Файл: 5_КУЛЬТУРА современная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 786

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суть этого высказывания Руссо состоит в том, что кончилось то время, когда человек, размышляя о смысле и высших целях своей жизни, искал ответы на эти вопросы в решении «метафизических», т.е. абстрактных по отношению к реальным проблемам жизни, вопросов. Наступило время осознать себя не только в качестве объекта, но и субъекта культуры. Призыв Руссо к человеку «подняться над самим собой» означал не что иное, как призыв к новому поколению людей реализовывать свою индивидуальность как личность. В рассуждениях Руссо о природе человека и «улучшении состояния человеческого рода», как он сам утверждает, речь идет об улучшении нравственного состояния не «ничтожнейшего меньшинства», а прежде всего народа, так как, по его мнению, «именно народ составляет род человеческий». Французский мыслитель решительно выступает против противопоставления «ученой» и «народной» культур и отстаивает идею создания единого национального языка, противопоставляя ее традиционному разграничению «языка культуры» и «бытовой устной речи».

Идеи французского мыслителя сыграли определяющую роль в утверждении культурной идеологии Просвещения и оказали влияние на Гердера и Канта.

Немецкий просветитель И.Г. Гердерстал основателем европейской философии истории и культуры. В своем труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1792) он впервые попытался рассмотреть историю людей исходя из нее самой, а не из законов человеческого разума, что выдвинуло в центр его внимания проблемы культуры. Гердер подверг решительной критике традиционное понимание культуры как достаточно неопределенное и пустое: «Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей? Счастью отдельных людей - вот что хочу я сказать, ибо может ли быть счастливо целое государство, понятие абстрактное, в то время, как члены его бедствуют? Это противоречие, или лучше сказать мнимость, которая незамедлительно разоблачает себя»9.

Новый взгляд на определение культуры получил всесторонне обоснование в работах Канта. Подводя итог предшествующему этапу развития культуры, он писал в главном своем сочинении «Критика чистого разума» (1781): «…метафизика природы и нравов и, в особенности, (пропедевтическая) критика разума, отважившегося летать на собственных крыльях, составляет все, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связи с мудростью, но на пути науки, единственном пути, который, раз он продолжен, никогда не зарастает и не допускает заблуждений. Именно поэтому метафизика есть также и завершение всей культуры человеческого разума»10. В работе Канта "Критика способности суждения", завершающей цикл из трех главных сочинений философа, дается новое, отличное от традиционного, определение культуры: "Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит в их свободе) - это культура». Такое понимание феномена культуры требует коренным образом пересмотреть традиционные представления о месте человека в системе природы: "Мы имеем достаточное основание рассматривать человека не только как цель природы подобно всем организмам, но здесь, на земле, также и как последнюю цель природы, по отношению к которой все остальные вещи в природе составляют систему целей"11. Философ утверждает, что «все успехи в культуре, которые служат школой для человека, должны быть применены к организации его жизни".


В статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение» Кант связывает этот новый взгляд на культуру с необходимостью формирования нового типа человека, способного «публично пользоваться собственным умом». Это право человека пользоваться собственным разумом свободно ничем не должно быть ограничено и должно быть закреплено в законе. Кант, тем самым, видит в культуре не только средство индивидуального самосознания индивида, но путь самореализации индивида в качестве духовно- и социально-самоценной,свободной личности.

В конце XVIII- началеXIXвв. получил совершенно исключительное распространение термин «Bildung», появление которого исследователи связывают с переходом от культуры разума к современной личностной культуре. Этот термин обозначал формирование нового типа человека. Первым из представителей и создателей современной культуры стал великий немецкий поэт, мыслитель и ученыйГёте, поэтому переходный период часто называют «веком Гёте».

Суть нового термина состояла в том, что культура отныне определялась не просто как "вторая природа" - совокупность всего созданного человечеством, но прежде всего как процесс «возвышения человека до человеческого в рамках человечества»12. Такое смысловое наполнение термина культура, позволяет утверждать, что современная культура зарождалась как новая форма гуманизма. Введение в научный обиход терминаBildung, который начинают использовать не только сторонники культурных новаций, но и такие выдающиеся представители классической философии, как Гегель, знаменовало окончательное утверждение новой,антропологической,направленности культурогенеза. Поворот был завершен, наступало время творения новых культурных форм – время становления современной культуры.


Становление. От просвещенного человека к свободной личности

Всякий человек ,будь то свободный или подневольный,

Или облеченный властью, согласится ,что наивысшее

счастье смертных- это личность

Гёте

Процесс формирования нового - современного - типа личности и новых культурных форм происходил на фоне глобальных изменений в цивилизационной структуре европейского общества. В первой четверти XIXвека завершается первая промышленная революция, в результате которой аграрная цивилизация модернизируется, и ей на смену приходит цивилизация индустриальная. Заканчивается цикл буржуазных революций и формирование в Европе национальных государств и культур.

Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер называет пять «сущностных явлений», характеризующих наступающую эпоху. Это наука, техника, вхождение искусства в горизонт эстетики, пониманиеиорганизация всей человеческой деятельности как культуры, десакрализация (обезбоживание).

Развитие в Новое время научного знанияпривело к созданию «научной картины мира» и осмыслению человеком себя в качестве«субъекта познания». Не менее значительные перемены в статусе человека вызвало и развитие техники. В статье «Вопрос о технике» Мартин Хайдеггер пишет о том, техника стала у нововременного человекакак субъектаглавным и единственным обеспечением его места в бытии. Когда человек имел дело с природными вещами, он мог рассчитывать на то, что путем рационального метода, открытого Рене Декартом, он может постичь их сущность. Когда же он имеет дело с миром техники, если он хочет постичь ее сущность (а это необходимо, чтобы не попасть в полное ее подчинение), то он должен обратиться прежде к самому себе и понять, как он, человек, замыслил и поддержал эту технику. Иначе говоря - какое место она занимает в его культурной деятельности как субъекта познания и творчества. В связи с этой мыслью философ обращается к анализу этимологии древнегреческого термина «tehne», заключающего в себе двойной смыл. Первый, «инструментальный», означает «средство для достижения целей». Второй, эстетический, отражает способность «tehne»производить истину в красоте. Не случайно греки обозначали этим термином одновременно ремесло, науку и искусство. Отмечая опасность для человека и культуры неконтролируемого развития техники, философ видел в «сближении техники и искусства путь к небывалому историческому величию человека… Ничто чисто техническое никогда не достигает существа техники. Оно неспособно разглядеть даже подступы к нему»13. Одухотворение техники – такова единственная реальная перспектива развития культуры в будущем, считал Хайдеггер.


Если создание «научной картины мира» делает человекасубъектомпознания, то «одухотворение техники» способно превратить его всубъектакультуры.Культура истолковывается Хайдеггером в смыслеBildung. Определяя ее современные функции, немецкий философ пишет: "Культура теперь – реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств. Из сущности культуры вытекает, что в качестве такого культивирования она начинает в свою очередь культивировать и себя, становясь таким образом культурной политикой»14.

К концу XVIIIвека серьезные изменения происходят и в области искусства. Определяется морфология классических искусств, и все они организуются по родовым, видовым и жанровым признакам. Предпринимаются попытки теоретически обосновать методологические принципы художественного творчества; на этой базе создается наука об искусстве, для ее обозначения немецкий философ и историк искусства Ф.Г. Баумгартен предлагает термин «эстетика». Введение искусства в горизонт эстетики, а позднее все более активное использование в сфере художественной деятельности техники приводят к «выходу» за границы тех норм и ограничений, которые приписывала эстетика, организованная на принципах Разума.

В состоянии глубокого кризиса оказывается символически и рационально организованная христианская культура Европы в целом. Причем это касается не только ее моральных ценностей (прогрессирующий упадок нравственности наблюдается в Галантный век, в эпоху зарождения буржуазного общества и «первоначального накопления капитала»). Кризис затронул саму духовную основу христианской культуры, связанную с ветхозаветным мифом творения и новозаветным мифом о богочеловеке. Это выразилось в попытках создать науку о мифе и историзировать библейский миф. Сторонники подобного подхода, одним из представителей которых был немецкий философ В.Ф. Шеллинг, вопреки традиционным представлениям стремились рассматривать миф не только как образную систему, порожденную фантазией древнего человека и зафиксированную позднее в текстах «священных книг», которые воспринимались людьми в качестве источника высшего, истинного знания, данного им свыше в качестве откровения. Теперь миф прежде всего воспринимается какисторическое явление, а Иисус Христос предстает в качестве исторического персонажа. Все названные выше сущностные факторы свидетельствуют о сближении культурного процесса с новыми реалиями жизни, связанными с зарождением новой цивилизации.


Проблема связи культуры с жизнью впервые оказалась в центре внимания культурной практикив начале ХIXвека – у романтиков. ВXIX-ХХ вв. она приобрела приоритетное значение в практике и философии культуры.