ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
СК-НОВОСТИ 15 |
||
обзор |
||||
|
|
|
||
|
|
|
|
Постсоветское кино в Бусане и Токио |
|
|
|
финал первого конкурса кино- и теле- |
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 ноября состоялся Главпитчинг — |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сценариев. Очная защита проектов про- |
|
|
|
|
Светлана Хохрякова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шла на студии «Главкино» и стала итогом |
Осенью в Азии проходят один за дру- |
и некипяченым молоком, не имея ни ма- |
ности «Дикий Восток» Рашида Нугманова, |
трехмесячной работы редакторов и жюри |
|||||||||||
конкурса. В течение четырех часов 30 |
||||||||||||||
гим два важнейших кинофестиваля |
лейшего представления, как обращаться |
но и фильмы «Бурная река, безмятежное |
финалистов из Москвы, Санкт-Петербур- |
|||||||||||
– Бусанский в Южной Корее и Токий- |
с младенцем. А затем убьет его, чтобы |
море» Марата Сарулу из Кыргызстана |
га, Минска, Киева, Бобруйска, Ташкента и |
|||||||||||
ский. Первый еще недавно назывался |
не мучился на земле, как его покойная |
(она единственная снята в 2004-м, осталь- |
других городов представляли свои сце- |
|||||||||||
Пусанским, но город Пусан давно пе- |
мать. Буквально на наших глазах все это |
ные в 80-90-е годы), «Абдулладжан, или |
нарии ведущим российским кинопродю- |
|||||||||||
реименован в Бусан, и новое руковод- |
и происходит. Ровно в эти минуты умира- |
Посвящается Стивену Спилбергу» Зуль- |
серам. Проекты оценивали Сергей Селья- |
|||||||||||
ство фестиваля решилось изменить |
ет и фильм, достаточно сильный и беспо- |
фикара Мусакова из Узбекистана, «Благо- |
нов («СТВ»), Игорь Толстунов («Профит»), |
|||||||||||
привычный бренд. |
|
|
щадный. Все-таки в кино многого можно |
словенная Бухара» Бако Садыкова и дру- |
Роман Борисевич («Коктебель»), Екатери- |
|||||||||
|
|
|
|
достичь чисто художественными сред- |
гие. Корейское издательство выпустило |
на Мцитуридзе (РОСКИНО), Михаил Галу- |
||||||||
В нынешнем, 18 Бусанском киносмот- |
ствами, без обязательной демонстрации |
книгу |
«Неизвестное |
кино Центральной |
стян (Fresh Film), Джаник Файзиев, Арка- |
|||||||||
ре участвовало 299 картин из 70-ти стран. |
казни. Надо было видеть корейскую пуб- |
Азии», авторами которой стали киноведы |
дий Голубович (Primeridian Entertainment |
|||||||||||
Приоритетным является кино из Азии, |
лику, которая разочарованно расходи- |
Гульнара Абикеева из Казахстана, Гульба- |
LLC), Илья Бачурин («Главкино») и специ- |
|||||||||||
которое представлено в полном объеме, |
лась, не в состоянии справиться с такой |
ра Толомушева из Кыргызстана, Садулло |
альный гость питчинга — сценарист, |
|||||||||||
как редко где еще. Всякий раз показыва- |
лобовой жестокостью. Ей не дали воз- |
Рахимов из Таджикистана. |
|
|
продюсер и преподаватель Пол Браун. |
|||||||||
ют и картины из Центральной и Средней |
можности сопереживания. Очень жаль, |
|
В программе «Окно в Азию» показа- |
По регламенту у каждого автора было три |
||||||||||
Азии, казахстанские прежде всего. Два- |
что так получилось, поскольку Жанна |
ли и совсем свежий таджикский фильм |
минуты на рассказ о фильме и еще две – |
|||||||||||
три российских фильма тоже непременно |
Исабаева – едва ли не самый талантли- |
«Зеркало |
без |
отражений» |
Носира |
на диалог с жюри. Многие поднимались |
||||||||
присутствуют, благодаря рекомендациям |
вый режиссер в современном казахстан- |
Саидова, год возглавляющего «Таджик- |
на сцену впервые. Справиться с волнени- |
|||||||||||
киноведа Сергея Лаврентьева. Для ко- |
ском кинематографе. |
фильм». Мировая премьера его дебют- |
ем и выдержать жесткий формат питчинга |
|||||||||||
рейского зрителя современное россий- |
В программе «Окно в Азию» показали |
ной картины «Истинный полдень», день- |
помогла подготовка. В ноябре финалисты |
|||||||||||
ское кино – все еще экзотика. При этом |
еще одну историю жестокости – «Уроки |
ги на которую он собирал семь лет, состо- |
прошли тренинг преподавателя New York |
|||||||||||
корейская киноклассика напоминает ста- |
гармонии» молодого казахстанского ре- |
ялась четыре года назад в Бусане и стала |
Film Academy Пола Брауна и российских |
|||||||||||
рые советские ленты. |
|
|
жиссера Эмира Байгазина, созданную |
одним из главных событий фестиваля. |
педагогов, научившись кратко, точно, эф- |
|||||||||
На этот раз в Бусане показали |
в копродукции с Германией и Францией. |
Тогда это был первый за 18 лет фильм, |
фектно представлять свои проекты. |
|||||||||||
«Иуду» Андрея Богатырева в про- |
На последнем Берлинском кинофести- |
снятый в Таджикистане. В «Зеркале без |
Победителями стали: |
|||||||||||
грамме |
молодых режиссеров |
Flash |
вале фильм участвовал в основном кон- |
отражений» неадекватный 20-летний |
||||||||||
Forward и «Интимные места» Натальи |
курсе и был отмечен жюри «Серебряным |
парень фактически убивает посторонне- |
- Александр Яропольский, триллер «Ви- |
|||||||||||
Меркуловой и Алексея Чупова в сек- |
медведем» за операторскую работу, а на |
го человека, а потом ему пересаживают |
рус» (сертификат на услуги комплекса |
|||||||||||
ции «Мировое кино». |
|
|
фестивалях «Трайбека» в Нью-Йорке и в |
сердце жертвы. |
И это переворачивает |
«Главкино» на 1 млн рублей, специаль- |
||||||||
В Южной Корее немало христиан и |
Сиэтле – за режиссуру. Свои университе- |
всю его жизнь. Сама по себе история лю- |
ный приз компании РОСКИНО – путевка |
|||||||||||
христианских храмов, |
поэтому |
«Иуда» |
ты проходит 13-летний Аслан, живущий в |
бопытная, но сделана слишком уж прос- |
на Каннский кинофестиваль и участие в |
|||||||||
вызывал особый интерес. А сексуальные |
заштатном казахском городке. Его унижа- |
тодушно, без особых душевных затрат |
тренинг-программе Produсers Workshop, |
|||||||||||
проблемы российских граждан в «Ин- |
ют, и он делает выбор в пользу жесткости, |
исполнителя главной роли. |
|
|
а также грант им. Сергея Бондарчука на |
|||||||||
тимных местах» никого там не шокиро- |
незаметно убивая в себе все лучшее. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обучение по программам New York Film |
|||
вали. Нам до Южной Кореи, где снимает- |
В этой же программе показали «Кни- |
|
В программу 26-го Токийского меж- |
Academy и Высшей школы экономики). |
||||||||||
ся радикальное и бесстрашно откровен- |
гу» Ербола Жумагулова с Бериком Айт- |
дународного кинофестиваля |
из |
95- |
- Евгения Гладченко, трагикомедия «На- |
|||||||||
ное кино, далеко. |
|
|
жановым в главной роли и русской ак- |
ти картин (он гораздо компактнее и |
изусть» (сертификат на услуги комплекса |
|||||||||
В фокусе оказалось кино из Казах- |
трисой Юлией Зиминой. 30-летний ре- |
скромнее Бусанского) включили только |
«Главкино» на 700 тыс. рублей). |
|||||||||||
стана – 9 фильмов в разных програм- |
жиссер Адимхан Ержанов, выпускник |
один фильм, сделанный на постсовет- |
- Алексей Юрьев и Саша Дашина, комедия |
|||||||||||
мах, – и Казахстан занял третью позицию |
Академии искусств им. Жургенова, при- |
ском пространстве. Зато эта грузинская |
«Шла Саша по шоссе» (сертификат на услуги |
|||||||||||
после Японии и Индии по количеству |
езжавший несколько лет назад на лабо- |
картина |
«Свидания |
вслепую» |
была |
комплекса «Главкино» на 500 тыс. рублей). |
||||||||
представленных картин. Южная Корея |
раторию Рустама Ибрагимбекова в под- |
включена в основной конкурс. Снял |
- Константин Тищенко, драма «Пробуж- |
|||||||||||
не в счет, от нее ежегодно выставляется |
московные Белые Столбы, представил |
ее |
талантливый режиссер Леван Ко- |
дение» (cпециальный приз Молодежного |
||||||||||
сразу несколько отдельных программ. |
тут же картину «Строители». Анимацион- |
гуашвили – выпускник вгиковской ма- |
центра СК России – продюсирование и |
|||||||||||
Мировая |
премьера |
малобюджетной |
ная лента «Ер Тостик и Айдахар» Жакена |
стерской Марлена Хуциева 1999 года. |
производство фильма). |
|||||||||
«Нагимы» Жанны Исабаевой (она тут |
Даненова вошла в секцию анимации. |
Учебу он продолжил в Нью-Йоркском |
- Николай Крижановский, криминальная |
|||||||||||
|
|
|
|
Еще одна мировая премьера Бусана |
университете на курсе кинорежиссера |
комедия «Взломщик поневоле» (cпеци- |
||||||||
|
|
|
|
– казахстанская картина на русском язы- |
Бориса Фрумина. Вместе с ним и написал |
альный приз кинокомпании Primeridian |
||||||||
|
|
|
|
ке «История одной старушки» Алексея |
сценарий «Свидания вслепую». Попасть |
Entertainment LLC – обучение в кинокол- |
||||||||
|
|
|
|
Горлова в программе «Новые течения». |
на картину было невозможно. Все биле- |
ледже в Лос-Анджелесе (США) и стажи- |
||||||||
|
|
|
|
|
ты были тут же проданы, места зарезер- |
ровка на полнометражном проекте). |
||||||||
|
|
|
|
|
вированы. Пришлось проникать в зал |
- Давид Бархударян, «Кротовая нора» |
||||||||
|
|
|
|
|
хитростью, после того, как все проверя- |
(cпециальный приз образовательного |
||||||||
|
|
|
|
|
ющие покинули свой пост. |
|
|
проекта «Культбюро»). |
||||||
|
|
|
|
|
|
Леван снимал картину в непарад- |
|
|||||||
|
|
|
|
|
ных кварталах Тбилиси и Кобулети. Его |
Пять проектов получили специаль- |
||||||||
|
|
|
|
|
герой, сорокалетний учитель истории |
ный приз от порталов Boomstarter.ru и |
||||||||
|
|
|
|
|
Сандро совершает свои полеты во сне |
Kinopoisk.ru – краудфандинг-поддержку, |
||||||||
|
|
|
|
|
и наяву, переживая кризис среднего |
которая поможет собрать бюджеты на |
||||||||
|
|
|
|
|
возраста. Казалось бы, взрослый чело- |
производство картин. Кроме того, после |
||||||||
сценарист, продюсер и режиссер) про- |
|
век, а миру предъявить нечего. И он не |
церемонии награждения ряд сценари- |
|||||||||||
шла в рамках самой престижной секции |
|
один такой. На пару со своим другом- |
стов получил предложения о сотрудни- |
|||||||||||
«Гала-премьеры». За фильм боролись че- |
|
учителем он ходит на свидания к сле- |
честве с кинокомпаниями. |
|||||||||||
тыре фестиваля, в том числе и Торонто. |
|
пым женщинам – |
распространенная |
Ознакомиться с аннотациями к сценари- |
||||||||||
Но Жанна предпочла Бусан, в котором |
|
практика в современной Грузии. Оба |
ям-победителям Главпитчинга можно на |
|||||||||||
уже участвовала с предыдущей лентой |
Она снята одним кадром и стала первой |
томятся от собственной растерянности |
сайте проекта www.glavpitching.ru в раз- |
|||||||||||
«Талгат» о подростке, выживающем в же- |
частью тетралогии о человеческой под- |
и |
несостоятельности. |
Постсоветские |
деле «Голосуй!». |
|||||||||
стоком мире. При этом на родине Жанну |
лости. Пожилая героиня после инсульта |
реалии у многих выбили почву из-под |
Следующий Главпитчинг пройдет осенью |
|||||||||||
не особо жалуют, почти как Ким Ки Дука |
отправлена дочерью в дом престарелых. В |
ног. Взрослые дяди, рожденные в СССР, |
2014 года. Кроме того, с февраля по ав- |
|||||||||||
в Южной Корее. Ее новая картина снята |
годы Великой Отечественной войны Анна |
отчаянно катаются на качелях советско- |
густ 2014 года состоится серия открытых |
|||||||||||
на русском языке, при помощи фото- |
Петровна, будучи медсестрой, спасала ра- |
го образца, едят хачапури, пьют грузин- |
мастер-классов ведущих российских ре- |
|||||||||||
аппарата и в краткий 11-дневный срок. |
неных на передовой. Один из них (в испол- |
ское вино у зимнего моря. А зритель, |
жиссеров, сценаристов, продюсеров, ко- |
|||||||||||
Группа насчитывала всего 12 человек. |
нении Валентина Гафта) не забывал ее всю |
глядя на них, впадает в ностальгию по |
торые помогут начинающим и опытным |
|||||||||||
Бюджет был минимальным. Это предель- |
жизнь. И перед смертью решил отблаго- |
былым временам, которых не вернуть. |
авторам подготовиться к очередному пит- |
|||||||||||
но жесткая, не оставляющая никакой |
дарить за спасение. Как сказочный принц |
Стремился к этому режиссер или нет, |
чингу и побороться за призовой фонд. |
|||||||||||
надежды картина о 18-летней воспи- |
– богатый и прекрасный – он явился из |
но так получилось. В роли Сандро – не- |
Главпитчинг в цифрах: |
|||||||||||
таннице детдома, начинающей самосто- |
дальнего зарубежья, чтобы преподнести |
приметный на первый взгляд сценарист |
||||||||||||
ятельную жизнь. У нее нет хоть сколь- |
чек на 500 тысяч долларов. Черствая род- |
Андро Сакварелизде. По сути, он ничего |
11 недель продолжался конкурс в 2013 |
|||||||||||
ко-нибудь приемлемого для человека |
ня тут же встрепенулась, вернула бабушку |
и не играет, входит в кадр и существу- |
году. |
|||||||||||
жилья. Она ведет нищенскую жизнь, за- |
назад, но та скоропостижно ушла в мир |
ет. Роль его отца исполнил роскошный |
1930 авторов подали на конкурс более |
|||||||||||
рабатывая на хлеб мытьем посуды на ка- |
иной, оставив жестокосердных людей без |
Кахи Кавсадзе, добавив самим фактом |
2500 сценарных заявок. |
|||||||||||
бальных условиях. Питаясь объедками |
лакомого куска. Актрису Лию Нэльскую |
своего |
присутствия |
|
ностальгических |
8 редакторов оценивали работы на пер- |
||||||||
из столовой, Нагима (ее сыграла моло- |
ждали в Бусане, но накануне фестиваля |
эмоций. Картина наполнена зыбкой ат- |
вом этапе конкурса. |
|||||||||||
дая актриса Дина Туубаева) умудряется |
она умерла на 81-м году жизни. Картина |
мосферой. Ее тишина говорит больше |
16 членов жюри оценивали сценарии и |
|||||||||||
содержать еще и беременную подругу – |
получилась наивной, излишне прямоли- |
любых слов. После Токио картина Ле- |
питчинги на втором этапе конкурса. |
|||||||||||
то ли украинку, то ли русскую. Девушки |
нейной, а режиссер слишком увлекся вы- |
вана Когуашвили отправилась на фе- |
12 короткометражных фильмов, 10 пол- |
|||||||||||
друг другу как сестры, не расстаются с |
полнением чисто технических задач. |
стиваль в Абу-Даби, где была отмечена |
нометражных, 7 телесериалов и один |
|||||||||||
детдома. А когда подруга умрет, Нагима |
В спецпрограмме «Неизвестная волна |
спецпризом жюри. В феврале «Свида- |
анимационный фильм вышли в финал. |
|||||||||||
украдет ее ребенка. Страшно смотреть, |
центрально-азиатского кино» показали |
ния вслепую» увидят на Берлинском ки- |
4 часа 15 минут продолжалась очная за- |
|||||||||||
как она пытается накормить его хлебом |
не только картины из Казахстана, в част- |
нофестивале. |
|
|
|
|
|
щита проектов. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 СК-НОВОСТИ |
|
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
юбилей |
|||
|
|
||
|
|
К 50-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЫСШИХ КУРСОВ СЦЕНАРИСТОВ И РЕЖИССЕРОВ
В1968 году руководство Гостелерадио обратилось в Госкино СССР с просьбой подготовить на базе Высших курсов сценаристов и режиссеров специальную группу режиссеров телевизионного фильма с обязательством последующего обеспечения их работой. Залогом успеха была высокая репутация Курсов, хорошо разработанная методология и уникальный педагогический состав. Так, «работу с актером» вел М.Хуциев, смело взявшийся со студентами за постановку «Мастера и Маргариты». «Режиссуру» читали А.Алов
иВ.Наумов, а также руководитель объединения «Телефильм» С.Колосов; «операторское мастерство» – А.Головня, «организацию кинопроизводства» – М.Литвак
иВ.Разумовский, «звуковое решение фильма» – Я.Харон, «монтаж» – Т.Лихачева, «историю отечественного фильма» – Н. Зоркая. Художественным руководителем курса был Л.Трауберг.
Но и состав слушателей был достойным
– известные кинодраматурги Е.Григорьев, С.Давыдова, В.Голованов, актеры А.Васильев, Ю.Мастюгин, А.Кузнецов, Т.Богданова, Э.Нечаева. Все с большим жизненным багажом и творческим потенциалом.
Однако, волею судьбы (которую отражает данная публикация), телевидение не выполнило своих обязательств перед выпускниками и большинство из них вернулись в свои прежние профессии. В «боевом строю» остались режиссеры С.Тарасов, С.Мамилов, Л.Григорян, А.Симонов, А.Васильев, В.Зобин, Г.Бабушкин (двое последних все-таки нашли свое место на телевидении).
Вновейшую историю Курсов и телевидения вписаны такие яркие имена наших выпускников – авторов широко известных телесериалов, как В.Хотиненко («Достоевский»), А.Сурикова («Ищите женщину»), С.Урсуляк («Ликвидация», «Жизнь и судьба»), А.Мурадов («Жуков»)
имногие другие.
Автор публикации Левон ГРИГОРЯН после окончания Курсов снял свою версию «В горах мое сердце» с И.Смоктуновским, Н.Гриценко, С.Саркисяном и многие другие фильмы, но главным своим занятием считает литературное творчество – в серии «ЖЗЛ» вышла его книга о С.Параджанове.
Ректор ВКСР Вера Суменова
НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВЕСНА
Зима... Такой уже далекий 1968 год...
Дверь в старый Дом Кино со странной надписью: «С Новым Годом в Старом Доме». И открыв ее, тебя обдувает бодрящий еловый дух, ибо громадная ель, установленная на втором этаже, доносит до самых дверей и свой запах, и аромат праздника Нового Года с обещанием, что все это не случайно... И Новый Год действительно станет Новым...
Первая лекция и Первое Слово... За-
писанное со старательностью школяра, приступающего к азам заветной науки.
Ибо наука это называлась Кинорежиссура и поводырем на этой новой тропе жизни был сам Художественный Руководитель
Высших Режиссерских Курсов Леонид Захарович Трауберг. Живой классик, живая легенда когда-то удивительно живо-
го кино нашей когда-то молодой, живой страны. Кто бы догадался в тот миг какая непростая будет это тропа...
- Записывайте! – сразу без всяких пре-
дисловий начал Трауберг. – Оксюморон! В буквальном переводе означает – остроумная глупость... То, чего нет, но на самом деле есть! Вот например – «живой труп»...
Трупы живыми не бывают, но на самом деле их множество...
Ничего я в тот день не понял и не
оценил. «Причем тут кинорежиссура и
причем тут оксюморон... Шутит шеф...
Парадоксы свои сыплет». Слово, однако, старательно записал. Давно выцветшая
тетрадка хранит эту первую лекцию. Но затем, спустя годы, извлек ее и выбил в памяти, как на каменной скрижали,
навсегда. Ибо вся наука кинорежиссуры возможно состоит в этом парадоксе
– «cоздавать то, чего нет... но на самом деле есть!». Не бывает «живых трупов», но они есть. Не бывает «Старого Нового года», но на самом деле он есть. Не бывает «убогой роскоши», но на самом
деле она есть. И каждый, посетивший пышные особняки на Рублевке, воочию увидит этот оксюморон. Так в тот морозный день началась самая Незабываемая Весна! Весна, которую с благодарностью вспоминаю и по сей день. Еще один оксюморон – «зимняя весна»... Но ведь она была, случилась... И именно ее живые соки диктуют и сегодня эти слова.
Закончились лекции первым кинопо-
казом. С того дня простой просмотровый зал превратился для нас в сказочный дворец «Тысячи и одной ночи», где один за другим возникали на экране чудесные, завораживающие рассказы. Новая тропа вела нас в мир потрясающих открытий, и мы сидели в этом зале, как в своеобразном «Дилижансе», не задумываясь даже, почему знаменитый фильм Джона Форда
Тогда произошло еще одно уникальное событие, встряхнувшее весь мир. Пришел
«Парижский май»! В тот год в первый и последний раз был отменен даже Каннский кинофестиваль! Началась знаменитая «молодежная революция», последствия которой во множестве деталей – в быту, одеждах, музыке и т.д. – мы ощущаем по сей день. Началась она как явно антибуржуазная, с вызовом всей существующей морали и обывательским ценностям. Как тут не вспомнить замечательный фильм Антониони «Забриски Пойнт», где героиня
с наслаждением взрывает одним взглядом «ваши» шикарные особняки и летят в воздух «ваши» дорогие холодильники, телевизоры, мебель и все прибамбасы, создающие «ваш» благополучный комфорт.
Аура той незабываемой весны, ее волнующий аромат, так удивительно совпавший с нашими студенческими годами, остались навсегда. Так или иначе, случилась «смена вех». И я по сей день благо-
дарен судьбе за то, что наша молодость так удивительно переплелась с этими бурными мировыми событиями. Бурлила голова от волшебного путешествия в нашем кинозале, в нашем «Дилижансе», открывающем новые миры, новые пределы творческого сознания. Бурлил рядом мир, совершающий необыкновенный переворот всех вековых устоев. Энергетический
Отделение режиссеров телевизионного фильма, выпуск 1969 года Нижний ряд: Е.Стефанова, преподаватель Т.С. Лихачева, Э.Нечаева, зав. реж. отделением А.Е. Лисеев, преподаватель М.М. Хуциев, директор Курсов М.Б. Маклярский, худрук реж. отделения Л.З. Трауберг, Т.Богданова, С.Давыдова. Второй ряд: В.Зобин, редактор реж. отделения В.И. Суменова, С.Мамилов, методист Т.Головенкова, А.Васильев, А.Московский, В.Файнберг, Г.Папастергиу. Третий ряд: Б.Дзбоев, Ю.Мастюгин, С.Тарасов, А.Кузнецов, Е.Григорьев, В.Голованов, Е.Хлевнер. Верхний ряд: Л.Григорян, Л.Татьянчук, А.Симонов, В.Маликова, Г.Бабушкин, Л.Тутберидзе.
получил в советском прокате предостерегающее название – «Путешествие будет опасным», ибо для нас оно звучало так: «Путешествие будет прекрасным»...
Более сорока весен пробежало с тех пор, и среди них было много памятных.
Но та и по сей день остается в памяти наиболее чарующей и уникальной. Ведь кроме этого чудесного путешествия в
Страну Кино были и другие обстоятельства. Паруса той нашей «зимней весны» наполняли удивительно свежо и сильно
идругие весенние ветра. Речь о «Пражской весне». Почти рядом, в братской «нашей» Чехословакии начался еще
один «иллюзион», удивительный фильм, создаваемый по сюжету «социализм с человеческим лицом». Горячие новости
с этих «съемок» мы получали от нашего замечательного педагога – Неи Зоркой. И когда, в те весенние дни, дохнули первые морозы, Нею Марковну отстранили
от занятий (к счастью, временно) за подпись в защиту Даниэля и Синявского.
Я, горя желанием как-то поддержать в трудную минуту любимого педагога, попросился с визитом в ее опальный дом
иподарил из моей коллекции один из эскизов к фильму Параджанова «Цвет
граната». Подарок был принят с востор-
гом, а может ей было дороже внимание в те «зимние» дни.
«Пражская весна» закончилась скоро
– летом. И с ней, по сути, закончилась и
наша «оттепель».
посыл этих двух таких разных «весен» заряжал и нас при всей их разнице. Мощный заряд одинаково будил ожидание нового мира, в который мы вступили, открыв ту новогоднюю дверь, обдавшую нас свежим запахом праздничной ели. Начинался год
чудес и исполнения всех заветных надежд! Такой же «заряд» мы получали и от удивительных лекций, которые читали
нам тогда наши замечательные учителя
– «живые легенды», представшие нам воочию... Тарковский и Хуциев, Алов и Наумов, Анатолий Головня и Татьяна Лихачева. Для полноты картины тех волнующих лет хочу добавить, что на порог Высших
курсов я вступил прямо со съемочной площадки «Цвета граната» Параджанова, проработав его ассистентом весь преды-
дущий год. Уникальный подарок судьбы, давший живое общение и дружбу с мастерами, оставившими свой след в истории мирового кино.
Говоря о Времени, хочу сказать и о Пространстве. «Дом, в котором мы учи-
лись», был тоже необыкновенным. Это был тогда «старый» Дом Кино, впитавший в себя весь аромат 60-х годов. Здесь
состоялись первые просмотры великих фильмов Феллини, Антониони, Бергмана,
Куросавы. На этих волнующих «закрытых»
показах возбуждалось (и пробуждалось) творческое сознание многих и многих
«шестидесятников». Именно здесь, на
этом экране, были первые премьеры на-
ших великих фильмов. «Летят журавли»,
«Иваново детство», «Баллада о солдате», «Мир входящему», «Мне 20 лет» и многое
другое, что стало классикой нашего кино.
Именно здесь были великие старты, и Дом тот был фактически нашим Байконуром, и это тоже врывалось в нас своим удивительным Зовом и звало в полет...
Скоро на наших глазах состоялось и обещанное новоселье. Открылся новый Дом Кино с великолепными богато украшенными интерьерами, авторскими чеканками, замечательными аланскими коврами ручной работы, с барами, где
варился на песке ароматный кофе. И это новоселье – тоже один из кирпичиков среди воспоминаний о той Весне, и оно слилось вместе с запахом новогодней ели в ожидании грядущего праздника...
Новый Год, Новый Дом – и все теперь пойдет по-новому...
Нас готовили как режиссеров телевизионного кино – по тем временам тоже своеобразный оксюморон. Телевизион-
ного кино как такового еще не было, но оно должно было быть. Америка тогда готовилась прорвать «железный занавес» и через систему трех спутников начать телевещание на весь мир. И потому телевизионное начальство с самого начала объявило, что наш набор – своеобразный «отряд особого назначения», созданный для того, чтобы снимать телепродукцию «нашу», но вполне конкурентоспособную. Такой набор в «спецназ», открывающий широкие творческие возможности, был принят с воодушевлением. Как тяжелое вооружение для этого предстоящего идеологического сражения был задуман оснащенный
всей необходимой техникой останкинский телецентр. Его открытие тоже совпало с нашим обучением, и мы с восторгом вступили в его широкие коридоры – здесь будем творить, создавать и осуществлять самые смелые проекты.
Но... ирония судьбы. К моменту получения наших дипломов произошли столь серьезные идеологические перемены, что с экспериментами было закончено. Новый
руководитель телевидения, весьма ортодоксальный Лапин объявил, что сомнительный молодняк (чутье не подвело) ему
не нужен. Какое это еще новое кино они «нам» сотворят...
Так наступила застойная, долгая, хмурая Осень. Это где-то солнечный сентябрь,
веселые песни, спелые гроздья винограда. Наш сбор урожая был скорее унылым
выкапыванием мокрой картошки. Лишь единицы – и то через годы – с множеством компромиссов нашли работу в останкинском телецентре. Наше новоселье не состоялось. А ведь это был набор с удивительно яркими индивидуальностями, от которых так много ждали. Многие мои сокурсники пришли осваивать режиссуру, уже успев проявить себя. Женя Григорьев показал нам тогда «Три дня Виктора Чер-
нышева», Володя Голованов показал на занятиях ставший затем классикой «Фильм, фильм, фильм...», у Сони Давыдовой был
уже «Жених», у Сергея Тарасова сценарный дебют – «Вертикаль». Рудик Тюрин со своей талантливой прозой, Вадик Зобин, Суламбек Мамилов, Толя Васильев со своими яркими актерскими работами в Театре на Таганке. Такое начало пути.
Мы оказались первым «застойным» выпуском. Путешествие в «Дилижансе» оказалось точным по своему второму на-
званию – «Путешествие будет опасным». Оглядываюсь на свой путь. Вроде не-
мало... 7 художественных фильмов, 20 документальных кинолент, 9 изданных
книг, не считая множества сценариев. Фестивали, награды, творческие встречи
– всего за 40 лет с той весны набежало так много, что все воспоминания наслоились друг на друга, как толстые пласты антарк-
тического льда, но где-то там, глубоко, самое лучшее из воспоминаний – заветное
Озеро Юности... И вода из него – живая...
И снова вдруг доносится из открываемой двери волнующий аромат новогодней
ели и запах каких-то непонятных, смут-
ных обещаний... Новый Год и чудеса про-
изойдут... Будут!
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
СК-НОВОСТИ 17 |
||
юбилей |
||||
|
|
|
||
|
|
|
Первый киноведческий «десант»
Они были первыми. это начиналось так
(Окончание. Начало |
ставила каталог французских фильмов, |
||||
в №№ 10 (312) -11 (313)) |
но и вложила много своего времени, |
||||
|
|
сил, знания и культуры в их тщательную |
|||
...Я так подробно рассказываю о ра- |
научную обработку. А когда покинула |
||||
боте, проделанной в Госфильмофонде в |
Госфильмофонд, оказалась |
как нельзя |
|||
первые годы преобразования этого уч- |
более кстати в замечательном дубляж- |
||||
реждения, чтобы показать, что уже тог- |
ном цехе, созданном на Киностудии им. |
||||
да был заложен фундамент для будущей |
Горького, где много лет, до самой пенсии |
||||
научной работы сразу по нескольким |
с большим энтузиазмом проработала в |
||||
направлениям. И начинали эту работу |
качестве редактора. |
|
|||
те, кто были первыми научными работ- |
В отечественном отделе значитель- |
||||
никами и их руководителями. И как ни |
ную часть своей жизни проработала |
||||
коротко было пребывание в Госфильмо- |
Вера Серафимовна Никольская. Она |
||||
фонде большинства вгиковцев из перво- |
активно участвовала в написании анно- |
||||
го выпуска киноведческого факультета, |
таций для вышеупомянутого фильмо- |
||||
о некоторых из них нельзя не вспомнить |
графического |
справочника |
советских |
||
поименно. |
|
фильмов и внесла свой немалый вклад |
|||
Так в зарубежном отделе первый |
в создание научных картотек. Она, как и |
||||
каталог американских фильмов был со- |
Валя Щелканова, прожила не очень дол- |
||||
ставлен Раисой |
Ивановной Исакиной |
гую жизнь и уже в Москве ознаменова- |
|||
(позже, по мужу – Фричинской) и Вален- |
лась интереснейшей работой в качестве |
||||
тиной Олеговной Щелкановой. Каталог |
ассистента режиссера по |
подготовке |
|||
французских фильмов составила Клав- |
иконографического материала на филь- |
||||
дия Ильинична Никонова. Каталог не- |
ме «Война и мир». Я сама слышала, как |
||||
мецких фильмов подготовил сам Авена- |
на одном из совещаний с трибуны Дома |
||||
риус. Он же, собственно, и осуществлял |
кино Сергей Федорович Бондарчук ска- |
||||
общее руководство всей этой работой. |
зал, что после работы с Верой Серафи- |
||||
Раечка Исакина вскоре перевелась |
мовной Никольской он стал уважать ки- |
||||
на работу в Москве, вышла замуж и боль- |
новедов, увидев, какую большую пользу |
||||
шую часть жизни занималась редактор- |
они могут приносить в процессе кино- |
||||
ской деятельностью на киностудии «Со- |
производства. Когда работа над филь- |
||||
юзмультфильм». Валя Щелканова рано |
мом была закончена, Вера Серафимовна |
||||
ушла из жизни. Но до меня доходили ка- |
принесла в киноотдел издательства «Ис- |
||||
кие-то сведения о ее попытке в области |
кусство» рукопись об истории создания |
||||
телевизионной режиссуры. |
фильма «Война и мир». Но рукопись не |
||||
|
|
взяли, и поскольку у Веры Серафимов- |
|||
|
|
ны, насколько мне известно, не было на- |
|||
|
|
следников, можно было бы попытаться |
|||
|
|
сейчас найти этот материал и издать для |
|||
|
|
общего пользования. |
|
||
|
|
Дольше всех, до самой пенсии про- |
|||
|
|
работала в Госфильмофонде Нина Алек- |
|||
|
|
сеевна Глаголева. Я знаю, что она очень |
|||
|
|
прочно вошла в жизнь местного насе- |
|||
|
|
ления – принимала участие в открытии |
|||
|
|
детского сада и во многих других делах |
|||
|
|
на благо сотрудников Госфильмофонда. |
|||
|
|
Знаю я и то, с каким трудом шла публи- |
|||
|
|
кация в 1961 году первого тома анноти- |
|||
|
|
рованного каталога «Советские художе- |
|||
|
|
ственные фильмы», и всю организацион- |
|||
|
|
ную работу взяла на себя Нина Алексе- |
|||
|
|
евна. Знаю, как сложно было объяснять |
|||
|
|
редакторам и корректорам особенность |
|||
|
|
этого издания (например, категориче- |
|||
Вера Никольская |
|
скую недопустимость малейших опеча- |
|||
|
ток и т.д.). |
|
|
||
|
|
...В Госфильмофонде мы трудились |
|||
|
|
не просто с интересом, но, я бы даже |
|||
|
|
сказала, – с энтузиазмом. И много вни- |
|||
|
|
мания уделяли общественной работе, |
|||
|
|
например, стали регулярно выпускать |
|||
|
|
стенгазету. |
|
|
|
|
|
Между тем, коллектив фильмохрани- |
|||
|
|
лища далеко не сразу принял молодых |
|||
|
|
пришельцев, взбудораживших их раз- |
|||
|
|
меренную устоявшуюся жизнь. Особен- |
|||
|
|
но сложно складывались отношения с |
|||
Клара Исаева |
Раиса Фричинская |
директором Госфильмофонда Виктором |
|||
Станиславовичем Привато. Фильмохра- |
|||||
|
|
||||
|
|
нилище уже не первый год исправно |
|||
|
|
поставляло для повторного проката ис- |
|||
|
|
ходные материалы довоенных фильмов, |
|||
|
|
демонстрация которых по-прежнему |
|||
|
|
собирала немалые суммы для бюджета |
|||
|
|
страны. Эта работа до нашего появления |
|||
|
|
считалась в Госфильмофонде главной. |
|||
|
|
Советские фильмы 30-х годов, которые |
|||
|
|
чаще всего выпускались повторно, хра- |
|||
|
|
нились здесь с особой тщательностью. |
|||
|
|
Некоторые из них были выделены в «Зо- |
|||
|
|
лотой фонд», а их негативы лежали в осо- |
|||
Клава Никонова |
|
бых контейнерах, каждая часть негатива |
|||
|
в отдельной |
металлической коробке, |
|||
|
|
||||
А о Клаве Никоновой надо сказать |
чтобы случайное возгорание одной час- |
||||
особо, ибо она как раз из тех кинове- |
ти не уничтожило весь негатив. |
||||
дов, которые задержались на гораздо |
Трудно было убедить Виктора Ста- |
||||
более длительный срок. Отлично владея |
ниславовича в том, что немые фильмы (а |
||||
французским языком, она не только со- |
тем более – дореволюционные), вовсе не |
предназначенные для повторного проката, заслуживают, тем не менее, такого же, а может быть и большего внимания, чем кинокартины прокатного фонда. Полного «перевоспитания» директора и превращения его в того замечательного руководителя, которому сначала соорудили памятную доску, а затем поставили бюст на территории Госфильмофонда, я, к сожалению, не дождалась, так как была уволена «по сокращению штатов» в мае 1951 года.
Тут мне придется рассказать, и довольно подробно, эту печальную историю. «Из песни слово выкинешь, так песня вся испортится», – написал великий русский поэт Некрасов. А дело было так...
Как я уже сказала, новые сотрудники категорически не нравились директору. Особенно его раздражали мы, молодые
– «возмутители спокойствия». Тем более, мы начали бороться за справедливость, за принципы и делали это через нашу стенгазету. А однажды мой муж, работавший раньше журналистом в «Днепропетровской правде», написал и отправил в газету «Вечерняя Москва» фельетон под названием «Белостолбовский помещик». С ироничной интонацией он рассказал, как вольготно устроился директор Госфильмофонда за счет государства, оформляя, например, людей на работу в качестве сотрудников «опытного производства» или хозяйственного отдела, на самом деле, используя их для работы у себя дома и особенно – в огороде...
и т. д. Мы были молоды и наивны и еще не знали, что подобный фельетон, направленный в газету, должен был пройти проверку в Министерстве кинематографии, а оттуда попадал к самому герою фельетона. Тоже, якобы, «для проверки». В результате такой «проверки» и появился приказ о моем увольнении.
При этом было нарушено сразу несколько статей трудового законодательства тех лет, начиная с того, что меня, молодого специалиста, направленного на работу после окончания института, нельзя было увольнять до истечения трехлетнего срока без серьезных на то оснований. А оснований не было. Напротив, за два с половиной года я получила несколько благодарностей, и за год до увольнения меня утвердили в должности старшего научного сотрудника. В довершение моих успехов я была принята кандидатом в члены коммунистической партии. В партию я вступила сознательно, по идейным соображениям, искренне считая, что смогу внести значительный вклад в дело строительства коммунистического общества.
А вот «по сокращению штатов» можно было уволить кого угодно безо всяких формулировок. Правда, «штаты» вовсе не были сокращены – на мое место впоследствии был принят другой человек. При увольнении мне выдали зарплату за месяц вперед – «увольнительное пособие», – чтобы я могла найти за этот месяц другую работу. Все-таки социальные проблемы в советское время решались достаточно гуманно.
Но, несмотря на то, что заведующая кафедрой киноведения Елизавета Михайловна Смирнова уже предложила мне новое место работы во ВГИК, я решила начать борьбу за восстановление справедливости. И борьба эта продолжалась весь оплаченный мне месяц.
Я была в ЦК партии у какого-то члена комиссии при ЦК ВКП(б). (Выше меня не пустили!). Ходила в редакции газет «Правда» и «Известия». Затем начала осаждать Министерство кинематографии. Мне пришлось пройти через посещение двух заместителей министра. И только после этого меня допустили на прием к министру Ивану Григорьевичу Большакову.
Едва я переступила порог кабинета, как увидела хозяина, радушно идущего мне навстречу, услышала его слова (произносимые со свойственной ему мягкой улыбкой) о том, что он все знает о моем деле, и что я абсолютно права, поскольку
действительно нарушены «все элементарные законы», но... «Что же нам делать,
– спросил он меня с горестной интонацией и примиряющей улыбкой, – если Виктор Станиславович ставит вопрос «ребром»: или вы, или он? А нам трудно найти замену директору, который к тому же нас вполне устраивает. Ведь никто не соглашается ехать на работу за город! Да и что вы-то привязались так к Белым Столбам? – плавно перешел он к самому главному, – вы же москвичка! Мы вам найдем работу в Москве...». А когда милейший Иван Григорьевич пообещал дать мне и моей семье в Москве жилплощадь (и это в 1951-ом-то году!), я поняла, что мои дальнейшие поиски справедливости бесполезны. И пошла работать во ВГИК.
Так я стала заведующей кабинетом киноведения. Должность была очень скромно оплачиваемая, но зато называлась в трудовой книжке так же, как и
вГосфильмофонде, – старший научный сотрудник, и это примиряло меня с понижением зарплаты.
Многие друзья считают, что Привато сделал для меня доброе дело, невольно способствуя выбору того пути, по которому я иду до сих пор. Но я думаю, что благодарить мне надо не его, а моих учителей и среди них – Елизавету Михайловну Смирнову, не только протянувшую мне руку помощи в трудное время, но и привлекшую меня сразу же к педагогической работе. В результате я 9 лет совмещала заведование кабинетом (а потом и редактирование учебных пособий по истории кино) с педагогикой.
Ас Виктором Станиславовичем мы потом не раз встречались мимоходом – то
вСоюзе кинематографистов, то в Доме кино. При этом он всякий раз, как ни в чем не бывало, любезно раскланивался, а я кивала ему в ответ. Рассказала же я эту печальную историю не ради умаления заслуг В.Привато и не чтобы «опорочить его моральный облик», а исключительно для того, чтобы объяснить, почему я, так увлеченно рассказывая о тех, кто «были первыми», сама не задержалась в Госфильмофонде «на всю оставшуюся жизнь».
Но все-таки и я имею право гордиться тем, что мое имя (хотя и в скромном варианте – «при участии») напечатано
впредисловии к первому изданию того самого справочника. И хотя я понимаю, что эти слова появились лишь благодаря моей подруге Нине Глаголевой, так как к моменту издания обо мне уже все давно забыли, я действительно активно участвовала в написании аннотаций и в очень напряженном и одновременно веселом процессе обсуждения этих текстов с участием В.Вишневского и А.Мачерета.
Конечно же, я люблю свой ВГИК, с ним связана сначала шестилетняя учеба, а затем – 62 года работы. Но и Госфильмофонд для меня очень дорогое место на земле. Потому я стараюсь не пропускать возможности поучаствовать в замечательном фестивале архивного кино. Для его участников это возможность расширить познания в области истории кино, познакомиться с новыми находками экранного киноискусства... А для меня это еще и ностальгическое путешествие
впрошлое со сложными и пронзительными воспоминаниями. Это моя молодость, моя любовь, мой первый ребенок, моя первая и любимая работа. Там началось мое политическое прозрение. Появились первые серьезные сомнения в справедливости того строя, при котором я живу. Я обнаружила на собственном опыте глубокое несоответствие громко провозглашенных принципов жизнеустройства нашей страны реальным «законам» повседневного существования. Такое не забывается!
Доцент ВГИК, кандидат искусствоведения, ветеран ВОВ, заслуженный работник культуры Клара Исаева
18 СК-НОВОСТИ |
|
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
обзор |
|||
|
|
||
|
|
25 лет Гильдии актеров кино России!
Наталья Гвоздикова, народная артистка России:
Казалось бы, только вчера Евгений Жариков со своими коллегами обдумывал создание Гильдии актеров, и, слава Богу, им это удалось.
Может быть, сегодня не все получается в гильдии. Но разрушить всегда легче, чем создать. Поэтому я поздравляю всех членов гильдии, всехвсех! И тех, которые там только месяц, и тех, кто все 25 лет, с этим замечательным праздником! Можете чем-то помочь – помогите; можете протянуть руку помощи – протяните. Потому что всегда важно, в любой ситуации, хорошо ли тебе, не очень хорошо, когда рядом есть люди, которые тебя поймут, которые придут тебе на помощь, которые отметят с тобой этот праздник.
Евгений Герасимов, народный артист России, первый вице-президент Гильдии актеров кино с 1988 по 2000 гг.:
Очень быстро летит время. Как будто вчера мы собрались для того, чтобы решить нахлынувшие на актеровпроблемы.Мы–этопредставителивсехрес- публик Советского Союза. Проблем было много у всех в 90-ые, но актеры оказались одними из самых беззащитных людей в нашей отрасли. И желание поддержать, особенно старшее поколение, помочь сохраниться в профессии, объединиться – было желанием большинства артистов. У истоков гильдии стояли Евгений Жариков, Всеволод Шиловский, Лев Прыгунов, Сергей Шакуров, Александр Абдулов, Эльза Леждей, Ирина Шевчук, Елена Драпеко, Борис Токарев, Нина Ильина (Украина), Светлана Суховей (Белоруссия), Баадур Цуладзе (Грузия), Алексей Панькин, Римма Маркова, Александр Михайлов, Анатолий Ромашин, Раиса Рязанова, Галина Яцкина, Инна Макарова и другие. Через два месяца организовали и провели в Калинине (ныне Твери) I международный фестиваль актеров кино «Созвездие», на котором учредили свою профессиональную премию «За выдающийся вклад в профессию».
Сложные времена, разные ситуации переживала гильдия, но трудно переоценить внимание, пользу, человеческую заботу по отношению ко всем, кто обращался в гильдию за эти 25 лет.
Поздравляю всех с этим замечательным юбилеем!
Низкий поклон дирекции гильдии: Валерии Гущиной, Жанне Потаповой, Юлии Канавец. Низкий поклон и благодарность за их сердечность и неравнодушие по отношению ко всему тому, что они делают. К Его Величеству – Артисту!
Александр Голобородько, народный артист России, президент Международного фестиваля актеров кино «Созвездие»:
Низкий поклон и большая благодарность людям, которые в смурные годы, когда все катилось к гибели, нашли идею, нашли возможность во вред своему личному времени, чтобы создать актерское содружество, которое назвали Гильдия актеров кино.
Сейчас гильдия переживает непростые времена, по разным причинам, в основном объективным, потому что новое время диктует новые способы существования и их нужно искать. Нужен лидер, потому что на романтической основе теперь уже ничего не создать. Хотя я искренне желаю сохранения этой романтики, основанной на актерском братстве.
Сергей Жигунов, заслуженный артист России, президент Гильдии актеров кино России с 2000 по 2004 гг.:
Дорогие коллеги! Хочу поздравить вас с замечательным юбилеем! Я искренне радуюсь вашим успехам и достижениям, и хочу пожелать, чтобы их становилось все больше и больше! Будьте счастливы и всего вам самого доброго!
Римма Маркова, народная артистка России:
Я поздравляю с юбилеем всех актеров и тех, кто постоянно о них заботится, и держит оборону.
Мы претерпели много неприятностей, нас пытались выгнать, выкинуть, стереть с лица земли, - сделать все то, что делают сейчас с нашей культурой. Но есть последний островок, который мы держим. И слава Богу, что там работают люди, которые помогают и любят актеров.
Я поздравляю всех актеров кино, благодаря которым гильдия держится и всех тех, кто работает в гильдии. Я знаю, как это трудно. С праздником, дорогие мои! Желаю вам и вашим близким – здоровья, здоровья и еще раз здоровья!
Раиса Рязанова, народная артистка России:
За 25 лет наша любимая гильдия доказала, что не столько мы нужны гильдии, сколько гильдия нужна нам. А дирекцию я просто люблю и поздравляю!
Борис Токарев, заслуженный деятель искусств РФ, первый вице-президент Гильдии актеров кино России с 2000 г.:
День рождения гильдии – всегда праздник, а юбилей тем более! Мне посчастливилось быть в числе тех первых людей, которые собрались в то трудное время, чтобы решить, что делать дальше. И была придумана Гильдия актеров, сначала советского кино – ГАСК. Поэтому нас даже называли гасконцами.
Сегодня, я считаю, наступило время очень серьезных, конструктивных перемен. Гильдия, с моей точки зрения, должна быть другой, она должна соответствовать духу времени. Это нормально, потому что это живой организм. И актеры
–самые активные, самые живые люди, которые реагируют на все то, что происходит вокруг.
Япоздравляю всех своих коллег с тем, что мы
–все вместе!
Елена Цыплакова, народная артистка России:
Я от всей души поздравляю нашу гильдию с юбилеем! За эти 25 лет очень многое сделано. Гильдия оказывает помощь в самых сложных жизненных ситуациях – и профессиональных, и финансовых, и человеческих... Это великое дело, требующее очень открытой, очень доброй души! Всем этим обладают Валерия Гущина, Жанночка и Юлечка. Я их обнимаю, всем желаю здоровья, радости, света, помощи от нас – актеров!
Людмила Чурсина, народная артистка СССР:
Я поздравляю всех актеров гильдии, я кланяюсь тем, кто стоял у истоков ее создания. В свое время я привозила из Америки от Джейн Фонды целый том материалов по американской гильдии актеров, которая настолько крепка и авторитетна, что способна защитить интересы каждого – по всем параметрам и вопросам. У нас еще такой возможности нет. Но есть неоценимая помощь, которую наша гильдия оказывает, и спасибо всем, кто в ней работает, всем, кто поддерживает наш маленький островок, оплот для сотен российских актеров, особенно для тех, кто сегодня не так активно задействован в профессии.
Ирина Шевчук, заслуженная артистка УССР:
Среди инициаторов создания гильдии была и я. Мы активно работали с Евгением Жариковым, Евгением Герасимовым, Борисом Токаревым, понимая, что если актеры останутся без объединяющей их структуры, то в новые, реформаторские времена нам не выжить по одиночке. 5 декабря 1988 года мы появились как Гильдия актеров советского кино (ГАСК).
Гильдия действительно стала настолько необходимой, что теперь сложно и представить, куда бы шли актеры со своими проблемами. В небольшой уютной комнате каждого приветливо и внимательно встречают совсем не похожая на классического сурового директора Валерия Гущина, и ее помощницы – Жанна Потапова и Юлечка Канавец. А номер мобильного телефона Валерии есть у каждого члена гильдии. Это говорит о многом.
Но наша гильдия не только «скорая помощь». Сколько проведено фестивалей, праздников, юбилейных вечеров, концертов! И еще я очень рада, что гильдия активно пополняется новыми членами, молодыми артистами. Значит, тогда, в 1988 году мы сделали все правильно.
Поздравляю своих коллег – членов гильдии, немногочисленный руководящий штат с красивой датой. И верю, что будет отмечаться и 100-лет- ний юбилей!
В Москве открыли мемориальную доску Леониду Гайдаю. Бронзовый барельеф выдающегося кинорежиссера установили на стене дома, в котором он прожил большую часть своей жизни, с 1959 по 1993 годы, по адресу улица Черняховского, дом 5, корпус 1. На церемонии открытия присутствовали вдова режиссера актриса Нина Гребешкова, актер Дмитрий Харатьян, сценарист Аркадий Инин, кинорежиссер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, председатель ВГТРК Олег Добродеев, актриса Наталья Варлей, а также народный артист СССР Владимир Этуш. В 2013 году Леониду Гайдаю исполнилось бы 90 лет.
шорт`s: Коротко о новом
Катя Тарханова
Капитан Филлипс Режиссер Пол Гринграсс
Том Хэнкс ведет большой сухогруз мимо Сомали. Пираты атакуют. Хэнкс был морально готов и долго отбивался, но пираты хитрее, и он попадает к ним в плен прямо в своей спасательной шлюпке. Удивляет, что Голливуд произвел настолько антиамериканскую картину. Дело не в том, что пиратов жалко и вечный объективист Гринграсс («Кровавое воскресенье») смотрит на частный случай с точки зрения геополитики. Может, он даже не заметил, что снял совсем другое. Вся Америка с ее логикой, армией и законностью выглядит совершенно чудовищно. Все знают про пиратов, но на большом сухогрузе – ни одного пистолета. Не положено. Пираты уже напали, но из центра помочь не спешат. Не положено, пока на борту действуют брандспойты и не кончилась вода. Зато, как только в новостях опубликовано о захвате «американского гражданина», начинается такая громкая (и глупая) свистопляска с авианосцем, двумя крейсерами и «морскими котиками», что мама не горюй. Даже странно, что фильм на родине не запретили.
Жасмин Режиссер Вуди Аллен
Кейт Бланшетт в расстроенных чувствах из Нью-Йорка приехала в Сан-Франциско к сестре (Салли Хокинс). Но они не родные, а обе удочеренные и очень разные. Дальше пойдет саркастическое сравнение двух типов жизни – в богатстве и бедности, в извращенности и простоте, раскроются секреты и обманы. Будут еще две хорошие роли (Алек Болдуин и Питер Скарсгаард), для многих история станет весьма поучительной. По ходу дела так и хочется порекомендовать ее для просмотра кое-кому из знакомых. «Жасмин» (имя героини) уже названа самой кассовой в фильмографии Вуди Аллена. Но, к сожалению, так случилось потому, что слишком она очевидна (дидактична). Картина подробно и несколько навязчиво разъясняет, с какой стати в любых обстоятельствах человеку свойственно наступать на одни и те же грабли. В лучших работах Алленвсегдабылнамногоестественнее,живее.Здесьжевсяжизнь сосредоточена в работе Бланшетт. Такое впечатление, что как актриса она умнее автора.
Паганини, скрипач дьявола Режиссер Бернард Роуз
Дэвид Гаррет (непрофессиональный актер, но профессиональный скрипач) в роли гениального Никколо долго играет в карты с женщинами, а на скрипке не торопится. Потом у него заводится агент (Джаред Харрис), гарантирующий прижизненную мировую славу, и гастроли начинаются. Непонятно, как до такой роскошно-приторной вампуки мог докатиться автор, снявший когда-то «Бессмертную возлюбленную» с Гэри Олдменом в роли Бетховена. Там тоже была мелодрама, но настоящая, честная, а здесь искусственно все – от лондонских туманов до сомнительного романа с юной английской певичкой. Паганини как персонаж с начала до конца вызывает отвращение, и скрипка как ловкий трюк в пабе или на кладбище не спасает. Гаррет любуется собой, своим обнаженным телом, опиумным угаром и маниакально-де- прессивным психозом, а сделка с агентом («дьяволом») вызывает сомнения уже в психическом здоровье Роуза. Но фильм может нравиться школьницам.
По признакам совместимости Режиссер Брайан Фогель
Иван Сергей – не только не русский (итальяно-ирландский идол зрительниц сериалов), но даже не еврей, что значительно осложнит ему жизнь в режиссерском дебюте, переносящем на экран суперпопулярный офф-бродвейский спектакль. Иван Сергей играет Криса, последнего бойскаута, которого черт дернул
вдетстве подружиться с тихим еврейским мальчиком (Джоэль Мур), а в юности влюбиться в еврейку, которая его бросила. И вот
в«кризисе среднего возраста» он снова влюбляется, и снова с той же «спецификой». И начинается очень ехидный, чуть скабрезный, но все равно смешной и неглупый сюжет о том, как люди преодолевают препятствия, которые сами себе создают. Еврейский юмор выглядит антиеврейским (хотя фильм ни в коем случае не антисемитский), что выгодно отличает его от «американских пирогов» и «американских свадеб». Забавное антре Петера Стормаре в роли предводителя бойскаутов.
Игра Эндера Режиссер Гэвин Худ
Харрисон Форд шлет прощальный поцелуй своему Хану Соло из «Звездных войн». Он играет плохого, тупого и жестокого директора школы звездолетчиков, где в 2135 году готовят спасителей отечества от очередного вторжения жуков (тараканов). Экранизация бестселлера О.С. Карда могла бы быть интересна и читающим людям, если бы продолжала аналогию тараканов с психическими расстройствами, но увы. Она пошла по пути 3D, компьютерных стрелялок и спецэффектов с невесомостью. Единственная на весь фильм трезвая мысль укладывается в одну фразу: и с тараканами можно попробовать договориться, прежде чем их уничтожить. Но только в финале она наконец приходит в голову самому умному представителю человечества, 12-летнему Эндеру Виггину (Аса Баттерфилд). Кроме того, вся идеология бестселлера явственно отдает национал-социалистической направленностью, так что детям это лучше не показывать.
№ 12 (314) /20.12.2013 |
|
СК-НОВОСТИ 19 |
||
обзор |
||||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Однажды в Америке. |
Одно единственное занятие было |
выбор и разобрать, ответив на 20 во- |
|||||
|
|
посвящено тому, как пристроить уже го- |
просов. С удовольствием пересмотре- |
||||||
|
|
товый сценарий. Конечно, в их реалиях. |
ла фильм «Деловая женщина» с Мелани |
||||||
Cценарное мастерство по-голливудски |
|||||||||
Возможно, у нас эта система работает |
Гриффит и Харрисоном Фордом. В це- |
||||||||
лишь частично. Преподаватель Aдам |
лом, домашние задания были посильные |
||||||||
|
|
|
|
|
Файнер даже озвучил сумму, которую |
– не слишком сложные и, главное, инте- |
|||
|
|
|
Вероника Саркисова |
начинающему сценаристу реально полу- |
ресные. |
|
|
||
|
|
|
чить на руки за вычетом налога и гонора- |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Трудности перевода |
|
|||
В наши дни есть множество вариантов |
|
ров агенту и менеджеру – 45 000 долла- |
|
||||||
учебы переехала туда, чтобы отдохнуть |
ров. Но также настоятельно посоветовал |
Несмотря на двадцатилетний стаж |
|||||||
обучения |
творческим |
профессиям, |
перед отъездом в Москву. |
иметь еще профессию, дающую гаранти- |
преподавания языка (мое первое образо- |
||||
и чей-то практический опыт может |
|
рованный заработок. |
вание – МГПИ им. Ленина), трудности на |
||||||
принести реальную пользу. Поэтому |
Киноакадемия |
Наша группа |
первых порах были. Понимала я не всех, |
||||||
мне бы хотелось рассказать о своей |
Киношкола примыкает к «Юнивер- |
порой приходилось |
переспрашивать. |
||||||
поездке в Лос-Анджелес летом 2011 |
сал», имея свою небольшую территорию |
Со мной учились Радэ (Сербия, 30+), |
Все зависело от диалекта и дикции кон- |
||||||
года, где я обучалась сценарному мас- |
и отдельный вход. У студентов-режиссе- |
Фрэнк (Нью-Джерси, США, 32 года), Кар- |
кретных людей. Но эта проблема рассо- |
||||||
терству. |
|
|
|
ров есть возможность снимать фильмы |
тик (Индия, 20+), Тамарис (Бразилия, |
салась: просто требовалось время, чтобы |
|||
|
|
|
|
на знаменитой киностудии, а у студен- |
20+), Франческа (Италия, 27), Лекси (Бо- |
ухо привыкло. Очень выручало, что на |
|||
Узнав о существовании московского |
тов-сценаристов – понаблюдать за этим. |
стон, США, 23). Профессионального ки- |
занятиях чаще показывали |
фрагменты |
|||||
филиала New York Film Academy (NYFA), я |
Работники администрации доброже- |
нообразования до поступления в NYFA |
или фильмы с английскими субтитрами. |
||||||
немедля позвонила туда. Менеджер про- |
лательны и отзывчивы. Узнав, что я до- |
никто из моих сокурсников не имел. Но |
Существенной разницы американского |
||||||
екта долго рассказывала о двухмесячных |
бираюсь до академии с двумя пересад- |
четверо параллельно учились на режис- |
английского и британского я не заметила, |
||||||
(июль-август) курсах по сценарному мас- |
ками, они всем офисом стали искать для |
серском или продюсерском факультете |
за исключением особенностей произно- |
||||||
терству, и лишь в конце разговора выяс- |
меня более удобный путь. |
академии. |
шения жителей разных штатов. |
||||||
нилось, что «действие происходит» не в |
Среди бытовых «минусов» киношко- |
На мой взгляд, самооценка у большин- |
Трудно ли вообще учиться на ино- |
||||||
Москве, а в Америке – либо в Нью-Йорке, |
лы – отсутствие столовой или кафетерия. |
ства студентов явно зашкаливала. Меня |
странном языке? При полном погруже- |
||||||
либо в Лос-Анджелесе, на выбор. На том |
Лишь автомат с напитками и микровол- |
настолько изумила визитка Лекси, зара- |
нии в языковую среду к этому привыка- |
||||||
мы и распрощались. Потом я задумалась: |
новка, где можно подогреть свою еду. |
нее называющая ее сценаристом, что мне |
ешь. Правда, иногда казалось: вот закон- |
||||||
«Почему бы нет?». ВГИК я прошла, надо |
И еще – американцы просто помешаны |
захотелось выяснить, когда человек мо- |
чится урок, и как у нас на лингвистических |
||||||
попробовать «взять» следующую высоту. |
на кондиционерах. На уроках было так |
жет считаться сценаристом. По мнению |
курсах все, наконец, заговорят по-русски. |
||||||
Взвесив «за» и «против», я решилась на |
холодно, что без пиджака или ветровки |
Крикет Рамли, когда продаст свой первый |
Но, увы... От непрекращающегося анг- |
||||||
Лос-Анджелес: плох тот кинематографист, |
не продержаться. Приходилось брать с |
сценарий. Хотя мне кажется правильней, |
лийского мозг уставал. Поэтому приятно |
||||||
который не мечтает побывать в Голливуде. |
собой верхнюю одежду, а на перемене |
когда твой фильм выйдет на экран. |
было услышать на улице или в транспор- |
||||||
Сборы |
|
|
|
греться на солнышке. |
К сожалению, почти все сюжеты моих |
те французскую или испанскую речь. |
|||
|
|
|
У нас был плавающий график с на- |
одногруппников были либо примитив- |
Писать на языке было не сложно, |
||||
Отправляясь за рубеж в качестве |
чалом занятий в 9.30, 13.30 или 17.30. В |
ные, либо перегруженные, либо настоль- |
только очень хотелось сделать пись- |
||||||
студента, я была уверена, что на учебу |
день одно трехчасовое занятие или два. |
ко мрачные, что мне даже не хотелось в |
менную речь богаче и красивей. Крикет |
||||||
оформиться несложно и здешние пред- |
Помимо уикенда, как правило, – еще |
них вникать. И, к сожалению, я не ощу- |
сказала, что необходимости в этом на |
||||||
ставители NYFA помогут. И в том, и в дру- |
один выходной. Почти всегда было до- |
щала в своих коллегах некой искры, осо- |
данной стадии учебы нет, однако настоя- |
||||||
гом я заблуждалась. Да, студентам легче |
машнее задание, недели через две по- |
бой любви к кино... |
тельно просила нас избегать употребле- |
||||||
получить визу, но возни с документами |
сле начала учебы добавилась работа над |
Вспоминая ВГИК |
ния в работах слов walk и go, предложив |
||||||
гораздо больше: оформление денежных |
собственными сценариями. Обязатель- |
список их синонимов, большинство из |
|||||||
переводов, заполнение всяких анкет, в |
ное условие для студентов-сценаристов |
Вспоминался ВГИК, только не учеба |
которых не носителю языка просто не |
||||||
том числе в режиме online. Помимо сто- |
– приехать, имея идею фильма. |
киножурналистике в двухтысячных, а |
известны. Без хорошего владения как |
||||||
имости самой учебы – 3150 долларов по- |
8 week screenwriting |
курсы «Азбука профессии», которые я |
разговорной, так и письменной речью |
||||||
тянулись разные выплаты: 200 долларов |
посещала в 1996-1997 годах, и люди, с ко- |
на сценарном делать нечего. Поэтому |
|||||||
– налог на учебу в США, 38000 рублей |
Так назывался наш курс, в котором |
торыми я там столкнулась. Несмотря на |
наших студентов там практически нет. |
||||||
– авиаперелет, более 6000 рублей – по- |
были две учебные дисциплины: элемен- |
то, что официально это были всего лишь |
Правда одна группа училась с перевод- |
||||||
лучение визы, 900 рублей – нотариально |
ты написания сценария и сценарная мас- |
подготовительные курсы для поступа- |
чиком – 10 молодых российских драма- |
||||||
заверенная копия диплома, более 100 |
терская и, соответственно, два препода- |
ющих на сценарный факультет, занятия |
тургов, направленных Фондом кино на |
||||||
долларов – медицинская страховка и так |
вателя. |
вели Арабов, Инин, Агишев, Нехорошев, |
месячный курс повышения квалифика- |
||||||
далее... |
|
|
|
Элементы написания сценария у нас |
Рогозин, Дубровина... Насколько мно- |
ции. Среди них – сценарист «Острова» |
|||
Жить в Лос-Анджелесе |
вела Крикет Рамли, чьи уроки были и |
гогранно и объемно было наше обуче- |
Дмитрий Соболев. |
|
|
||||
полезны, и увлекательны. Меня поко- |
ние! Как нам было интересно и учиться, |
Культпоходы |
|
|
|||||
Летела я с пересадкой в Атланте поч- |
рили ее открытость, высочайший про- |
и общаться друг с другом. Кстати, не все |
|
|
|||||
ти 20 часов. Повезло: было кому встре- |
фессионализм, работоспособность, вни- |
впоследствии стали поступать во ВГИК. |
Киноакадемия включает своих сту- |
||||||
тить меня в аэропорту – около десяти |
мание к каждому студенту, исходящий |
Я и сама не планировала обучаться ки- |
дентов в рассылку приглашений на про- |
||||||
вечера на улицах уже безлюдно, а жить |
от нее позитив и голливудская улыбка, |
нодраматургии 5 лет. |
смотры и встречи с кинематографиста- |
||||||
мне предстояло в небезопасном районе, |
почти никогда не покидающая ее лицо. |
Библиотека |
ми. Жаль, что не проводятся экскурсии, |
||||||
где нежелательно носить золотые укра- |
Мы осваивали такие темы как структура |
с Лос-Анджелесом и окрестностями при- |
|||||||
шения и возвращаться после наступле- |
сценария, конфликт, закадровый голос, |
Библиотека – большой плюс NYFA. |
шлось ознакомиться самостоятельно. |
||||||
ния темноты. |
|
|
диалог, визуальные сцены, флэшбеки, |
Литературы по сценарному мастерству |
Знаменитая Аллея звезд достаточно |
||||
LA, как его называют, оказался не |
формат написания сценария и многое |
там достаточно. Поначалу я полагала, |
большая и занимает не только Голливуд- |
||||||
столь приятен. Это не ухоженная, «кон- |
другое. |
что эти книги сложны и читать я их буду |
ский бульвар, но и несколько перпенди- |
||||||
фетная» Европа. За исключением элит- |
Эрик Коннер руководил сценарной |
«до пенсии». Однако, большинство из |
кулярных ему улиц. На мой взгляд, звез- |
||||||
ных районов, конечно. Известный по |
мастерской, где велась работа над наши- |
них написаны несложным языком, они |
ды, по которым люди ходят, – не очень |
||||||
одноименному фильму Сансет бульвар, |
ми собственными сценариями. Начиная |
увлекательны, читаются быстро, достав- |
мудрая идея. Если видишь грязь на до- |
||||||
к сожалению, тоже разочаровал. Сим- |
с логлайна, затем изложения сюжета в |
ляя огромное удовольствие. В начале |
рогом тебе имени, первая мысль – сра- |
||||||
патичным показался мне Глендейл. Ин- |
нескольких фразах, синопсиса, и нако- |
обучения каждый преподаватель выдал |
зу же отмыть. Печальна участь Мэрилин |
||||||
тересно обыгран холмистый рельеф в |
нец, собственно текста, разбитого на три |
нам список рекомендуемой литературы. |
Монро – ее звезда лежит на пороге Мак- |
||||||
квартале небоскребов Даунтаун. |
акта. Очень разумно, что не только пре- |
Суммировав их, я выбрала наиболее по- |
дональдса... |
|
|
||||
По карте Dream Centre – христиан- |
подаватель, но и студенты могут давать |
лезные. Некоторые из них прочитала и |
За два месяца мне удалось побывать |
||||||
ский «Центр мечты», где я жила, находит- |
советы по поводу твоей работы. Особен- |
законспектировала там; другие купила, |
на пляжах Малибу и Санта-Моники, по- |
||||||
ся в 15 минутах езды от киноакадемии, |
но помогают рекомендации посмотреть |
привезла с собой. |
ужинать в необычном ресторане-му- |
||||||
но это скоростная трасса для автомоби- |
фильмы, которые как-то перекликаются |
Одна из привилегий студентов кино- |
зее «Касабланка», посетить |
кладбище |
|||||
лей. Так что добираться приходилось бо- |
с твоим сценарием. В идеале за месяц |
академии – возможность почитать ори- |
Hollywood forever, на котором похоро- |
||||||
лее часа на двух автобусах. Они курсиру- |
надо написать черновой вариант сце- |
гинальные сценарии некоторых амери- |
нены Джо Дассен, Рудольфо Валентино, |
||||||
ют четко по расписанию. В метро насто- |
нария (the first draft). Но на практике это |
канских фильмов. И конечно, в библио- |
Виктор Флеминг, заглянуть в роскошный |
||||||
раживала непривычная для москвичей |
почти нереально, и никто из нас, конеч- |
теке много фильмов в формате DVD. Це- |
отель на Родео драйв, где когда-то сни- |
||||||
безлюдность на платформе. В целом, об- |
но, не успел. После финального занятия |
ликом их на занятиях показывали редко, |
малась «Красотка» с Ричардом Гиром |
||||||
щественный транспорт Лос-Анджелеса |
дают неделю на доработку. |
чаще разбирали на уроках картины, са- |
и Джулией Робертс, провести веселый |
||||||
нетороплив, а его контингент к себе не |
Бесспорные «плюсы» американской |
мостоятельно просмотренные заранее. |
день в тематическом парке аттракцио- |
||||||
располагает. |
|
|
методики кинообразования – четкость, |
Фильмы |
нов Universal и, конечно, увидеть знаме- |
||||
Конечно, |
имеющим |
права можно |
строгие требования к оформлению сце- |
нитый зал кинотеатра «Кодак», где еже- |
|||||
арендовать машину, и этим существен- |
нария, отсутствие авторитарного метода |
Среди фильмов, на базе которых |
годно лучшие из лучших получают вож- |
||||||
но сэкономить время. А еще лучше |
ведения занятий, активное участие уча- |
строилось обучение, были и оскаронос- |
деленную золотую статуэтку – «Оскар». |
||||||
поселиться |
в |
апартаментах Oakwood, |
щихся в обсуждении работ друг друга. |
ные ленты («Жизнь других», «Миллионер |
Возвращение |
|
|
||
расположенных через дорогу от кино- |
Для студентов доступны индивидуаль- |
из трущоб», «Маленькая Мисс Счастье»), |
|
|
|||||
академии. Oakwood – комплекс со своей |
ные консультации с преподавателями, |
и успешные коммерческие картины |
Побывать в сердце мировой кино- |
||||||
инфраструктурой, уютный, утопающий в |
что входит в оплату обучения. Что меня |
(«Дневник Бриджет Джонс», «Пираты Ка- |
индустрии, узнать их принципы и мето- |
||||||
зелени, с двумя бассейнами, тренажер- |
шокировало – дозволенность питать- |
рибского моря»). Признаюсь, очень уди- |
ды работы над сценарием – ценный и |
||||||
ным залом, магазином. Месяц прожива- |
ся на уроках. Ели они сникерсы, чипсы, |
вил меня выбор преподавателем анима- |
эксклюзивный опыт. Перечитав лекции, |
||||||
ния там стоит около 2000 долларов, при |
фрукты. А страдающая избыточным ве- |
ционного фильма «В поисках Немо» для |
изучив голливудские книги, посмотрев |
||||||
меньшем сроке пребывания цена за сут- |
сом девушка даже дважды отобедала. |
анализа на промежуточном экзамене. |
рекомендованные |
преподавателями |
|||||
ки почти удваивается. Однако я ничуть |
Все же далеки мы от американского об- |
Как-то было задание из предложен- |
фильмы, я по новой занялась работой |
||||||
не пожалела, что ближе к окончанию |
раза жизни. |
ного списка картин посмотреть один на |
над давно задуманным сценарием... |