ф.Искандера «Сандро из Чегема»).
Обостренный интерес кинематографистов к трагическим страницам отечественной истории, помеченным 1937 годом, устремленность к поиски неприкрашенной правды и истины. Наряду с удачными картинами на эту тему поток фильмов об НКВД и КГБ, ремесленно-спекулятивных, поверхностно-фарсовых.
Пересмотр устоявшихся представлений на историю, внутренняя борьба с предшествующими идеологемами: «Анкор, еще анкор!» (1992, авт. сцен, и реж. П.Тодоровский). «Над темной водой» (1993, авт. сцен. В.Тодоровский, реж. Д. Месхиев, опер. П.Лебешев, комп. С.Курёхин).
Мрачный и пессимистичный взгляд на прошлое в фильмах, основанных на биографическом опыте художников: «Прощай, шпана замоскворецкая...» (1987, авт. сцен. Э.Володарский, реж. А.Панкратов), «Ночевала тучка золотая...» по одноим. повести А.Приставкина (1989, авт. сцен. А.Приставкин, С.Мамилов), «Замри-умри-воскресни» (1989, авт. сцен, и реж. В.Каневский), «И возвращается ветер...» (1991, авт. сцен и реж М. Калик),
Фильмы, смыкающие прошлое и сегодняшнее как причину и следствие неизбежных процессов: «Зеркало для героя» (1987, авт. сцен. Н.Кожушанная, по повести В.Рыбаса, реж. В.Хотиненко) «Бумажные глаза Пришвина» (1989, авт. сцен, и реж. В.Огородников), «Жена керосинщика» (1988, авт. сцен и реж. А.Кайдановский), «Единожды солгав» (1987, авт. сцен. А.Инин, В.Бортко, реж. В.Бортко), «Арифметика убийства» (1991, авт. сцен. М.Попов, Д.Светозаров, реж. Д.Светозаров), «Армавир» (1991, авт. сцен. А.Миндадэе, реж. В.Абдрашитов), фильмы К.Шахназарова - «Город Зеро» С1988, авт. сцен. А.Бородянский, К.Шахназаров) и «Цареубийца» (1991, авт. сцен. К.Шахназаров, А.Бородянский).