Файл: 1_vvedenie_v_antropologiyu_kultury[1] (1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развивая свою концепцию понимания культуры как «живой системы» он указывает на то огромную значение, которое и следование играет в культурном процессе традиция, являющаяся носительницей культурных ценностей, и на необходимость подражания и следования тем культурным образцам, носительницей и охранительницей которых она является. «Мы, люди, - об этом следует всегда помнить – по своей природе культурные существа, а потому все традиции, воспринимаемые в детстве и юности от наших родителей и старших родственников, мы неизбежно наделяем теми эмоциональными ценностями, которые представляют для нас носители этих традиций. Если уважение к этим ценностям падает ниже нуля, то передача культурной традиции пресекается… Даже простейшая, самая примитивная форма усвоения традиции, подражание, предполагает, что вызывающий подражание некоторым образом «импонирует» тому, кто подражает...»21

К этим словам замечательного ученого можно добавить лишь одно, что справедливость высказанных им суждений подтверждает вся многовековая история культуры.

В 50-70-е годы прошлого века доминирующую роль в антропологии культуры приобретает течение структурной антропологии22, наиболее видным представителем которой стал французский этнолог и философ , исследователь древнейших архаических форм мышления, мифов и ритуалов Клод Леви-Строс. Его работы «Печальные тропики» (1955), «Структурная антропология»(1958)23, «Мифологики» 1-4 тт. (1964-1971), «Руссо – отец антропологии» (1963), «Путь масок» (1975), «Тотемизм сегодня» (1982) и др. получили в этот период широкое распространение и признание. Противопоставляя свой метод исследования культуры методу эволюционистов, К. Леви-Строс отождествляет культуру и цивилизацию: «Мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным ,кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность», - утверждает он в своем программном сочинении «Структурная антропология». Исходя из различия между понятийной и чувственной формой мышления, он различает три принципиально несхожих типа культур: "холодный", "горя­чий" и "смешанный"4. К "холодному" типу культуры он относит древнейшие, архаические культурные формы, в которых связь общества со своей историей опосредована мифологией. "Горя­чий" тип культуры, примером которого, по мнению Леви-Строса, является европейская "стандартная" культура, характери­зуется прямой связью идеологии с исторической практикой. Культурами "смешанного" типа являются культуры Востока, в которых существует связь между антропологией и историей. Леви-Строс различает, в соответствии с такой типологией, зада­чи культурной антропологии и истории культуры. Первую из них интересуют прежде всего культуры "холодного" типа, вто­рую - "горячего". Объединяет же эти науки интерес к культу­рам "смешанного" типа. Как видно даже из этого краткого из­ложения, в центре внимания типологической модели культуры, предложенной Леви-Стросом, находится проблема связи того или иного типа культуры с социальной практикой общества, основу которого составляет не его прогрессивное эволюционирование от «низшего» (варварского) к «высшему» (цивилизованному), а своеобразное и неповторимое отношение человека к природе. Любая «цивилизация» самобытна. Отношение между тремя типами культур не могут рассматриваться исходя из принципа «низшее», «высшее». Вместе с тем, он не отрицает наличия в различных цивилизациях сходных «гуманистических» ценностей. Обосновывая эту мысль, Леви-Строс ссылается на Ж.-Ж. Руссо, которого он считает основоположником антропологии: «Революция в умах, произведенная Руссо, предшествовавшая антропологической революции и положившая ей начало, состоит в отказе от принудительного отождествления какой-либо культуры со своей собственной культурой или отдельного члена какой-либо культуры с тем образом или с той ролью, которую эта культура пытается навязать ему. В обеих случаях культура или отдельная личность отстаивают свое право на свободное отождествление…Таким образом «я» и «другой», освобожденные от антагонизма…возвращают себе единство»24.


В настоящее время при характеристике артефактов архаических и традиционных культур активно используется идея геннокультурной коэволюции, в какой-то степени синтезирующая идеи как эволюционизма, так и культурной этнологии. С ней связаны многочисленные концепции происхождения культуры, которые обозначаются термином неоэволюционизм.


Археологические культуры каменного века

Каменный век – время предыстории культуры. Он включает три эпохи: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Каждая из этих эпох, объединяющая многочисленные археологические культуры, вносит свой особый вклад в формирование человека как объекта и субъекта культуры. Так, эпоха нижнего палеолита – время формирования «тела» человека –первого объекта культуры, появление которого знаменовало собой возникновение новой формы жизни. Эпоха верхнего палеолита – время формирования современного типа человека и начала становления человеческого рода, эпохи мезолита и неолита – время расцвета и упадка родовой жизни, вступления человека в новый исторический период своего бытия, которое сопровождалось «рождением» человека уже в качестве субъекта культуры.

НИЖНИЙ ПАЛЕОЛИТ.

Древнейшие технологии и их роль в формировании тела человека

Культурное значение этого периода состоит в том, что в это время сформировалась материальная субстанция культуры, которой является тело человека,т.к. «срастание» человека с культурой, превращение его в «носителя» культуры начинается с трансформации «тела» зверя в тело человека, неотъемлемой частью которого являются не только физиологические, но и духовные потребности; способность не только к практической, но и к интеллектуальной деятельности25.

Временные границы нижнего палеолита, представляющего собой древнейший период становления видаhomo, остаются до настоящего времени размытыми. Еще недавно устоявшимся было представление о том, что началом этого периода следует считать рубеж 2 млн. лет до н.э., а концом 50-е тысячелетие до н.э. Открытия последних лет «отодвинули» нижнюю границу существования древнейших представителей этого вида существ до рубежа 7 млн. лет до н.э., а некоторым исследователям дали повод утверждать даже о существовании представителей видаhomoв эпоху динозавров и вымерших вместе с ними 65 млн. лет назад, а затем, спустя 60 миллионов лет развившихся заново26.

Время нижнего палеолита это время нескольких поколений древнейших представителей родаhomo–архантропов. Представители ни одного из них не являются непосредственными предками современного типа человека. Первое поколение архантропов –обезьяно-люди или австралопитеки27, жившие 4-5 млн. лет до н.э. – имело своими непосредственным предком человекообразную обезьяну. Вместе с тем, австролопитек отличался от обезьяны тем, что уверенно перемещался на двух ногах, благодаря чему получил в науке имяhomoerectus. Вместе с тем у представителя этого подвидаhomoобъема мозга отличался от объема мозга современного человека, не обладал он и умением изготовлять орудия и являлся переходной ступенью от обезьяны к человеку.


На смену ему приходит «человек умелый» - homohabilis, последний представитель австралопитеков. Живший 2,33-1,4 млн. лет назад он уже умел изготовлять примитивные орудия, и у него начался процесс увеличения объема головного мозга. Он представлял собой переходную форму от обезьяны к человеку.

На смену австралопитекам примерно 2,1 млн. лет назад приходит древнейшее поколение людей – новых антропоидов, создателей трех древнейших архаических культур (олдувайской, дошельской, шельской). Они научились изготовлять из камня и кости грубые орудия, начали употреблять мясную пищу (что способствовало увеличению объема головного мозга), владели приемами примитивной охоты, строили примитивные жилища (шалаши). В шельский период культуры (1млн. – 400 тыс. лет до н.э.)начинается процесс биокультурной коэволюции. В этот период древнейшее поколение людей усовершенствует каменные орудия, овладевают технологией рыболовства и охоты. Изменяется и социальная организация жизни, место первобытной орды, которая объединяла их предков, занимает первобытная община. В шельскую эпоху начинается распространение новых антропоидов по всей территории Африки и Евразии.

Завершающий период нижнего палеолита связан с появлением нового древнего поколения людей.Важнейшим признаком, отличающим древних людей от предшествующих поколений, было появление у них членораздельной речи и сознания, благодаря чему этот тип человека получил в науке имяhomo sapiens, т.е. «человек разумный». Древние люди сделали первый шаг на пути к новой социальной форме человеческой жизни – роду. С этим было связано и возникновение у них зачатков древнейших (погребальных) обрядов, ритуалов, искусства, родовой этики.

Древние люди были создателями двух культур: ашельской (250 тыс. – 150тыс. лет назад) и мустьерской (150-50 тыс. лет). Создателями этих культур были два подвида древних людей: неандерталец (объем головного мозга 1300-1600 куб.см) идревний homo sapiens – «человек разумный (объем головного мозга 1400 куб. см). Неандертальцы появились еще в конце ашельского периода примерно 350-50 тыс. лет назад, древнийhomosapiensоколо 200 тыс. лет назад. Оба эти подвида сосуществовали до конца нижнего палеолита. Судьба их была различной.

С появлением неандертальцев человеческое сообщество вступило в завершающую стадию антропогенеза, что было связано с появлением членораздельной речи, мыслительной деятельности и переходом к коллективным формам организации жизни, первой из которых станет первобытная община. Неандертальцы овладели двумя технологиями – добывания огня и коллективной охоты. Благодаря использованию этих технологий была не только решена проблема обеспечения пищей и одеждой растущего населения, выживания вида homoв суровых климатических условиях послеледникового периода на территориях Европы и Центральной Азии, куда мигрировала возросшая масса людей из районов Ближнего Востока (т.н.«плодородного полумесяца»), но подготовлен переход человечества к новой родовой форме своего существования. С этими технологиями было связано и появление первой примитивной формы разделения труда (мужского и женского), что придало использованию орудий характер целенаправленной (т.е. собственно трудовой) деятельности28. Свидетельством этого является появление специализированных орудий: копья (для охоты) и скребла (для разделки охотничьей добычи). Без такого разделения труда охота на крупного зверя не могла бы носить продуктивного характера. Использование огня и мясной пищи, приготовленной на огне, ускоряло рост и повышение жизнедеятельности первобытного человека, способствовало увеличению массы головного мозга, которая у неандертальцев была близка к объему головного мозга современного человека и, соизмеримо массе тела, была значительно больше по сравнению с другими представителями живого мира29. Неандертальцы научились строить долговременные жилища и использовать и добывать огонь. У них имелись зачатки членораздельной речи и умственной деятельности. Они создали погребальные ритуалы, с которыми были связаны зарождение древнейших культов, магических обрядов и первые попытки создания изображений, в качестве которых были «натурные макеты» реальных объектов, например, чучел животных, скрепленные глиной и палками. Овладение этими новыми технологиями способствовало формированию у неандертальцев первобытного коллективизма, что обусловило их переход к новой форме социальной организации –праобщине, которая трансформировалась постепенно в примитивный род, более прочную и стабильную форму общественной организации.


«Подчинив» себе огонь, древний человек не только впервые поставил себе на службу одну из самых могучих природных стихий, но и преодолел тот вековечный страх, который огонь вызывает у всех других живых существ, и тем самым получил основание на ценностное отношение не только к «мертвой», но и к «живой природе». Это отношение, зарождающееся чисто интуитивно в пробуждающемся сознании первобытного человека, с течением времени станет той основой, на которой позднее, уже не на технологической, а на мифологической основе, сформируется представление о человеке как «мере всех вещей».

Неандертальцы – создатели культур нижнего палеолита были сильными и выносливыми людьми, тем неожиданным (для современной науки) был их уход в небытие в начале верхнего палеолита. Последний неандерталец, по данным современной культурной антропологии, исчез около 20 тыс. лет до н.э.

Современнику неандертальца, еще одному подвиду homo –«человеку разумному» - выпала иная судьба. Генетически он отличался от неандертальца, но оказался близок к поколению «новых людей» - кроманьонцев, создателей культур верхнего палеолита, которым было суждено стать непосредственными предками современных людей

ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ.

Культурогенез в период становления человеческого рода

В 40-м тысячелетии до н.э. главную роль в развитии культур первобытного общества начинает играть поколение новых людей, ведущее свое начало от кроманьонцев, которые пришли в Европу предположительно с Ближнего Востока около 45 тыс. лет до н.э. Кроманьонцы, получившие имя homo sapiens («человек дважды разумный»), имели своим предком древнего homo sapiens sapiens, жившего около 195 тыс. лет до н.э. и имевшего объем головного мозга в среднем 1400 куб. см – наиболее близкий к современному человеку показателями живой массы тела и серого вещества мозга. Этот подвид человека длительное время сосуществовал с неандертальцами, но в отличие от них генетически был близок к современному типу человека, благодаря чему считается его непосредственным предком. Характерным отличием этого подвида человека была и гортань, приспособленная к произнесению членораздельных звуков, отсутствовавшая у неандертальцев, что является еще одним основанием считать его непосредственным предком человек.

Появление кроманьонцев привело к коренные изменениям как в социальной организации, так и в разуме людей, таким как переход к родовой форме жизненной организации, возникновение мифа и связанных с ним ритуалов и обрядов.


Смотрите также файлы