Файл: 1_vvedenie_v_antropologiyu_kultury[1] (1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1В 1859 г. выходит в свет важнейший труд Ч. Дарвина «Происхождение видов», затем, с 1868 по 1873 гг., другие важнейшие сочинения ученого, в том числе «Происхождение человека и половой отбор». К 200-летию со дня рождения великого ученого журнал «GEO» (март 2009 г.) начинает публикацию статей о создании и значении эволюционной теории Дарвина.

2Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989, с.36.

3 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.,1998, с. 54-55.

4 Там же, с. 55.

5 Важнейшими из этих работ являются статьи, вошедшие во вторую часть цикла «У водоразделов мысли»: HOMO FABER. Продолжение наших чувств. Органопроекция.

Символика видений. Хозяйство. Макрокосм и микрокосм.

6 Флоренский П.А. Собр. соч. в четырех томах. Т .3(1). М ., 1999, с. 402.

7 Там же, с. 401.

8 Флоренский П.А. Собр. соч. в четырех томах. Т .3(2). М., 1999 , с. 22.

9 Это было время когда, когда душевная жизнь человека целиком отождествлялась либо с его функциями, либо со всем человеческим организмом. Античная мифология в ее историческом развитии . 6. Фетишистское представление о человеке. - В кн.А. Ф.Лосев Мифология греков и римлян. М., 1996, с. 52.

10 Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990, с . 460-461.

11 Вернадский В.В. Автотрофность человечества. // Русский космизм. М., 1993, с.288.

12 «Гетеротрофный» - питающийся органическими веществами, «автотрофный» - питающийся неорганическими веществами.

13 Вернадский В.В. Несколько слов о ноосфере. // Русский космизм. М., 1993, с.305.

14 Там же, с.302.

15 Культурогенез - эволюционный процесс формирования новых типологических форм культуры (обновления ее внутреннего, духовного содержания и смысловой структуры), осуществляемый в результате ее собственного развития, находится в постоянном взаимодействии: с биогенезом, основу которого составляет способность жизни к самоорганизации и свидетельствующем, что «живое может происходить только от живого», филогенезом – процессом развития органического мира, в ходе которого осуществляется формирование типов, классов, отрядов, родов и видов организмов, онтогенезом – процессом индивидуального развития форм живой природы, этногенезом процессом формирования этносов (племенных объединений и традиционных культур).

16 Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция. Человеческий род в становлении// «Человек», 3\91, с . 11.

17 Там же.

18 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала М., 1998, с . 396.


19 Там же, с . 397.

20 Там же, с . 460.

21 Там же с. 420-421.

22 Термин «структурный» К. Леви -Строс использует для различения понятийного и чувственного мышления.

23 Русский перевод: Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

24 Руссо – отец антропологии. Цит. По: Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994, с. 25.

25 «Противостояние культуры и человека – лишь видимость, ибо человек обременен своей культурой, он сросшийся с нею носитель ее» (Хейзинга Й. Человек и культура. //Современная западно-европейская и американская эстетика. Сб. переводов. М., 2002 ,с. 7.)

26 Последние данные о происхождении и эволюции рода homo см. в публикациях журнала GEO: «Ряд волшебных изменений» (2004, № 9), «Человек и шимпанзе: границы родства» (2005, № 2), «Палеоантропология. Первобытные ловцы динозавров» (2002, № 11).

27Обезьяноподобные люди: питекантроп, синантроп, гайдельбергский человек, альтамурский человек и др.

28 При всей значительности самого факта появления разделения труда, следует иметь в виду его примитивный характер, т.к. разделение мужского и женского труда, которое осуществляется по половому признаку, указывает на отсутствие того, что можно назвать «технологической культурой», поскольку связано прежде всего с функциями, которые выполняли мужчина и женщина в жизни праобщины. Оно диктовалось особенностями такой технологии, как «охота на крупного зверя». Ее успех зависел в равной степени как от мужчины, так и от женщины, без труда которой было невозможно ни сохранить, ни использовать в полной мере добычу, полученную в результате усилий мужчин-охотников.

29 О новейших исследованиях в этой области см. «Эволюция человека», док. фильм., ч.1-2, Великобритания.

30 Последние археологические находки, дают основание предполагать, что древнейшие изображения были сделаны людьми значительно раньше – около 40 тыс. лет до н.э.

31 Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990, с. 550.

32 Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т .1. М., 1976, с. 65.

33 Токарев С.А. Ранние формы религии. С. 594.

34 Перечисление мифологических сюжетов заимствовано из работы С.А. Токарева «Ранние формы религии». С. 539-548.

35 Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т.3. М., 1964, с. 457-465.

36 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996, с. 31.

37Термин «неолитическая культурная революция» был введен в культурный обиход в 1960 году.

38 Лосев А.Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика). М., 1963. С. 195.

25



Смотрите также файлы