Файл: 2_vvedenie_v_istoriyu_kultury_проработанный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образование и воспитание осуществлялось учителями, которые имели нескольких учеников. В конце классического периода в некоторых центрах учености и образования появляются школы, в которых количество учеников доходило до нескольких сотен. Так, например, в одном из таких центров Варанаси была школа, в которой, согласно древним источникам, было 500 учеников.

Большую роль в деле воспитания играли многочисленные искусства45. К ним относились часто неожиданные формы деятельности. В Древней Индии, как и в Греции, большим авторитетом и уважением пользовались женщины-куртизанки, нередко обладавшие высоким уровнем образованности и владевшие многочисленными «искусствами». Сохранились древние свидетельства о том, что гетеры Древней Индии должны были владеть в совершенстве 64 «искусствами». В них входили не только музыка, танцы, пение, драматическое искусство, искусство стихосложения, но и загадывание загадок, фехтование мечом, стрельба из лука, гимнастика, плотницкое дело, архитектура, логика, химия, минералогия, знание языков, шифровального дела, изготовление благовоний, плетение букетов, изготовление искусственных цветов, лепка из глины и многое другое. Подобные женщины находились под охраной закона. В знаменитом политическом трактате Древней Индии «Артхашасте» («Наука политики») предлагалось установить должность главного инспектора, отвечающего за наблюдение за дворцовыми куртизанками и деятельностью специальных наставников женщин этой профессии46.

Особое место среди многочисленных «искусств» древнего мира с архаических времен принадлежит музыке. Достаточно вспомнить миф об Орфее и знаменитый гомеровский гимн «К Гермесу (обретение лиры)», который цитировался выше. Музыка издревле почиталась греками как источник ГАРМОНИИ и КРАСОТЫ. «И пифагорейцы, которым часто следует Платон, говорят, что музыка есть гармоническое соединение противоположностей, приведение к единству многого, и согласие разногласного »47. Музыка воспринималась как начало трагедии, получившей свое имя от «песни козлов», исполнявшейся во время праздника дионисий (гр. «трагос» - козел, священное животное культа Диониса). Знаменитые греческие Олимпиады, призванные демонстрировать единство тела и духа, обязательно включали и музыкальные состязания. Тем самым музыка воспринималась не как обычное «искусство» (гр. «техне»), а как начало всех искусств, источником которого является сам «космос», организующий мир в качестве единого целого.


Столь же важную роль играла музыка и в Древнем Китае. Ее огромное культурное значение отмечал и великий Конфуций, утверждая, что занятие музыкой необходимое условие соблюдение ритуала и средство формирования «благородного мужа». В конфуцианском каноне учение о музыке – ЮЭ – соотносится с учением о мировой гармонии ДЖУН ЮН. Он считал, что музыкальный резонанс созвучен мировой гармонии.

Сходное понимание культурного значения музыки существовало и в древней Индии. В знаменитом трактате «Натьяшастра» она объединяет в единое целое «изображение восьми эмоций» и трех искусств: танца-музыки-жеста, составляющих основу сценического искусства Индии. В другом трактате «Читрасутра», посвященном изобразительным искусствам, говорится: «Без науки танца правила живописи непонятны… техника танца трудно доступна тому, кто не знает музыки. Ибо без музыки танец не может существовать… а музыка не может быть понята без пения»48.

Весьма выразительна приводимая в книге А. Бэхема «Чудо, которым была Индия» древнеиндийская пословица: «Человек, не знающий музыки, ни литературы, ни другого искусства – это только животное, путь даже без хвоста и рогов»49.

Такая оценка роли музыки и искусства в жизни человека говорит о приоритетном значении в мировоззрении человека классической древности эстетического фактора, несмотря на чрезвычайно большие достижения в области философской и научной жизни, ориентированной на космологическое мировосприятие.


Приложения

Хронология культурных достижений великих цивилизаций Древнего мира

МЕСОПОТАМИЯ (3500-600 гг. до н.э.)

Древнейшие храмовые постройки в Месопотамии – V тыс. до н. э.

Шумер – 3500-1700 гг. до н. э.

Клинопись Шумера – ок. 4000-3100 гг. до н. э.

Строительство городов Шумера – 3000 лет до н. э. (Ур – древнейший центр Шумера -3500 г. до н.э., Урук – 3300 г. до н.э., Ниппур – культурный и религиозный центр Шумера – 3300 г. до н.э.)

3000 г. до н. э. – древнейший гончарный круг в Уре. Изобретено колесо.

Лагаш – 3100 г. до н. э. Возвышение Лагаша – 2500 г. до н. э.

2100 г. до н. э. – количество городов Шумера возросло до 10.

Первые письменные документы – 2800 г. до н.э.

Расцвет школ писцов в Шумере – 2400 г. до н.э.

Земледельческий календарь – 2000 г. до н.э.

Сооружен крупнейший зиккурат Дир-Куригалзу.

Один из древнейших зиккуратов сооружен царем Ур Наму в честь богини

плодородия Иннаны.

Законы царя Ур-Наму (первые закрепленные в тексте законы Месопотамии) –

1100 г. до н. э.

Эпос о Гильгамеше – сложился 1500 г. до н. э.

Шумер и Аккад – 2300-2800 гг. до н. э.

Кодекс (свод законов) царя Хаммурапи – ок. 1792 гг. до н.э.

Вавилон древний 1700 до н. э.

Ассирия – 1300-605 гг. до н. э.

Библиотека Ашурбанипала – 668-627 гг. до н. э.

Ассирия и Вавилон новый – 700-600 гг. до н.э.

Полный вариант эпоса о Гильгамеше – 700 г. до н. э.

Вавилонская астрология и математика

Развитые календари.

Первая астрологическая школа Халдея Бросса 340 г. до н. э.

ЕГИПЕТ (3000 – 30 гг. до н. э.)

Письменность (иероглифическая) в Египте – 4000 лет до н.э.

Первые письменные записи – 3200 г. до н. э.

Речения, заклятия – позднее вошли в «Тексты пирамид» - 3200 г. до н. э.

Раннединастический период – 3000-2626 гг. до н. э.


Определение календарного года (360 дней) – 2800 г. до н.э.

Древнее (Старое) царство – 2625-2130 гг. до н. э.

Начало строительства пирамид в Египте

Пирамида Джоссера (строитель Имхотеп) – 2675 -2625 гг. до н. э.

Погодные анналы Имхотепа (зодчий, врач, астролог)

«Тексты пирамид» - древнейший памятник египетской письменности

Расцвет скульптурного портрета 2800 г. до н. э.

Строительство великих пирамид в Гизе – 2625-2500 гг. до н. э.

« Тексты саркофагов» - новый канон заупокойных магических текстов пирамид (2150-2040 гг. до н. э.)

Египетский канон (т.н. «Пальметка Нармера») – 2000 г. до н. э.

«Математический папирус», «Медицинский папирус» - 2000-1900 гг. до н.э.

1-й переходный период - 2130-1980 гг. до н. э.

Среднее царство – 1980-1630 гг. до н. э.

Расцвет египетского литературного творчества («Рассказ Сенухе». Сказка о потерпевшем кораблекрушение». «Спор разочарованного со своей душой». Гимны богам: Хапи, Озирису).

Запись на папирусе «Текстов пирамид» - 2010-1785 гг. до н. э.

2-й переходный период – 1630-1523\ 39 гг. до н.э.

Новое царство – 1539-1075 гг. до н.э.

«Книга мертвых». Заупокойные тексты Нового царства включали древнейшие тексты пирамид и фаркофагов. Создавались в 2325-1700 гг. до н. э.

Строительство в Луксоре храма Амона-Ра. Колоссы Мемнона – 1400 г. до н. э.

Древнеегипетская поэзия и литература («Кривда и правда», «Большой гимн Атону», «Поучение Птахотепа», «Прославление писцов». «Песнь о невинном страдальце») –1300 г. до н. э.

Эпоха Амарны (Эхнатон) – 1353-1336 гг. до н.э.

Строительство Ахетатона 1350 г. до н. э.

Расцвет древнеегипетского искусства.

Гимн богу Атону (из гробницы сановника Эйе).

Древнейшая географическая карта – 1300 г. до н.э.

«Большой папирус» - 1200 г. до н. э.

3-й переходный период – 1075-656 гг. до н. э.

Поздний период – 664-332 гг. до н.э.

Эллинистический период – 332-30 гг. до н.э.

332 г. до н.э. – Завоевание Египта А. Македонским

305 г. до н.э. – Птолемеевский Египет. В этот период Египет испытывает влияние греческой и римской культуры

30 г. до н.э. – Рим захватывает Египет.


ИНДИЯ (2250-185 гг. до н.э.)

Раннеземледельческие цивилизации Индостана

Расцвет цивилизации Хараппы –2250-1750 гг. до н. э.

Городская цивилизация эпохи неолита. Включала до 1000 поселений городского типа. Наиболее известные Харрапа и Махенджо-Даро имели регулярную планировку, водопровод и канализацию, свою систему письменности, мер и весов. Развитые формы земледелия, торговли, ремесла и искусства, религиозные культы.

Ведическая Индия

Начало вторжения на Индостан ариев – 2000 г. до н.э.

Классический период – 1500-500 гг. до н. э.

Составление ведических гимнов – 1500-100 гг. до н.э.

Ригведа – создана в XV-X вв., записана в III в. до н.э.

Брахманы – X-VIII вв. до н.э.

АраньякиVIII-VII вв. до н.э.

Уанишады VIII-II вв. до н.э. старые (Санкхья - Йога)

VI-IV вв. до н.э. младшие,

III-II вв. до н.э. поздние

Брахманы – X-VIII вв. до н.э.

Махабхарата – составлена в VI-V вв. до н.э., окончена в I в. н.э.

Бхагавадгита как самостоятельный текст сложилась не ранее V и не позднее II вв. до н. э.

Сутры вторая половина 1 тысячелетия до н. э.

Шастры – V в. до н.э. – V в. н.э.

Ранний буддизм – V в. до н. э.

Династия Маурьев – 321-185 гг. до н.э.

Буддийский канон «Титипитака» (три корзины) – III в. до н.э. (записана в 80 г. до н. э.)

Правление Ашоки (264-228 гг. до н.э.)

Дхамамапада (прибл. IV-III вв. до н. э., входила в качестве самостоятельного

текста в «Титипитаку»)

Классическая йога II в. до н.э. – III в. н.э.

Артхашастра – III в. н.э.

Законы Ману (Манавадхармашастра) II в. до н.э. – II в. н.э.