Файл: 2_vvedenie_v_istoriyu_kultury_проработанный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Флоренский П.А. Соч. в 4-х томах. Т.3(2). М.,1999. С. 8-25.

2 Там же, с.65.

3 Флоренский П.А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях. М.,1993, с. 55, 195, 235.

4 Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М.Бахтина) //Одиссей. Человек в истории. 1989. М., 1989. С. 21.

5 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. С. 25.

6Понятие цивилизации было введено в научный обиход французскими историками в 50-е годы XVIII века и первоначально обозначало культурное состояние общества, противоположное дикости и варварству.

В настоящее время используется в трех значениях: 1. Может обозначать различные типы культуры в том числе и первобытные. 2. Может обозначать высшую ступень развития общества, которая следует за стадией дикости и варварства и реализуется в форме города – «городской культуры» (введено в обиход Л.Г. Морганом и Ф. Энгельсом). 3. Может обозначать структуру общества, в котором существует разделение труда, объединяющее людей в социум в форме города.

7 Аверинцев С.С. Как нить Ариадны. Из выступления в чтениях «Социальная память человечества»// Юность, журн. 1987, № 12.

8 Опенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.,1990. С. 90.

9 Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993. С. 298.

10 Конрад Н.И. История всемирной литературы. Т.1 (Макет). М., 1967. С. 145-148.

11 Большая часть памятников неолита в Европе и Азии относится к VI-III тысячелетию до н. э. Энеолит –медно-каменный век – относится к IV-III тысячелетию до н.э. Хронология эта носит относительный характер, т.к. она применительно к некоторым цивилизациям Европы и Азии является неточной.

12Мегалиты – построенные из огромных камней сооружения, назначение которых до сих пор вызывает споры. Видимо, они использовались как святилища, погребальные сооружения, возможно, и с целью астрономических наблюдений, являвшихся своеобразным календарем. Примерами таких сооружений являются микенские гробницы, кносский лабиринт, зиккураты Шумера, пирамиды Египта, Стоунхендж на территории Британии.


13 Опенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.,1990. С. 41.

14 Гомеровы гимны. М., 1995. С. 127.

15 Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 108.

16 Там же. С. 88-89.

17 Древнекитайская философия. Собр. текстов в двух томах. Т. 2. М.,1973. С. 307-308.

18 Там же. С. 157.

19 Слово «трагедия» образовано от греческого слова «трагос» - козел. Козлы были священными животными культа Диониса, им была посвящена «песня козлов», которая исполнялась во время процессий, связанных с праздником дионисий.

20Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 42.

21 Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973, с. 140.

22 Там же, с.102-103.

23 Опенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990, с. 85.

24 Изложение этого мифа в книге Крамера С. История начинается в Шумере. М.,1991, с. 109-111.

25 Фрагмент из аккадской поэмы «О все видавшем»// Поэзия и проза Древнего Востока.

Раздел «Литература Шумера». М.,1973, с. 166.

26 Фрагменты ранних греческих философов. Гераклит. 85, с. 239.

27 Риккерт Г. Объективность культурной истории. - В кн. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1993, с. 122.

28 Фукидид. История. Книга вторая. 40. М., 1993, с. 41.

29Ригведа. Мандалы I-IV. 989, с. 475.

30Чхандохья упанишада. Часть 7. Глава 25. М.,1992. С.130.

31Эсхил Прометей прикованный// Греческая трагедия. М.,1956, с. 72.

32 Гадамер Г.Г. Прометей и трагедия культуры // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991, с. 243.

33Аверинцев С.С. Античный риторический идеал в культуре возрождения. М., 1984, с. 145.

34 Рефлексия (лат. «отражение») – размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния.

35 Культурные универсалии, наука и вненаучное знание// В кн. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.,1990, с. 328-380.

36 Ранние формы искусства. М.,1979, с. 71.

37 Примером этого нового взгляда на «силу искусства» является цитировавшийся нами выше знаменитый IV Гомеровский гимн к Гермесу (Изобретение лиры).

38 Аристотель. Сочинение в 4-х томах. Т.1. М., 1976. С. 5.

39 Цит по: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2, с. 7.


40 Аристотель. Метафизика. Кн. 10. Гл. 1.

41Там же. Кн.1. Гл.1. 981б 5.

42 Там же. 981а, 25-30.

43 Речь идет о таких сочинениях Аристотеля, как «Метафизика», «Физика» (термин обозначает все естественнонаучные сочинения Аристотеля), «Никомахова этика», Первая и Вторая Аналитика.

44 Лосев А.Ф История античной эстетики. Т.1,с.118

45 При этом искусства разграничивались, образуя две группы. Об этом писал Аристотель в своем основном труде «Метафизика»: «искусства для удовлетворения необходимых потребностей» и «искусства для препровождения времени». Предпочтение отдавалось искусствам, которые назывались «науками, предназначенными не для практического применения», а для духовного совершенствования.

46 Бэхем А.Чудо, которым была Индия. М., 2000, с. 414.

47 Античные мыслители об искусстве. «Искусство»,1938, с. 6.

48 Цит. по: Мастера искусства об искусстве. Т.1. М., 1965, с. 16.

49 Бэхем А.Чудо, которым была Индия. М., 2000, с. 415.

50 Датировка классического периода майя дана по книге: Галич Э. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990. С. 147.

49