ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественного кино как научная дисциплина
Периодизация истории отечественного кино
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
История отечественного кино и другие специальные дисциплины
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Советское киноискусство в послевоенный период
Советское киноискусство 1950-1960-х годов
События истории как зеркало нравственных проблем наших дней в фильме Д.Астрахана «Изыди!..» (1991, авт. сцен.Д.Астрахан, О.Данилов).
Привлечение литературной классики для выявления тех же болевых точек исторического развития. Переклички между революционными событиями начала XX века и современностью в экранизация повести Горького «Мать» (1990, авт. сцен, и реж. Г.Панфилов, опер. М.Агранович). Лучшие черты эпического стиля советского кино. Трагедийный образ матери, воплощенный И.Чуриковой.
«Бюрократический эпос» С.Овчарова «Оно» (1989), использующий диалоги и сюжеты М.Салтыкова-Щедрина, - сказочно-сатирический комментарий'к многовековой российской истории, включая наши дни.
Приспособление экранизаций литературных первоисточников к нуждам возникшей конъюнктуры в фильмах с сохранением времени действия первоисточника или переносом его в современность: «Кремлевские тайны шестнадцатого века» по мотивам пьесы А.К.Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (1991, авт. сцен. В.Мережко, реж. Б.Бланк); «Если бы знать...» фантазия на тему пьесы Чехова «Три сестры» (1993, авт. сцен. В.Мережко, реж. Б.Бланк), «Несут меня кони...» по повесть «Дуэль» и другим рассказам Чехова (1996, авт сцен, и реж. В.Мотыль) и др.
Стремление к гиперреализму, иллюзионистскому, натуралистичному, аттракционному отражению действительности: «Лунные псы» (1995, авт. сцен., и реж. В.Тумаев, Л.Польщикова-Тумаева), «Подмосковные вечера» (1994, авт. сцен. В.Тодоровский, А.Криницына при уч. Ф.Терифа, С. Варгафтиг, М.Шептуновой, С.Говорухина, реж. В.Тодоровский, комп. Л.Десятников).
Притчевое начало в фильмах С.Сельянова «Духов день» (1990, авт. сцен. М.Коновальчук, С.Сельянов, в главн. роли рок-музыкант Ю.Шевчук) и «Время печали еще не пришло» (1995, авт. сцен. С.Сельянов, М.Коновальчук, в комедии «Облако - рай» (1991, авт. сцен. Г.Николаев, реж. Н.Досталь).
С.Параджанов (1924-1990): документальный фильм «Пиросмани» (1986), фильм «Ашик-Кериб», (1988, сореж. Д.Абашидзе, по мотивам одноим. поэмы М.Лермонтова).
Апокалипсис гибнущей цивилизации и предупреждение человечеству в притчевых композициях К.Лопушанского «Письма мертвого человека» (1986, авт. сцен. К.Лопушанский, В.Рыбаков при уч. Б.Стругацкого), «Посетитель музея» (1989, авт. сцен. К.Лопушанский) и «Русская симфония» (1994, авт. сцен. К.Лопушанский).
Поиск новой кинематографической аллегории в ироническом эпосе «Дети чугунных богов» (1995, авт. сцен. П.Луцик и А.Саморядов, реж. Т.Тот).
Трагикомедии Эльдара Рязанова - «Забытая мелодия для флейты» (1987, авт. сцен, Э.Брагинский, Э.Рязанов) и «Небеса обетованные» (1991, авт. сцен. Г.Альтман, Э.Рязанов),
Гротескно-комедийные ленты Юрия Мамина - «Праздник Нептуна»(1986, авт. сцен. В.Вардунас), «Фонтан» (1988, авт. сцен. В.Вардунас), «Бакенбарды» (1990, авт. сцен. В.Лейкин).
Завершение жанра «фольклорной комедии в современном российском кино фильмом С.Овчарова «Барабаниада» (1993).
Большее разнообразие поисков и решений в сфере жанрового кино, расширение его границ. Появление новых сфер интереса - к мистическому, инфернальному («Господин оформитель», 1988, авт. сцен. Ю.Арабов, реж. О.Тепцов). Преодоление границ между явью и фантазией («Сны», 1993, авт. сцен, и реж. К.Шахназаров и А.Бородянский).
Оригинальность комедийного решения фильмов «Кин-Дза-Дза» (1987, сцен. Р.Габриадзе, Г.Данелия, реж. Г.Данелия), «Человек с бульвара капуцинов» А.Суриковой (1987, авт. сцен. Э.Акопов, реж. А.Сурикова);
Обновление художественных средств, приемов и методов экранной выразительности в фильмах новой режиссерской генерации.
Взаимодействие различных жанровых и стилистических образований, использование отечественного кинофонда - как исходного материала и источника идей - в фильмах О. Ковалова «Сады скорпиона» (1991), «Концерт для крысы» (1995) и «Остров мертвых» (1992). Его комментарии к судьбе и творчеству Сергея Эйзенштейна в фильмах «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1995-1996), «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия» (1997).
Киноальманах «Прибытие поезда» (1995), созданный к 100-летию кино, -своеобразный экранный манифест нового режиссеркого поколения. Четыре новеллы: «Свадебный марш» (авт. сцен. А.Детков, реж. А.Хван), «Экзерсис № 5» (авт. сцен. А.Тигай, по идее Д.Месхиева, реж. Д.Месхиев), «Трофимъ» (авт. сцен. А.Балабанов при уч. С.Сельянова, реж. А.Балабанов), «Дорога» (авт. сцен. В.Залотуха, В.Хотиненко).
Появление всевозможных пародий как выяснение отношений с прошлым отечественного кинематографа: «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» (1990, авт. сцен, и реж. М.Пежемский, комп. С.Курёхин), серия «вторых» фильмов («Небесный тихоход-2», 1991, реж. С.Шутов; «Два капитана-2», 1992, авт. сцен, и реж. С.Дебижев, комп. С.Курёхин и Б.Гребенщиков; «Трактористы-2», 1992, авт. сцен. Г.Алейников и Р.Литвинова, реж. И. и Г. Алейниковы; ремейк «Третьей Мещанской» -фильм П.Тодоровского «Ретро втроем» (1998, авт. сцен. П.Тодоровский, Т.Сулейменов, при уч. М.Тодоровской).
Обращение к беспроигрышным жанровым моделям. Активная разработка приключенческого или криминального жанра (Тюремный романс», 1993, авт. сцен. С.Соловьев, реж. Е.Татарский; «Одинокий игрок», 1995, авт. сцен. Э.Володарский, реж. В.БасоВ-мл. и О.Басова; «Волчья кровь», 1995, авт. сцен. Л.Манчинский, Н.Стамбула,
49
50
реж. Н.Стамбула), мелодраматического («Очень верная жена», 1992, авт. сцен.Ю.Рогозин, Ю.Разыков, реж. В.Пендраковский), «Воспитание жестокости у женщин и собак», 1992, авт. сцен. В.Черных, реж. И.Селезнева; «Настя», 1993, авт. сцен. А.Володин, реж. Г.Данелия; «Предсказание», 1993, авт. сцен, и реж. Э.Рязанов; «Ты у меня одна», 1993, авт. сцен. О.Данилов, реж. Д.Астрахан; «Ты есть...», 1993, авт. сцен. В.Токарева, реж. В.Макеранец; «Плащ Казановы», 1993, авт. сцен, и реж. А.Галин) или полижанровых композиций - криминально-мелодраматических, авантюрно-комедийных или фантазийно-комедийных («Воры в законе», 1988, авт. сцен, и реж. НО.Кара, по мотивам рассказа Ф.Искандера; «Окно в Париж», 1993, авт. сцен. Ю.Мамин, А.Тягай, при уч. В.Вардунаса, В.Лейкина, по сюжету Ф.Миронера, реж. Ю.Мамин; «Маэстро вор», 1994, авт. сцен. В.Романов, В.Штейнбах, реж. В.Шамшурин; и др.).
Ориентация на коммерческие интересы, соревнование с зарубежной коммерческой кинопродукцией, снижение художественного уровня репертуарного кино, творческий кризис в кинематографе.
Поиски путей творческого обновления российского экрана.
Новые тенденции в игровом кино второй половины 1990-х
Отечественный кинематограф в условиях новой культурной реальности: массового распространения видео и доминирование зарубежной коммерческой кинопродукции в нашем прокате.
Принятие в 1996 году Государственной думой федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российского Федерации». Позитивное значение закона для развития отечественной киноиндустрии при всех противоречиях практики его применения.
Проект малобюджетного кино на Киностудии им. Горького: создание пакета дебютных фильмов при минимальном финансировании.
Освоение меняющейся действительности. Более широкий спектр возможностей в отображении реальности.
Путешествие во времени и пространстве, сплетение реальности с романтическими воспоминаниями в фильме К.Шахназарова «День полнолуния» (1998, авт. сцен. АБородянский, К.Шахназаров).
«В той стране» (1997) Л.Бобровой - воскрешение классических киномоделей, наследующих опыт отечественной деревенской литературы, прозы В.Шукшина.
Обращение к острым проблемам действительности, к судьбам конкретных, людей, их разочарованиям, ошибкам и заблуждениям, вызванным неустроенностью, бедностью, беззащитностью («Цирк сгорел, и клоуны разбежались», 1998, авт. сцен, и реж. В.Бортко, диалоги Н.Бортко; «Ворошиловский стрелок», 1999, авт. сцен. А.Бородянский, С.Говорухин, С.Поляков, реж. С.Говорухин), диагоностика состояния молодого поколения, оказавшегося перед непонятной ему, разочаровывающей и обманывающей реальностью («Страна глухих», 1998, по мотивам повести Р.Литвиновой, авт. сцен. Ю.Коротков, В.Тодоровский, реж. В.Тодоровский; «Нежный возраст», 2000, авт. сцен. Д.Соловьев, С.Соловьев, реж. С.Соловьев).
«С днем рождения» (1998) Л. Садиловой, принципиально черно-белое кино, снятое методом пристального, полудокументального кинонаблюдения.
Трагизм восприятия современности в абсурдистски-гротескных авторских фильмах Киры Муратовой: «Чувствительный милиционер» (1992, авт. сцен. К. Муратова при уч. Е. Голубенко), «Увлеченья» (1994, авт. сцен. К. Муратова при уч. Е. Голубенко, монологи Р. Литвиновой), «Три истории» (1997, авт. сцен. И. Божко, Р. Литвинова, В. Сторожева, при уч. К. Муратовой и Е. Голубенко).
Обращение к проблематике чеченской войны в ряде фильмов конца 90-х гг. («Кавказский пленник», 1996, авт. сцен. А. Алиев, С. Бодров, реж. С.Бодров; «Время танцора», 1997, авт. сцен. А. Миндадзе, реж. В.Абдрашитов; «Блокпост», 1998, авт. сцен, и реж. А.Рогожкин; «Две луны, три солнца», 1998, авт. сцен. М. Мареева, реж. Р.Балаян; и
др.)-
Прощание с уходящим веком, начатое в фильме М.Хуциева «Бесконечность» (1991). Расчеты с драматическим прошлым в кинороманах «Железный занавес» (1994, авт. сцен, и
реж. С.Кулиш, комп. О.Каравайчук) и «Тоталитарный роман» (1998, авт. сцен. М.Мареева, реж. В.Сорокин).
Продолжение размышления о российской истории, о трагических событиях начала XX века в фильме Г.Панфилова «Романовы - венценосная семья» (1999).
Трагические противоречия эпохи, агония сталинского режима в фильме А.Германа «Хрусталев, машину» (1998, авт. сцен. С. Кармалита, А. Герман), снятое в жесткой манере, с обилием шоковых деталей и подробностей.
Разнообразие позиций и подходов к материалу драматического прошлого.
Образ послеовенной российской провинции в фильме «Барак» (1999, авт. сцен. В.Петров, В.Огородников, реж. В.Огородников).
Демифологизация и анатомия власти в дилогии А.Сокурова по сценариям Ю. Арабова «Молох» (1999) и «Телец» (2001), обращенных к истории Германии и России.
Их тяготение к метафорическим решениям, к жанру притчи, к интеллектуальному, духовном исследованию мира человека двадцатого века, к философскому осмыслению форм бытия в фильме «Круг второй» (1990), «Камень» (1992), «Мать и сын» (1997), «Отец и сын» (2002).
«Возвращение броненосца» Г.Полоки по повести А.Каплера (1996, авт. сцен. В.Брагин, Г.Полока) - комментарий к реальности двадцатых годов, в которые происходили съемки классического фильма С.Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"».
Поиски новых контактов со зрителем
Фантасмагоричность явленной на экране действительности, новые актерские типажи, невероятность происшествий, парадоксальная организация экранного материала в фильмах, адресованных в первую очередь молодежным аудиториям.
Преодоление «постперестроечного» кризиса в репертуаре отечественного кино второй половины 90-х годов. Опыт иронического, смехового подхода к серьезной проблематике: «Мама не горюй» (1997, авт. сцен. К. Мурзенко, М. Пежемский, реж. М. Пежемский»), «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1998, авт. сцен. К. Мурзенко, реж. И. Макаров), «8 Уг долларов» (1999, авт. сцен. Г.Константинопольский, Д. Смирнова при уч. С. Крылова, реж. Г.Константинопольский), «Апрель» (2001, К.Мурзенко), «Даун хауз» - парафраз романа Достоевского «Идиот» (2001, Р.Качанов).