Файл: 2_vvedenie_v_istoriyu_kultury_проработанный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Благодаря земледелию он себя в своем питании освободил от стихийной зависимости от живой окружающей природы, тогда как все другие организованные существа в этом отношении являются ее бессильными придатками»9.

В эпоху мезолита уже в 9 тыс. до н. э. получают распространение индивидуальные формы охоты, и возникают хозяйства, в которых занятие охотой сочетается с культивирование зерновых (риса, маиса, гороха, бобовых). В следующем тысячелетии активно осуществляется переход к оседлым формам жизни. Древнейшим из подобных хозяйств была нафтийская культура, существовавшая на территории т.н. «плодородного полумесяца» (Ближний Восток).

8-7 тыс. лет до н. э. появляются раннеземледельческие – пастушеские цивилизации, в которых земледелие сочетается с разведением домашних животных (овец, коз) и птицы. В конце мезолита занятие скотоводством и земледелием становится основным, появляются первые земледельческие центры с городской планировкой. В них происходит отделение ремесла от земледелия, происходит переход от натурального обмена к рынку, создаются культовые сооружения, связанные с новыми – земледельческими – культами. Начинают формироваться новые космогонические мифы и ритуалы, в которых принцип организации космического миропорядка символически соотносится с занятием земледелием. Древний культ предков вытесняется культом культурных героев, одним из главных занятий которых является обучение людей земледелию. В роли таких героев выступают боги, первопредки, мудрые правители.


Городские цивилизации эпохи неолита и энеолита

Старый Древний мир своими разными сторонами и в каждой зоне – по-своему как бы врос в «новый» и много в нем предопределил. Однако для литературы самым важным из всего, что дал старый древний мир новому, было письмо… появление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась и развилась литература, как особое явление жизни и культуры… Уже одно это может оправдать отношение к старому Древнему миру как прологу нового: в смысле создания «начал», от которых потом развилась огромная творческая работа человеческого духа, воплощаемая в литературе...»10

Н.И. Конрад

С начала неолита и на всем протяжении этого последнего периода каменного века11 на огромной территории от Тихого океана до Средиземноморья, преимущественно в долинах великих рек семьи, обрабатывающие земельные участки, создают земледельческие общины, связанные с созданием оросительных систем и коллективным использованием водных ресурсов. К этому времени относится и создание монументальных каменных сооружений, которые поражают своей грандиозностью: мегалиты12, пирамиды, храмовые и дворцовые постройки. На рубеже перехода от неолита к энеолиту – веку металла – возникают города-государства, выполняющие функции сельскохозяйственных, административных и культурных центров. Некоторые из них, в которых имеются культовые сооружения, выполняют и сакральные функции. Иногда в качестве таких сооружений использовались амбары, в которых хранилось зерно. Они посвящались богам-хранителям города. Около них проводились ритуалы, связанные с новыми земледельческими культами, во время которых совершались жертвоприношения, в которых в качестве жертвенных даров использовались продукты земледельческого труда.


По сравнению с общинами эпохи мезолита в общинах энеолита во много раз увеличивается количество людей. Если в эпоху мезолита оно составляло около 300 человек, то в эпоху неолита достигало нескольких тысяч. Так, например, в крупном земледельческом центре на Ближнем Востоке Чатал-Хайюк оно достигало 5000 человек, в шумерском городе-государстве Ур – 6000 человек, в индийском городе-государстве Махенджо-Даро – более 4000 человек, в критском Кносе – 1700-1580 человек. Многие из названных городов имели регулярную планировку, мощные оборонительные сооружения, грандиозные ритуальные и культовые сооружения. Развалины древних городов, таких как Ур, Кносс, Микены, пирамиды и храмы Египта и городов, созданных древней цивилизацией Америки майя, и в наши дни поражают воображение. В городах этой эпохи существовала развитая инфраструктура, жилые кварталы, снабженные водопроводом и канализацией, рынки, зернохранилища, ремесленные мастерские по производству гончарных изделий, сельскохозяйственных орудий, выплавке бронзы и изготовлению из нее различных изделий – от ритуальных сосудов, оружия, украшений различных предметов быта. В этих городах существовала своя письменность, свои системы меры весов, сельскохозяйственные и ритуальные календари, основанные на результатах астрономических наблюдений и развитии математических знаний. В них получили развитие и искусства (музыка, пластика, ювелирные изделия), начался процесс формирования древнейших форм фольклора и эпических сказаний, существовавших первоначально в устной форме. Появившиеся в это время новые формы письменности – клинопись, различные виды иероглифики – использовались первоначально в ритуальных надписях и составлении хозяйственных документов. Позднее содержание шумерских надписей «отличается необычайным разнообразием: от административных актов… царских надписей... и литературных произведений – гимны, плачи, заклинания, молитвы – до кодексов законов, судебных приговоров, пословиц и мифов»13.

В Шумере такими городами были Урук (3 тыс. лет до н.э.) и Нипур (3300 лет до н. э.); в Китае Аньян (2 тыс. лет до н. э.), столица древнего царства Инь-Шан, который принято считать колыбелью китайской цивилизации, города Сиань (XI-XIII вв. до н.э.) и Хэнань (VIII в. до н.э.), города чжоусского царства; В Индии Хараппа и Махенджо-Даро (2200 лет до н.э.); в Эгеиде критский Кносс (2 тыс. лет до н.э.) и Микены (1400 лет до н. э.). В Египте в этот период (он совпадает с эпохой Древнего царства) все значительные достижения во всех областях практической деятельности и знания были связаны не со строительством городов, а с процессом организации продуктивного земледелия (плотины, каналы) и созданием монументальных сооружений, выполнявших ритуальные (пирамиды, гробницы) или сакральные и культовые (храмовый комплекс Карнака в Фивах, храм царицы Хатшепсут в Дэйр-эль-Бахри, большой скальный храм фараона Рамзеса в Абу-Симбеле и др.) функции.


Превращение земледелия в экономическую, социальную и культурную основу этих древних городов-государств вызвало серьезные изменения и в сфере сознания. Все более активную роль в мифологии начинают играть космогонические мотивы, в центре внимания которых было взаимодействие сил неба и земли. Главным объектом интереса и почитания становится закон неба, а главным даром богов объявляется научение людей обрабатывать землю. В мифологии появляются новые персонажи –культурные герои, в роли которых первоначально выступают боги и первопредки.

Представление о древнем поколении культурных героев могут дать боги, символизирующие мудрость и силу знания. Напри­мер, древнеегипетский бог мудрости, письма и счета Тот; древ­некитайские боги - Ян-ди, научивший людей земледелию, вра­чеванию и счету, и первый властитель, император Фу-си, обу­чивший их пользоваться абстрактными понятиями и начертав­ший восемь знаков триграмм, вместивших в себя все основные образы мира; богиня ведического пантеона - Сарасвати - по­кровительница наук и искусств, изобретательница алфавита, символизирующая красноречие и мудрость. Великолепный в своей поэтичности образ нового типа культурного героя в древ­негреческой мифологии - вечно юный посланец богов Гермес. В гомеровском гимне, посвященном этому богу, повествуется о том, как играючи, шутки ради делает он из панциря черепахи лиру и дарит ее Аполлону, пытаясь смирить его гнев. Услышав игру Гермеса на лире, пораженный Аполлон обращается к не­му со словами: Нет, никогда не владел тем искусством никто из смертных, Ни из бессмертных богов, в Олимпийских чертогах живущих; Кроме тебя одного, сын Зевса и Майи, воришка! Что за искусство? Откуда забвенье забот с ним приходит? Как научиться ему? Три вещи дает оно сразу: Светлую радость духа, любовь и сон благодатный14.

Удивление Аполлона понятно, он знает лишь "музыку сфер", но ему до встречи с Гермесом было неведомо искусство музы­ки, "трогающее душу". И с момента встречи с Гермесом он уже не расстается с подаренной лирой и выступает в роли Аполлона-кифареда.

В этот период появляется сословие жрецов. Их главной задачей является проведение ритуалов, сопровождающих сельскохозяйственные работы. Они организовывались в соответствии с составленными жрецами календарями. Календарей, как правило, было два, один имел отношение к определению времени сезонных сельхозработ, другой устанавливал время ритуальных жертвоприношений богам и обрядов, связанных с земледельческим культом. Создание календарей было связано с астрономическими наблюдениями, на основе которых были составлены таблицы, они математической обрабатывались с целью определения закономерностей движения небесных тел. Все это вызывало у людей особое отношение к «закону неба» и земледельческому труду, непосредственно с ним связанному. Благодаря этому занятие земледелием воспринимается не только как средство получения в изобилии «благ земных», но и как священный долг каждого человека и средство «духовного воспитания народа»,благодаря чему оно начинает выполнять в организации человеческой жизни не только технологическую, но и культурную функцию.


Выдающийся русский мыслитель П. Флоренский дал удивительно точное определение этой новой функции земледелия, назвав его «хранителем границ культуры». Позднее такое отношение к земледелию приобретает характер традиции. В древнейших тестах Шумера, Китая, Индии, Греции сохранились о ней многочисленные свидетельства. В одной из поэм древнего Шумера даже полезность тех или иных орудий сельскохозяйственного труда оцениваются особым образом. В шумерском тексте, который его переводчик С. Крамер назвал поэмой «Энки и мироздание», повествуется о деяниях бога бездны и мудрости Энки, занимающего в иерархии шумерских небожителей третье место. В этой «поэме» он выступает в роли землепашца самого Энлиля, главы шумерских Богов.

Определив обязанности полей,

Плуг, ярмо и упряжь он направил,

Государь великий Энки, он быку велел идти прямо,

Борозде священной « уста» открыл он,

Полю доброму зерно рожать повелел,

Владыку надевшего перевязь, достойную небесной равнины,

Наделенного силой землепашца самого Энлиля,

Энкиду, хозяина каналов и дамб,

Энки надзирать и следить поставил,

Владыка к доброму полю обратился, ячмень пятнистый в него бросил

Энки пшеницу, бобы и горох вывел,

Многие сорта он ссыпал в груды,

Энки удвоил груды и кучи

Вместе с Энлилем по всей стране он умножил изобилье…15

Первые успехи в области земледельческого труда у древних шумеров были связаны с использованием мотыги и плуга. Сохранился шумерский текст «Спор между мотыгой и плугом», в котором определяется значимость каждого из этих орудий в великой «культурной работе» обработки земли, начало которой положил Энки, «землемер могучий» Энлиля.

Плуг говорит: Я землемер могучий Энлиля!

Я истинный пахарь человека...

Мое становление поистине великий праздник

Мой град в степи ,его изобилие-

Гора зеленая благоговением полная

Я наполняю Энлилю житницы...

Мотыга возражает: О плуг, пред тобою я выхожу в поле,

Я для тебя готовлю поле,