ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 791
Скачиваний: 0
13 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.237-238, 423.
14Там же. С. 4.
15Философ Э. Ю. Соловьев в статье «От обязанности к призванию, от призвания к праву», характеризуя проблему индивидуального феномена в истории, пишет: «Проблема индивидуализации – продукт развития норм (обязанностей, призваний, прав). При этом обязанностям соответствует индивид, призванию –индивидуальность в собственном смысле слова, а праву – личность. Таковы три основных понятия, на которые…должна опираться типология индивидуальных феноменов в истории». Процесс индивидуализации – путь индивида к свободе, которая, по словам И. Канта, «существует по договоренности (нравственного) закона». // ОДИССЕЙ. М., 1990. С.48-55.
16 Зиммель Г. Индивид и свобода. // Избранное. В 2-х томах. Т.2. М., 1996. С. 197-198.
17 Ортега–и–Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.442-443.
18 Там же. С. 461.
19 Гёте. Собр. соч. в 13-и тт. Т.10. С. 726.
20 Цит. по: Кессель Л. Гёте и «Западно-восточный диван». М., 1973. С.28-29.
21 Ф. В. Й. Шеллинг Соч. в двух томах.Т.2 .М.189,с .364
22 Гегель Г. Эстетика. В 4-х тт. Т.2. М.,197. С.169.
23 Зиммель Г. Индивид и свобода. // Избранное. Т. 2. С.13.
24 Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 54.
25 Там же. С. 61.
26 Там же. С. 99-100.
27 Бахтин М. Эпос и роман. СПб, 2000. С.196, 198, 218, 222.
28 Литературные манифесты западноевропейских романтиков. С.52, 61.
29 Там же. С.97.
30 Г.Ф. Гегель Эстетика. Т.2, 319
31 Там же. С. 310.
32 Там же. С. 306-307.
33 Бромлей Ю., Подольный Р. Создано человечеством. М., 1984. С.145.
34 В статье «Современная публика и фотография» (1859) Ш. Бодлер писал: «Фотография стала прибежищем неудавшихся художников, малоодаренных или слишком ленивых недоучек, и вследствие этого всеобщее увлечение ею не только приобрело характер ослепления слабоумия, но было окрашено неким злорадством… Если допустить, чтобы фотография заменила искусство в какой- либо из его функций, она очень скоро вытеснит его вовсе или растлит при поддержке естественного союзника – тупости обывателя… если ей будет дозволено покуситься на область неуловимого, на плоды воображения, на все то, что дорого нам лишь своей причастностью к человеческой душе, - тогда горе нам!» Шарль Бодлер об искусстве. М.,1986. С.189-190.
35 Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно- европейской литературы ХХ века. М.,1986. С.247-248.
36 Барт Р.Camera lusida. М., 1997.С.177.
37Литературные манифесты западноевропейских романтиков. С. 60.
38 Там же. С. 94.
39Наиболее существенными достижениями в XIX – начала XX векабыли: в науке -физика: теория N-мерного пространства (Лобачевский), теория относительности (Эйнштейн, Беккерель), учение о радиоактивности (Резерфорд), первая модель атома (1903); математика: первые вычислительные машины (60-80-е гг. XIX в.);химия: таблица Менделеева (70-е гг. XIX в.);биология: естественная история мироздания (Геккель,1871), происхождение видов и человека (Дарвин), теория наследственности (Мендель,1866), открытие гена (Вейсман, 1892), открытие фотосинтеза (Тимирязев, 1900-е гг.);
40в технике -механика: изобретение двигателя внутреннего сгорания, предопределившее создание машин и производств совершенно нового типа (1885);
химические технологии: производство бумаги из целлюлозы (40-70 гг. XIX в.), пластмассы (1865), синтетического каучука (60-80 гг. XIX в.), механическое производство оконного стекла (1894-1906);строительство: использование в массовом строительстве стали и железобетона (80-е гг.XIX в.), небоскребы (1883-1889); формирование нового типа городов-мегаполисов;транспорт: создание железнодорожной индустрии, расширение мирового рынка и повсеместное строительство железных дорог (конец XIX в.); изобретение автомобиля (1873), переход к поточному производству автомобилей (1912-1913, заводы Форда); появление цельнометаллических судов и теплоходов (90-е гг. XIX в.), самолеты (1903), использование авиации в боевых действиях (1914)
31 К. Ясперс . Современная техника.// Новая технологическая волна на Западе. М.,1986. С.145,152.
41 Там же. С.136.
42 Там же. С. 141.
43 Термины «реализм» и «модернизм» употребляются здесь в их культурологическом, а не в искусствоведческом значении: они используются не для определения направлений искусства XIX-XX вв., а для характеристики изменений, происходивших в менталитете европейского человечества в этот период и нашедших отражение в различных формах культурной деятельности, в том числе и в искусстве.
44 В связи с этим представляется крайне интересным рассуждение Ролана Барта о том, что главным свойством фотографии является то .что она «не поддается классификации» и объясняет ее «хаотичность» тем, что она до бесконечности» повторяет то, что никогда не может повториться в плане экзестенциальном (жизненном Г.П.)». Ролан Барт . Camera lusida.М.1997, с.11
45 Характеризуя культурное значение фотографии академик Ю. Бромлей писал:»Фотография во многом изменила характер культуры в целом…а не просто дала человечеству новые способы фиксации фактов, она изменила их восприятие. Мир, увиденный через объектив фотоаппарата, а потом и кинокамеры, уже никогда не вернется в свое прежнее состояние…Фотография увидела пространство расчлененным во времени, она выдала остановленное мгновение серийно, в любом количестве, механическим способом».
Бромлей Ю.Подольный Р. Созданно человечеством. М.1984,с.145
46 Ф. М. Достоевский.. «Идиот»,Собр. соч., т.VI , с.521-523
47 Оноре Бальзак. Собр. Соч. в 15 томах. Т.1, с.1-18
48 Эту мысль М.Бахтин развивает в своей известной работе «Эпос и роман» в которой он говорит о «неистребимой модеренистичности» романа. См. М.Бахтин «Эпос и роман Спб.2000, с.222
49 Впервые аналогию между механизмом кинематографического воспроизведения действительности и»механизмом» человеческого познания провел А. Бергсон в своем сочинении «Творческая эволюция(1907).См.: Анри Бергсон Творческая эволюция. Материя и память.Минск.1999,с.338-339
50 Об этом есть масса свидетельств. Достаточно привести суждение Л. Деллюка в его знаменитой «Фотогении» о том ,что «кино требует нехудожественной фотографии и суждение Ю. Тынянова из его эссе «О кино».где он утверждает, что кино, хотя и является вполне самостоятельным искусством, но «вышло из фотографии»
51 В. Бурсов. Судьба Пушкина . Ж- л «Звезда».1983, №10, 138
52 Этот термин вслед за Пушкиным употребляли Тургенев, Достоевский, Л. Толстой, Чехов. Он обозначал. стремление «давать жизнь, только жизнь», «куски жизни, без интриги, без грубых приключений».См: И. С. Тургенев в воспоминаниях современников в 2-х томах.Т.2.М.1983, с.150,260
53 Примером использования фотографического материала в качестве «документов жизни», может служить на Западе творчество Э. Золя, (при написании цикла романов «Ругон- Макары) а в России А.П. Чехова(при написании «Острова Сахалин»)
54 Х. Ортега -и Гассет. Тема нашего времени. В кн. :Х. Ортега –и- Гассет .Что такое философия ?М.1991,с. 34 -35
55 Термин «модернизм»,который существует со времен раннего христианства, когда он использовался для обозначения отличия «христианской современности от языческого и римского прошлого, с тех пор постоянно наполнялся все новыми значениями. В настоящее время «модернистским является то, что способствует объективному выражению актуальности духа эпохи…новое, опережаемое очередным новшеством в области стиля. Но при том, что модное оттесняется в прошлое и становится старомодным, модернизм сохраняет некое скрытое отношение классическому»
(Юрген Хабермас)
56 Фридрих Ницше. Соч. в двух томах.Т. 1 М.1990 с.254
57Артур Шопенгауэр. Собр. Соч. в пяти томах. Т. 1. Мир как воля и представление.М.1992, с.270-271
58там же.с.271
59 Там же,с.214
60 Там же,с.199,201
61 Ницше Ф. Полн. собр. соч.М.,1909,с.173
62 Освальд Шпенглер .Закат Европы.Т.1,М.1993,с.464-465
63 Западно- европейское искусство второй половины XIX века.М.1975.с.25
64 Там же
65 А. Ф. Лосев Из книги «теория стиля» модернизм и современные ему течения. М. Контекст 1990 с.38
66 Там же, с. 29
67 Зиммель. Мода .В кн.: Георг Зиммель Избранное в двух томах. Т.2, М.1996,с. 271
68 B. Ruetenauer. Der Kampf um den Stil . 1905 s. 14-15
69Поль Валерии об искусстве.М.1993,с.86
70 Такой творческий подход к фотографии в полной мере соответствовал логике развития фотографической техники, которая шла по пути перевода всей фотографии в режим моментального фотографирования.
71 Судейкин в воспоминаниях о Врубеле, передает слова ,сказанные ему, тогда еще молодому художнику, Врубелем: «Милый юноша, приходи ко мне учиться, я научу тебя видеть в реальном фантастическое ,как фотография, как Достоевский». Врубель. Переписка .Воспоминания о художнике.Л.1976, с.295
72 Г. Зиммель .Мода,с.289
73 Георг Зиммель. Мода.В кн.: Георг Зиммель. Избранное в двух томах.Т.2.М.1996, с.275, 277
74 Под «выходом искусства за свои собственные границы»,здесь понимается то, что художник импрессионист не ставит своей целью создать законченное, с точки зрения. канонов традиционной живописи произведение-«картину»,отвечающую требованием определенной, композиционной и жанровой структуры, а озабочен лишь с максимальной жизненной достоверностью передать то состояние в котором находится, в данный момент интересующий его предмет или событие.
75 Поль Валери об искусстве. М. 1993 , с.84-89
76 Habermas Jrgen. Die Moderne- ein unvollendetes Projek . - In : “Die Zeit” , Hamburg 1980 № 39, s. 47-48
77 «В своей практике авангард стремился быть чем угодно,но только не искусством.Он мечтает о системе идей;ему грезится чистый интеллект,наслаждающийся своим бытием; ему хочется встать между искусством и жизнью,не будучи ни тем ни другим»(В.С.Турчин. По лабиринтам авангарда.М.1993, с. 19
78 Д. Белл Культурные противоречия капитализма (D. Bell . The cultural contradictions of capitalism .1976).
79 Habermas Jurgen. Die Moderne- ein unvolendetes Projekt. In Die Zeit. Hamburg .1980, s. 47-48
80 В этом отношении чрезвычайно показательно отношение к фотографии одного из наиболее значительных представителей авангарда Пабло Пикассо. Его близкий друг известный фотомастер Брассаи в своих воспоминаниях пишет: « Можно сказать, по крайней мере, что его друзья фотографы столь же важны для него, как его друзья художники, скульпторы, коллекционеры и матадоры… образ действительности, воспроизводимый фотографией сопровождал его всю жизнь… Он хотел достичь воспроизведения, равного фотографическому, и одновременно хотел уничтожить малейшие следы такого воспроизведения. Фотография остается тем скрытым центром, вокруг которого вращается его творчество».Цит. по // «Советское фото», № 4,.с.22-24
81 Цит. по : Экспрессионизм. Сборник статей. М.1966, с.24
82 Василий Кандинский. Точка и линия на плоскости. Спб.2001,с.187-188
83 А. Бретон .Манифест сюрреализма. Цит. по кн.: Называть вещи своими именами, с.41
84 В статье «Происхождение и художественные перспективы сюрреализма»(1941),А. Бретон писал: Если автоматизм перестает проявляется, хотя бы подспудно ,возникает риск отхода от сюрреализма…Автоматизм прямо ведет в ту область в которой, как показал Фрейд, царит вневременность и замена внешней реальности психической реальностью, подчиненной только принципу наслаждения». Это суждение Бретона объясняет и тот факт почему в модернизме вообще и в сюрреализме в частности, где принцип «автоматизма» является определяющим принципом творчества такое большое место занимает «эротизм».выступающий в качестве символа ничем не ограниченного и неконтролируемого разумом наслаждения.
85 Л. Г . Андреев. Сюрреализм.М.1972, с.205
86 Андре Бретон . Сюрреализм и живопись»(1928)
87Примером отношения сюрреалистов к использованию в своем творчестве новой техники могу служить статьи С. Дали, опубликованные в 20-е годы ХХ века : «Фотография- свободное творчество духа» и «Поэзия стандарта»,В них сфера техники и продукции промышленного производства рассматриваются, как «система новых измерений духовного пространства.» (Называть вещи своими именами.М.1986,с.246-251
88 История Европы. Перевод с французского. М. «Просвящение».1996 , с.335
89 Под «субкультурой».понимаются автономные культурные образования имеющие отношение к самым различным областям человеческой деятельности, которые существуют внутри господствующей типологической формы культуры. Примером \ культуры.
90 Даниэл Белл. Массовая культура и современное общество.// Америка.№101,с.51-53
91 Хосе Ортега- и- Гассет. Эститика. Философия культуры. М.1991,с.315
92 там же, с.319
93 Хосе Ортега-и –Гассет. Эстетика.Философия культуры 315-327.
94 Макс Хоркхаймер.Теодор В.Адорно .Диалектика просвещения.М.Спб.1997, с.202»
95Поль Валери об искусстве. М.1993 ,с.99
96Подробнее см. в книге Пондопуло Г.К Ростоцкая М.А. Фотография и кино в системе современной культуры. М. ВГИК
97Адорно Теодор В. Семь тезисов по социологии искусства. Цит. по: Информационный сборник. Переводы . № 38. М. ВНИИК , с. 44-51
98 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994,с.XVII
99 Следует еще раз напомнить рассуждение М. Хайдеггера в его статье «Время картины мира» в которой он в качестве одного из сущностных явлений, характеризующих новое время говорит о том, что в существе культуры в этот период заложено и то, что она становится «культурной политикой»