ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
«Любой миф, повествующий о происхождении чего-либо, предполагает и развивает космогонические представления. С точки зрения структуры миф о происхождении сопоставим с мифом космогоническим. Так как сотворение мира есть творчество по определению, то космогонический миф становится образцовой моделью для всего многообразия творческих проявлений», - пишет известный румынский писатель и историк культуры Мирча Элиаде в своем эссе «Аспекты мифа»36. Соответственно этому на всем протяжении своей эволюции миф главной своей функцией имел моделирование действительности, в результате чего человеческое сознание обрело способность восприятия мира как организованного в пространстве и времени объекта. Наиболее отчетливо эта функция моделирования проявилась в процессе создания космогонических мифов, которые часто представляли собой грандиозные, тщательно и детально организованные мифологические системы. Миф неотделим от древнейших представлений человека о пространстве и времени. В космологическом мифе эти представления приобретают доминирующее значение в качестве основных структурных элементов миропорядка-космоса. Подобное представление о действительности стимулировало развитие абстрактного мышления и формирование новых культурных форм памяти и языка, а вместе с ними и новых смысловых кодов, отличных от тех, которые были характерны для мифологического мышления.
Основными смысловыми элементами мифологического сознания было использование универсальных символов. Космологическая мифология придала этому использованию универсальных символов характер глобальной системы, охватывающей все сущее. Тем самым были созданы предпосылки для появления нового философского мифа, главной функцией которого стало создание идеальной модели космической организации, что потребовало использования символов, отличных от универсальной символики мыслящего человека. Они и только они лежат в основе мифологических моделей мироздания. Такими символами стали число и письменное слово. Только с использованием этих символических форм идеальная модель космоса, рожденная человеческой мыслью, могла быть конкретно выражена, зафиксирована и передана последующим поколениям людей.
В эпоху мезолита и особенно неолита влияние культурного фактора в этом взаимодействии непрерывно и многократно возрастает, что приводит в конце концов к поистине глобальным изменениям, получившим в культурной антропологии имя «неолитической культурной революции»37. Важнейшую роль в ней сыграли: переход к продуктивным формам земледелия, овладение культурой бронзового литья, возникновение городов и строительство монументальных сооружений, зарождение государства, появление новых знаково-символических форм письменности, формирование космогонических и теогонических систем мифологии. Это время возникновения древнейших цивилизаций, обозначившее вступление человечества в историческую фазу своего существования. В этот период достаточно четко обозначается и главная цель культурного процесса, которая состоит в пространственно-временной организации действительности.
С укреплением доминирующей роли земледельческих цивилизаций древности связаны первые шаги истории культуры. Они нашли конкретное выражение в создании культурологических мифов, в которых главными персонажами были культурные герои, в роли которых выступали как боги, так и люди. В грандиозных по своему масштабу и общечеловеческой значимости образов великих эпических поэмах, начиная с древнейшей шумерской поэмы «О все видавшем» (О Гильгамеше), китайской «Книге песен» («Шицзин»), индийской «Артхашастре», греческой поэме Гесиода «Труды и дни» впервые появились образы культуры, связанные с «наполнением» древних мифов творения космологическими мотивами, появление и развитие которых стимулировал переход от эпохи собирательства и охоты к эпохе земледелия.
В эпической литературе, в которой древняя мифологическая традиция интегрировалась с фольклором (преданием, гимном, песней, заговором), связанным с жизненной практикой земледельческих цивилизаций, начинают формироваться новые культурные формы памяти и языка, что ведет к замене традиционных форм мифотворчества, опиравшегося на интуицию, размышлением и поэтическим творчеством. Это выводило человеческую мысль за пределы традиционной мифологии. Примером может служить знаменитый эпизод из восемнадцатой песни «Илиады» Гомера. В нем в эпико-поэтической и одновременно в скульптурно-выразительной форме повествуется о создании щита для величайшего греческого героя Ахилла. В поэме детально описывается не только процесс создания богом-кузнецом Гефестом «огромного» щита, но и то дивное украшение его, в котором воплотился творческий замысел божественного мастера.
Характеризуя общечеловеческое значение этого образа, созданного великим аэдом Греции, А.Ф. Лосев писал, что в нем представлена «вся мировая человеческая жизнь, как ее понимал Гомер, со всеми ее противоречиями и со всей ее вечной значимостью. На этом щите кратко изображается то, что подробно изображено в самом эпосе. Изготовленный для смертельного боя, он однако является символом жизни так же, как и сам эпос, изображая войну и смерть, есть апофеоз общемировой и общечеловеческой жизни»38. В великой эпической поэме Древней Индии «Махабхарата» одному из ее центральных эпизодов, повествующем о битве на поле Куру, придан космический масштаб и особый универсальный смысл, благодаря чему поле представляется как «поле дхармы» (непреложного мирового закона), на котором идет сражение между добром и злом, правдой и ложью, честью и бесчестием. Не менее значительные культурные образы содержатся в древнейшей и в китайской «Книге песен» («Ши цзин»), и в комментариях к знаменитой «Книге перемен» «И цзин».
Приложения
ТЕКСТЫ
|
Включает классические сюжеты и работы классиков антропологии по наиболее общим и ключевым темам и построена по принципу диалога авторов в каждом из разделов. Основу книги составляют публикации ученых, принадлежащих к двум крупнейшим антропологическим школам: американской и английской, это представители первой и второй волны в антропологии ХХ века: Ф.Боас, Р.Бенедикт, А.Кребер, Р.Билз, Л.Уайт, Дж.Мердок, Б.Малиновский, А.Радклиф-Браун, Э.Эванс-Причард, Э.Лич, Д.Бидни и др.
|
||
|
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., «Политиздат», 1989. с. С. 5-34. |
|
|
|
|
|
|
|
Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 371-384, 681-702.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. Серия: Библиотека философской мысли. М., Республика, Терра – книжный клуб, 1999.
Флоренский П. У водоразделов мысли . Часть 2. Воплощение формы (действие и орудие). I. Homo faber. II. Продолжение наших чувств. III. Органопроекция. V. Хозяйство. VI. Макрокосм и микрокосм. // Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. Том 3. У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ. В 2-х книгах. Серия "Философское наследие" Том 128-129. М., Мысль, 2000.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
История и философия культуры. Учебное пособие. М., ВГИК, 1996.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. Серия «Высшая школа». М., АСТ Астрель, 2007.
ФИЛЬМЫ
Цикл ВВС «Тайны древних цивилизаций»
Фильм 1. От предыстории к первым цивилизациям. Земледелие. Города. Письменность. Монументальные сооружения. Керамика. Металлургия.
Фильм 2. «Первые коммерсанты». Происхождение обмена и торговли.
Цикл ВВС «Происхождение человека»
Фильм 3. Тело. Фильм 4. Homo erectus в Европе. Гайдельбергский человек. Фильм 5. Исход. Новый homo erectus в Африке. Начало миграции. Фильм 6. Первобытный разум. Первобытное искусство
След неандертальца
Эволюция жизни.
2 DVD. 2005 г., 250 мин., Великобритания.
Все началось с молекул. Каким-то непостижимым образом эти мельчайшие частицы навсегда изменили жизнь на нашей планете. В новом документальном фильме ВВС, благодаря последним достижениям в области графических технологий и компьютерной графики, Вы собственными глазами будете следить за этим процессом, шаг за шагом проходя через миллионы лет истории Земли. От начала зарождения жизни в океане и до сложных межвидовых отношений. Вы узнаете, как благодаря эволюции человек стал человеком. Почему наш организм устроен именно так, а никак иначе. И что позволило людям так грандиозно обогнать в развитии своих ближайших родственников - человекообразных обезьян. Фильм 1. Моря жизни. В океанах и морях жизнь представлена в бесчисленном многообразии форм. Море стало первой лабораторией жизни - здесь впервые появились и были испытаны способы противостояния трудностям существования. Фильм 2. Освоение суши. В течение многих тысячелетий растения, как и животные, существовали только в море. Главной предпосылкой для первого шага из воды на сушу стало появление у живых организмов жесткого скелета. Фильм 3. Парящие в небе. Способность летать - одно из величайших достижений эволюции. Формирование различных видов крыла шло на протяжении сотен тысяч лет. Фильм 4. Жизнь вместе. Наш мир представляет собой сложную сеть разнообразных отношений. Все живые существа, включая человека, в течение жизни находят себе партнеров, защищаются от врагов и поддерживают контакты с соседями. Все это влияет на нашу внешность и поведение, обеспечивая непрерывность эволюции жизни. Фильм 5. Жизнь человека. Доказательства того, что человек произошел от обезьяны, скрыты глубоко в наших генах. 99% генов шимпанзе абсолютно идентичны нашим. Как это ничтожное отличие позволило обезьяне превратиться в человека?