ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
6 СК-НОВОСТИ |
|
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
официоз |
|||
|
|
||
|
|
Краткие (рабочие) отчеты по основным направлениям деятельности СК России
Клим Лаврентьев, заместитель председателя СК РФ, исполнительный директор Фонда «Урга – территория любви»:
В 2013 году Фондом помощи ветеранам кино «Урга – территория любви» 359-ти ветеранам была оказана матери-
альная помощь на сумму 12 700 000 рублей, в том числе:
-оплачены медицинские услуги, лекарства, реабилитационные услуги после проведения сложных хирургических операций;
-оказана материальная помощь вдовам кинематографистов на сумму 3 300 000 рублей;
-8-ми ветеранам кинематографии и членам СК России, пострадавшим от наводнения в Амурской области и Хабаровском крае оказана материальная помощь в сумме 400 000 рублей.
Также была оказана и другая материальная поддержка.
Услугами Фонда пользуются кинематографисты Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Иркутска, Новосибирска, Красноярска, Самары, Саратова, Уфы, Казани, Екатеринбурга, Тулы, Воронежа, Курска, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Краснодара, Нальчика, Махачкалы, Владикавказа, Санкт Петербурга, Москвы.
Фонд поддерживает ветеранов – кинематографистов и их вдов Белоруссии, Украины, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Грузии.
За шесть лет Фондом помощи ветеранам кино «Урга – территория любви» на оказание материальной и медицинской помощи ветеранам кинематографии России и стран СНГ потрачено 85 200 000 рублей:
2008 г. – 10 000 000 рублей
2009 г. – 12 500 000 рублей
2010 г. – 13 500 000 рублей
2011 г. – 14 500 000 рублей
2012 г. – 15 700 000 рублей
2013 г. – 19 000 000 рублей.
Эти деньги поступают в «Ургу» благодаря сотрудничеству с Фондом поддержки «Добрый век»
– семейным фондом Виктора Феликсовича Вексельберга, лично которому от имени всех ветеранов кинематографии выражаю благодарность и сердечную признательность.
Извещаю читателей «СК-Новости», что председатель нашего Союза Никита Сергеевич Михалков в 2013 году потратил на оказание медицинской и материальной помощи кинематографистам 5 334 419 рублей из собственных средств.
Напоминаю еще раз членам СК России, что с 2014 года Фонд помощи ветеранам кино «Урга – территория любви» прекращает выплаты, связанные с расходами на платные медицинские услуги без предварительного согласования медицинского учреждения, предоставляющего эти услуги и их стоимости.
Михаил Калинин, оргсекретарь СК России:
Напомню, что уходящий год начался с подготовки к очередному отчетно-перевыборному IX съезду Союза кинематографистов России. Были проведены собрания кинематографистов во всех регионах страны,
а в Москве – общие собрания профессиональных гильдий по избранию делегатов. 21 марта на съезде был избран председатель СК России Н.С. Михалков и новый состав Правления. На четырех пленумах Правления и шести секретариатах в 2013 году было принято 47 постановлений. Зарегистрировано и обработано более 1300 писем, 55-ти приказов и др. распорядительных документов, зарегистрировано 230 договоров.
Ведется и постоянно обновляется единая компьютерная база данных членов СК России. На данный момент в Союзе кинематографистов России числится 4733 чел. В 2013 году четыре раза собиралась приемная комиссия, где было рассмотрено 108 дел, 84 человека были приняты в члены СК России. По ходатайству СК России 49 человек получили правительственные награды (ордена, медали, почетные звания).
Продолжает развиваться международная деятельность СК России. Особо следует отметить успех в расширении показов отечественного кино в странах Юго-Восточной Азии – Японии, Китае, Индонезии. В семи странах Восточной Европы прошли дни современного кино России. В свою очередь зарубежные фильмы были представлены в программах МКФ, проводимых в России (Владивосток, Тула, Волоколамск и др.). Ежемесячно зарубежные фильмы включаются в календарный план Дома кино.
Социальный отдел за 2013 год провел огромную работу (см. отчет социального отдела). Ведутся постоянные консультации членов СК России по социальным, творческим и юридическим вопросам.
При поддержке СК России проводятся десятки кинофестивалей в стране и за рубежом. В июне в Доме кино на новом видеопроекционном оборудовании была показана программа российских фильмов в рамках 35 Московского международного кинофестиваля.
Вся деятельность Союза кинематографистов отражается на страницах газеты «СК-Новости» и в Интернете. Учитывая, что сайт Союза кинематографистов с каждым годом пользуется все большей популярностью, в настоящее время при активном участии Молодежного центра ведется разработка его новой версии, которая появится в будущем году. Будет изменен дизайн, введены новые рубрики, уделено особое внимание работе СК России в регионах.
В преддверии Нового года хочу пожелать всем праздничного настроения, здоровья и новых творческих побед. А газету «СК Новости» поздравляю с 15-летним юбилеем!
Елена Третьяк, начальник отдела по социальным вопросам:
1. В соответствии с постановлением Правительства РФ оформлены документы и своевременно произведены выплаты:
-народным артистам СССР – 26 человек по 150 000 рублей каждому на сумму 3 900 000 рублей;
-народным артистам РСФСР, РФ, народным художникам РСФСР, РФ (не состоящим в штате предприятия) – 70 человек по 120 000 рублей каждому на сумму 8 000 400 рублей;
-материальная помощь остронуждающимся членам СК РФ – 109 человек:
Москва – 44 человека, регионы – 65 человек, всего на сумму 7 700 000 рублей. Основанием для предоставления материальной помощи является неспособность к самостоятельному обслуживанию, тяжелые заболевания (по предоставлению соответствующих документов).
-государственные стипендиаты – 80 человек по 72 000 рублей каждому на сумму 5 760 000 рублей.
Итого выплачено 25 760 000 рублей.
II.Приоритетным направлением в социальной политике Союза кинематографистов России была и остается доплата к государственным пенсиям в размере 600 рублей ежемесячно членам СК РФ, достигшим 75-летнего возраста, инвалидам I и II группы (дальних регионов), не достигшим 75-летнего возраста, вдовам видных деятелей кино.
-своевременно получили доплаты 1034 человека на сумму 6 204 000 рублей;
-материальная помощь оказана членам СК РФ и членам их семей (41 человек) на сумму 244 000 рублей.
Итого выплачено 6 448 000 рублей.
III.Многолетняя работа отдела с благотворительными фондами дает возможность оказывать существенную помощь нуждающимся членам СК РФ. В этом году члены СК РФ обеспечены:
-предметами длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины, пылесосы, мультиварки и другие предметы импортного производства)
– 89 предметов;
-постельным бельем – 1000 комплектов;
-продуктовыми наборами – 600 штук;
-денежной помощью (52 человека) на сумму 380 000 рублей;
-оплата лекарственных препаратов (16 человек по 7000 рублей каждому) на сумму 112 000 рублей.
В Большом зале Дома кино состоялся праздничный вечер, посвященный Международному дню старшего поколения. На праздник были приглашены ветераны, проживающие в Доме ветеранов сцены (СТД) и Доме ветеранов кино. В программе вечера – поздравления, праздничный концерт, подарки. Присутствовало 950 человек (1 225 000 рублей).
Всего от благотворительных фондов члены СК РФ получили помощи на 7 997 000 рублей.
За 2013 год всеми видами помощи члены СК РФ обеспечены отделом на сумму 40 257 000 рублей.
Кроме того, в сложнейших жизненных ситуациях, связанных с серьезными заболеваниями, помощь оказывает Фонд «Урга – территория любви», основанный Российским фондом культуры и Национальной академией кинематографических искусств и наук России совместно с фондом Виктора Вексельберга «Добрый век». Без этой помощи в существующих условиях обойтись невозможно.
Новости Гильдии кинодраматургов СК России
На очередном заседании правления Гильдии кинодраматургов было объявлено об учреждении ежегодной премии молодым сценаристам, носящей имя выдающегося мастера нашего сценарного дела Валентина Черныха («Москва слезам не верит», «Любить по-русски», «Свои», «Выйти замуж за капитана», «Культпоход в театр» и др.).
Соучредители премии – студия «Слово» и вдова Валентина Константиновича, киновед, доцент ВГИК Людмила Кожинова. «Мы давно мечтали, – сказала она, – чтобы когда-нибудь, кроме значимых государственных и общественных премий, появилась бы еще и наша, личная, для поддержки самых молодых, а значит самых незащищенных сценаристов: за лучший полнометражный дебют, за дебют телевизионный, за лучший литературный сценарий». Продюсер новой премии Петр Ануров добавляет: «В жюри войдут известные кинематографисты, коллеги Валентина Константиновича по профессиональной и педагогической деятельности».
Избранная председателем гильдии после кончины Эдуарда Володарского, многолетнего лидера кинодраматургов, Елена Райская предложила кооптировать в бюро гильдии новых членов в количестве семи человек. Инициативу поддержали – дел впереди много, как говорится, хватит на всех. Ну, скажем, практически «на выходе» собственный сайт гильдии. С его помощью драматурги получат возможность оперативно общаться друг с другом, информировать общественность и коллег-професси- оналов как о сделанном ими, так и о планах или проблемах. На сайте предусмотрена
база данных о сценаристах, их занятости, о готовых сценариях. Поддержание сайта в рабочем состоянии, конечно же, потребует серьезного внимания со стороны бюро. Впереди, возможно, создание авторского агентства.
Остается злободневной защита сценаристов в конфликтных ситуациях, то и дело возникающих в отношениях с продюсерами. Еще свежи в памяти судебные разбирательства по поводу умыкания сюжета у молодого Бориса Бердыева, а уже поступила просьба к бюро от Ольги Даниловой поддержать ее как автора в конфликте с продюсером, который в нарушение всех договорных обязательств не выплачивает гонорар за принятый сценарий.
Кстати, подобные случаи подвигают бюро кинодраматургов пойти на нетривиальное решение: придавать общественной огласке, включая вышеупомянутый сайт, имена продюсеров, общение с которыми опасно для авторов по мнению гильдии. Мера, как говорится, вполне скромная, ненасильственная, но вряд ли кто-то поспешит неожиданно оказаться в таком «черном списке»...
Еще во времена Э.Володарского начиналась борьба за внесение поправок в авторское право, по которым стали бы обязательными отчисления сценаристам за демонстрацию их фильмов по телевидению. Недавно соответствующее письмо, в очередной раз тщательно проработанное юристами, направлено в секретариат Союза кинематографистов России для постановки давно назревшей проблемы в Госдуме, Правительстве, Министерстве культуры.
Член правления Гильдии кинодраматургов СК России Даль Орлов
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
СК-НОВОСТИ 7 |
||
официоз |
||||
|
|
|
||
|
|
|
Валерий Тонких, исполнительный директор СК России:
25 декабря 2013 года состоится пленум Правления Союза кинематографистов России, на котором помимо других вопросов будет рассмотрено выполнение бюджета нашей общественной организации в 2013 году и представление проекта
бюджета на 2014 год.
В сегодняшнем отчете я остановлюсь на основных итогах финансово-хозяйственной деятельности Исполнительной дирекции совместно с Имущественной комиссией, региональными отделениями, аппаратами Дома кино СК России, Дома ветеранов кино, осуществлявшейся под руководством Правления и секретариата Союза кинематографистов, за 11 месяцев 2013 года по следующим направлениям:
1.Финансовое обеспечение текущей деятельности Союза кинематографистов
Наш главный источник поступлений в этом году – это спонсорская помощь банка «ВТБ» в размере 117 миллионов рублей, которую второй год подряд удается получить благодаря усилиям нашего председателя
–Н.С. Михалкова и Попечительского совета СК России, возглавляемого И.П. Мирошниченко.
Также СК России, сдавая в аренду свои помещения, проводя коммерческие мероприятия в Доме кино, собирая членские взносы за 11 месяцев 2013 года заработал более 52 миллионов рублей. Следует отметить существенный рост поступлений от членских взносов
–почти 2,5 миллиона рублей. Большая заслуга в этом – Приемной комиссии и сотрудников аппарата СК.
До конца 2013 года наши доходы должны достигнуть 57-59 миллионов рублей.
2.Материальное обеспечение деятельности Союза кинематографистов
В помещениях Союза кинематографистов и Дома кино создана новая компьютерная сеть с несколькими зонами Wi-Fi, а также проложена структурированная кабельная система видеонаблюдения.
Более чем на 1 миллион рублей закуплено новых компьютеров и оргтехники. Мы заменили устаревшие, много лет назад купленные компьютеры у всех сотрудников аппарата Союза. Перед началом фестивального сезона для залов Дома кино СК России было приобретено цифровое технологическое оборудование на сумму около 3,5 миллионов рублей (проектор DСP, новый экран в Белый зал и т. д.). До конца года планируется замена экрана в Большом зале Дома кино.
3. Поддержание объектов недвижимости Союза кинематографистов в работоспособном, безопасном и, насколько возможно, комфортном состоянии
Несмотря на возможную в дальнейшем реконструкцию Дома кино СК России, мы продолжаем его ремонтировать, обслуживать системы тепло-, водо-, энергоснабжения и пожаротушения.
Так, например, в 2013 году:
-был проведен ремонт части фасада Дома кино на сумму более 0,5 миллиона рублей;
-ремонт отопления и водоснабжения стоил более 1,2 миллиона рублей;
-отремонтированы два фойе Белого зала почти на 1,5 миллиона рублей;
-произведен частичный ремонт кровли, нескольких кабинетов Союза кинематографистов, коридоров, лестниц и т.д.
-произведена огнезащитная обработка тканевых штор, ковровых дорожек, деревянных конструкций чердачных помещений;
-сделаны замеры сопротивлений изоляций электросетей;
-произведен ремонт лестниц и коридора по требованию пожарных в Доме ветеранов кино;
-отремонтированы две комнаты в Доме ветеранов кино;
-проведены работы по частичной замене электрокабеля в Доме ветеранов кино;
-Дом ветеранов кино полностью подготовлен к отопительному сезону (всего на ремонтные работы по Дому ветеранов кино потрачено около 1 миллиона рублей).
4.Материальная помощь членам Союза кинематографистов пенсионерам, ветеранам
Союз кинематографистов России в 2013 году произвел доплаты к пенсиям в размере 7,5 миллионов рублей. Оказал материальную помощь членам Союза в размере 2 миллионов рублей. Профинансировал Дом ветеранов кино в размере 6 миллионов рублей.
5. Работа с регионами
Финансирование регионов в 2013 году составило более 1 миллиона рублей.
Также в течение года постоянно оказывалось другая материальная, юридическая и организационная помощь региональным отделениям.
6. Инвестиционная деятельность
Инвестиционная деятельность Союза кинематографистов направлена на реконструкцию и развитие трех объектов недвижимости:
-Дом творчества «Болшево»;
-Дом ветеранов кино;
-Дом кино СК России.
1.По Дому творчества «Болшево»:
-подготовлена исходно-разрешительная документация для проекта планировки территории;
-разработан и согласован с администрацией г. Королева проект планировки территории;
-разрабатываются и согласовываются технические условия присоединения к сетям;
-продолжаются проектные работы по архитектурной концепции строительства;
-выполняются работы по проектированию систем электро-, водо-, газо-, теплоснабжения;
-в декабре-январе по нашему строительству должны пройти публичные общественные слушания;
-при успешном прохождении общественных слушаний предполагается приступить к стадии «П» проектирования и получению всей разрешительной документации для оформления разрешения на строительство;
-для финансирования строительства должна заработать кредитно-инвестиционная схема с подключением банков и инвестора.
В 2013 году Союз кинематографистов профинансировал вышеперечисленные работы на сумму 6,7 миллионов рублей. Архитектурная концепция реконструкции и строительства укрупненно представляет собой следующее:
предполагается на площади 4 га восстановить Дом творчества «Болшево», который включит в себя трехэтажный корпус на 45-50 двухместных номеров с рестораном, бильярдной, кинозалом, пристроенным СПА центром (бассейн, бани, медицинские кабинеты), четыре коттеджа по 250 кв. м., спортивные площадки, теннисный корт, зоны отдыха, летнюю эстраду, набережную с пляжем и т. д.
Проект также предполагает, с целью извлечения прибыли для восстановления Дома творчества, строительство на площади 2 га жилого комплекса с подземными автостоянками примерной жилой площадью 3035 тыс. кв. м.
2.Реконструкция Дома ветеранов кино
Суть идеи: не затрагивая парковой зоны и существующего здания Дома ветеранов кино, пристроить 2-3 корпуса санаторно-реабилитационного и гостинич- но-апартаментного назначения общей площадью 20-30 тыс. кв. м. для нужд Дома ветеранов кино, последующей сдачи в аренду и частичной продажи кв. м.
В настоящее время совместно с ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы, департаментами Правительства города Москвы идет разработка и согласование предложения по рациональному использованию земельного участка под реконструкцию Дома ветеранов кино, ведутся работы по обследованию фундамента существующего здания. На вышеперечисленные работы в 2013 году Союз кинематографистов потратил более 4 миллионов рублей.
Далее предстоит кропотливая работа по согласованию разрешительной документации с департаментами Правительства города Москвы, выпуска соответствующих постановлений на проектирование и строительство. Но уже сейчас мы с архитекторами готовим архитектурную концепцию реконструкции Дома ветеранов кино для дальнейшего рассмотрения на пленуме Правления Союза кинематографистов России и других согласований.
3.Дом кино СК России Московский Дом кино является памятником куль-
турного наследия регионального значения. Из этого вытекает, что увеличить полезные площади и высотность при реконструкции невозможно, т. е. привлечь инвестора за счет использования дополнительных метров не получится.
На сегодняшний день при непосредственном участии Н.С. Михалкова определен инвестор-застрой- щик по реконструкции Дома кино. Готовятся соответствующие документы. Также исполнительная дирекция совместно с Департаментом культурного наследия города Москвы работает над предметом охраны, охранным обязательством и последующим проектом приспособления.
Лариса Солоницына, главный редактор газеты «СК-Новости»:
С моей точки зрения, отдельно «отчитываться о проделанной за год работе» редакции не нужно, потому что каждый номер газеты и есть своеобразный отчет и результат нашей работы. Однако, мы должны проинформировать читателей о том, что за 2013 год у нас состоялось 4 заседания Совета редакции, на которых, в частности, были утверждены правки устава АНО «Редакция газеты «СК-Новости»; согласно рекомендациям Министерства юстиции РФ, установлен срок полномочий главного редактора (4 года – в соответствии со сроками полномочий руководящих органов Союза кинематографистов), обсуждена очередная ротация членов Совета редакции и т. д.
Несколькими членами Совета редакции предложен переход газеты на мелованную бумагу и журнальный формат, что соответствовало бы выходу издания раз в месяц. Чтобы принятое решение не шло вразрез с желаниями большинства наших читателей, мы хотим провести опрос и узнать реакцию на данное предложение членов СК России. Для сбора и подсчета голосов выбраны следующие варианты:
- вы можете позвонить по телефону редакции или главного редактора (оба номера указаны в выходных данных) и, представившись, сказать только одно слово «газета» или «журнал» (на редакционном телефоне работает автоответчик, можно оставить сообщение);
-отправить SMS на мобильный телефон главного редактора с указанием ФИО и вашего выбора – «газета»
или «журнал»;
-отправить письмо или телеграмму на почтовый адрес редакции (Москва, ул. Васильевская, дом 13, газета «СК-Новости») с указанием ФИО и вашего выбора – «газета» или «журнал»;
-написать письмо на электронную почту редакции (указана в выходных данных) с указанием ФИО и вашего выбора – «газета» или «журнал»;
-члены Московского отделения СК России могут подойти в комнату №35 и оставить свой голос в пользу той или иной формы выхода нашего издания у Близнюк Татьяны Сергеевны (но не в Cекретариате, отделе кадров и т. п.).
Вянварском номере мы опубликуем результат подсчета голосов и примем окончательное решение.
21 ноября, в ГЦКЗ «Россия» подвели итоги первого Всероссийского открытого конкурса сценариев и киноработ «Кинопризыв», стартовавшего 9 мая. Конкурс проходил в два этапа. «Кинопризыв»
– это общий призовой фонд в 1,6 млн рублей для победителей в четырех номинациях. Лучший игровой фильм – «День победы», реж. Игорь Гринякин. Лучший документальный фильм – «Ты у меня одна заветная», реж. Слава Касаткина. Лучший киносценарий – «Рокот космодрома», авторы Наталья и Валерий Букрины.
3 декабря состоялось подписание договора о стратегическом партнерстве между киностудией «Ленфильм» и созданным недавно фондом Александра Сокурова «Пример интонации». Свои подписи под документом поставили Федор Бондарчук и Александр Сокуров. Фонду, среди учредителей которого Наталья Солженицына и Владимир Толстой, всего полгода. Но за это время уже были сняты две короткометражные картины, третья на подходе.
Министерство обороны решило агитировать молодых людей служить в армии: с 15 по 30 января в 200 кинотеатрах 35-ти городов России будут транслироваться ролики о плюсах армейской службы. Министерство объявило повторный конкурс и выделило на создание двух рекламных роликов 25 млн рублей. В конкурсной документации говорится: «В сюжетах должны быть отражены основные преимущества военной службы по контракту. Социальные гарантии, предоставляемые государством: конкурентное на рынке труда денежное содержание; вероятность решения жилищной проблемы (использование ипотеки); возможность получения среднего специального или высшего образования на льготных условиях; вещевое, продовольственное, медицинское и пенсионное обеспечение». Видеоролики должны быть HD-ка- чества в 3D со стереозвуком длительностью 25 - 30 сек. Также планируется использование спецэффектов и графического оформления, а в самих съемках будут принимать участие профессиональные актеры. Аналогичный тендер в октябре не состоялся, сейчас вторая попытка.
8 СК-НОВОСТИ |
|
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
новости МО СК РФ |
|||
|
|
МосковскОЕ оТДЕЛЕНИЕ Союза кинематографистов России
Градозащитники снова надеются на нашу поддержку
В канун столетия Первой мировой войны, которое Россия готовится отметить в августе 2014 года, в Сокольниках снесены знаменитые казармы Саперного батальона. Застройщик пренебрег памятью героев войны, живших в этих казармах. Одним историко-архи- тектурным памятником в Москве стало меньше. А напротив, через улицу – Храм Благовещения, который когда-то входил в комплекс Саперных казарм. При нем строят мемориал героев Первой мировой войны, а здание, где жили и служили герои, теперь разрушено.
Снос казарм Саперного батальона
вСокольниках является грубым нарушением действующих нормативных актов. Комиссия при правительстве Москвы по вопросам градостроительства в зонах охраны объектов культурного наследия столицы не выносила решения о сносе дома. Градозащитники призвали правительство Москвы привлечь к ответственности виновных
внезаконном разрушении памятника.
Память о мастере
В Большом зале Дома кино состоялся вечер, посвященный 90-летию выдающегося режиссера, кинодра-
Воссоздание ОДК продолжается
Идея о воссоздании Общества друзей кино возникла в Секретариате СК в конце 2012 года. Тогда же начал формироваться оргкомитет ОДК во главе с Г.И. Полокой. Несколько позднее определился и оргсекретарь общества Н.М. Суменов. Для начала были подняты структурные документы прежнего доперестроечного ОДК; кроме того, руководство оргкомитета обратилось к опыту Бюро пропаганды советского киноискусства и деятельности сети отечественных киноклубов. На основании этого были выработаны циркулярные положения, которые должны были определить программу деятельности оргкомитета и стать основанием для создания устава общества. К формированию структуры будущего общества
инеобходимой государственной организационной и финансовой поддержки был привлечен секретарь СК О.В. Иванов как ведущий аналитик и эксперт в области киноиндустрии. Когда циркулярные документы будущего общества были подготовлены, по согласованию с секретариатом СК с ними ознакомили администрацию Президента России. В частности, cоветника Президента по культуре В.И. Толстого, начальника управления Президента по общественным проектам П.С. Зеньковича и начальника департамента информационной политики Д.В. Попова. В результате инициативы оргкомитета были поддержаны.
Для того чтобы определить реальную общественную базу будущего общества, необходимо было провести регистрацию действующих на территории Российской Федерации киноклубов. Однако еще до формирования и публикации обращения оргкомитета к отечественным киноклубам весть об этом стихийно начала распространяться по всей стране. Возможно, тут существенную роль сыграло пресловутое «сарафанное радио». Обнаружилось, что члены киноклубов не только знакомятся с новыми отечественными фильмами; их интересуют инициативы и события, происходящие в СК России, в частности, создание Этической хартии. Нет необходимости скрывать, что деятельность и цели оргкомитета ОДК вызывают определенное сопротивление со стороны бюрократии, да
исо стороны некоторых коллег. В результате процесс регистрации проходит непросто. Сегодня оргкомитет предлагает к публикации обращение к киноклубам России:
Дорогие друзья!
Несмотря на отдельные фестивальные и прокатные удачи, положение в сегодняшнем отечественном кинематографе нельзя признать успешным. Усилия государственных органов поддержать производство и прокат отечественных фильмов решительных изменений в сложившуюся ситуацию не приносят. Основная причина – в утрате постоянной связи профессиональных кинематографистов с наиболее продвинутыми
зрителями, которая существовала в доперестроечные годы. Тогда судьбу нашего кинематографа во многом определяла активная деятельность Бюро пропаганды советского киноискусства и единая сеть киноклубов.
Поэтому в Союзе кинематографистов России возникла инициатива возродить Общество друзей кино (ОДК), в свое время успешно способствовавшее продвижению отечественных фильмов, курировавшее кинообразование в учебных заведениях и на предприятиях. Кроме того, ОДК проводило ежегодные всесоюзные конференции по итогам кинопроизводства и кинопроката.
Для подготовки устава и учредительного съезда организации создан организационный комитет, в который вошли ведущие кинематографисты России.
Взадачу оргкомитета входит и регистрация существующих в стране киноклубов. Зарегистрированные киноклубы получат особые преференции, они смогут встречаться с маститыми кинематографистами, обсуждать новые фильмы, а также знакомиться с наиболее интересными кинопроектами, запускаемыми в производство, проводить ежегодные итоговые всероссийские конференции. Планируется также участие в международных акциях.
Всвязи с необходимостью получить полную информацию
осегодняшней ситуации в киноклубном движении в нашей стране, убедительно просим вас оперативно направить в адрес оргкомитета Общества друзей кино данные, связанные с деятельностью киноклубов в вашем регионе по следующей схеме:
Название киноклуба Адрес (полный)
Контактные данные (тел., факс, mail) Ф.И.О. руководителя Количество участников
Краткая информация о киноклубе, дата создания, основное направление (если имеется)
Другая информация (по желанию организаторов киноклуба).
Информацию с пометкой «ОДК» просим направлять по адресу: Россия,123056, Москва, ул. Васильевская, 13, оф. 36, Союз кинематографистов России, оргкомитет Общества друзей кино. Тел/факс: + 7 (499) 2543026, mail: kinoclub@drugkino.ru.
Оргсекретарь ОДК Суменов Николай Мухтарбекович, либо в Московское отделение СК РФ: тел/факс: +7 (499)2515106, референт Ольга Владимировна Ипполитова.
О работе оргкомитета ОДК и его ближайших планах вам будет сообщено дополнительно.
В надежде на взаимное сотрудничество председатель оргкомитета ОДК Геннадий Полока
матурга, педагога Александра Алова. Вечер открывал документальный фильм «Алов», созданный его соратником и другом Владимиром Наумовым сразу после ухода большого мастера из жизни. Вечер вел популярный актер театра и кино, исполнитель главной роли в фильме Алова и Наумова «Берег» Борис Щербаков. Сокровенными мыслями и малоизвестными фактами из жизни кинематографиста и фронтовика Александра Алова поделился с присутствующими Владимир Наумов. Взволнованно и содержательно говорили о мастере друзья и коллеги: Марлен Хуциев, Армен Медведев, Андрей Шемякин, Геннадий Полока, Наталья Белохвостикова. Следует отметить трогательное выступление дочери Алова
– Любови Аловой. Сильнейшее впечатление произвели на присутствующих
благодарные письма многочисленных учеников, присланные с разных концов нашей страны и из-за рубежа. В заключение был показан фильм «Скверный анекдот». Московское отделение СК благодарит за помощь в организации вечера киноконцерн «Мосфильм» и Госфильмофонд России.
Конгресс работников образования, науки и культуры
На этот форум российской интеллигенции, который открылся в Москве 30 ноября, собрались представители из всех регионов нашей страны: школьные учителя, академики, депутаты, представите-
ли инженерного сообщества, работники здравоохранения, музейные сотрудники, деятели культуры. С одной стороны представители интеллектуальной элиты, с другой – рядовые интеллигенты.
Всех их объединила забота о сохранении традиций образования, науки и культуры нашей страны и стремление
начать активное противодействие разрушительным процессам внутри отечества.
Резкой критике подвергся ЕГЭ, который привел к росту коррупции и дрессуре вместо развития личности, а также Федеральный закон об образовании, не обеспечивающий сохранение лучших традиций отечественного образования.
Образование – не часть сферы обслуживания, цель образования – не формирование квалифицированного потребителя, но многостороннее развитие способностей личности.
Залогом успеха развития человеческого потенциала и национальной безопасности является не элитарное образование для богатых, но эгалитарное образование для всех.
Участники форума с первых шагов приступили к разработке документов, содержащих основные положения стратегии развития и защите образования, науки и культуры, к созданию широкой коалиции защитников отечественных достижений. Целями коалиции должна стать постоянная деятельность, направленная на приоритетное развитие унаследованного нами научного и культурного потенциала страны, обеспечение общедоступности образования и культуры. Для этого необходимо восстановить на федеральном уровне государственный образовательный канал в метровом диапазоне, а остальным государственным каналам – выделить часть эфирного времени культурным и образовательным программам, подкрепленное
налоговыми льготами.
Управление средствами массовой информации должно носить государ- ственно-общественный характер, а создаваемые наблюдательные советы должны обеспечивать не только представительство разных политических взглядов, но, прежде всего, интеллектуальное и нравственное здоровье народа, а не его развращение. Участники конгресса – противники политической цензуры, но нравственный контроль считают необходимым.
Оргкомитетом конгресса был приглашен и. о. председателя МО СК Г.Полока, которому были заданы вопросы: чем объяснить продолжающееся засилье «черной» темы в национальном кинематографе, а также сокращение отечественных фильмов в российском прокате? Гражданская и патриотическая направленность искусства – не скрывая, формировать чувство любви к Отечеству, уважение к другим народам, стремление участвовать в делах общества.
Полока проинформировал участников конгресса о создании Общества друзей кино, что естественным образом повлияет на репертуар нашего кинематографа и увеличит количество отечественных фильмов в российском прокате. Наконец, ОДК окажет решительное воздействие на восстановление школьного кинообразования. Выступление Полоки было поддержано аплодисментами.
Материал подготовила Ольга Ипполитова
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
СК-НОВОСТИ 9 |
||
регионы |
||||
|
|
|
||
|
|
|
Дмитрий Месхиев: «Союз – способ участия в общественной жизни»
Давно известно, что глава Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев и по убеждению, и по темпераменту – не любитель дежурно-по- бедных реляций, даже если к тому побуждает «отчетный» месяц декабрь. Так что короткого «глотка свободы» между съемками на Псковщине и бдениями в монтажной на РВС хватило лишь на краткие «тезисы о главном». Довершили картину жизни питерского СК за отчетный 2013-й краткие врезки с цифрами.
Крыша – наше все
«Очень важно, что в Доме кино начали ремонтировать крышу и в формате настоящей реставрации восстанавливать исторический облик фойе с его уникальными световыми фонарями, – отметил Дмитрий Месхиев. – По этому поводу успешно ведутся переговоры с городом, который оказывает нам существенную помощь в решении этих проблем. Скорее всего, весной эти работы завершатся, что очень важно: ведь все-таки Дом кино – это основа и оплот нашего Союза.
Если говорить о динамике клубной жизни, то даже в условиях перманентного ремонта мы стараемся по мере возможности развивать уже работающие направления и что-то новое придумывать. Дом кино продолжает оставаться активной площадкой для десятка фестивалей – как уже хорошо известных, так и совсем молодых. Как одно из важных достижений минувшего года можно отметить, что мы довольно динамично и в нужном, как мне кажется, формате развиваем студенческий кинофестиваль «Начало». Скорее всего, в самое ближайшее время он сможет перерасти из форума ученических работ в серьезный кинофестиваль.
Считаю значимым событием минувшего года объединение двух библиотек – Союза кинематографистов CПб и «Ленфильма», и теперь все члены Союза смогут свободно пользоваться этими объединенными фондами. Еще одна совместная со студией инициатива – запущен очень своевременный проект «Курсы среднего кинематографического звена». Наконец, начала работу молодежная секция Союза кинематографистов, которая теперь условно называется Молодежный центр СК СПб, и, помимо клубных кинопросмотров, его членам мы предлагаем придумывать и реализовывать собственные программы по кинообразованию».
Сохранить и преумножить
«Важно, что в минувшем году Союз продолжал работу с ветеранами кино: мы ежегодно увеличиваем размер финансовой помощи нуждающимся в поддержке старейшим членам Союза, и при этом находимся в тесном контакте с активно работающим Советом ветеранов...
Приятно, что в 2013 году питерский Союз значительно прирос новыми членами: в наши ряды уже принято более 30-ти человек, а желающих вступить – втрое больше. Кроме того, у нас почти не осталось «неплательщиков» среди действительных членов союза, а это само по себе говорит о том, что люди продолжают верить в значимость кинопрофсоюза и заинтересованы в его сохранении. Мне кажется, что у кинематографистов постепенно меняется отношение к Союзу – от советско-ижди- венческого к общеевропейско-созидательному... В СССР закрытые общественные организации, как известно, создавались, чтобы что-то давать их членам, тогда как во всем мире происходит наоборот: члены таких организаций объединяются, чтобы творить добрые дела для города и страны.
Даже в такой маленькой стране, как наш сосед Финляндия, если ты не являешься членом хотя бы двух общественных организаций, ты вроде бы и не совсем полноценный член общества. Вот и у нас профессионально-клубные сообщества перестают быть простой кормушкой и инструментом получения каких-то дополнительных привилегий
– это уже, что называется, «не в тренде». Союз – способ участия в общественной жизни, самоорганизующаяся система, где те, кто может оказать кому-то помощь, оказывают ее тем, кто в ней нуждается. Я так это понимаю. Вот в этом направлении мы и стараемся, пусть пока не слишком споро, но планомерно развиваться. Так что на этом этапе главная задача Союза – не растерять достигнутого, не снизить взятый темп, а уж тогда в начале нового года можно будет предметно поговорить и о новых проектах».
Под эгидой СК СПб проведены 10 фестивалей:
Детский благотворительный кинофестиваль «КиноМай» (ежегодный) Санкт-Петербургский международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало» (ежегодный)
II Санкт-Петербургский международный кинофестиваль Фестиваль «Послание к человеку» (ежегодный)
Фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний» (ежегодный) Фестиваль короткометражного кино Future shorts (несколько раз в год) Фестиваль «Меридиан надежды» (ежегодный)
Фестиваль «Парижские сезоны в Санкт-Петербурге» Фестиваль документального кино о музыке Beat Film Festival Фестиваль фестивалей
В 2013 году Дом кино посетили более 150 тыс. человек, здесь состоялось 13 кинопремьер и 7 творческих встреч. Запущен новый сайт Дома кино.
На соискание премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры в номинации «Киноискусство» за 2012 год выдвинут коллектив авторов телесериала «Белая гвардия», режиссер Сергей Снежкин.
На соискание стипендии Президента РФ на 2013 год на конкурсной основе от СК СПб студиями и секциями выдвинут список из 20-ти членов СК и творческой молодежи.
На соискание молодежной премии правительства СПб в области кинотворчества (возраст соискателей до 30-ти лет) выдвинут список из 5 человек.
Материал подготовила Татьяна Позняк
«Росток надежды» пробился поздней осенью |
|
9 декабря в хабаровском кинотеатре |
|
|
|||
Галина Селезнева |
|
«Совкино» в рамках празднования Дня ге- |
|
|
роев Отечества в России прошла премьера |
||
Чем кинематограф может помочь детям, оказавшимся |
|
|
документального фильма Дальневосточной |
оказалась нелегкой. Такой ориентир, в первую очередь, рас- |
|
киностудии«Забытаявойна»,созданногопри |
|
в сложной жизненной ситуации? Особенно, когда речь |
сматривается, когда речь идет о самых маленьких зрителях. |
|
финансовой поддержке Министерства культу- |
идет не о материальной стороне дела, с которой, как ни |
Что же касается ребят постарше, то здесь организаторы пре- |
|
ры РФ. Фильм – размышление об историческом |
странно, в большинстве случаев все обстоит неплохо – |
следуют еще одну цель – воспитательную и просветитель- |
|
пути России, о ее героях и антигероях в пери- |
современные детские дома и социально-реабилитаци- |
скую. Поскольку понятно, как нелегко будет строить взрослую |
|
од русско-китайской войны 1900-1901 гг., про- |
онные центры имеют солидные дотации и благотвори- |
жизнь тем ребятам, чья судьба начиналась непросто. И кино |
|
славленных и безвестных, не щадивших своего |
тельную помощь. А вот душевное тепло, любовь и пони- |
– в первую очередь, неигровое – может им в этом помочь. Как |
|
здоровья и даже жизни для защиты дальних |
мание, всегда в дефиците... |
пример – фильм Софии Гевейлер «Трамвайный проспект». Эта |
|
рубежей родного Отечества. «Забытая война» |
|
документальная лента, рассказывающая о юных матерях-оди- |
|
рассказывает о малоизвестных страницах обо- |
|
ночках, оказалась весьма востребована во многих детских до- |
|
роны города Благовещенска в июле 1900 года. |
|
мах Самарской области. И очень многие девочки-подростки, |
|
Перед зрителями выступили режиссер картины |
|
послушав откровенные рассказы своих ровесниц, звучащие с |
|
Альберт Самойлов, диктор Евгений Путивец и |
|
экрана, задумались о проблеме раннего материнства. |
|
одна из героинь фильма – сотрудник Дальне- |
|
Осенью этого года благотворительная акция «Росток |
|
восточной государственной библиотеки Татья- |
|
надежды» выросла до уровня самостоятельного кинофе- |
|
на Кирпиченко. После демонстрации картины |
|
стиваля, чему поспособствовала поддержка министер- |
|
зрители в течение часа обсуждали и делились |
|
ства культуры Самарской области. На базе двух крупных |
|
впечатлением об увиденном. «Сейчас, как и тог- |
|
площадок – Дворца детского и юношеского творчества |
|
да все российские газеты освещают события на |
|
города Тольятти, и Дворца культуры имени Чапаева в |
|
Дальнем Востоке. Сегодня это наводнение 2013 |
|
городе Чапаевске - состоялись две киноконцертные про- |
|
года, а тогда все столичные питерские газеты |
|
граммы фестиваля. Они включили в себя и показы новых |
|
публиковали статьи об обороне Благовещен- |
|
анимационных фильмов и встречи ребят с известными |
|
ска. Люди гордились тем, что Благовещенск вы- |
|
кинематографистами. |
|
стоял, несмотря на очень тяжелое положение. |
|
В гости к тольяттинским ребятам приехал заслуженный ар- |
|
Это форпост России на Амуре, и уже тогда, в |
|
тист России, актер Тимофей Федоров, который играл с ними |
|
1900-х годах, врагам дали понять, что военная |
Попытку решить эту непростую задачу предприняло Са- |
и пел песни из отечественных мультфильмов. А в чапаевском |
|
экспансия российской территории здесь не |
марское областное отделение Союза кинематографистов |
Дворце культуры побывал заслуженный деятель искусств Рос- |
|
пройдет. Нам нужно помнить уроки той вой- |
России при участии Благотворительного фонда «Радость». |
сии, известный композитор и исполнитель Григорий Гладков. |
|
ны, когда на защиту города выступили тысячи |
Еще несколько лет назад в рамках Международного фести- |
Как всегда, он собрал на сцене половину зрительного зала, и |
|
добровольцев. Это был народный подвиг – в |
валя «Кино – детям» стартовала благотворительная акция |
ребята с удовольствием подпевали любимому исполнителю. |
|
течение месяца оборонять свой родной город. |
«Росток надежды». Ее замысел был прост и ясен: сделать яр- |
«Он играл с нами, как родной дедушка!» – сказала после фе- |
|
Поэтому мы и выбрали для премьеры фильма |
кий, запоминающийся кинопраздник для детей, обделенных |
стиваля одна из маленьких зрительниц. |
|
9 декабря – День героев Отечества», – сказал в |
самым главным – любовью родных и близких. |
В качестве почетной гостьи на «Росток надежды» при- |
|
конце встречи режиссер фильма. |
С того времени в детских домах и социально-реабили- |
ехала депутат Государственной Думы, заместитель пред- |
|
В этот же день многочисленные зрители |
тационных центрах Самарской области было проведено |
седателя Комитета по культуре РФ Екатерина Ивановна |
|
поздравили режиссера Дальневосточной |
немало кинопоказов и творческих встреч с известными |
Кузьмичева, которая тепло отозвалась о фестивале и |
|
киностудии Владимира Василиненко – перед |
кинематографистами. Киноактеры Оксана Сташенко, Вик- |
высказала надежду, что со временем он станет большим |
|
сеансом представители Хабаровской епар- |
тор Евграфов, Ольга Битюкова, Людмила Гладунко и многие |
кинопраздником для детей всего Поволжья! И с этой мыс- |
|
хии вручили ему награду кинофестиваля |
другие не раз приезжали в гости к ребятам, и каждая из этих |
лью самарские кинематографисты полностью солидар- |
|
«Вечевой колокол» (он состоялся в Красно- |
встреч оказывалась запоминающейся. |
ны. Поскольку «Росток надежды» дает возможность до- |
|
даре в конце октября) «за лучший патриоти- |
Но цель акции «Росток надежды» – не только развеселить |
ступными средствами подарить радость тем, кто обделен |
|
ческий фильм» «Далекая, отважная земля». |
и порадовать детей, чья судьба в силу тех или иных причин |
ею не по праву. |
|
Ольга Апполонова |
|
|
|
|
10 СК-НОВОСТИ |
|
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
интервью |
|||
|
|
||
|
|
Наталья Гугуева: «Героям нельзя открывать свой замысел»
Режиссер-документалист Наталья Гугуева отдает предпочтение сильным, но неоднозначным личностям. В ее творческой биографии фильмы о военном летчике Тимуре Апакидзе «Форсаж» и «Тимур. История последнего полета», «Страсти по Солоницыну», «Костя Цзю. Быть первым!» (совместно с А.Коганом), «Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй» (совместно с А.Коганом) и другие. Новая работа режиссера «Кто такой этот Кустурица?» получила Гран-при Открытого фестиваля документального кино «Россия» (Екатеринбург, 2013).
-Что за международный скандал случился с фильмом?
-«Скандал» – громко сказано. Это произошло в Берлине. Фильм попал в список номинантов PRIX EUROPA как «Лучший документальный телевизионный фильм за 2013 год». Помимо моего участия как автора, я была еще
ив жюри, там такая система. И на этом фестивале я поняла, что люди, которые были близко связаны с Эмиром Кустурицей, очень болезненно реагируют на то, чего в фильме нет. Хорваты, боснийцы воспринимают его как личность, которая повлияла на события, связанные с развитием их страны, с политической ситуацией. Мусульмане считают, что он, родившийся в мусульманской семье, их предал, когда несколько лет назад принял православие. У меня о пути Кустурицы к православию и его крещении был снят целый блок, но во время монтажа я от него отказалась. Cколько раз было, что ко мне подходили хорваты и говорили: «Почему ты не сказала, кто сжег дом Эмира в Сараево во время гражданской войны? Ведь это были сербы». Я им отвечала, что не знаю, кто сжег дом, фильм вообще не об этом.
-В фильме есть важный трагический эпизод «Кустурица и война».
-Эмир родился в Сараево. В месте, где он жил, было четыре храма: католический, синагога, православный и мусульманский. Люди, которые его окружали, независимо от политических взглядов и религиозных воззрений, были его друзьями. В момент гражданской войны он пытался эти стороны примирить... но это невозможно. И начинается: либо ты принимаешь одну сторону, либо другую. Кустурица, по-мо- ему, колебался-колебался и когда попытался вообще не принимать никакую сторону, во время гражданской войны, стал не угоден почти для всех – и для сербов, и для хорватов, и для боснийцев. Но мне не хотелось углубляться в политические разборки, мне хотелось показать драму человека, который, как он сам говорит, перепутал политику со справедливостью. И в результате пострадал он сам и его семья. А огромная любовь, которая была к Кустурице до войны, превратилась в ненависть. Сожжен его родной дом в Сараево, все его
вещи, фотографии, архив. Не пережив |
который должен стать героем, да еще |
мать документальное кино, не понима- |
такого потрясения, его отец умирает от |
такого как Кустурицу, очень сложно... |
ет, что такое непарадный герой, не по- |
сердечного приступа. Сам Эмир вынуж- |
-...он сам не раз обманывал дру- |
нимает, что такое длинный план в доку- |
ден бежать с семьей, с маленькой доч- |
гих... |
ментальном кино и как нужно работать |
кой на руках из родного города, куда |
- ...поэтому в письме, стараясь его |
с героем. Я говорила очень жестко, гру- |
он никогда уже больше не вернется. |
заинтересовать, я наворотила очень |
бовато. Переводчица убежала, сказала: |
Мне кажется, что тоска по собственно- |
много. Вроде и не соврала, но и полной |
«Переводить такое не буду». Он сказал: |
му дому – основная травма его жизни, |
правдой это назвать было трудно, хотя |
«Ничего. Когда ты ругаешься, я вдруг |
которая проявляется и в творчестве, и |
ему этот замысел не просто понравил- |
начинаю тебя хорошо и по-русски по- |
в том, что он вдруг построил собствен- |
ся, он его принял с восторгом. Но глав- |
нимать». К моему удивлению, он согла- |
ный город-деревню. Это желание вос- |
ной моей задачей было написать так, |
сился с моим разбором его фильмов. И |
создать свой Дом, найти опору. Как он |
чтобы он до конца не понимал мой за- |
дальше разрешил мне снимать его так, |
сам говорит, самая страшная потеря |
мысел, иначе он будет либо его отвер- |
как я это понимаю и вижу. Он пустил нас |
была не материальная, а утрата запа- |
гать, бороться с ним в процессе съемки, |
с камерой туда, куда вход другим, даже |
ха листвы из детства, детских фотогра- |
либо, наоборот, подыгрывать. |
многим его друзьям, был запрещен. |
фий, дневников и т. д. И единственной |
- Трудно поверить, что с таким ге- |
- Какова была реакция, когда ему |
опорой для него тогда стала его семья |
роем не было сложностей... |
показали фильм? |
и двое детей. Со временем пришло по- |
- Иногда он бывал достаточно де- |
- Он до сих пор не видел фильм. В ян- |
нимание, что именно это и есть самое |
ликатным (смеется). Но было сложно |
варе в его деревне Мокра Гор проходит |
главное, во что надо вкладываться. Что |
привыкнуть к тому, что он очень не лю- |
кинофестиваль «Кустендорф». Там, на- |
именно они и смогут дать опору, чтобы |
бит планировать свое время, не любит |
деемся, и посмотрит. |
продолжать жить и заниматься творче- |
жестких договоренностей. Допустим, я |
- Фильм получил Гран-при на фе- |
ством. Но он это не афиширует. |
вечером спрашиваю: «Во сколько мы бу- |
стивале «Россия». И начиналась ваша |
- Почему вы выбрали его своим |
дем снимать?». Он говорит: «Как с утра |
творческая жизнь в 2001 году на этом |
очередным героем? |
кофе попьем». – «А во сколько это?». Он |
же фестивале фильмом «Форсаж». |
- На каждом этапе моей жизни мне |
раздражается: «Ну, я же сказал, как кофе |
Как происходила жизнь между этими |
нужны определенные герои и ситуа- |
попьем». И съемочная группа с готовой |
картинами? |
ции, чтобы разрешить свои внутренние |
аппаратурой, с 6-ти утра начинает его |
- Мне кажется, что это два очень |
вопросы и проблемы. Когда я подошла |
ждать; пьем одну, вторую, десятую чаш- |
важных фильма для меня. И я вижу соб- |
к замыслу фильма о Кустурице, у меня |
ку кофе... А где-то в 12 он появляется и |
ственный рост. «Форсаж», мне кажется, |
произошел запоздалый кризис средне- |
говорит: «Ну вот, сейчас, как договори- |
я сделала больше на интуиции, чем по |
го возраста, я начала терять основы в |
лись, кофе попьем и работаем». Или, |
правилам. Сергей Мирошниченко мне |
жизни, железобетонные сваи, на кото- |
когда снимали в его деревне, на вопрос: |
сказал, что он выстроен по сердцу. Это |
рые можно опереться и свободно жить, |
«Где встречаемся завтра?» – он неопре- |
редчайший случай, когда не по прави- |
чувствовать себя в творческом полете. |
деленно рукой показывает: «Там». Я пе- |
лам, а по сердцу. А «Кустурицу» я дела- |
Кустурица же мне виделся человеком, |
респрашиваю: «Там – это где?». – «Ну, |
ла, вроде опираясь на жесткие правила, |
который перемещается по всему миру, |
там». – «А где конкретно?». – «Ну, там, |
но при этом уже более свободно чув- |
занимается архитектурой, гастролирует |
где машины». А машины там везде. Я по- |
ствовала себя в плане импровизации. |
с оркестром, снимает, и при этом нахо- |
нимала, что это не желание как-то отде- |
- Когда набираешь в Интернете |
дится в постоянном полете, парит над |
латься от меня, а нежелание проживать |
«Наталия Гугуева», то одной из пер- |
бытом и суетой. Мне захотелось понять, |
жизнь в каких-то жестких договорен- |
вых ссылок появляется «лицо Перво- |
на чем все это держится? Его картины в |
ностях. Конечно, они у него тоже есть. |
го канала». Что означает быть лицом |
мою жизнь вошли уже во время форми- |
Но все-таки у него свое ощущение про- |
Первого канала? Это жесткие рамки |
рования замысла фильма. |
странства и времени. И если у него появ- |
заказа, производства, зависимость, |
- Мне, например, его фильмы го- |
ляется возможность уйти от ответов на |
согласования? |
раздо интереснее, чем он сам. Ходит |
вопросы «где?» и «когда?» и сымпрови- |
- Я всегда была свободным худож- |
нечесаный, плохо играет на гитаре, |
зировать какие-то события своей жиз- |
ником и, думаю, остаюсь им и сейчас. С |
никогда не поймешь, правду говорит |
ни, то тут уже его надо ловить. Но так- |
каналом мы нашли хорошее творческое |
или шутит... |
же Кустурица, например, не понимал, |
и профессиональное взаимодействие. |
- Да, внешне он таков. А на самом |
почему мы можем держать просто его |
Есть работа, которую я делаю в помощь |
деле все у него выстроено на очень |
лицо в кадре по 5-10 минут, вроде бы он |
другим режиссерам и производите- |
жестких сваях. И я поняла, что это тот |
ничего не делает, сидит, пьет кофе, или |
лям (и надеюсь, что приношу какую-то |
герой, через которого я хочу узнать, как |
наоборот, когда ему неудобно, когда он |
пользу). Есть мои творческие авторские |
этот механизм работает. Я ведь снима- |
не выспавшийся: «Зачем это снимать?». |
проекты, по которым я поправок еще ни- |
ла не традиционную кинобиографию, |
И, как режиссер, он вмешивался, пытал- |
когда не получала. И никогда мне никто |
а фильм, который делила на главы: |
ся анализировать и говорил: «Прекра- |
не навязывал «сверху» каких-то тем для |
«Кустурица и любовь», «Кустурица и |
щай съемку, это ничего интересного не |
моих творческих проектов, не ставил |
семья», «Кустурица и смерть», «Кустури- |
раскрывает». И приходилось объяснять, |
ограничений. Повторюсь, что чувствую |
ца и война», «Кустурица и родина», «Ку- |
что для меня самое важное, особенно в |
себя в рамках Первого канала совер- |
стурица и дом». И первые слова Кусту- |
известном человеке, попытаться снять |
шенно свободной. Почти как Кустурица |
рицы: «Всю свою жизнь я прожил между |
его в ситуациях, когда он немножко в |
в своей жизни! (смеется). А с фильмом о |
тем, кто я есть, и кем хотел бы стать» – |
неравновесии, когда ему некомфортно, |
Кустурице вообще получилось чудо. Мы |
это то направление фильма, которое я |
чтобы сбить его привычный имидж. Это |
договаривались с руководством кана- |
сразу задаю зрителю. |
просто метод документальной съемки. |
ла о фильме в 52 минуты, а он длится 92 |
- Как отреагировал «балканский |
Для неимиджевых героев необязатель- |
минуты и сколько-то секунд. Первый во- |
принц», как называют Кустурицу, ког- |
но это делать, а для имиджевых обяза- |
прос: «Что будем делать?». Не хотелось |
да вы заявили, что будете снимать |
тельно. Иначе у них есть наработанный |
бы иметь две версии картины. На канале |
его и о нем? |
стиль поведения... |
очень долго решали и нашли возмож- |
- У меня был хитрый ход. Мне помог |
- ...сам себе памятник. |
ность показать фильм полностью. |
Николай Петрович Бурляев и его серб- |
- ...да, и это было самое сложное. Он |
Беседу вела Вита Рамм |
ские друзья, которые полюбили мои |
взорвался в Ижевске после того, как |
|
предыдущие фильмы, начиная с «Фор- |
мы его долго снимали. Это сцена, когда |
|
сажа». Они очень хорошо рекомен- |
они вылезли из поезда, ночь не спали, |
С 6 по 13 ноября в Санта-Монике |
довали меня Кустурице и попросили |
выпившие и т. д., потому что по нашему |
|
принять меня с русским добровольцем, |
русскому раздолбайству на гастролях |
(штат Калифорния, США) состоялся |
который в свое время воевал в югослав- |
по России Кустурице и его оркестру |
34 Американский кинорынок (AFM). За |
ской войне за сербскую сторону (я его |
купили билеты на нужный поезд, на |
5 дней до старта AFM РОСКИНО прове- |
тогда снимала). Так мы попали в дерев- |
нужное число, но... на другой месяц. И |
ло в Санта-Монике Неделю российского |
ню Кустурицы. Мы провели там первые |
после этого прямо с вокзала его возили |
кино, познакомив профессионалов ин- |
съемки, и только после них я сказала |
по разным интервью, долго не корми- |
дустрии, а также киноманов, студентов, |
Эмиру, что наша работа имеет отноше- |
ли, давали только выпить «кумышку» |
преподавателей киновузов с лучшими |
ние еще и к будущему фильму. Если он |
(ижевский самогон), устраивали встре- |
новинками российского кинематографа. |
даст на это согласие. Я попыталась с ним |
чи со студентами, местными олигарха- |
На AFM были представлены 32 россий- |
сразу договориться: «Вы меня увидели, |
ми. Конечно, он там выглядит непрезен- |
ских фильма. Они также были включены |
у меня есть такой-то замысел в связи с |
табельно. Он взорвался и сказал: «Все, |
в официальный каталог AFM, который |
вашей жизнью. Могу ли я начать поиск |
больше съемок нет». Я ночь не спала. |
бесплатно получает каждый из 8 тысяч |
денег на будущий проект?». Он ответил: |
На следующий день подошла к нему: «Я |
аккредитованных участников кинорын- |
«Да». Деньги нашлись не сразу, прошло |
хочу поговорить». Он отказался даже |
ка. На объединенном стенде российской |
года два-три. Сформировав наконец-то |
разговаривать. Потом подозвал меня |
киноиндустрии РОСКИНО в этом году |
бюджет, я ему написала, он вспомнил. |
с переводчицей. Мы сели, и я сделала |
представлялись 25 компаний: «Главки- |
Но в работе документалиста есть важ- |
очень жесткий разбор двух его доку- |
но», «Коктебель», «Профит», cтудия «Рок», |
ный момент: героям нельзя открывать |
ментальных фильмов, которые мне не |
«Мосфильм», Real Dakota, PlanetaInform, |
свой замысел. А обмануть режиссера, |
нравятся. Я считаю, что он не умеет сни- |
«Рикки», ЦПШ и многие другие. |