ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
20 СК-НОВОСТИ |
|
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
память |
|||
|
|
||
|
|
Эту статью оператор Валентин Николаевич Железняков написал в августе 2013 года, а 7 октября его не стало. В свои 82 года он был совершенно современным человеком, смотрел новые фильмы, посещал кинооператорские форумы в Интернете, интересно и ясно мыслил, думал о перспективах своей профессии, – и все это вы найдете в его последней работе.
Валентин Железняков: «Мы привыкли считать человеческие чувства чем-то устаревшим, чем-то таким, что всегда не успевает за техническим прогрессом»
Прошло немногим более ста лет с тех пор как мы научились записывать звук. Мы крадем звук голоса у певца, когда записываем песню, потом тиражируем ее и продаем. С появлением кино и телевидения мы научились «красть» внешний облик, мимику и жесты у актера, а у природы ее состояния: дождь, зиму, ветер – и тоже тиражируем и продаем это. До последнего времени мы могли торговать только тем, что существовало в действительности, но сегодня компьютерные технологии продвинулись значительно дальше. Мы можем распространять то, чего никогда не было и в принципе быть не могло.
Сегодня плох тот фильм, в котором нет так называемых «эффектов». Поэтому все компьютерные технологии, все новации
вэтой области пользуются большим авторитетом. Сегодня в телевизоре можно увидеть ведущую, которой на самом деле не существует – это синтетический визуальный объект, наделенный мимикой и жестами живого человека. В технологии кинопроизводства эти новые компьютерные приемы захватывают все больше и больше пространства, и в этом мне видится определенная угроза.
«Жестокая» цветокоррекция, кардинально меняющая цветовой и тональный характер снятого эпизода, изменение крупностей и общей композиции, «дорисовка» предметов и элементов, которые отсутствовали при съемке, добавление «атмосферы», то есть дождя, снега, дыма
– эти радикальные вторжения в пространство реального кадра сейчас вполне привычны и даже обязательны. Такую «простую» работу часто выполняют люди малоопытные. Вот когда требуется «поместить» артистов в интерьер, которого они на самом деле даже не видели, или «переодеть» исполнителя главной роли
вцелях рекламы, или дорисовать на его лице отблеск огня, которого на съемке и не зажигали – тогда к работе приглашаются настоящие специалисты-композеры. Ну, а если дело совсем плохо, то достаточно одного общего плана, снятого в сверхвысоком разрешении, или собранной на компьютере «шаровой» панорамы на 360 градусов – на этой основе композер-ас соберет целый монтажный эпизод. Такова реальность сегодняшнего дня – или, может быть то, что нам только кажется реальностью?
«Композер» – слово какое-то неполное. Привычные слова «композиция», «композитор». Имея снятым (то есть взятым от реальности) только общий план, композер на его основе синтезирует все укрупнения и обратные точки, то есть любые направления и любые крупности. Все, что представляют собою такие синтетические кадры – это то, что счел нужным
вних вложить лишь один человек, он является их единственным автором. По его воле движется и действует этот гомункулус, выращенный в компьютерной колбе. Все действие, которое композер выстраивает на экране, он берет из самого себя, то есть оно заведомо ограничено его
возможностями: персональным жизнен-
ным опытом, степенью его культурного и эстетического развития и мерой его таланта, как бы велика она ни была. Живое кинематографическое действие, снятое по «старой» технологии, не идет с этим ни
вкакое сравнение, и я постараюсь объяснить, почему. Но сначала цитата из интер- нет-форума.
Алистер Чапмен, кинооператор: «...Сейчас много разговоров о том,
чтобы снимать «в серую». Это стало модно, и многие операторы и фирмы специально разрабатывают пакеты настроек для камер, которые, по их словам, обеспечивают самую «серую» картинку, или обеспечивают фиксацию максимального диапазона яркостей. Не поймите меня неправильно, я вовсе не утверждаю, что это нехорошо или что я так снимать не советую. Но прежде чем это делать, вы должны понимать, на какие компромиссы идете. Во-первых, что означает этот термин? Он означает, что картинка выглядит на экране съемочного монитора э-э-э... серой. То есть это изображение очень низкое по контрасту и по цветности. Почему? Потому что большинство мониторов способно отображать диапазон яркостей не более 7 диафрагм...
...Преимущество заключается в том, что так вы избегаете угрозы переэкспонировать блики, и ваш материал всегда будет легко поправить позже, на компьютере. Собственно, по этой причине съемка «в серую» и рекомендуется сегодня как предпочтительный метод...
...Только не забывайте: съемка «в серую» не сделает плохого оператора хорошим. Для малоопытного оператора может оказаться нелегко определить оптимальную экспозицию, и резкость гораздо труднее будет «поймать» на экране с серым низкоконтрастным изображением». (Полностью статья А.Чапмена на английском языке здесь: http://www. xdcam-user.com/2013/03/to-shoot-flat-or- not-to-shoot-flat/)
Не знаю, как вам, коллеги, а мне это читать совсем не весело. По сути дела, сознательный творческий процесс создания киноизображения подменяется слепой и бездумной фиксацией. Технократический подход демонстративно игнорирует понятия о тоне, контрасте, цветности (а, как следствие, и о композиции), откладывая все эти решения «на потом». То есть художественное решение эпизода, сцены будет выстраиваться исходя не из того изобразительного потенциала, которым обладал снимаемый реальный объект, а из представления людей, сидящих пред монитором в монтажной, о том как, по их мнению, этот объект должен был бы выглядеть.
У всех технологий компьютерного синтеза или даже простой коррекции есть предел, который надо понимать или ощущать. Есть грань, которую переходить нельзя, иначе зритель будет общаться не с живым организмом, которым является произведение искусства, а с гомункулусом. Вспоминаю дискуссии по поводу недавнего фильма о Высоцком, где черты лица и мимика актера были «подправлены» на компьютере, чтобы добиться максимального сходства с реальным Владимиром Семеновичем. Сходства добиться удалось, но именно этот факт и вызвал наибольшее отторжение, в особенности у тех, кто
помнил Высоцкого при жизни. Это как
раз тот случай, когда техническое вторжение превысило допустимый предел, перешло ту грань условности, которая отделяет художественный фильм от хроники. Ведь все мы знаем, что Высоцкого давно нет в живых, и поэтому на экране может появиться лишь его условный образ, который вызовет у нас
эмоциональный отклик, воспоминание о нем – но никак не он сам! А вот фиолетово-синий Аватар, главный герой одноименного фильма, почему-то ни у кого отвращения не вызвал.
Я совсем не утверждаю, что использование методов синтеза изображения – это обязательно плохо. Весь вопрос в том, как и для чего это используется. Вспомним фильм «Кто подставил Кролика Роджера», где актеры общались с мультипликацией. Я легко могу представить себе и театральный спектакль, где актеры на сцене будут общаться не с реальным партнером, а с его голограммой. Технически это уже сейчас вполне возможно. Как прием это может быть и интересно и уместно, но вряд ли это должно становиться всеобщим, универсальным и ис-
ключительным методом театрального искусства.
И тут я хочу обратить ваше внимание на еще один аспект. Может быть, самое главное в создании фильма – это коллективное сотворчество. Тот кинематограф, который сформировался к концу XX века, не делается в одиночку. Даже когда фильм снимается под «диктатом» режиссера – это подобно диктату дирижера большого оркестра. Очень важно, что в каждый кадр вкладывается не только профессиональный труд и умение, но и то, что называется «душой» – актера, играющего роль; оператора, который это снимает, костюмера, гримера и т. д. Пять или десять «главных» человек, которые делают фильм, никогда нельзя заменить одним, даже гениальным.
Опытные создатели хорошего фильма никогда не начинают снимать в первой попавшейся натуре или в интерьере, а «выбирают» их. И главным образом выбирается то, насколько состояние этого места, его собственная атмосфера резонирует с общей темой эпизода и фильма в целом. Поиски творческих решений при создании фильма – это, в известной мере, поиски резонансов с окружающей реальностью. Резонансов во всех областях: в композиции, актерском действии, ритме, в том, как течет время на экране – и во многом другом, что зависит не только от автора-режиссера. Каждый из нас не раз испытывал чувство, которое я не знаю, как назвать иначе, кроме как «совпадением резонансных ощущений» у всех членов группы. Это редкие часы творческого озарения, но они безошибочно ощущаются всеми членами коллектива. Я твердо убежден, что это не продукт какой-либо одной личности. Это коллективный продукт, и смешон тот профессионал, который верит, что сможет извлечь нечто подобное исключительно из самого себя.
Когда мне пытаются доказать, что «так дешевле», я не спорю, только это
– очевидный переход с позиций искусства на позиции обычной торговли, и этим все сказано. Эти две категории принадлежат к разным областям человеческой деятельности, и сравнивать их нечего. На рынке всегда наиболее прибыльным товаром будет имитация чего-либо хорошего и дорогостоящего, но по низкой цене. Таков принцип рыночного действия; принцип эстетического действия совсем другой.
Ведь если озаботиться только дешевизной и полной «управляемостью» кинопроизводства, то логично тогда стремиться к тому, чтобы все роли были
исполнены одним и тем же актером, а
лучше всего – самим режиссером, который потом выступит и в роле композера. Собственно, такое и происходит при создании литературного произведения, где во всех функциях выступает один-един- ственный автор. В этом и есть специфика литературы, ее отличие от других видов искусства. Созданное таким способом
экранное зрелище никогда не будет фильмом, а так и останется литературой, только с доминированием изобразительного элемента. Этот жанр в литературе давно известен и имеет солидную историю – называется он комиксом.
Янадеюсь, что среди работников кино и телевидения есть достаточно людей, обладающих здравым смыслом. Я думаю, что постепенно мы придем к разумному размежеванию. Компьютерной графике и композеру останется определенное пространство, которое с успехом будет использовано произведениями определенного жанра. Главное – не шарахаться из одной крайности в другую, как это бывало уже не один раз на первых порах, когда появлялись какиенибудь новые эффектные технические изобретения. Среди людей творческих всегда находятся те, кто непомерно восторженно пропагандирует эти изобретения. Некоторые искренне убеждены, что открывается «новый путь» в искусстве; другие не прочь просто «оседлать» и возглавить эту новацию.
Надо меньше слушать технократов, чтобы не впасть в технократический идиотизм; наша эпоха и так сильно пострадала от него. Мы привыкли восторгаться техническими достижениями в области энергетики, транспорта, мобильной связи, информатики, биотехнологий и т. д. Незаметно для себя мы привыкли считать человеческие чувства и ощущения чем-то устаревшим, чем-то таким, что всегда не успевает за техническим прогрессом. А ведь в действительности все технические усовершенствования имеют смысл только тогда, когда они соотносятся с человеческим фактором. Говоря «человеческий фактор», я имею в виду нравственную составляющую, которая измеряется не в электрон-вольтах, не в мегапикселях. Такие категории как «проще», «дешевле», «быстрее» тоже не являются главными. Проблемы современной экологии очень хорошо показывают нам это. К сожалению, еще не изобретена единица человечности, с помощью которой можно было бы измерять эту самую нравственную составляющую в любом техническом усовершенствовании. В хороших произведениях искусства нечто подобное есть, это так называемый «антропометрический модуль», то есть сопоставление любой драматической коллизии с человеческими эмоциями.
Всякие же усовершенствования в технике, которые, как мы убеждены, двигают прогресс, забывают отводить в этом прогрессе место человеческому чувству.
Яопасаюсь, что рано или поздно мы за это поплатимся, и мне кажется, что первые признаки этого уже появились.
Ядумаю, что круг вопросов, которые здесь были подняты, требует спокойного и открытого обсуждения. Я начал с того, что очень хорошо знаю по линии своей профессии – кинооператора. Приглашаю тех, кто захочет присоединиться к этой дискуссии, высказывать свое мнение.
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
СК-НОВОСТИ 21 |
||
ПРОЩАНИЕ |
||||
|
|
|
||
|
|
|
Ирина Галкина
С опозданием извещаем, что в мае на 72-м году жизни скончалась режиссер неигрового кино и телевидения Ирина Ильинична Галкина. Работала в творческом объединении «Экран» и ВГРТК; режиссер фильмов «Непростой советский человек», «Рафаэль», документальных циклов «Россияне» и «Гербы России», телевизионного цикла «Будни».
Роза Конева
С опозданием извещаем, что 22 июня 2013 года на 84-м году жизни не стало замечательного киноинженера, выдающегося знатока и специалиста в области звукозаписи Розы Николаевны Коневой. Роза Николаевна проработала на «Мосфильме» свыше пятидесяти лет. Она пришла на студию в 1956 году, сразу после окончания Киевского института киноинженеров. В конце 50-х Конева возглавила Центральную аппаратную звукозаписи (ЦАЗ). И даже в середине 90-х знания Коневой как сертифицированного специалиста, ее многолетний профессиональный
опыт были востребованы: она оставалась единственной, кто мог ремонтировать магнитофоны NAGRA – основной профессиональный аппарат для записи звука. Статьи Розы Николаевны неоднократно публиковались в журнале «Техника кино и телевидения». Друзья, коллеги и многочисленные ученики запомнили Розу Николаевну не только как замечательного специалиста, но и отзывчивого, внимательного и доброго человека.
Юрий Мусатов
21 ноября на 76-м году скончался замечательный оператор неигрового кино Юрий Иванович Мусатов. Он пришел на Ростовскую студию хроникально-документальных фильмов в 1962 году ассистентом кинооператора. Мастер поэтического киноизображения, лауреат Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ – Регион 2004», Юрий Иванович демонстрировал высокий профессионализм в сочетании с уникальным художественным вкусом. Юрий Мусатов снял более семидесяти документальных фильмов, множество киносюжетов и про-
грамм для медиа-группы «СТС – Южный Регион». Его документальный фильм «Птицы и звери у себя дома» дипломирован кинофестивалем в Ереване; «Сотворение хлеба» завоевал главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Вильнюсе; «Времена и чувства» из цикла «Сокровенные люди» удостоен Гран-при на Международном форуме «Евразия» в Москве, а диплом фестиваля в номинации «Оператор телевизионной программы или фильма» Юрий Иванович Мусатов получил за прекрасную работу в фильме «Маныч-Гудило». С 2002 года Юрий Иванович работал оператором в медиагруппе «СТС – Южный Регион», обучая ремеслу молодежь. Бронзовая статуэтка «Орфея» вручена Юрию Мусатову за создание школы операторского мастерства.
Валентин Свешников
8 ноября на 73-м году жизни ушел от нас оператор игрового, неигрового и анимационного кино Валентин Васильевич Свешников. Свой путь в кинематографии он начал в 1963 году на Рижской киностудии в качестве ассистента оператора. В 1970 году поступает на операторский факультет ВГИКа (курс Б.И. Волчека). Огромная эрудиция и талант давали ему возможность работать не только на съемках многих сложных фильмов студии «Центрнаучфильм» (достаточно сказать, что Валентин Свешников снял практически все 28 экспедиций на станцию «Мир»). Валентин
Васильевич был также оператором игровых фильмов, многие из которых отмечены международным наградами. Работая на студии анимационных фильмов «Кристмас Филмз», в содружестве с известными мастерами отечественной мультипликации режиссерами В.Угаровым, Н.Дабижа, а также с английскими мультипликаторами, Валентин Васильевич снял фильмы «Юлий Цезарь», «Сотворение мира», «Иона», «Кентерберийские рассказы», «Дерево с золотым яблоками», «Волшебная кисточка», которые смотрят зрители многих стран мира. Последняя работа Свешникова – фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину».
Юрий Стосков
14 ноября на 83-м году ушел из жизни народный артист России, актер театра и кино, ведущий актер Ногинского драматического театра, почетный гражданин г. Ногинска Юрий Викторович Стосков. В биографии прекрасного актера более 90 фильмов, в числе которых «Возмездие», «Серые волки», Зима в раю», «Всегда говори всегда», «КГБ в смокинге», «Мужская работа», «Марш Турецкого» и другие. Яркий актерский талант позволял Юрию Викторовичу непринужденно и блистательно исполнять роли в театре и кино.
Евгений Фролов
16 ноября на 52-м году жизни покинул нас сценарист игрового кино Евгений Владимирович Фролов. В 1992-м он окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, факультет режиссуры документального фильма (мастерская А. Герасимова). Занимался производством рекламы и видеоклипов. С 1998 по 2001 годы работал журналистом в компании ВГТРК, затем в региональном фонде «Новое кино». Один из авторов остросюжетных фильмов «Триумф» (лауреат кинофестиваля в Торонто) и «Дочь якудзы». Писал сценарии для популярных российских телесери-
алов «Женщина без прошлого», «Кармелита. Цыганская страсть», «Неравный брак» и др. Работал генеральным директором НКО «Этнография. Творчество. Общество», провел в Москве Первый международный фестиваль этнической музыки с участием выдающихся музыкантов – Дживана Гаспаряна, трио «Тригон», группы «Ашхабад» и др.
Игорь Николаев
7 декабря на 90-м году жизни не стало нашего друга и коллеги, участника Великой Отечественной войны, художника, сценариста, режиссера игрового кино Игоря Иосифовича Николаева. Он окончил художественный факультет ВГИК (1952) и Высшие режиссерские курсы (1966). Работал на киностудиях «Союзмультфильм» как художник и режиссер («Мир вашему дому», «Африканская сказка» и др.), с 1967-го – на Киностудии им. М.Горького. Второй режиссер фильмов «Серая болезнь» (1966), «Разбудите Мухина» (1967). Снял игровые фильмы «Сказ-
ка о сказке», «Если это случится с тобой», «Эта тревожная зима», «Стеклянные бусы», «День командира дивизии», «Атака», «Генерал».
Мария Родионова
29 октября на 86-м году жизни умерла монтажер игрового кино Мария Сергеевна Родионова. Выпускница отделения усовершенствования знаний творческих и руководящих кадров ВГИК, она работала монтажером Центральной студии детских и юношеских фильмов им. Горького. Сотрудничала с режиссерами Марком Донским («Сердце матери», «Верность матери»), Львом Кулиджановым («Преступление и наказание», «Карл Маркс. Молодые годы»), Марком Осепьяном («Три дня Виктора Чернышева», «Иванов катер»), Михаилом
Богиным («О любви», «Зося») и др.
Вера Шевякина (Яковлева)
19 ноября 2013 года на 94-м году жизни скончалась киноинженер Вера Николаевна Шевякина (Яковлева). В 1944 году она окончила Ленинградский институт киноинженеров, в системе кинематографии – с 1944 года. Сначала работала на «Мосфильме», в 1950 году была переведена на Центральную студию документальных фильмов на строительство отдела цветной печати в цехе обработки пленки. С 1968 по 1973 годы
– начальник цеха обработки пленки ЦСДФ. В 1973 году переведена в НИКФИ зав. лабораторией обработки пленки. Вера Николаевна была ведущим специалистом в СССР в области лабораторной обработки цветных кинопленок. Она одной из первых в Союзе освоила лабораторную обработку цветных пленок ДС-2, ЛН-5 и ЦП-3 и проделала значительную работу по внедрению технологии обработки этих пленок в производство. В 1979-1983 годах она осуществляла практическое оказание технической помощи киностудиям «Таджикфильм», «Азербайджанфильм», «Узбекфильм», «Укртелефильм», Таллиннской и Свердловской киностудиям. Профессиональные достижения Шевякиной были отмечены орденом
«Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда».
Юрий Яковлев
30 ноября на 86-м году жизни скончался выдающийся актер театра и кино Юрий Васильевич Яковлев. В 1952-м он окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина и поступил на службу в Академический театр им. Евг. Вахтангова. В кино с 1955 года. Фильмография актера (включая участие в телефильмах) насчитывает около сотни ролей, среди которых: Ипполит («Ирония судьбы, или С легким паром!»), князь Мышкин («Идиот»), поручик Ржевский («Гусарская баллада»), Иван Васильевич Бунша/Иоанн Грозный («Иван Васильевич меняет
профессию»), пацак Би («Кин-дза-дза!») и другие. Озвучил множество кино-, теле- и анимационных фильмов («Берегись автомобиля», «Остров сокровищ» и др.) В Театре им. Вахтангова был также задействован в нескольких десятках спектаклей. Заслуженный артист РСФСР (1961), народный артист РСФСР (1968), народный артист СССР (1976). Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, лауреат государственных премий.
Информация предоставлена отделом творческих кадров и гильдиями СК России
22 СК-НОВОСТИ |
|
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
ЛЕТОПИСЬ |
|||
|
|
||
|
|
ГОД 1979
Валерий ФОМИН
(Продолжение. Начало в №№ 9 (45) – 11 (313))
26 апреля
Вышел указ Верховного Cовета СССР о награждении Александра Ивановича Медведкина званием народного артиста СССР. Вот уж кто-кто, а Александр Иванович это звание минимум сто раз как заслужил!
11 мая
Вышло постановление коллегии Госкино СССР «О мерах по дальнейшему повышению идейно-худо- жественного уровня и совершенствованию системы планирования полнометражных документальных и научно-популярных фильмов». В постановлении отмечалось, что «среди них немало невыразительных, обзорных, иллюстративных лент, лишенных яркого показа человеческих характеров, явлений и событий социалистической действительности. Образный киноязык в этих фильмах подменяется лекционным дикторским текстом».
В Москве, Харькове и Владимире открылся Фестиваль чехословацких фильмов.
11-19 мая
Прошел ХII Всесоюзный кинофестиваль (г. Ашхабад). «По оценке руководства ТССР фестиваль явился большим событием в культурной и общественной жизни республики. Особой популярностью пользовались выезды мастеров кино в учебные заведения, колхозы, совхозы, на промышленные предприятия, в воинские подразделения. Положительные отклики поступали в оргкомитет фестиваля от участников встреч с артистами».
15 мая
Вот событие, оставшееся сокрытым от современников. Кинорежиссер Юрий Озеров обратился с личным письмом к генсеку Брежневу с челобитной о помощи в деликатном деле:
«Глубокоуважаемый Леонид Ильич!
К Вам обращается бывший помощник начальника оперативного отдела 18 армии, капитан, ныне лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Юрий Озеров.
Вся моя жизнь посвящена прославлению подвига Советской Армии. Киноэпопеи «Освобождение» и «Солдаты cвободы» демонстрировались во многих странах мира и у нас в Советском Союзе, собрали сотни миллионов зрителей. Фильмы «Солдаты cвободы» являются по существу историей коммунистических партий Восточной Европы, во многом еще не написанной и впервые показанной в художественной форме.
Консультации по фильмам проводили лично первые секретари центральных комитетов коммунистических и рабочих партий социалистических стран – товарищи Тодор Живков, Янош Кадар, Густав Гусак, Николае Чаушеску, Эдвард Герек, с которыми я имел честь встречаться. Но, тем не менее, киноэпопея «Солдаты cвободы» является cоветским фильмом, рассказывающим об освободительной миссии Красной Армии, о ее славных исторических победах, способствующих возникновению народно-демократических революций в Восточной Европе. В фильме есть эпизоды с участием 18 армии в боях на Карпатах.
Я являюсь главным автором и режиссером-поста-
новщиком этих фильмов. Советская съемочная группа проводила все съемки в социалистических странах. Мы впервые объединили шесть социалистических кинематографий одной большой темой, что по существу и есть интеграция идеологий.
За свою четырехлетнюю, в высшей степени ответственную и тяжелую работу съемочный коллектив «Солдаты cвободы» был выставлен киностудией «Мосфильм» и Союзом кинематографистов СССР на соискание Государственной премии СССР 1979 года. Председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР тов. Марков по своей инициативе отказался утвердить представление фильма к печати в прессе на том основании, что это совместное производство.
Между тем, я знаю тот высокий интерес, который проявляется общественностью социалистических стран, особенно Польшей и Чехословакией, к официальной оценке фильма, подтверждающей ряд важных исторических проблем, как-то «Варшавское восста-
ние», «Словацкое национальное восстание», «Восстание в Софии» и т. д.
Думаю, что решение тов. Маркова исключить из списка кандидатов Государственных премий СССР
1979 года фильм о коммунистах, оставив в списке одни экранизации, не соответствует постановлению ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической по- литико-воспитательной работы».
Прошу понять меня правильно – я пекусь не о себе, поскольку моя работа уже получила высокую оценку партии и Советского государства за фильм «Освобождение», речь идет о съемочном коллективе.
В братских странах социализма сдержанное отношение к фильму уже вызывает известное непонимание.
Я решил обратиться к Вам, Леонид Ильич, только потому что, как мне кажется, эта несправедливость равнозначна смещению идеологических оценок в нашем искусстве.
Бесконечно уважающий Вас Ю.Озеров 15 мая 1979 г.».
Что ответил «глубокоуважаемый Леонид Ильич» Юрию Озерову, осталось неизвестным...
17 мая
Вышло постановление Госкино СССР и Правления Союза кинематографистов СССР «О проведении кинофестиваля «Советские кинематографисты – труженикам полей Нечерноземья». Помянуть это мероприятие надо бы самым добрым словом. Кинематографисты потрудились на нем от души. В его программу были включены множество премьер новых художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов, а также киноконцертное представление «Товарищ кино». Фантастически широка была география долгоиграющего фестиваля. Она охватывала города и села Ленинградской, Орловской, Тульской, Калининградской, Смоленской областей, Марийской и Чувашской автономных республик.
Десанты популярных киноактеров, режиссеров, сценаристов встречались со зрителями не только в крупных городах и селах, но забирались подчас в самую что ни на есть сельскую глухомань. Звезды кино общались с деревенскими людьми от души: пели плясали, рассказывали о своей работе, говорили о наболевшем всерьез и откровенно.
Как им были рады и благодарны!
24 мая
На заседании Cекретариата СК пытались осмыслить задачи советских кинематографистов в связи с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».
Да, что и говорить, надо было заниматься этой работой всерьез. С приходом к власти президента Рейгана политика США по отношению к Советскому Союзу приобрела уже открыто агрессивный и конфронтационный характер. Был принят ряд новых государственных программ по ослаблению и развалу СССР. Все они предусматривали масштабнейшие спецоперации и нацеленные удары по наиболее уязвимым точкам советского государства в сфере экономики и обороны. И
впервую очередь – в идеологии.
Винформационную войну против СССР Госдеп США вложил серьезные деньги, и противостоять этой беспощадной и изощреннейшей информационной агрессии было трудно, но еще возможно. Однако, для этого следовало, как минимум, отказаться от иных давно омертвевших догматов капээсэсного вероучения, привести тогдашнюю советскую идеологию в маломальское соответствие с реалиями самой жизни, переналадить насквозь проржавевший механизм советской пропагандистской системы.
Но страх переступить через мертвечину мировоззренческих капээсэсных догм словно парализовал кремлевских старцев и не позволил сделать ни одного реального и действенного шага навстречу нависшей над страной беде.
Вот и постановление Cекретариата Правления СК
СССР о необходимости усиления идеологической, политико-воспитательной работы средствами кино оказалось пустым повторением наизусть заученных благоглупостей. И это при том, что тогдашние руко-
водители Союза не жили с завязанными глазами, были людьми по-настоящему умными, знающими, очень и очень достойными.
Но как-то так складывалась наша тогдашняя жизнь, что даже умных, сильных, достойных партийно-государ- ственное устройство неумолимо и неотвратимо подминало под себя.
На том же заседании Секретариата был заслушан отчет о работе Западно-Сибирского отделения СК СССР. Работали сибиряки хорошо.
25 мая
В соответствии с соглашением о культурном сотрудничестве между СССР и Аргентиной с 25 мая в Москве, Баку и Воронеже проводилась Неделя аргентинских фильмов.
28 мая
На имя Л.И. Брежнева получена письменная жалоба актера Олега Видова. Видов в это время разводился с женой Н.Федоровой, имущественные претензии бывшей жены повлияли на служебные дела актера, ему было отказано в заграничных поездках по линии Госкино СССР.
31 мая письмо Олега Видова было переслано в Госкино СССР по кинематографии. 13 июня автор письма был приглашен в Малый Гнездниковский, где с ним провели надлежащую разъяснительную беседу. Видов согласился с решением Госкино СССР о временном, до окончания судебных процессов, прекращении для него зарубежных выездов. А кончилась история отвалом актера-красавца в США.
29 мая
Опубликовано постановление СМ СССР «О распространении на государственные кинозрелищные предприятия и предприятия по прокату кинофильмов системы Государственного комитета СССР по кинематографии действия положения о социалистическом государственном производственном предприятии».
Вышло постановление коллегии Госкино СССР и Президиума ЦК профсоюза работников культуры «О проекте основных направлений экономического и социального развития отраслей кинематографии на период до 1990 года и на 1981-85 гг.».
«В 1985 году намечается выпустить 155 фильмов (в 1980 году – 152), в 1990 году – 160, из них 20-25 фильмов доступных, интересных и полезных детской и юношеской аудитории».
«...Планируется строительство в 1981-85 годах 584 постоянно действующих кинотеатров, а в 1986-1990 годах
– 756 кинотеатров».
«В 1985 году средняя посещаемость кино населением в год предусматривается в количестве 14 посещений против 14,9 по ожидаемому выполнению за 1980 год и в 1990 году – 13,3 посещения. С учетом движения киносети и тенденции к понижению посещаемости кино в 1985 году намечается обслужить киносетью страны 3,9 млрд зрителей против 4,5 млрд в 1975 году и 3,8 млрд в 1990 году.
По промышленным предприятиям Госкино СССР
предусматривается объем реализуемой продукции на 1985 год в сумме 180,7 млн р., что составляет 116,9% к 1980 году, на 1990 год – 207,8 млн р., 114,9% к 1985 году».
31 мая
Директор киностудии «Мосфильм» Н.Т. Сизов направил председателю Госкино СССР Ф.Т. Ермашу ходатайство о пересмотре категории по оплате фильма А. Тарковского «Зеркало»:
«Уважаемый Филипп Тимофеевич!
В 1975 году Главкинопрокат выпустил на экраны страны кинокартину «Зеркало» (производство киностудии «Мосфильм», авторы сценария А.Мишарин и А.Тарковский, режиссер-постановщик А.Тарковский), отнесенную
ко II группе оплаты.
Фильм «Зеркало» во время его демонстрации на экранах страны пользовался немалым успехом, свидетельством чему служит значительное число зрителей, просмотревших его, при малом количестве копий.
Высокий художественный уровень фильма позволил «Совэкспортфильму» продать картину «Зеркало» за границу (США, Франция, Италия, ФРГ и другие страны).
Показ фильма «Зеркало» за рубежом вызвал большой интерес как у зрителя, так и у профессиональных кинематографистов и прогрессивной критики, которая единодушно расценила картину, как выдающееся достижение советского киноискусства. Исходя из этого, студия считает возможным просить Вас пересмотреть данную ранее категорию и отнести кинокартину «Зеркало» к I группе оплаты.
Н.Сизов».
(Продолжение в следующем номере)
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
СК-НОВОСТИ 23 |
||
обзор |
||||
|
|
|
||
|
|
|
Олег Дорман «Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана», издательство Астрель, серия «Подстрочник», 2013
Дирижер Рудольф Баршай принадлежал к плеяде великих музыкантов ХХ века. Созданный им в конце пятидесятых Московский камерный оркестр покорил публику во всем мире. Постоянными партнерами оркестра были Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс. На пике карьеры в 1977 году Баршай уехал на Запад, что-
бы играть сочинения, которые были запрещены в СССР. Он руководил оркестрами в Израиле и Великобритании, Канаде и Франции, Швейцарии и Японии. На склоне лет, в Швейцарии, перед камерой кинорежиссера Олега Дормана Баршай вспоминает о своем скитальческом детстве, о юности в годы войны, о любви и потерях, о своих легендарных учителях, друзьях, коллегах – Д.Шостаковиче, И.Менухине, М.Ростроповиче, И.Стравинском; о трудностях эмиграции и счастливых десятилетиях свободного творчества. Книга создана по документальному фильму «Нота», снятому в 2010 году Олегом Дорманом, и представляет собой исповедальный монолог маэстро за месяц до его кончины.
Дина Годер «Художники, визионеры, циркачи», Новое литературное обозрение, 2012
Что такое «визуальный театр», о котором в последние годы говорят так много? Термин странный, но любителям современного театра его пояснять не нужно: речь идет о спектаклях, которые говорят со зрителем прежде всего с помощью сценических картин, а не сюжета, визуальных образов, а не текста. Этот театр существует на границах жанров, соеди-
няя драму с современным изобразительным искусством, с танцем, цирком и куклами, с опытом брутальных уличных шоу, вместе с высокими видео- и медиатехнологиями.
Анатолий Яббаров «Стоп! Кина не будет!», Москва, Академия поэзии, 2013
Читатели познакомятся с литературным творчеством актера и режиссера Анатолия Яббарова, хорошо известного по таким фильмам, как «Джентльмены удачи», «Жили-были старик со старухой», «Бег», «Звезды и солдаты», «Совсем пропащий» и другим. Иллюстрационный материал книги составили фотографии разных лет и кадры из кинофиль-
мов. Желающие приобрести книгу могут обращаться по телефону +7 (916) 907 37 99.
Российское кино в Бразилии
Настоящий десант представителей российского кинематографа в конце ноября высадился во втором по величине в Бразилии, главном курортном городе страны Рио-де-Жанейро – секретарь Союза кинематографистов России, а так же руководитель делегации Сергей Новожилов; заместитель директора Департамента кинематографии Министерства культуры Галина Строчкова; первый заместитель генерального директора Госфильмофонда России Алла Хаецкая; продюсеры Наталья Мокрицкая, Татьяна Воронецкая, Любовь Шутова; актриса и продюсер Татьяна Яковенко; генеральный директор «Фест-Синема» Сергей Лось; актер и режиссер Николай Бурлак; режиссер Игорь Черницкий; актер и композитор Николай Романов; актриса
ипевица Алена Биккулова; певец Дмитрий Реберо; режиссер Роберт Дефф; продюсер Рано Кубаева...
Все они пролетели более десяти тысяч километров, чтобы впервые в новейшей российской истории, при непосредственной поддержке Министерства культуры РФ, открыть Неделю российского кино в Бразилии в рамках проходящего года России в Бразилии, представив на суд местной публики картины самых разных жанров, завоевавшие призы на российских и международных кинофестивалях. Список оказался внушительным: полнометражные фильмы «Мой папа – Барышников», «Подпоручик Ромашов», «Искупление», «Метро», «Иуда», «Мужская женская игра», «Любовь с акцентом»; ретроспектива анимационных фильмов международного кинофестиваля «Крок», а также короткометражные ленты «Рыбалка», «Взлеты и падения», «Борис»... «Я опасался, что фильм, основанный на реалиях советской жизни восьмидесятых годов, будет не очень понятен бразильцам, – рассказал режиссер фильма «Борис» Николай Бурлак. – Как оказалось, напрасно. Зрители смеялись
иаплодировали, откликаясь на смешные и драматические моменты картины. Что в очередной раз показало, что кино действительно сближает, его язык интернационален».
Именно так, со шквалом оваций и бурных аплодисментов, а зачастую и со слезами на глазах воспринималась каждая картина, и стоит отметить, не только в Рио! Так, двумя днями спустя с помпой прошло открытие Недели и в столице Бразилии Бразилиа, где на торжественном мероприятии присутствовали представители столичного бомонда, журналисты, поклонники российского кинематографа, а также сотрудники диппредставительства России и ряда других зарубежных стран. «Для нас оказалось большой честью представить в столице Бразилии новое российское кино, которое здесь еще не видели!» – отметил Сергей Новожилов. Схожая картина была и на следующий день в деловом центре страны Сан-Паулу, где в зрительном зале не было ни одного свободного места, а некоторым, чтобы увидеть фильм «Мой папа – Барышников», пришлось и вовсе расположиться на ступеньках. Однако неудобство не омрачило праздник: после просмотра и обмена впечатлениями все сошлись в одном – Неделе российского кино быть! И просили обязательно вернуться на будущий год – с новыми интересными и разножанровыми картинами, на что организаторы Недели Российского кино в Бразилии Александр Медведовский (с бразильской стороны) и Сергей Новожилов решили: «Так тому и быть!».
Максим Колосов, Бразилия
12 декабря в Минкультуры состоялась первая встреча рабочей группы по содействию в совершенствовании трудовых
отношений в сфере киноиндустрии.
Причиной создания группы послужили многочисленные обращения от работников, занятых в кинематографии, и представителей профсоюзов о том, что современные нормы Трудового кодекса в недостаточной мере регулируют их деятельность и не предусматривают всех особенностей их работы. К работе привлечены эксперты и руководители профсоюзов. Председатели - статс-се- кретарь, заместитель министра культуры России Григорий Ивлиев и директор Нормативно-правового департамента Наталья Ромашова. Эксперт по правовым вопросам Российской конфедерации труда Валерий Нефедов заявил, что при производстве фильмов правовые отношения подменяются либо граждан- ско-правовыми отношениями, либо вообще работают без каких-либо договоров. «Мы признаем, что у отрасли свои особенности. Это обозначается и в ТК в статье 351: для работников кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов существует ряд особенностей, которые должны быть отрегулированы либо в коллективно-договорном порядке, либо в нормативно-правовом порядке. Первый порядок мы применить не можем, так как в отрасли нет объединений работодателей. Остается установить нормативно-правовое регулирование. В статье 351 такими актами должны быть режим рабочего времени и времени отдыха, оплата труда, гарантии компенсации и правила охраны труда». На вопрос Григория Ивлиева о том, где применяется подобная практика, Валерий Нефедов ответил: «Примеры подобного регулирования есть, например, у моряков: по-
ложение о рабочем времени и времени отдыха плавающих в составе судов Морского флота утверждается приказом Минтранса. Также и Минкультуры может утверждать режимы трудового графика», — добавил он. Следующее совещание рабочей группы намечено на первую рабочую неделю января 2014 года.
С 6 по 11 декабря в Екатеринбурге состоялся VIII международный фести-
валь театра и кино «В кругу семьи».
Конкурс полнометражных художественных фильмов для семейного просмотра. Состав жюри:
1.Станислав Любшин (Россия) – председатель
2.Аркадий Инин (Россия)
3.Михаэль Антони Салас (США)
4.Людмила Хитяева (Россия)
5.Герт Херманс (Бельгия)
Гран-при – «Ракета», реж. Ким Мордаунт (Австрия/Лаос/Таиланд)
За лучшую режиссерскую работу – Ким Мордаунт, «Ракета»
За лучшую операторскую работу – Владимир Климов, «Собачий рай» (Россия)
За лучшую мужскую роль – Ли Шучэн, «Не ожидайте похвалы» (Китай/Корея)
За лучшую женскую роль – Анна Корнева, «Собачий рай» (Россия).
Конкурс полнометражных художественных и анимационных фильмов для детей и юношества. Состав жюри:
1. Александр Адабашьян (Россия) – председатель
2.Жанг Джун (Китай)
3.Сергей Сычев (Беларусь)
Лучший фильм для детей и юношества
– «Вперед, Эдди», реж. Герт Эмбрехтс (Бельгия)
За лучшую детскую роль – Егор Клинаев, «Тайна Егора, или Необыкновенные приключения обыкновенным летом», реж. Александра Ерофеева (Россия).
С 31 октября по 3 ноября в ЦКД «Зеленоград» про-
шел V Московский открытый фестиваль молодежного кино «Отражение».
Юбилейная дата для фестиваля стала особенной, так как в этом году молодежный фестиваль приобрел статус международного. В тече-
ние четырех дней было показано около 40фильмов,средикоторыхнетолькоотечественные картины, но и фильмы из Германии, Франции, США, Казахстана и Украины. Бессменный председатель жюри фестиваля – Алла Сурикова. В этом году в него вошли Владимир Епифанцев, Алексей Огурцов, Георгий Делиев, Виктор Мережко и Борис Галкин. Молодежное жюри представляли Роман Дерманский, Никита Коротеев, Павел Носов, Екатерина Никитина и Максим Мышанский.
Программа фестиваля была довольно разнообразной в первую очередь из-за творческих встреч участников и гостей фестиваля с зеленоградцами. Вне конкурса проводился ретроспективный показ любимых молодежных фильмов советского времени.
Фестиваль не зря называется молодежным, так, например, самой юной победительнице всего 8 лет. Софья Мицкевич получила приз в номинации «Звездочка
молодежного кино» за роль в фильме «Первоклашки» (режиссер Анна Артамонова).
Основные награды фестиваля:
Лучший молодежный проект – «Кое-что о Белкине» (режиссер Елена Кузнецова) и «F5» (режиссер Тимофей Жалнин)
Первая проба – «Стены» (режиссер Елена Курбатова)
Самый актуальный молодежный сюжет
– «Майор» (режиссер Юрий Быков)
Лучший анимационный фильм – «Снежная королева» (режиссеры Максим Свешников, Владлен Барбэ)
Лучший фильм для детей – «Частное пионерское» (режиссер Александр Карпиловский)
Лучший актер – Илья Исаев («Майор») Лучшая актриса – Мария Шалаева («Я буду рядом»)
За популяризацию молодежного кино –
Дмитрий Астрахан («Деточки») и Дмитрий Сорокин («Семь Я»)
Лучший молодежный фильм – «12 месяцев» (режиссер Александр Баршак).