Файл: 5_КУЛЬТУРА современная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2024

Просмотров: 789

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51 Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1990. С. 254. 52 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собр. соч. в 5 тт. Т.1- М., 1992. С.270. 53 Там же С.271 54.Там жеС.214

55.Там же. С. 199, 201. 56 Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993. С. 464-465. 57 Западно-европейское искусство второй половины ХIХ века, М., 1975. С.25. 58 Там же. 59 Лосев А. Модернизм и современные ему течения. Из книги «Теория стиля»// Контекст — 1990. М., 1990. С.38. 60 Там же. С. 29. 61Зиммель Г. Мода. Избранное в 2-х тт. Т.2, М., 1996. С. 271. 62 Ruetenauer B. Der Kampf um den Stil. 1905. S. 14-15. 63 Такой творческий подход к фотографии в полной мере соответствовал логике развития фотографической техники, которая шла по пути перевода всей фотографии в режим моментального фотографирования. 64 Судейкин в воспоминаниях о Врубеле передает слова мастера сказанные ему —начинающему художнику: “Милый юноша, приходи ко мне учиться, я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский”. Врубель. Переписка Воспоминания о художнике. - Л.,1976. С.295. 65 Зиммель Г. Мода. С. 289. 66 Зиммель Г. Мода. Избранное в 2-х тт. Т.2. М., 1996. С.275, 277

67 Под «выходом искусства за свои собственные границы» здесь понимается то, что художник-импрессионист не ставит своей целью создать законченное, с точки зрения канонов традиционной живописи, произведение – «картину», отвечающую требованием определенной композиционной и жанровой структуры, а озабочен лишь целью с максимальной жизненной достоверностью передать то состояние, в котором находится в данный момент интересующий его предмет или событие. 68 Поль Валери об искусстве. М., 1993. С. 84-89. 69 Наbermas J. Die Моderne - еin unvollendetes Projek. - In: Die Zeit, Hamburg, 1980, 39. 8. 47-48. 70 “В своей практике авангард стремился быть чем угодно, но только не искусством. Он мечтает о системе идей; ему грезится чистый интеллект, наслаждающийся своим бытием; ему хочется встать между искусством и жизнью, не будучи ни тем, ни другим”. (Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 19.) 71 Белл Д. Культурные противоречия капитализма. (D. Веll – The cultural contradictions of capitalism. 1976.)

72 Наbermas J. Die Моderne - еin unvollendetes Projek. - In: Die Zeit, Hamburg, 1980, 39. 8. 47-48. 73 В этом отношении чрезвычайно показательно отношение к фотографии Пабло Пикассо. Его близкий друг, известный фоторепортер Брассаи, в своих воспоминаниях пишет: “Можно сказать, крайней мере, что его друзья-фотографы столь же важны для него как его друзья — художники, скульпторы, коллекционеры и матадоры.. образ действительности, воспроизводимый фотографией, сопровождал его всю жизнь... Он хотел достичь воспроизведения, равного фотографическому, и одновременно хотел уничтожить малейшие следы такого воспроизведения. Фотография остается тем скрытым центром, вокруг которого вращается его творчество”. ( Советское фото”. 1968, № 4. С22-24.) 74 Цит. по : Экспрессионизм. Сб. статей. М., 1966. С24. 75 Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СП6, 2001. С 187- 188 76 Бретон А. Манифест сюрреализма. /7 Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., 1986. С.41. 77 В статье “Происхождение и художественные перспективы сюрреализма” (1941) А. Бретон писал: “Если автоматизм перестает проявляться хотя бы подспудно, возникает риск отхода от сюрреализма… Автоматизм прямо ведет в ту область, в которой, как показал Фрейд, царит вневременность и замена внешней реальности психической реальностью, подчиненной только принципу наслаждения”. Это суждение Бретона объясняет и тот факт, почему в модернизме вообще и в сюрреализме, в частности, где принцип “автоматизма” является определяющим принципом творчества, такое большое место занимает «эротизм», выступающий в символа ничем не ограниченного и не контролируемого наслаждения. 78 Андреев Л. Сюрреализм. М., 1972. С 205. 79 Примером отношения сюрреалистов к использованию в своем творчестве новой техники могут служить статьи С. Дали, опубликованные в 20-е годы ХХ века, «Фотография — свободное творчество духа” и “Поэзия стандарта”. В них сфера техники и промышленного производства рассматривается как система измерений духовного пространства” - (“Называть вещи своими именами” М., 1986. С. 246-251.)


80 История Европы. (Пер. с фр.) М., 1996. С.335. 81 Под “субкультурой” понимаются автономные культурные образования, имеющие отношение к самым различным областям человеческой деятельности, которые существуют внутри господствующей типологической формы культуры. Примером субкультур могут служить народная, эстетическая, техническая и тп. культуры. 82 Белл Д. Массовая культура и современное общество. / / Америка”, № 101. С.51-53. 83 Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.315. 84 Там же. С.319. 85 Там же. С. 315-327. 86 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М.- СП6, 1997. С. 202. 87 Поль Валери об искусстве. М., 1993. С. 99. 88 Адорно Т. Семь тезисов по социологии искусства. / / Информационный сборник. Переводы. - № 38. М., вниик. С. 44-51. 89 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С.ХVII. 90 Еще раз напомним рассуждения М. Хайдеггера в статье “Время картины мира” о характерных явлениях нового времени; он обращал внимание на то, что в существе культуры этой эпохи заложена ее способность становиться культурной политикой”.

91 Моль А. Социодинамика культуры. М.,1973. С.39. 92 Моль называет шесть таких каналов культурной информации: изобразительные искусства, печать (она «управляет» литературой и поэзией), науки - знания - образование, речь, пластическм исполнительские искусства (театр, кино, пантомима), музыка. 93 Моль А. Социодинамика культуры. М-, 1973. С. 209. 94 Там же. С.363. 95 При всем громадном значении этой системы как неисчерпаемого источника информации и его глобальных возможностях обмена образами, идеями, традициями на самых различных уровнях человеческого общения интернет, одновременно, может стимулировать у человека развитие амнезии живой памяти и утрату потребности в диалоге, вне которого нет и не может быть культуры в собственном смысле этого слова. В ряде случаев он может провоцировать человека на подмену процесса получения знания чисто техническим процессом получения информации (без всякой затраты интеллектуального труда) и затем использования в чисто спекулятивных целях. В этом случае человек выступает не как субъект познания, а как элемент информационной системы, остается на нулевом уровне культуры” и в конце концов запутывается “в сетях интернета”. 96 Зонтаг С. Заметки о кэмпе. — В кн.: мысль как страсть. Избранные эссе 60-70 годов. М., 1997. С. 50. 97 Дейзард У. Наступление информационного века. / / Новая технологическая волна на Западе. М., 1986. С. 350. 98 Bell D. The cultural contradictions of capitalism N.J., 1976. Р. 147 99 Термин «ПОСТ-культура» был введен в научный обиход русским эстетиком и философом ВВ. Бычковым. В своеобразном манифесте ПОСТ-культура на переломе тысячелетий” он пишет: «ПОСТ - это агония Культуры, культура Большой Агонии. Яд цивилизации убивает нравственность, религию, искусство — жизненные органы Культуры. И никто не в состоянии остановить смертоносное действие. Да и нужно ли?.. Мы — дети, обитатели творцы живого савана Культуры. В его наркотической тепло и уютно умирать, забывая о своей родной матери Культуре...ПОСТ — иное Культуры?” В кн.: КоркевиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. М., 1999. С.7-8. 100 Говоря о понимании Культуры вклассическом смысле слова, мы имеем в виду не только классическую Культуру Европы, но, прежде всего, тот исторический опыт культурно-духовной деятельности, который сохранен историей культуры и зафиксирован в культурных традициях Востока и Запада. 101 Цит. по : Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. М., С. 268. 102 Там же. С.263. 103 Там же. С.270. 104 В настоящее время на русском языке изданы произведения практически всех выдающихся теоретиков постмодернизма: Ж.Лакана, К.Дерриды Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра и др. Опубликованы обзорные монографии, посвященные философии и практике постмодернизма, И. Ильина и Н. Маньковской. Издан Словарь терминов постмодернизма” (М., 2001), подготовленный И. Ильиным. 105 Речь идет о докладе Путь к языку” (1959), выступлении “Слово” (1957) и тексте Из диалогов о языке” (1953-54, беседа Хайдеггера с японским профессором Тезука). 106 Хайдеггер М. Путь к языку. — В кн.: Время и бытие. М., 1993. С.272. 107 Там же. С. 273. 108 Зонтаг. С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. С. 59-64. 109 Там же. С. 90. 110 Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома. Введение. Цит по: Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998. Термин “ризома” является одним из ключевых в теории постмодернизма. Метафорически он обозначает корневище, не имеющее четко обозначенного центрального подземного стержня. Термин введен Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в качестве противопоставления понятию “структура” — систематизированному и иерархически упорядоченному принципу организации. 111 Там же. С.252. 112 Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. С.336. 113 Понятие децентрации является общим для постмодернизма, деконструктивизма и постструктурализма. 114 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С.398.115 Ильин И. Посмодернизм. Словарь терминов. С.75. 116 Lyotard J.-F. Answering questions: What is postmodernism. - Madison, 1983. Р. 334-335.117 Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. С. 78. 118 Там же. С.72. 119 Там же. С. 56. 120 Там же. С. 131. 121 Там же. С. 163. 122 Там же. С.171. 123 Бодрийяр Ж. Америка. СП6, 2000. С. 94-95, 127-128. 124 Бодрийяр Ж. Соблазн. С. 171-172. 125 Там же. С.231-232. 126 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 144. 127 Там же. С. 141. 128 Там же. С.138-139.


ПРИЛОЖЕНИНЯ

Список литературы для чтения

Аспекты культуры: классика и современность. М., ВГИК, 2001.

История и философия культуры. Учебное пособие. М. , ВГИК, 1996.

Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М., 1997.

Киреевский И. Девятнадцатый век// Киреевский И. Избранные ста­тьи. М., 1984.

Мандельштам О. Девятнадцатый век// Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.

Валери П. Кризис духа. Всеобщее определение искусства //.

Новая технологическая волна на Западе. Сб. текстов. М., 1986, 1987.

Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской культуры. Сборник текстов. М., 1986.

Лексикон неоклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М., 2003.

Научные революции в динамике культуры. Минск, 1967.

Психология и новые идеалы научности// Вопросы философии, 1993, № 5.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Маньковская Н. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодер­низма. М., 1995.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Нельсон Д. Проблемы дизайна. М., 1991.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х кн. Буржуазный век. М., 1994.

Культурология XX век. Антология. М., 1995.

Самосознания европейской культуры XX века. Мыслители и писате­ли Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. (Статьи, манифесты). М., 1986.

Гайзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Планк М. Религия и естествознание. Вопросы философии. 1980, № 8.

ТЕКСТЫ

Гегель ГОпределение культуры// Гегель Г. Энциклопедия философскихнаук. Философия духа. М., 1977, с. 343.

О традиционных классических и современных формах культуры// Лекции по эстетике. М., 1969. Т. 2, с. 13-22, 34-87, 305-319.

Гете о мировой поэзии и литературе// Эккерман И. Разговоры с Гете. М., 1986, с. 214.

Гете И. Простое подражание природе, манера, стиль// Гете И. Собр. соч. в 10 тт. Т. 10. М., 1975-1980.


Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966, с. 9-97, 105-109, 112-139, 184-189.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1995.

Ницше Ф.

Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х т. T. I, M., 1990. Разделы 3-5, 18-19, 20-21, 23-24.

Так говорил Заратустра. О стране культуры// Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2, с. 85.

Человеческое, слишком человеческое// Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 1.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Кн. 3, § 36-52// Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 тт. T. I. M., 1992.

Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и тео­рия литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987..

Зиммель Г. Избранное. В 2-х тт. М., 1996. Т. 1. Философия культуры. С. 445-516. Т. 2. Женская культура. Мода. С. 234-291..

Шпенглер О. Закат Европы. Кн. 1. Введение. М., 1993, с. 128-188.

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в западной филосо­фии. М., 1988, с. 3-29.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой// Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Введение. С. 37-39, 135-150.

Валери П. Кризис духа. Эстетическая бесконечность// Поль.

Гвардини Р. Конец Нового времени. Вопросы философии. 1990, № 4.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992, с. 28-276, 390-418.

Швейцер А. Философия культуры. Ч. 1, 2. С. 44-71. Культура и эти­ка. С. 83-229// Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 54-65, 93-120.

Ортега-и-Гассет XТема нашего времени// Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991.Дегуманизация искусства. Восстание масс. В по­исках Гете// Ортега-и-Гассет X. Эстетика, филосо­фия, культура. М., 1991.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Наука и осмысление. Время картины мира. Письмо о гуманизме. Преодоле­ние метафизики. Вопрос о технике. Поворот// Хай­деггер М. Время и бытие. М., 1993.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977, с. 36-40, 61-63, 71-76, 81-93, 145-147, 91-296, 329-330, 402-405, 439-441, 448-487.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2001.

Дали С. Фотография - свободное творчество духа. Поэзия стандар­та// Называть вещи своими именами. М., 1986.

Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

Адорно В.Т. Семь тезисов по социологии искусства. Сборник. Перево­ды. М., 1983.

Базен А. Что такое кино? М., 1972.

Кракауэр 3. Природа фильма. М., 1974.

Беньямин В. Произведение искусства в век его технической воспро­изводимости// Киноведческие записки. Вып. 2. М., 1988.

Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.

Барт P. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.


Эко У. Из заметок к роману "Имя Розы". Постмодернизм, ирония, удовольствие// Называть вещи своими именами. М., 1986.

Белл Д. Массовая культура и современное общество // "Америка", № 103.

Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

Бодрийяр Ж.Соблазн. М., 2000.Общество потребления. М., 2006.Америка. СПб., 2000.

.

Фильмы/ DVD ,CD-R

Опасная идея Ч. Дарвина. Часть1-2 США

Главная идея А. Эйнштейна Часть 1-2 США

Блестящие умы. Секреты космоса. США

Русский космизм. Россия

Машина времени Серии 1-3. ВВС (DVD коллекция)

Что такое свет 1-4 серии. Реж. Аннабель Джилингс

ВВС(DVD коллекция)

Новый мир. Вселенная глазами телескопа Хаббл.

ПАРИЖ 1824 год. Франция . Реж Жак Дешан 2003г.

Автохром. Франция.

БАУХАУС. США

Предшественники кино. Реж. Д. Дэшвуд( Фильм из цикла «Плоды просвещения и сериала «Как искусство создало мир.

Андрей Тарковский. Реж.Трояновский

Фильмы из цикла ВВС(2004) «Частная жизнь шедевров»:

Э. Делакруа. «Свобода на баррикадах»

Э Дега. «Маленькая балерина».

Дж. Уистлер. «Аранжировка в сером и черном №4»

П.Пикассо. «Авиньонские девицы»

Э.Мунк. «Крик».

Сальвадор Дали. «Распятие Христа Святого Иоанна

Фильмы ВВС из цикла «Сила искусства»(2005)

Тёрнер.,Ван Гог, Пикассо.Малевич-,Ротко

«Олимпия» Манэ. Реж. Ричард Роджер.

Великобритания.2005

К 80-летию Энди Уорхола. США. 2007

«Зовите меня Пикассо». Реж.Лев Николаев. Россия

Фильмы из цикла «Цивилизация»(Сериал «Гении и злодеи уходящего века»: ГарсиаЛорка. Рихард Вагнер. Александр Родченко. Дзига Вертов. Реж. Лев Николаев. Россия

1 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 420.

2С.С.Аверинцев Античный риторический идеал в культуре Возрождения. В кн.6 Античное наследие и культура Возрождения. М.1984,с.145

3Древнегреческая поэтика и мировая литература. .М.1981,с.7-8

4Там же,с.*8,,16

5Самосознание европейской культуры ХХ века.М.1991.с.55

6 Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Л.-М., 1959. С. 79.

7 Там же.

8 Там же. С. 6.

9 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 6-7.

10 Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 5. М., С. 464.

11 Там же. С. 462.

12 Кильен Ж. Культура "Bildung" и разум у В. фон Гумбольдта. // Разум и культура. М., 1983. С. 156-168.