Файл: 2_vvedenie_v_istoriyu_kultury_проработанный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деяния богов, выступавших в роли культурных героев, начинают приписываться мудрым правителям (в качестве которых выступали реальные люди). В результате этой совместной «культурной работы» богов и людей формируется представление о всеобщем космическом законе, общем для людей и небожителей. Знание об этом законе рассматривается как высшее знание, которое доступно только людям, обладающим способностью «видеть все, как одно». Об этом сохранились многочисленные свидетельства в древних текстах. Главную роль в них играют культурные герои, обладающие, по выражению М. Бахтина, «избытком видения».

В древнейшем шумерском тексте правитель Ура Гильгамеш представлен не только как «строитель городов», но и как мудрец, «все прошедший» и «все видавший», наделенный особой памятью, благодаря которой он принес людям «весть о жизни до потопа». «На две трети он – бог, на одну человек»25.

Космологическая традиция сближения богов и людей в борьбе за преодоление ими хаоса на небе и на земле сохраняется и в период классической древности. Известный афоризм Гераклита (одного из первых величайших философов древней Эллады, создателя диалектики, мыслящего еще вполне мифологически) гласит:

«Люди – боги, боги – люди. Ибо логос один для всех»26.

Не менее отчетливо это сближение мифа и реальной истории произошло в Древнем Китае. В текстах древнего Китая часто трудно отличить, где кончается миф и начинается исторический сюжет, и обратное. Так, например, первым правителем людей в Древнем Китае считался Фу-си, небесный император, получивший «мандат» на правление от самого Неба. Длительное время императорами именовались только небесные правители, пока создатель первой китайской империи ЦИНЬ Шихуанди ни присвоил себе этот титул.

На этой стадии развития культурного сознания практически невозможно с достаточной отчетливостью различать те или иные сферы зарождающейся духовной культуры (эстетиче­ской, религиозно-нравственной, философско-риторической); они как бы взаимопроникают друг в друга и взаимно друг дру­га дополняют. Поэтому представление о культуре в этот период по-прежнему носит преимущественно традиционный характер. Как образ, так и имя культуры тяготеют к "границам" космоса. Что же касается человеческой жизни – как телесной, так и ду­ховной, – она рассматривается не как нечто самостоятельное, а как «модель» этого космоса, которая пока еще продолжает «замещать» человеческую личность.


Уход в прошлое древнейших городских цивилизаций был связан с гибелью древних городов. Они были разрушены в результате непрерывных столкновений и войн друг с другом и с периодически проникавшими в эти районы кочевыми племенам, а также вследствие грандиозных природных катаклизмов. Из-за землетрясений и последовавших за ними наводнений погибла блестящая Минойская цивилизация на острове Крит. Непрерывные войны ослабили, а затем и погубили цивилизацию Микен – наследницу Крита. Три столетия некогда цветущий край представлял собой безлюдную степь, в которой бродили редкие отары овец. Была утрачена письменность, а с ней и зачатки культурной традиции, и лишь нищие певцы-аэды – хранители древней жизненной традиции – вспоминали о былом величии «златообильных Микен». Блистательные в своей мощи образы гибели двух цивилизаций, предшественников великой Греции – микенской и троянской – представлены в великой поэме Гомера «Илиада».

Легендами овеяна гибель древнейших городских цивилизаций Китая Шан-Инь и Чжоу, которые погубило всевластие негодных правителей и непрерывные войны. В Индии основу великого эпоса «Махабхарата» составляет предание о гибели некоего процветавшего древнего царства в результате кровавой вражды двух родовых кланов куравов и пандавов, презревших «великий закон» жизни (дхарму).

Овеяна легендами гибель древнейшей цивилизации Мезоамерики – империи Майя. По преданию, великие города, созданные народом майя, были покинуты ими неожиданно, то ли по причине упадка земледелия, то ли по причине войн с соседями, а скорей всего из-за утраты надежды на помощь в их бедах богов, несмотря на то, что им в изобилии приносились кровавые человеческие жертвы. Гибель древних городских цивилизаций завершалась периодами упадка и хаоса, продолжавшимися несколько столетий. Многие города были разрушены и до основания стерты с лица земли. Культурные достижения, в том числе и письменность, были утрачены, города приходили в запустение и разрушались. Воспоминания о прошлом «золотом веке» сохранялась лишь в устных преданиях, в которых сюжеты древних мифов соседствовали с описаниями древних ритуалов и подвигов героических предков. Хранителями этой жизненной традиции были бродячие певцы – создатели грандиозных по объему эпических поэм, существовавших в устной форме и передававшихся из поколения к поколению. Наиболее известными из таких произведений устной литературы являются индийская поэма «Махабхарата», древнегреческий цикл эпических поэм Гомера («Илиада» и «Одиссея») и Гесиода («Теогония» и «Труды и дни»), китайская «Книга перемен» («Ицзин»), первоначально использовавшаяся как одна из «гадательных книг». Эти произведения были записаны в классический период. В процессе записи они существенно обновлялись и обрастали комментариями, а затем использовались в качестве канонических текстов, становились материалом для первых философов, принадлежащих к многочисленным и разнообразным школам, которые появились в новых великих цивилизациях, возникших на развалинах древних цивилизаций в I тысячелетии до н.э.



Классические культуры нового Древнего мира

Без идеала над собой человек, в духовном смысле этого слова, не может жить. Ценности же, составляющие этот идеал, открываются в истории, и с прогрессом Культуры они, подобно звездам на небе, одна за другой вступают в горизонт человека. Это не старые, не новые, это просто ценности.

Генрих Риккерт27

Главным делом родоначальников классических культур «нового» Древнего мира стала запись, комментирование и осмысление культурного опыта классических цивилизаций «старого» Древнего мира. Как уже говорилось выше, этот опыт был зафиксирован в основном в устной традиции. Письменных документов эпохидревнейших цивилизаций сохранилось немало, но абсолютное большинство из них содержит записи хозяйственного, ритуального содержания и династические списки правителей. Гораздо меньше среди них записей мифов и сказаний о жизни предков.

Иным было содержание эпических поэм, сложившихся после гибели этих древних цивилизаций. В них повествовалось о предках, как правило, выступавших в роли культурных героев, которые в своих великих деяниях были приближены к богам. В свою очередь, древние боги хтонических мифов, когда то символизировавшие природные стихии, также начинают выполнять функции культурных героев. Так формируется идея необходимого единства людей и богов в деле установления и сохранения мирового порядка. Новые города-государства обретают новые функции, выполняя роль метрополий – мировых центров.

Существовало два основных типа подобных городов. Первым из них являлся город-полис. Он представлял собой общину земледельцев. Каждый ее член был обязан не только обрабатывать землю, но и защищать ее от врагов и активно участвовать в общественной жизни государства. Все члены городской общины, за исключением женщин и рабов, имели равные права и обязанности в делах общественного самоуправления. Классическим примером подобных городов полисного типа стали греческие города, среди которых особое место принадлежало Афинам – здесь впервые появилась демократия (правление народа). В этих городах формируется представление о «совершенном человеке» и «лучшем гражданине». Черты этого идеала нашли яркое отражение в знаменитой речи вождя афинской демократии Перикла, произнесенной при погребении воинов


Мы без расточительства и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Признание бедности у нас ни для кого не является позором, но больший позор мы видим в том, что человек сам не стремится избавиться от нее трудом… Мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем28.

Иная форма государственности сложилась в I тысячелетии до н.э. в городах-государствах Ближнего Востока, Китая, Индии, Египте. В этих регионах города стали центрами империй. Возникавшие на огромных территориях этих империй города создавались – и по организации и по форме правления – как уменьшенная копия городов- метрополий. Примером таких городов могут служить в эпоху эллинизма многочисленные «Александрии», и прежде всего Александрия египетская, созданные по повелению Александра Македонского на огромной территории от Средиземноморья до Индии. Классическим примером древней метрополии бы Рим. Если создаваемые Александром города были своеобразной копией Афин, то многочисленные города во всех римских провинциях были копией Рима. Как правило, при создании подобных городов не уничтожались местные традиции, обычаи, верования, а осуществлялся процесс интеграции местных культур и классической античной культуры, что придавало ей значение универсальной общечеловеческой традиции. В свою очередь, это стимулировало сохранение и самой традиции даже в эпоху кризиса классической древности и последующей гибели античной цивилизации.

Метрополии воспринимались как «мировые центры» - не только как земледельческие, религиозные и административные, но, прежде всего, как культурные. Существовавший в них образ жизни, законодательные нормы, сосредоточение в них грандиозных строений храмов, форумов, театров, стадионов, библиотек, школ, академий, ремесленных мастерских, рынков и т.д. становились эталоном для нового города – империи. Не менее привлекательны были формировавшиеся в метрополиях идеалы «совершенного человека», «добродетельного правителя» и «образцового гражданина», а также и образ жизни ее населения. Так, в античной цивилизации в качестве таких «образцов» выступали вначале Афины, а позднее Рим.

Философы Афин и риторы Рима считали своим долгом создавать и пропагандировать не только натурфилософские, но и социальные концепции, которые содержали детально разработанные системы воспитания «лучших граждан». Такие системы воспитания были созданы в I тысячелетии до н.э. не только в Греции и Риме, но и в Китае и Индии. В их разработке участвовало несколько поколений философов, объединявшихся в многочисленные философские школы. Материалом и арсеналом, который использовали первые философы, были космологическая мифология и эпические сказания. В результате был осуществлен их своеобразный синтез, позволивший создать идеальные модели миропорядка, в которых присутствовали три органически связанные между собой уровни – небесный, земной и человеческий, объединенные между собой единым законом, общим для богов, земной природы и человека.