ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 0
страны при Екатерине были расширены на запад и на юг. В результате трех русско-турецких войн России отошли Крым, северные берега Черного и Азовского морей.
Последние годы жизни – императрица живет заботами о своем внуке Александре, лично занимается его воспитанием и образованием и всерьез задумывается о передаче ему престола в обход своего сына.
6 (17) ноября 1796 года – Екатерина Алексеевна Романова умирает в Царском Селе.
Конец XIX века – издано собрание сочинений Екатерины II, составившее 12 объемных томов. В них вошли детские нравоучительные сказки, собственноручно написанные императрицей, педагогические поучения, драматические пьесы, статьи, автобиографические заметки, переводы и даже житие святого Сергия Радонежского.
31) Просвещенный абсолютизм, наказ Екатерины II
«Наказ» Екатерины II — концепция просвещённого абсолютизма, изложенная Екатериной II в качестве наставления для кодификационной (Уложенной) комиссии. В «Наказе», первоначально состоящем из 506 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы.
«Наказ» является не только важным правовым документом XVIII столетия, но и типичным философским трудом эпохи «просвещённой монархии».
Манифестом от 14 декабря 1766 года Екатерина II объявила созыв депутатов для работы в Уложенной комиссии. Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное Уложение 1649 года.
Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов.
Ещё в эпоху правления Елизаветы Петровны была сделана попытка наладить работу комиссии по составлению нового Уложения. Однако этим начинаниям помешала Семилетняя война.
Екатерина II, осознавая необходимость в законотворческой деятельности, не только объявила о созыве комиссии, но и написала для этой Комиссии свой «Наказ». В нём были изложены современные, прогрессивные принципы политики и правовой системы. Этим «Наказом» императрица направляла деятельность депутатов в нужное русло и, кроме того, декларативно подчёркивала свою приверженность идеям Дидро, Монтескье, Д`Аламбера и других просветителей.
Значительная часть текста (ок. 350 статей) заимствована из трактатов Шарля Монтескьё «О духе законов» и Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».
Остальные статьи являются компиляцией публикаций Дени Дидро и Жана Д`Аламбера из знаменитой «Энциклопедии».
Таким образом, Екатерина Великая всего лишь воспользовалась уже имеющимся материалом, что, однако, не умаляет значимости её произведения.
*править+Содержание
Текст «Наказа» состоял из 22 глав и 655 статей.
Гл. I—V (ст. 1-38) — Общие принципы устройства государства.
Гл. VI—VII (ст. 39-79) — «О законах вообще» и «О законах подробно»: основы законодательной политики государства.
Гл. VIII—IX (ст. 80-141) — Уголовное право и судопроизводство.
Гл. X (ст.142-250) — Концепция уголовного права с точки зрения Чезаре Беккариа.
Гл. XI—XVIII (ст. 251—438) — Сословная организация общества.
Гл. XIX—XX (ст. 439—521) — Вопросы юридической техники.
В 1768 году текст «Наказа» был дополнен Гл. XXI, содержавшей основы административнополицейского управления, и Гл. XXII — о регулировании финансовых вопросов.
*править+Монархия — идеальная форма правления
«Наказ» обосновывал политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» права одних повелевать, а других — подчиняться. Екатерина, обосновывая эти постулаты, делала ссылки на русскую историю.
Монархия признавалась идеальной формой правления. Монарх объявлялся источником неограниченной власти: он консолидирует общество, создаёт и толкует законы.
Подразумевалось наличие и так называемой «власти средней», подчинённой монарху и помогающей ему управлять обществу. Это было некое подобие исполнительной власти, «правительства», которое исполняет свои функции «именем монарха». Роль монарха во взаимоотношении с «властями средними» — надзирать за их деятельностью.
Монарх обязан обладать не только управленческими талантами, но и проявлять «кроткость и снисходительность», стремиться обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех». Никаких ограничений, кроме этических, для верховной монаршей власти «Наказ» не предусматривал.
По мнению императрицы, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.
*править+Понятие свободы
Под свободой «Наказ» понимал «спокойствие духа», проистекающее от сознания собственной безопасности. Свобода — право делать то, что разрешено законом.
Общее понятие свободы ассоциировалось с политической, но не личной свободой.
[править+Сословная структура общества
Сословная структура соотносилась с «естественным» делением общества на тех, кто по праву рождения может (и должен) повелевать и тех, кто призван с благодарностью принимать заботу правящего слоя. Помимо дворянства и «нижнего рода людей», то есть крестьян, существовал ещё и «средний род», то есть мещане. Отмена сословного неравенства в обществе, по мнению Екатерины, губительно и совершенно не подходит для русского народа.
*править+Закон — главный инструмент управления
По примеру Фридриха Великого, Екатерина II желала видеть в подвластном ей государстве торжество Закона. Закон рассматривался ею, как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовывать с «духом народа», иначе говоря, с менталитетом. Закон должен обеспечивать полное и сознательное выполнение.
Екатерина отмечала, что все сословия обязаны одинаково отвечать по уголовным преступлениям.
*править+Финансы и бюджет
В Дополнении к «Наказу» 1768 года была проанализирована система финансового управления, перечислялись основные цели государства в этой сфере. Финансы должны были обеспечить «общую пользу» и «великолепие престола». Для решения этих задач требовалась правильная организация государственного бюджета.
*править+Уголовное право
Касаясь уголовного права, Екатерина отмечала, что гораздо лучше предупредить преступление, нежели наказывать преступника.
В Наказе отмечалось, что нет необходимости наказывать голый умысел, не причинивший реального вреда обществу. Впервые в российском законодательстве была озвучена мысль о гуманистических целях наказания: об исправлении личности преступника. И только потом — о воспрепятствовании ему в дальнейшем причинять вред. Наказание, согласно «Наказу», должно быть неизбежным и соразмерным преступлению.
*править+Юридическая техника
В Наказе была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:
Законов нужно совсем немного, и они должны оставаться неизменными. Это в значительной степени делает жизнь общества более стабильной.
Законы должны быть просты и чётки в своих формулировках. Все подданные должны понимать язык законодателей для успешного исполнения предписаний.
Существует иерархия нормативных актов. Указы являются подзаконными актами, поэтому могут иметь ограниченный срок действия и быть отменёнными в зависисмости от изменившейся обстановки.
*править+Значение «Наказа»
«Наказ» Екатерины II стал основой для таких нормативных актов, как Жалованная грамота дворянству 1785 года, Жалованная грамота городам 1785 года, Устав благочиния 1782 года.
Нового Уложения Комиссия так и не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский бунт. Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу.
Однако «Наказ» был не только наставлением для депутатов. Это был тщательно разработанный философский труд человека, досконально знающего историю и все достижения современной правовой мысли.
Цитаты:
Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.
Россия есть Европейская держава.
Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.
Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.
Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений.
Человека не должно и не можно никогда позабывать.
Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет.
32) Масоны в России
Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения.*1+
Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 году, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России.*2+ Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Воронцова Р. И..
Впервые правительство Российской Империи обратило внимание на франкмасонов в 1747 году. Есть известие о существовании в Санкт-Петербурге ложи «Молчаливости», в Риге — «Северной
Звезды», в 1750 году. В 1756 году существовала Петербургская ложа, где Великим Мастером состоял граф Р. Л. Воронцов, а членами — преимущественно молодые гвардейские офицеры, многие с значимыми впоследствии для истории именами: князь Щербатов, Болтин, Сумароков и другие. Тогда уже франкмасоны были под надзором правительства и «внушали панический страх» обществу. По преданию, Император Пётр III учредил франкмасонскую ложу в Ораниенбауме и подарил дом Санкт-Петербургской ложе «Постоянства». В 1762 году существовала в СанктПетербурге ложа «Счастливого Согласия», признанная в 1763 году берлинской Великой Национальной Материнской Ложей «Три глобуса». Во время розыска по делу Мировича у его сообщника, поручика Великолуцкого полка, нашли отрывок масонского катехизиса (первая русская рукопись франкмасонов). В 1766 году существовала в Архангельске ложа «святой Екатерины». В 1770 году открыта в Петербурге великая провинциальная ложа. С этого года существуют данные по истории масонства. Если верить масону Ивану Перфильевичу Елагину, франкмасонство в России до 1770 года не носило серьезного характера.
33) А.Радищев и Н.Новиков
Среди тех, кто в XVIII веке — веке «разгула самодержавства» — отдавал все свои силы и энергию, служа «истине, вольности и свету», мы по праву называем «заступников» угнетенного народа: писателя-просветителя Николая Ивановича Новикова (1744—1818) и первого писателяреволюционера Александра Николаевича Радищева (1749—1802).
...В одном из живописных мест Подмосковья, к юго-западу от Бронниц, расположено небольшое село Авдотьино. Здесь родился Николай Иванович Новиков. Он провел в Авдотьине детство, в зрелые годы не раз приезжал сюда и прожил здесь безвыездно последние 22 года своей жизни
(1796—1818).
«Новиков, как известно, был первый и, может быть, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражавшую порок сильный и господствующий,— писал в середине прошлого века Н. А. Добролюбов.— Он затрагивал такие вопросы и интересы, которые только еще в настоящее время находят свое разрешение и о которых поэтому во времена Новикова нельзя еще было говорить всего, что нужно. При всем том жизнь и сила составляют отличительные достоинства «Трутня» и «Живописца».
Сатирические журналы «Трутень» (1769— 1770) и «Живописец» (1772—1773) Новиков издавал в Петербурге. Впервые в истории русской журналистики с такой беспощадностью изображались в них мерзости крепостного права. Уже эпиграф на заглавном листе свидетельствовал о направлении издания. «Они работают, а вы их труд ядите». Дворяне выразительно называются именами — Злорад, Стозмей, Несмысл, Себялюб, Безрассуд... Все они «больны мнением», «что крестьяне не суть человеки», а о том знают они «только потому, что они крепостные его рабы». Безрассуду автор между тем советует «всякий день по два раза рассматривать кости господские и крестьянские до тех пор, покуда найдет он различие между господином и крестьянином».
Жизнь свою Новиков посвятил просветительству народа. Им была основана «Типографическая компания». В Москве в университетской и «вольных» типографиях печатались книги — учебные пособия по народному просвещению, переводы западной литературы, периодические издания: «Городская и деревенская библиотека», «Детское чтение», газета «Московские ведомости», словари. С широким для своего времени размахом развернул Новиков книжную торговлю, открыл в Москве библиотеку-читальню.
В 1786—1787 гг. когда из-за неурожаев крестьяне голодали, Новиков организует сбор средств для
оказания им помощи...
Очевидцы, современники писателя, приезжавшие в его имение, дивились необычному виду деревенских улиц: это были добротные каменные дома с железными крышами. Заботы Новикова о крепостных крестьянах не нравились императрице. Екатерина составила распоряжение: «Послать под каким ни есть видом кого осмотреть, какие строения заводит у себя в деревне Новиков». Императрице были привычнее нищие деревни. Их жалкий вид не вызывал у нее беспокойства.
В одном из очерков, помещенном в журнале «Живописец» и озаглавленном «Отрывок путешествия в И...Т...», Новиков так изображал обычную картину жизни деревни: «Я останавливался во всяком почти селе и деревне. Ибо все они равно любопытство мое к себе привлекали; но в три дни сего путешествия ничего не нашел я в похвалы достойного. Бедность и рабство повсюду встречалися со мною в образе крестьян».
Напуганное буржуазной революцией во Франции, русское самодержавие жестоко обрушилось на всякое проявление свободомыслия. Одной из первых жертв оказался Новиков и его сподвижники. Типографии его были закрыты, книжные лавки разгромлены. По указу Екатерины II в 1792 г.
Новиков был арестован и осужден на 15 лет заключения в Шлиссельбургскую крепость.
В 1796 г. Новиков был освобожден из крепости, однако новый царь, Павел I, запретил ему всякую общественную деятельность.
Больной, разоренный, доживал Новиков в Авдотьине последние годы среди своих крестьян и навещавших его друзей.
За долгие годы, прошедшие с того времени, изменился облик Авдотьина. Нет старого дома, в котором родился писатель. Некогда этот дом был окружен парком, фруктовыми садами. Солидные хозяйственные постройки — оранжерея, кирпичный и известковый заводы — входили в усадьбу. «Среди совершенно русского пейзажа, за зеленым выгоном, возвышалась окрашенная в розовую краску церковь; напротив нее виднелись усадебные постройки,— вспоминал о своем посещении Авдотьина биограф Н. И. Новикова М. Н. Лонгинов.— В усадьбу вела аллея, как это бывало исстари в барских поместьях, а при начале аллеи стояли белокаменные воротные столбы, тоже, вероятно, помнившие далекое время. Прямо против ворот белел каменный дом». В этом сохранившемся до наших дней доме и прошли последние годы жизни писателя.
Стоят в Авдотьине и каменные избы, построенные на средства писателя для крепостных. Обычно одна изба рассчитывалась на четыре семейства, для каждой семьи имелся отдельный вход.
Сколько горечи и робкой веры в грядущее заключено в предсмертных строках Новикова: «...тяжело, что я умираю, оставляя народ в том же бедственном состоянии, в каком нашел его при рождении. Я заводил народные школы, издавал книги, но что может сделать один человек?! Надеюсь, вы будете счастливее меня,— обращался он к потомкам.— Вам, может быть, или вашим внукам придется увидеть народ наш свободным и очеловеченным».
В склепе Тихвинской церкви села Авдотьина покоится прах знаменитого просветителя. Напоминает о нем и мемориальная доска на стене дома. Но есть и еще одно драгоценное свидетельство неумирающей народной памяти о великом народолюбце, обличителе