ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№ 12 (314) /20.12.2013

 

СК-НОВОСТИ 11

интервью

 

 

 

 

 

 

Владимир Кузнецов: «Чуть ли не половина справочника Союза кинематографистов – выходцы из Алтайского края»

Владимир Кузнецов – режиссер-доку- менталист, председатель Алтайского отделения СК России, директор краевого автономного учреждения «Алтайкиноцентр», директор Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. В этом году Владимир Сергеевич отметил свой юбилей и мы искренне его поздравляем!

Этим летом на Алтае прошел XV Всероссийский Шукшинский кинофестиваль.

На алтайской земле уже 15 лет идет этот фестиваль, и с каждым годом он набирает обороты, становится все более престижным. Надеюсь, со временем наш фестиваль поднимется на несколько строчек выше в рейтинге фестивалей, который был опубликован в этом году в «СК-Новости».

Мы подбираем фильмы, которые соответствуют девизу нашего фестиваля

«Нравственность есть Правда». Как говорил Василий Макарович, «окунай перо в правду, ничем другим ты не сможешь никого никогда удивить».

Надеюсь, будут снимать такое кино...

Да, это главное, потому что отбирать, честно говоря, очень сложно. И, надо сказать, что в странах СНГ достойных фильмов все больше и больше, в отличие от России почему-то. Для меня это загадка. Знаю, например, что в Молдавии снимается сейчас очень интересное кино, в Армении, в Грузии. А смотрю на кинорынках много российских фильмов, и то, что в нынешнем году я там видел – после этих фильмов жить не хочется. Наверное, они хорошие, правдивые, но они настолько страшные и беспросветные...

У каждого своя правда.

Да, и я не хочу никого осуждать, наше общество видимо достигло такого периода, когда нужно так ударить зрителя по голове, чтобы люди очухались, опамятовались. Я не знаю, из чего исходят режиссеры, но, наверное, из этого – «смотрите, смотрите, уже нельзя так, хватит, пора с этим завязывать, надо по-дру- гому жить, по-человечески».

В этом году вы впервые представили документальные и студенческие фильмы.

Решили запустить первый, «пробный камень», посмотреть, как будут реагировать на документальные фильмы наши зрители. Слава Богу, мы поняли, что интерес огромный, залы были практически полными. В этом году мы делали программу, которая условно называлась «Герои Шукшина на документальном экране» или «Чудики». Очень много режиссеров, которые работают в этом направлении – это и Юрий Шиллер, и Владимир Эйснер, и Валерий Тимощенко, и еще целый ряд талантливых российских режиссеров.

И мы сомневались, запускать ли студенческое кино? Пригласили студента ВГИК Василия Буйлова, Егора Карпова, который недавно окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Была бы финансовая возможность, мы бы пригласили человек двадцать, и я думаю, что всем бы нашлось здесь и место и время для того, чтобы встретиться со зрителями.

Благодаря тому, что на сайте Союза кинематографистов было напечатано объявление о том, что Шукшинский кинофестиваль начинает отбор фильмов, впервые в этом году нас просто завалили фильмами. Огромное спасибо! Наде-

емся на дальнейшее сотрудничество. В этом году мы открыли официальный сайт Шукшинского кинофестиваля. Теперь намного проще будет работать.

В России великолепное документаль-

нусь» о Михаиле Евдокимове, еще целый

 

ное кино, такого нет нигде в мире. И эти

ряд фильмов. Последний сделали к двух-

 

фильмы – живые, человечные, душев-

сотлетию победы в Отечественной вой-

 

ные, совестливые – надо было бы с утра

не, называется «По пути в Париж», это о

 

до вечера показывать по телевидению.

наших сибирских казаках, которые под

 

Но, к сожалению, мы видим «Каникулы

руководством генерала Скалона, тоже

 

в Мексике», «Дом-2» и много-много чего

нашего земляка из города Бийска, дошли

 

еще... А кинотеатры – частные, у них цель

до Парижа.

 

– зарабатывать деньги; они понимают,

Сняли фильм «Исток», о Валерии Зо-

 

что документальные фильмы не будут

лотухине, делали к его 70-летию. И те-

 

давать такую кассу, как глупые боевики.

перь, после того как Валерия Сергееви-

 

И зритель отвык смотреть хорошее

ча не стало, он смотрится совершенно

 

кино. И даже когда мы в нашем кино-

по-другому, как будто завещание, кото-

 

театре «Премьера» устраиваем пока-

рое он оставил нам. Я снимал с Валерием

 

зы хороших российских фильмов, я не

Сергеевичем еще один фильм «Дорога

 

могу сказать, что зритель валом валит.

памяти нашей». Это рассказ о том, как из

 

Мы уже и рекламируем в Интернете,

блокадного Ленинграда в 42-м году под

 

ходим по институтам, по школам, со-

бомбежкой вывозили детей, больных ту-

 

бираем аудиторию. А в частных кино-

беркулезом, и везли сюда, к нам на Ал-

например, который далеко в горах, или

театрах такие картины, как «Дочь», «В

тай, лечиться. Удивительная история.

Ельцовка – вот там разумно и рацио-

тумане», «Частное пионерское» прак-

У нас очень много людей, о которых

нально строить небольшие залы.

тически не шли, их не видел зритель. И

можно снимать документальное кино.

Я надеюсь, что мы этот проект про-

это жаль, надо показывать кино, кото-

Вот сейчас я хочу снять фильм про фрон-

бьем, продвинем. И мы тоже зараба-

рое заставляет думать, сопереживать,

тового товарища Виктора Астафьева,

тываем деньги, тоже живем с проката

которое затрагивает такие струны в

который живет здесь, недалеко, в Кыт-

фильмов. Покупаем копии, платим обла-

душе человека, что люди выходят про-

мановском районе. Это Петр Николаен-

дателям прав. Наша скромная копейка

сто потрясенные из зала, со слезами на

ко, он вытащил раненного Астафьева с

тоже идет в общую казну, которая долж-

глазах, подходят, благодарят: «Ой, спа-

поля боя в свое время, спас ему жизнь.

на была бы идти на развитие отечествен-

сибо за то, что вы такие фильмы приво-

Фронтовики дружили много лет, Аста-

ного, российского кино.

зите и показываете, нигде больше это

фьев к нему на Алтай в гости приезжал,

Пленочных киноустановок осталось

увидеть невозможно».

Петр приезжал к нему в Красноярск, они

мало, переходим на Blu-Ray-диски. У

– Много знаменитых актеров, ре-

переписывались. Хочу сделать такую пе-

Blu-Ray качество великолепное, оно уже

жиссеров, выходцев с Алтая. И даже

рекличку двух фронтовиков, и включить

спокойно может конкурировать с кино-

основатель

Союза кинематографи-

главы из романа «Прокляты и убиты», где

экраном, особенно с пленкой, которая у

стов Иван Пырьев.

одним из прототипов был как раз Петр

нас хранится. Если фильм третьей кате-

– Да, Иван Александрович - наш зем-

Николаенко.

гории, и звука не слышно, и пятнадцать

ляк, из города Камня-на-Оби. Владимир

– Но сейчас вы больше сконцент-

склеек на каждый метр, то с таким каче-

Хотиненко, обещал приехать в будущем

рированы на организационной дея-

ством диски Blu-Ray конкурируют вооб-

году, он наш, алтайский, из города Слав-

тельности, чем на творческой.

ще великолепно. На них пятиканальный

города. Ирина Мирошниченко роди-

– Да. У нас недавно открылось отде-

звук, это уже по уровню показа и по сер-

лась на Алтае; Жанна Болотова отсюда,

ление Союза кинематографистов. Было

вису может приближаться к городскому

из этих мест. Ее папа, Герой Советского

шесть человек; к сожалению, недавно

кинотеатру.

Союза Андрей Болотов родился и жил

ушел из жизни Петр Алексеевич Шуляк,

Под эгидой Союза кинематографи-

в районе, откуда и я родом. Алексей

замечательный человек. Но у нас есть

стов у нас работают три киноклуба: «Ра-

Булдаков, Александр Панкратов-Чер-

несколько молодых кинематографистов,

курс», «Суть времени», а третий – клуб

ный, Екатерина Савинова, Михаил Ев-

которые активно снимают, работают и

любителей интеллектуального кино.

докимов, Шукшин Василий Макарович,

я надеюсь, что они тоже будут приняты

Сейчас у них идет классика скандина-

Валерий Золотухин и еще много-мно-

в Союзе кинематографистов и в вашем

вского кино. В прошлую зиму работал

го-много, и тех, кто жив-здоров, и кто

Молодежном центре будут активно уча-

клуб любителей польского кино; мы по-

уже ушел из жизни. Чуть ли не половина

ствовать. Они по-другому видят мир, но

казали почти всю классику, рассказали

справочника Союза кинематографистов

очень интересно. Они человека хотят

о выдающихся польских режиссерах.

- выходцы из Алтайского края.

поднимать своими фильмами, и мне это

Здесь много поляков, которые были со-

- Вернемся к теме документально-

направление очень нравится.

сланы на Алтай в свое время. В Бийске

го кино. Вы же сами режиссер-доку-

– Сколько кинотеатров в вашей

жил Ярузельский во время войны.

менталист?

 

сети?

– На Алтае замечательная нату-

– Да. В свое время, я много снимал,

– Мы год назад открыли в Славгороде

ра, много природных возможностей.

работал на

Свердловской киностудии,

свой кинотеатр небольшой, на 50 мест,

Снимаются ли здесь какие-то филь-

потом был Красноярский филиал Сверд-

оснастили его аппаратурой для показа

мы?

ловской киностудии. Так называемое

3D-фильмов, и в нашем зале кинотеатра

– Снимаются. Вот Евгений Бедарев

«перестроечное кино» мы делали вместе

«Премьера» на 110 мест тоже есть аппа-

снимал «Пока цветет папоротник». Мно-

с Сергеем Мирошниченко параллельно,

ратура для показа 3D. Так что два кино-

го документалистов приезжает в погоне

я «Плотину», он – «Госпожу Тундру». Эти

театра у нас, и на сегодняшний день еще

за экзотикой, в основном в Горный Ал-

фильмы в свое время прошли с большим

работают 105 киноустановок по краю.

тай, за шаманами, за Шамбалой и Бог

успехом, собрали огромную прессу, кучу

Большинство из них перешли на DVD,

знает еще за какими премудростями...

призов, российских и международных.

кинопленочных мало осталось.

Но природа здесь на самом деле потря-

Потом были еще фильмы, которые тоже

Разработали концепцию развития ки-

сающая, на небольшом пятачке все есть

брали призы – «Золотой витязь» я по-

нематографии Алтайского края до 2020

– и степи, и горы, и лесостепи, знаме-

лучил в Сербии, в городе Нови-Сад, за

года. Хотим по краю сделать во всех рай-

нитые ленточные боры, соленые озера,

фильм «Предчувствие». Это приз с фе-

центрах небольшие 3D-залы, на 30-50

которые по качеству не хуже, чем Мерт-

стиваля православных фильмов, скульп-

мест, пока интерес к 3D в сельской мест-

вое море. Вот озеро Яровое у нас – вода

тура работы Клыкова.

ности большой. Организовали несколь-

точно такая же по качеству, как в Мерт-

Приходилось очень много снимать,

ко 3D-видеопередвижек, они ездят по

вом море; так же спокойно ложишься и

ездить по стране. В августе 1991 года

районам края, по селам. Как в 30-е годы

не тонешь, и те же самые микроэлемен-

мы оказались единственной съемоч-

прошлого века. Если наша концепция

ты там содержатся. И сюда едут сейчас

ной группой, снявшей события путча на

будет принята, то, я думаю, что мы как-то

очень многие.

кинопленку. С утра 19 августа все сту-

сдвинем интерес к кино и кинообслужи-

Здесь во время войны снимались

дии были опечатаны, а наша съемочная

вание в лучшую сторону. Ведь болезнь

«Кащей Бессмертный» и «Белый клык»,

группа только сошла с поезда в Москве

нашего кинематографа в том, что все

«Живет такой парень», «Ваш сын и

и оказалась в гуще событий. Эти кадры

кино в городах, а в сельской местности

брат». Если бы сейчас кинематографи-

позднее вошли в фильм Никиты Михал-

залов нет, и даже в малых городах.

сты приезжали, можно было бы все что

кова «Анна от 6 до 18».

– А в Сростках, на родине Шукши-

угодно найти. Да, ехать далеко и надо

Сейчас я работаю директором кра-

на, есть кино?

аппаратуру где-то брать; у нас ближай-

евого автономного учреждения «Ал-

– В Сростках есть кинотеатр, но они

шая киностудия за 2 тысячи километров

тайкиноцентр», открыл здесь отдел по

нечасто там фильмы показывают. Бийск

– Екатеринбург. Но Бедарев снимал, тем

созданию документальных фильмов. За

близко, а в Бийске есть хорошие кино-

не менее, и у них все полностью было

это время мы сняли несколько картин

театры. Таким селам, которые недалеко

оснащено – и кран был, и тележка; ви-

о наших знаменитых земляках – «Жизнь

от городов, повезло: они ездят, сейчас у

димо, не так уж это и сложно.

крестьянского сына» о Михаиле Калаш-

всех машины, и смотрят кино в городе.

Беседу вел Дмитрий Якунин

никове, изобретателе автомата; «Я вер-

А дальние районы, как Солонешенский,


12 СК-НОВОСТИ

 

 

 

№ 12 (314) /20.12.2013

 

фестиваль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военно-патриотический рубеж

Международный фестиваль воен- но-патриотического кино им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» прошел на волоколамской земле в десятый раз. И где, как ни здесь, ему проходить

– месте героических боев во время Великой Отечественной войны. Тут до сих пор на дачных участках находят бомбы, а леса все в воронках от взрывов. Стало традицией на фестивале посещать Дубосеково. Именно здесь в ноябре 1941 года произошло легендарное сражение между советской 316-й стрелковой дивизией под командованием генерала Ивана Панфилова и 11-й танковой дивизией немецко-фашистских войск. Из тринадцати с половиной тысяч бойцов дивизии более девяти тысяч погибли под Волоколамском.

Именно тут, недалеко от Дубосеково, в холодном ноябре 1941 года были произнесены слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Участники фестиваля своим долгом считают приехать и поклониться памяти погибших.

Собственно, и сам фестиваль организован и проводится в знак памяти о великом подвиге русского народа. В этом году все отмечали замечательно собранную кинопрограмму. На фестивале два конкурса – игрового и неигрового кино. В конкурсе документальных картин – фильмы Виктора Лисаковича «Высокая ставка», посвященный полевому штабу

русской армии в Первой мировой войне, во главе которого стоял великий князь Николай Николаевич, и Андрея Осипова и Евгения Малевского «Спасти и сохранить» об охране русского императора. В обоих картинах бесценные архивные кадры и съемки; обе сняты признанными мастерами документального кино, что обеспечивает высокий уровень подачи интереснейшего материала. В неигровом конкурсе также фильм «Отец Дмитрий, гвардии майор» режиссера Константина Давыдкина, получивший приз прессы «За воплощение образа современника» и рассказывающий о необыкновенно интересном герое – военном летчике, ставшем священнослужителем, но вернувшемся в армию, так как для героя служение Богу и служение Родине равно.

В игровом конкурсе все картины достаточно сильные, по-разному раскрывающие тему войны и ее последствия в душах людей. Много фильмов не о самой войне, а о ее отзвуках в мирное уже время

– это и «Жажда» Дмитрия Тюрина о герое чеченской войны, получившем серьезный ожог и стойкую обиду на жизнь; «1210» Арсения Гончукова об офицере, идущем на страшный поступок из-за равнодушия и черствости окружающего мира.

Особняком стоит фильм «Легенда №17», войну в прямом смысле не затрагивающий. Но Валерий Харламов, главный герой картины, тренируется в команде Советской Армии – ЦСКА;

мало того, сражается за честь стра-

 

ны в легендарном матче с канадцами.

 

«Легенда №17» – настоящая патриоти-

 

ческая картина, когда испытываешь

 

гордость за нашу страну и ее людей. В

 

процессе становления фестиваля воз-

 

никали споры о том, должны ли быть

 

в программе только военные картины,

 

или патриотические тоже. И как пони-

 

мать термин «патриотическое кино».

 

Мне кажется, фильм «Легенда №17»

 

эти сомнения раз и навсегда на фести-

 

вале разрешил.

 

 

В конкурсную программу вошли так-

крупнейших киношкол – Университета

же две китайские картины – «82 храб-

кинематографии им. С.А. Герасимова

реца» (реж. Ян Ху) и «Старая погранза-

(ВГИК) и Высших курсов сценаристов

става» (реж. Дэгна Ян, Лян Ду). Картины

и режиссеров. Встреча со студентами

приехала

представлять внушительная

– это всегда живое общение, обсужде-

делегация из Китая, для которой прият-

ние, обмен мнениями. В рамках рабо-

ным сюрпризом стало выступление на

ты фестиваля был проведен «круглый

закрытии российского певца китайско-

стол» «Мифы о войне вчера, сегодня,

го происхождения Дин Фана.

завтра».

Также

в

зарубежной

программе

Основные призы фестиваля

были представлены ленты из Чехии

«Семь дней грехов», режиссер Иржи

Приз оргкомитета фестиваля «За

Хлумски, Австрии – «Хаберман», режис-

вклад в кинематограф» – грузинско-

сер Юрай Герц, Польши – «Облава», ре-

му кинорежиссеру, народному артисту

жиссер Марцин Кшишталович, Сербии

СССР Резо Чхеидзе

– «Сербская притча» режиссер Новица

Призы в неигровом кино

Савич, и кинематографистов Украины,

Беларуси, Казахстана и Грузии.

Приз прессы «Отец Дмитрий, гвар-

В этом году в фестивале приняло

дии майор», режиссер Константин Да-

участие

много известнейших россий-

выдкин, студия «Крылья России»

ских актеров – Алексей Петренко, На-

Спецприз жюри «Иду на таран», реж.

талья Варлей, Ирина Муравьева, Вален-

Александр Мержанов, студия «Русский

тина Теличкина, Ия Нинидзе, Лидия Фе-

космос»

досеева-Шукшина, Зинаида Кириенко,

Гран-при «Умирать легко, жить труд-

Марина Яковлева, Любовь Полехина и

нее», реж. Игорь Мордмиллович, Алек-

многие другие.

 

сандр Сокин, КВС «Скрытая камера»

Почетным гостем фестиваля стал ки-

Призы в игровом кино

норежиссер, автор «Отца солдата» и дру-

гих замечательных картин Резо Чхеидзе,

Приз зрительских симпатий «Жаж-

которому на закрытии был вручен приз

да», реж. Дмитрий Тюрин, «Всемирные

«За вклад в кинематограф». Приз вручила

Русские Студии»

президент фестиваля, народная артистка

Лучшая мужская роль Михаил Грубов

России Ирина Скобцева-Бондарчук.

(«Жажда»)

На фестивале была большая вне-

Лучшая женская роль Ханна Херц-

конкурсная программа. Это и «Пуш-

шпрунг («Хаберманн», реж. Юрай Герц,

кинский вечер» в усадьбе Гончаровых,

Германия/Австрия)

и детский кинопраздник, который фе-

Специальный приз жюри «1210» (реж.

стиваль дарит жителям Волоколамска,

Арсений Гончуков) и «82 храбреца»

и вечер Грузии.

 

(реж. Ян Ху, Китай)

Состоялся,

ставший

традицион-

Главный приз «Легенда №17», реж.

ным показ студенческих

работ двух

Николай Лебедев, студия «ТРИТЭ».

Фестиваль российских фильмов на липецкой земле

 

 

В рамках фестиваля состоялся «круг-

 

 

лый стол», посвященный теме провин-

 

 

ции в российском кино. Тема непростая,

 

 

задела за живое многих. Рассматрива-

 

 

лись самые разные аспекты отображения

 

 

провинции в кино. Это и советское кино с

 

 

благостным образом нестоличной жизни

 

 

(«Кубанские казаки», «Девушка с характе-

 

 

ром»), и фильмы последних лет, в которых

 

 

если нужно показать ужасы современной

 

 

жизни, то они случаются именно в про-

 

 

винции. Отдельная тема – образ провин-

 

 

циалок, приезжающих покорять столицу.

 

 

И тема, посвященная проблемам земли,

 

 

обсуждаемая на примере таких фильмов,

 

 

как «Долгая счастливая жизнь» Бориса

 

 

 

 

Хлебникова, «Двенадцатое лето» Павла

Фестиваль российских фильмов «Ли-

сы» Владимира Аленикова. Все фильмы

пецкий выбор» любят и ждут. Ждут новых

принимают участие в конкурсе, кото-

Фаттахутдинова и других.

Павел Фатта-

фильмов, встреч с актерами. Об этом не

рый судит жюри, в этом году возглав-

хутдинов поднимал эти вопросы и в сво-

раз говорили зрители во время работы

ляемое Борисом Химичевым.

их документальных работах.

восьмого фестиваля, который проходит

На фестивале существует отдельная

Отдельного разговора

заслужило

не только в Липецке, а практически во

программа неигрового кино, в которой

раскрытие темы в документальном кино.

всем регионе. В самых дальних городах

соревнуются режиссеры документаль-

Участники «круглого стола» признали, что

и селах организованы выступления из-

ного кино Липецкой области. В этом году

в неигровом кинематографе это делается

вестных московских артистов и показы

лауреатом стал режиссер Сергей Тихо-

объективно, с анализом проблем, возни-

конкурсных картин.

миров, представивший сразу несколько

кающих как в селах, так и в городах.

«Липецкий выбор» проходит в де-

своих картин в конкурсе.

Гостями фестиваля в этом году были

кабре, практически завершая фести-

Фестиваль был посвящен 60-летию

актеры Ирина Муравьева, Лариса Голуб-

вальный год. Поэтому в конкурсной

создания Липецкой области. Ия Саввина,

кина, Владимир Гостюхин, Любовь Поле-

программе – знаковые картины, вы-

Тихон Хренников, Любовь Соколова ро-

хина, Валерий Яременко, певцы Ирина

шедшие в течение года, самых разных

дом отсюда, и липчане гордятся своими

Шведова, Дмитрий Риберо, телеведущий

жанров и направлений: от «Иуды» Анд-

знаменитыми земляками. На церемонии

и композитор Сергей Шустицкий и многие

рея Богатырева и «Измены» Кирилла

открытия выступали ребята, ученики шко-

другие любимые артисты, которых тепло

Серебренникова до «Войны принцес-

лы искусств имени Любови Соколовой.

и радостно принимали на гостеприимной

липецкой земле. Фестиваль проводится «Липецкоблкиноцентром» и фондом «Благая весть» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

У «Липецкого выбора» очень красивый приз: в хрустальном шаре – снежная липа. В этом году «Хрустальные липы» увезли следующие лауреаты:

Гран-при – «Иван сын Амира» (реж. М.Панфилов)

Приз за режиссуру Дмитрий Тюрин, «Жажда»

Приз за женскую роль Анфиса Черных, «Географ глобус пропил»

Приз за мужскую роль Константин Хабенский, «Географ глобус пропил»

Приз оргкомитета – «Меня это не касается» (реж. А.Новопашин)

Приз зрительских симпатий – «Метро»

(реж. А.Мегердичев).

Материалы подготовила Ольга Шмырова Фото автора


№ 12 (314) /20.12.2013

 

СК-НОВОСТИ 13

фестиваль

 

 

 

 

 

 

«РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: символы и лица

 

Ирина Бессарабова

 

 

 

 

 

Международный

кинофорум «Рус-

Среди

попечителей

фестиваля

ское Зарубежье» состоялся в этом

Министерство

иностранных

дел

РФ.

году в седьмой раз. Дата его открытия

Министр

Сергей Лавров,

 

приветствуя

неизменна – 7 ноября, годовщина ок-

фестиваль, в своем послании подчерк-

тябрьского переворота в России, по-

нул, пожалуй, самое главное качество

влекшего за собой трагедию изгнания

форума: «Насыщенная и разнообразная

для многих и многих наших соотече-

программа предоставляет хорошую воз-

ственников.

 

можность познакомиться с историей и

 

 

жизнью русской общины, ее богатейшим

Открывая фестиваль, его президент

созидательным и творческим потенци-

кинорежиссер Сергей Зайцев и пред-

алом». Созидание и творчество – крае-

седатель оргкомитета, директор Дома

угольный камень, на котором возрастает

русского зарубежья имени Александра

фестивальная программа: в ней много

Солженицына Виктор Москвин говори-

картин, посвященных творческим лич-

ли о будущем этого кинофорума, един-

ностям. Назову

конкурсные

игровую

ственного в отечественном фестиваль-

картину «Коко Шанель и Игорь Стравин-

ном движении посвященного русской

ский» режиссера Яна Кунена (Франция/

эмиграции, российскому изгнанниче-

Япония/Швейцария) и документальные

ству и жизни русских за рубежом. Кроме

«Варвара Бубнова. Россия, Япония, Аб-

того, что уже формируются программы

хазия», режиссер Манана

Кокоскерия

следующих фестивалей, стало известно,

(Абхазия); «Линия судьбы. Борис Ширя-

каким будет открытие «Русского Зарубе-

ев», режиссер Валерия Ловкова; «Юрий

жья» в 2017 году, в столетнюю годовщи-

Лобачев. Отец русского комикса», ре-

ну национальной

катастрофы. Виктор

жиссер Павел Фетисов. Вне конкурса, в

Москвин сказал, что именно тогда фе-

программе «Ретроспектива», были пред-

стиваль начнется не 7 ноября, как обыч-

ставлены

ленты «Галина

Вишневская.

но, а днем раньше или позже. Потому

Возвращение» режиссера Григория Ам-

что на 7 ноября 2017 года запланирова-

нуэля (Россия), «Рудольф Нуриев. Мятеж-

но открытие Музея русского зарубежья,

ный демон» режиссера Татьяны Маловой

строительство которого начнется вско-

(Россия), показ которого был приурочен

ре после утверждения уже существую-

к 75-летию со дня рождения артиста, и

щего проекта.

 

«40 лет на театрах» о Федоре Шаляпине и

Сергей Зайцев рассказал о том, что

людях, с которыми его свела судьба, ре-

музей фактически уже существует, в

жиссера Александра Шувикова (Россия).

своих уникальных экспонатах, тщатель-

Интереснейшей была и внеконкурс-

но и бережно собираемых по всему

ная программа

фильмов

киностудии

миру в русских диаспорах. Было назва-

«Русский путь», состоящая из пяти кар-

но и количество «единиц музейного

тин, каждая – о выдающейся личности

хранения» – более 5 тысяч. Фестиваль

российского происхождения, чей талант

же, представляющий собой конкурс-

и труд были щедро отданы миру в самом

ный показ документального и игрового

широком смысле этого слова.

 

 

кино, – тоже своего рода музей, только

Нынешний

кинофорум

 

посвящен

обращенный более к будущему, чем к

140-летию со дня рождения Сергея Рах-

прошлому, потому что зрители уносят

манинова. Для многих гостей фестиваля

впечатления от экрана и от общения –

останется незабываемым вечер, посвя-

каждый в свою жизнь.

щенный памяти великого композитора

Вручение Медали имени Чехова Георгию Натансону

ипианиста, так же, как и уникальные фотографии Сергея Рахманинова, предоставленные Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени Глинки.

Фильмом открытия фестиваля стала документальная лента Андрея Осипова

иЕвгения Малевского «Спасти и сохранить», посвященная истории охраны русского императора. Жизни российских монархов часто подвергались смертельной опасности, хотя, казалось бы, традиции предписывали пиетет к помазаннику Божию, олицетворяющему величие страны. Фильм Осипова подробно рассказывает о нескольких поколениях императорского дома России, о готовящихся, задуманных и осуществленных терактах. Картина состоит из тщательно отобранной хроники и фрагментов игровых лент из зарубежных музеев. Монтаж, как всегда у этого режиссера, – виртуозный. Хроника подобрана не только документально, но

иметафорически. Например, повторяющаяся сцена, в которой император Николай II наблюдает за дерущимися орлами, а в конце фильма птицы словно взлетают с поверженной царской короны. Последний кадр фильма – лицо цесаревича Алексея, в долгом рапиде поворачивающееся к зрителю. Это незабываемое детское лицо – один из ярчайших символов фестивального экрана.

Впрограмме «Русского Зарубежья» запечатлелось много прекрасных лиц героев фильмов. Таких, как, напри-

Председатель жюри игровой программы кинофестиваля Игорь Костолевский

мер, архимандрит Софроний (Сахаров, 1896-1991), крупнейший богослов и духовный писатель ХХ века, большую часть жизни проживший в эмиграции

во Франции и Англии, где основал православный монастырь в графстве Эссекс. Его послания к родным сестрам Александре и Марии, живущим в Москве; письма, наполненные философскими и богословскими размышлениями, легли в основу сценария фильма «Письма в Россию» режиссера Антона Алексеева. Именно этот фильм стал победителем в программе документального кино и заслуженно получил главный приз фестиваля – бронзовую скульптуру «Философский пароход», символизирующую трагедию изгнания из России лучших представителей отечественной науки и культуры в первые годы советской власти (автор – художник Галина Шилина).

Такой же награды был удостоен победитель конкурса игровых фильмов – «Чекист» Александра Рогожкина, страшная история ежедневных приговоров и расстрелов, от которых начинает сходить с ума сам их исполнитель...

Фестиваль, как сказал Сергей Зайцев, «проходит под девизами «Помни Россию!» и «Во благо России!». Эти принципы

как молитва и заповедь оставшихся без Родины русских людей. Велики их страдания, но велики и свершения на чужбине во славу Отечества». Нынешний кинофорум полностью подтверждает это.

О ВЕРЕ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Татьяна Москвина-Ященко

В преддверии года преподобного Сергия Радонежского традиционно в Доме кино СК России на Васильевской прошел XVIII фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», который открылся 18 ноября полнометражным документальным фильмом «Второе Крещение Руси» (специальный приз жюри и приз президента фестиваля).

Фильм представляет собой монументальное эпическое полотно о том, как возрождалось Православие в нашей стране на рубеже XX и XXI веков, если брать за точку отсчета 1988 год – год празднования тысячелетия Крещения Руси. У истоков сложных духовных процессов стояло три Патриарха Московских и всея Руси

– Пимен, Алексий II и Кирилл. Каждый внес свою лепту в дело восстановления веры в стране, где десятилетиями разрушались храмы, закрывались монастыри, шла мощная антирелигиозная пропаганда. Автор и ведущий митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев) скрепил своим комментарием многофигурное полотно, обозначив как главную тему веры и государственности, двух неразделимых основ исторической России.

Тему духовной сущности российской государственности подхватил второй полнометражный неигровой фильм конкурса «Обитель Сергия. На последнем рубеже» Владимира Шуванникова (специальный приз жюри), в котором наш современник рассматривает роль преподобного Сергия и самой Троице-Сергиевой лавры в решающие моменты русской истории, когда под

вопросом было само существование России, ее независимость, а именно перед Куликовской битвой в 1370 году и в Смутное время 1612 года.

Оба фильма обозначили проблематику всего фестиваля «Радонеж»-2013. О значении духовных основ отечественной культуры говорили в своих приветствиях кинофоруму Президент РФ В.В. Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В двух конкурсных программах – документальных и игровых (короткометражных) фильмов и телевизионных – было представлено 68 фильмов и телепрограмм из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Председатели двух жюри, писатель Владимир Крупин (основной конкурс) и протоиерей Виктор Салтыков (телевизионный)

– соавтор и герой фильмов Валерия Тимощенко (специальный приз за вклад в кинематограф), – не раз отмечали высокий профессиональный уровень работ, представленных в этом году. Это тем отрадней, что еще несколько лет назад считалось, что православного кино не существует, что это удел любителей, а профессионалы лишь изредка касаются вопросов веры, как Павел Лунгин в «Острове», Александр Прошкин в «Чуде» или Владимир Хотиненко в «Попе».

Последние два года показали, что в России – по крайней мере, в документальном кино и на телевидении – сформировалось мощное направление ду- ховно-нравственного кино, которое мы вправе назвать православным, позитивным, жизнеутверждающим. Его отличает

мировоззренческая ясность авторов, четко обозначенная христианская позиция, иконичность формы, православная этика.

Направление это существует не автономно (что наглядно видно по телепродукции регионов), а в контексте общего потока кино и телепродукции. Потому отборочная комиссия включила в программы восемнадцатого «Радонежа» фильмы о творческой интеллигенции, ученых, проблемные картины о современной семье, о болевых социальных точках. В ретроспективе «Радонеж» рекомендует» были представлены лучшие картины последних лет Центр-студии национального фильма «XXI век». В дискуссионном клубе – игровой фильм «Иуда» Андрея Богатырева по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».

Но основная тематика фильмов «Радонежа» – путь человеке к вере, к самому себе, к Богу. Это портреты пастырей, живой рассказ о приходской и монастырской жизни, страницы российской истории, образы святых.

Жюри выступает в качестве авторитетной экспертной группы, которая в присуждении наград руководствуется четко обозначенными критериями. С одной стороны, важен профессиональный фактор. С другой, принимается во внимание соответствие образного решения фильма духовной проблематике. Таким образом, на фестивале возникает профессиональная среда с творческими семинарами, дискуссиями, выездом в регионы. Члены жюри охотно комментируют свои решения, стремятся в формулировках дипломов подчеркнуть специфику самого кинофорума, прочно занявшего свою нишу в фестивальном движении. Главными наградами – «Серебряной медалью преподобного Сергия Радонежского» – в 2013 году отмечены работы за профессиональные достоинства:

Гран-при (лучший продюсер) –

«Братская свеча», режиссер Ирина Волох, продюсер монахиня Иоанна (Орлова), Республика Беларусь

Лучшая режиссерская работа «Спасти и сохранить», режиссеры Андрей Осипов и Евгений Малевский

Лучший сценарий Леонид Николаенко, «Простой епископ»

Лучшая операторская работа Олег Верниченко, «Чрезвычайные будни»

Лучший игровой (короткометражный) фильм «Пожар», режиссер Артем Волчков

Лучшая телевизионная программа центральных каналов «Операция «По-

слушники». Между молотом и наковальней», режиссер Ольга Кушаковская, (ЗАО «Телекомпания «Останкино» по заказу ОАО «Первый канал»)

Лучшая телевизионная программа региональных телеканалов «Слово», цикл передач, автор протоиерей Александр Глебов (телеканал «Санкт-Петербург»).


14 СК-НОВОСТИ

 

№ 12 (314) /20.12.2013

интервью

 

 

 

 

Владимир Есинов: «Я – «старый русский», и моя цель делать социально-значимое, интересное, доброе кино»

 

 

 

 

 

 

 

 

пе. Он занесен в книгу рекордов Гинне-

минания о фильме. Весь кинотеатр был

не могли продать ни на один канал!

 

 

 

 

 

 

 

 

са. За последние двадцать лет в конкурс-

увешан афишами «Сталинграда». В итоге,

Даже Н.С. Михалков пытался мне по-

 

 

 

 

 

 

 

 

ной программе детского игрового кино

в зрительном зале был один человек –

мочь, но в итоге сказал: «Я ничего не

 

 

 

 

 

 

 

 

не было представлено ни одного фильма

руководитель фестиваля. Он обратился

могу понять. Хорошая картина. Поче-

 

 

 

 

 

 

 

 

из России, но в мае 2013 года «Частное

за уточнением в «Наше кино», и получил

му не покупают?». Только в прошлом

 

 

 

 

 

 

 

 

пионерское» получил Гран-при фести-

ответ: «У нас там никакой рекламы нет.

году ее, наконец, показали 9 мая на

 

 

 

 

 

 

 

 

валя. Причем, это только начало, впе-

Мы оставляли флаеры, но, возможно,

НТВ. Только после этого все каналы

 

 

 

 

 

 

 

 

реди картину ждет еще ряд фестивалей

они закончились...». А ведь подобная си-

стали интересоваться фильмом. Бо-

 

 

 

 

 

 

 

 

Финляндии, Италии, Канады, Америки,

туация во всех городах!

 

 

юсь, что «Частное пионерское» ждет

 

 

 

 

 

 

 

 

Китая, Болгарии, Литвы, Греции. Только

Не дожидаясь чуда, наша компания

такая же судьба.

 

 

 

 

 

 

 

 

что прошли кинофестивали в Армении и

приняла решение работать с кинотеат-

Иногда мне кажется, что мы снимаем

 

 

 

 

 

 

 

 

Румынии – там также главные призы.

рами напрямую. На сегодняшний день

фильмы не для России, а для Украины,

 

 

 

 

 

 

 

 

– На фоне такой успешной фести-

достигнута договоренность

о

прокате

которая все, что можно, купила и пока-

 

 

 

 

 

 

 

 

вальной судьбы вы запускаетесь с

фильма в Ростове-на-Дону, Санкт-Пе-

зала. Причем рейтинги впечатляющие.

Владимир Есинов один из создателей

продолжением проекта – фильмом

тербурге, Белгороде, Ханты-Мансийске,

Премьера фильма «Конец света» в Украи-

первой

отечественной киностудии

«Частное комсомольское».

Екатеринбурге и других городах. Имен-

не была одновременно с эфиром финала

экспериментального творческого

– Чудом успел вскочить в «последний

но поэтому возникает вопрос, на что же

чемпионата мира по футболу. Оба кана-

объединения «Ладья», глава продю-

вагон». На питчинге картину отклонили.

потратила компания «Наше кино» 2 мил-

ла имели одинаково высокие рейтинги.

серско-дистрибьютерской

компании

Я записался к Владимиру Мединскому

лиона 380 тысяч?

 

 

В Армении на кинофестивале меня

«Милена-фильм», на базе которой

на прием и с его помощью получил на

– Почему такая сумма?

 

 

попросили поехать в войсковую часть,

было создано творческое объеди-

дебют 25 млн рублей. Конечно, страшно,

– Нужно спросить у «Нашего кино».

показать «Рябиновый вальс». Картину

нение

«Кинопрограмма

ХХI век».

потому что сделать продолжение филь-

Большую часть, 1,5 миллиона, нам выде-

все смотрели с огромным интересом,

Продюсер трилогии «Тайный знак»,

ма на таком же уровне очень сложно. Но

лило Министерство культуры, за что мы

долго аплодировали. А на закрытии

сериалов

«Конец

света»,

«Служба

сценарий есть, режиссер тот же самый

ему очень благодарны. Но недостающую

фестиваля объявили: «Приказ мини-

21» или Мыслить надо позитивно»,

– Александр Карпиловский, которому я

часть добавили из собственных средств.

стра обороны Армении о награждении

«Встречная полоса», и фильмов «Гос-

благодарен за его работу. Он очень та-

А итог вам уже известен. В 2010 году мы

съемочной группы фильма «Рябино-

пода Головлевы», «Посланник Пат-

лантливый режиссер, и это его дебют в

самостоятельно прокатывали

фильм

вый вальс» за патриотизм, гуманизм и

риарха», «Без правил», «Рябиновый

полнометражном кино.

«Рябиновый вальс» и в результате полу-

духовность». Я был очень растроган и

вальс», «Частное пионерское», «Тайна

– Картина «Частное пионерское»

чили 4,5 миллиона рублей от проката.

одновременно огорчен, ведь в России

Егора» и др.

 

 

 

 

вышла в прокат?

– У «Рябинового вальса» тоже было

ни в одной войсковой части «Рябино-

 

 

 

 

 

 

 

 

– Да это действительно так, но, к со-

много фестивальных наград?

 

вый вальс» не был показан! Никому это

 

- Тему кинематографа для детей

жалению, компания «Наше кино» полно-

– Там было вообще 73 кинофестиваля

не нужно...

мы не раз обсуждали на страницах

стью провалила прокат.

и 54 главные награды.

 

 

К сожалению, кино у нас стало това-

нашей газеты. Расскажите о картине

– Я могу это напечатать?

– Потрясающе.

 

 

ром и продается как картошка. Вслушай-

«Частное пионерское», которую при-

– Совершенно спокойно. 2 миллио-

– Стараемся.

 

 

тесь в формулировку – «государствен-

гласили абсолютно все фестивали, где

на 380 тысяч наша компания заплатила

– Жаль, что востребованность ва-

ная поддержка коммерческого кино».

есть соответствующая номинация.

за прокат фильма, а итоговый кассовый

ших фильмов на фестивалях не спо-

Но если кино коммерческое, то зачем

 

– Более тридцати фестивалей с нояб-

сбор – 800 тысяч. Показательным явля-

собствует активному развитию биз-

ему поддержка государства? Поддержка

ря 2012 года! И на каждом – приз. Глав-

ется и такой факт – в Ростове-на-Дону

неса.

 

 

должна быть: дебюта, социально-значи-

ный успех для меня был на фестивале в

после кинофестиваля у многих зрителей

– Что тут говорить... Я все-таки «ста-

мой картины, экспериментальной. Это

Минске. Из четырехсот представленных

возник вопрос: «А где можно посмотреть

рый русский», и моя цель другая – дей-

как в СССР: «Экономика должна быть

картин (и взрослых, и детских) наша по-

фильм?». На мое разъяснение: «У вас

ствительно делать социально-значи-

экономной».

лучила

приз

президента

Александра

в Ростове он идет в прокате», зрители

мое, интересное, доброе кино, искать

Ну, а если говорить о поддержке кино

Лукашенко «За духовность и гуманизм

единогласно ответили: «А мы ничего и

и открывать режиссеров. Все фильмы и

и проведении открытых защит проектов

в кино». Кстати, в Беларуси есть такой

не знаем!». Руководитель кинофестива-

сериалы нашей кинокомпании созданы

(питчингов), то я считаю, что необходимо

приз, не мешало бы и в России учредить

ля решил посетить кинотеатр «Ростов»,

режиссерами-дебютантами!

 

 

сделать публичным и само голосование.

аналогичную

президентскую

награду.

единственный, в котором шел фильм

– А на телевидение вы продали

Вот тогда не будет возникать ни вопро-

Второй для меня по значимости приз

«Частное пионерское». Каково же было

права?

 

 

сов, ни сомнений.

– на фестивале в Злине (Чехия). Это ста-

его удивление, когда в холле кинотеатра

– С телевидением вообще ката-

Беседу вела Лариса Солоницына

рейший фестиваль детского кино в Евро-

он не смог обнаружить ни одного упо-

строфа. «Рябиновый вальс» три года

 

 

 

 

 

 

Новости Ростова-на-Дону

 

 

Возглавил жюри председатель Ростов-

ли кино открыли для себя и новое поко-

Крыму, на Северном Кавказе, на Дону и

 

 

 

 

 

 

 

 

ского областного отделения СК России,

ление французских актеров, таких как

Кубани. С 1932 года он перешел в штат

 

25 и 26 октября город атомщиков

режиссер и оператор Юрий Щербаков.

Лолита Шамма (Lolita Chammah), Фран-

Ростовской студии кинохроники, где с

Волгодонск Ростовской области стал

Гран-при профессионалы единодушно

суа Дамьен (François Damiens).

 

1947 года работал режиссером. Вся его

центром

российской фестивальной

присудили фильму Ивана Головнёва из

 

 

 

дальнейшая творческая судьба (а это

культуры. В рамках областной долго-

Екатеринбурга «Месторождение».

В арт-зале ростовского Дома кино

47 лет жизни) до самых последних дней

срочной целевой программы «Культура

Но главный итог кинофестиваля «Мой

26 ноября прошло очередное засе-

в 1979 году была связана со студией в

Дона 2010-2014» здесь состоялся Откры-

край» состоит в том, что здесь завяза-

дание киноклуба «Территория кино»,

Ростове.

тый областной кинофестиваль коротко-

лись творческие и профессиональные

который ведет член правления Ростов-

Мировая известность к Леону Бори-

метражных фильмов «Мой край». Он был

контакты, выработалась стратегия раз-

ского областного отделения СК России,

совичу пришла в 1945 году с выходом

организован

министерством

культуры

вития провинциального кинематографа,

киновед Елена Христо. Ростовчанам она

фильма «Берлин», за который фронто-

Ростовской области, Ростовским област-

утвердилась тенденция положительного

хорошо известна как автор и ведущая те-

вой оператор был удостоен Сталинской

ным отделением СК РФ, администрацией

опыта общения профессионалов и люби-

лепрограммы

«Дон-ТР»

премии I степени. Всю войну он про-

города

Волгодонска

и продюсерским

телей и даже прозвучали предложения

«Крупным планом». На

шел с кинокамерой. Снимал с воздуха

центром «Восток-Дон».

 

 

придать кинофестивалю статус между-

этот раз встреча была

пылающую в пожарах Варшаву, бои за

В конкурсной программе участвовали ра-

народного.

посвящена

105-летию

Малую Землю, маршала Жукова перед

боты кинематографистов из Москвы, Ека-

 

со дня рождения выда-

ответственным штурмом и вручение им

теринбурга, Краснодара, Ростова-на-До-

С 8 по 14 ноября в ростовском Доме

ющегося оператора и

Ордена Победы иностранным союзни-

ну, Чеченской республики и Дагестана.

кино прошла Неделя современного

режиссера

Ростовской

кам – президенту США Эйзенхауэру и

Были представлены фильмы и из неболь-

французского кино, организованная

киностудии

Леона Бо-

фельдмаршалу Монтгомери. На счету

ших городов и поселков Ростовской об-

«Альянс Франсез – Ростовская область»

рисовича Мазрухо.

фронтового кинооператора Мазрухо 48

ласти, Пермского края, других регионов.

и Ростовским областным отделением СК

Искреннее уважение к творчеству ле-

тяжелых боевых вылетов. В одном рани-

В

информационном

показе

приняли

России при поддержке посольства Фран-

гендарного киномастера, мемориальная

ли пилота, в другом сбили самолет.

участие фильмы и европейских кинема-

ции в России и Французского института.

доска которому установлена на фасаде

Главной же темой в мирное время для

тографистов. Проект европейского ки-

Вот уже 10 лет сеть «Альянс Франсез»

Дома кино, собрало кинематографистов,

Леона Борисовича стала жизнь и твор-

нофестиваля Palic («Палик») представил

традиционно проводит Фестиваль фран-

работавших вместе с мэтром, и творче-

чество великого земляка Михаила Алек-

программный

директор Петар Митрич

цузского кино в Ростове-на-Дону. И по-

ских работников телекомпании «Дон-ТР».

сандровича Шолохова. Удача всех трех

из Республики Сербия и Черногория. На-

клонники французского кинематографа

Место рождения Л.Мазрухо – Крым –

картин, снятых Мазрухо в 1967, 1973 и

стоящим подарком для жителей донского

и языка ждут его с особым нетерпени-

определило выбор его будущей про-

1975 годах связана с крепкой дружбой

края стал информационный показ луч-

ем. В этом году зрители познакомились

фессии. Ведь уже в 1918 году предпри-

между писателем и режиссером. Все

ших работ ХХIV Открытого кинофестива-

с творчеством одной из ведущих актрис

ниматели Ханжонков и Ермаков откры-

важные события М. А. Шолохов при-

ля «Россия» (Екатеринбург).

 

 

французскогоиевропейскогокиноСанд-

ли в Ялте две кинофабрики. И юный

глашал снимать только своего давнего

Выбор победителей в профессиональных

рин Боннер. С участием знаменитой ак-

фотокорреспондент симферопольской

друга. Михаил Александрович в кругу

номинациях («Лучший сценарий», «Луч-

трисы в программу фестиваля вошел

молодежной газеты Лева Мазрухо при-

семьи, на рыбалке в Вёшках, во фраке

шая режиссерская работа» и т. д.) лег на

фильм Клода Шаброля «Церемония»,

шел в кино осваивать профессию ки-

на вручении Нобелевской премии в

плечи профессионального жюри, в со-

удостоенный премии «Сезар» и Кубка

нооператора. Это был сложный путь

Стокгольме – все это для истории снял

став которого вошли известные сценари-

Вольпи на Венецианском кинофестивале

проб и ошибок. Кинооператор Леон

Леон Борисович Мазрухо.

сты, режиссеры, операторы, киноведы.

в номинации «Лучшая актриса». Любите-

Борисович Мазрухо снимал хронику в

Собкор