Файл: Feldman_-_Tehnika_i_tehnologiya_fotosyemki.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

213

Специальные

виды съемки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ном наблюдении увеличивает изо-

Микросъемку

можно

произвести

бражение, построенное объективом.

при помощи всей оптической систе-

При микрофотографировании окуляр

мы микроскопа вместе с фотоаппара-

служит

проекционной

оптической

том (ФЭД, «Киев», «Зоркий», «Зе-

системой и уже является не окуляром

нит»). Фотокамера располагается над

в полном смысле этого слова, а ско-

окуляром микроскопа с объективом,

рее усиливающей системой. Основная

установленным

на

бесконечность.

характеристика окуляра — это его

Микросъемка с использованием всей

собственное увеличение при расстоя-

оптической

системы

микроскопа

и

нии до поля зрения 250 мм. Усили-

фотоаппарата с объективом не мо-

вающие

системы обозначаются в

жет дать хороших результатов, так

соответствии с увеличением, которое

как всякая оптическая среда, введен-

они дают на матовом стекле, распо-

ная в ход лучей при микросъемке,

ложенном в 250 мм от верхней по-

увеличивает искажение

и

вызывает

верхности самой системы. Собствен-

дополнительные потери света. Для

ное увеличение окуляров от 3 до

получения

высококачественных

20 х.

 

 

аппарат микроско-

микроснимков

используется

вся

Осветительный

оптическая

система

микроскопа

с

па состоит из зеркала и конденсора

фотоаппаратом без объектива. Общее

с ирисовой диафрагмой. Зеркало на-

увеличение

при

микрофотосъемке

ходится

внизу

микроскопа

перед

определяется по формуле

 

 

фронтальной

линзой

конденсора.

Кф=(160/fo6)(R/fOK),

 

 

 

Плоская сторона зеркала не меняет

 

 

 

где Уф — общее фотографическое

характера падающего на него пучка,

поэтому при работе на микроскопе

увеличение; R — растяжение меха

с конденсором всегда следует поль-

камеры; f„6 — фокусное расстояние

зоваться этой стороной. Конденсор

объектива микроскопа; fш — фокус-

предназначен для усиления освеще-

ное расстояние окуляра.

 

 

в

ния объекта.

 

 

 

 

Наибольшее распространение

Общее линейное увеличение ми-

практике получили:

 

 

 

 

кроскопа определяется как произве-

крупноформатные камеры с раз-

дение увеличения объектива на уве-

движным мехом (ФМН-2, ФМН-3);

личение окуляра.

 

 

 

микрофотонасадки

с

постоянным

Простейшую микросъемку с не-

расстоянием до поверхности свето-

большим увеличением можно вы-

чувствительного слоя,

надеваемые

полнить

с использованием

одного

на окулярную трубку микроскопа, с

объектива микроскопа. В этом случае

форматомкадраот4,5 X 6 до9 X 12 см;

микроскоп используется как проек-

камеры для работы на 35-милли-

ционный прибор и ход лучей не от-

метровой пленке;

микрофотоустанов-

личается от хода лучей при макро-

универсальные

съемке с большим увеличением. Над

ки, в которых камера входит в кон-

микроскопом

устанавливают

фото-

струкцию микроскопа (МБИ-б,

камеру без объектива. К такой съем-

МБИ-15,

«Микрофот»,

 

«Панфот»,

ке прибегают в случаях, когда тре-

«Ультрафот-П», «Фотомикроскоп» и

буется обеспечить сравнительно боль-

ДР-)-

 

равных

условиях

шую глубину

резко изображаемого

При прочих

пространства.

 

 

 

 

предпочтение следует отдавать круп-


 

 

 

 

 

 

214

Внепавилъонная съемка

 

 

 

 

 

 

 

 

неформатным фотоаппаратам с на-

точувствительным материалам. Это

водкой изображения на резкость по

же относится и к зернистости. Мате-

матовому стеклу. Полученные кон-

риал по спектральной чувствительно-

тактным способом отпечатки пере-

сти выбирают в зависимости от ок-

дают больше подробностей объекта

раски препарата, желаемого измене-

съемки, чем снимки, полученные

ния

светлоты

отдельных структур

проекционным способом печати.

препарата в сравнении с фоном, воз-

Фотоаппарат закрепляют отдельно

можности изменять спектральный со-

от микроскопа, но соосно с ним. Это

став освещения. В целом руковод-

делается для того, чтобы масса фото-

ствуются принципами, изложенными

аппарата не смещала тубус микроско-

в

разделе

по

репродуцированию

па после фокусировки изображения.

многоцветных объектов. В связи с

Промежуток между микроскопом

малой

контрастностью

большинства

и фотоаппаратом защищают от света

микрообъектов пользуются материа-

черной бумагой или тканью.

лами контрастной и сверхконтраст-

Резкость изображения на микро-

ной градации («Микрат», «ФТ-41»,

снимке зависит от устойчивости всей

«СК» и др.).

 

 

 

системы, от способа и длительности

Время экспонирования определяют

экспонирования негативного материа-

методом пробной съемки, замером

ла. В частности, на резкости изобра-

экспонометром яркости изображения

жения отрицательно сказываются ви-

в плоскости матового стекла или с

брация здания от проходящего по-

помощью светочувствительного уст-

близости транспорта, от работающего

ройства в корпусе фотоаппарата.

крупного механического оборудова-

Пробную съемку выполняют с муль-

ния; хождение в помещении, где

типликатором или методом ступен-

производится съемка, экспонирование

чатого клина. Крышку кассеты в по-

негативного материала с помощью

следнем случае размечают на 6—9 по-

шторного затвора в интервале от

лос.

 

 

 

 

 

1/5 до 1/1000 с. Центральный затвор

Экспозиционный ряд представляет

не создает вибрации.

собой

геометрическую

прогрессию:

Негативный материал выбирают

1-2-4-8-16-32. Пробные и последую-

по величине общей светочувствитель-

щие съемки рекомендуется вести при

ности, по спектральной чувствитель-

одинаковых

условиях,

записывая

ности, контрастности, зернистости.

основные параметры в дневник.

На выбор материала по светочувстви-

Время экспонирования, определен-

тельности влияют: допустимое время

ное с помощью светоизмерительных

экспонирования, кратность увеличе-

устройств, рекомендуется увеличить

ния изображения с негатива, интер-

в 1,5—2,0 раза, если необходимо пере-

вал яркости объекта съемки. Пред-

дать детали структуры, находящиеся

почтение следует отдавать менее све-

в темных частях объекта съемки.


215

Список литературы

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. Бунимович Д. 3., Маковер М. Д. Бытовая и техническая фотография. М., Легкая индустрия, 1966.

Бунимович Д. 3., Фомин А. В. Справочник фотографа. М., Легкая индустрия, 1970.

Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство фотопортрета. 2-е изд. М., Искусство, 1974.

Грюнталь В. Т. Фотоиллюстрация, светопись, трансформация, фотомонтаж. М., Книга, 1966.

Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве. 2-е изд. М., Искусство, 1977. Дыко Л. П., Головня А. Д. Фотокомпозиция. М., Искусство, 1962. Дыко Л. П., Иофис Е. А. Фотография, ее техника и искусство. М., Искусство, 1960.

Екелъчик Ю. И. Изобразительное мастерство в фотографии. М., Госкиноиздат, 1951.

Зернов В. А. Фотографические процессы в репродукционной технике.

М., Книга, 1969.

Иванов Б. Т., Левингтон А. Л. Стереоскопическая фотография. М., Искусство, 1959.

Ильин Р. Н. Фотографирование при естественном освещении. М., Искусство, 1969.

Кудряшов Н. Н., Гончаров Б. А. Специальные виды фотосъемки. М., Искусство, 1959.

Лапаури А. А. Просветленный объектив. М., Искусство, 1971. Морозов С. А. Советская художественная фотография. М., Искусство, 1958.

Морозов С. А. Фотография среди искусств. М., Планета, 1971. Миненков И. Б. Репродукционная фотосъемка. М., Искусство, 1958. Миненков И. Б. Макрофотография. М., Искусство, 1960. Наппелъбаум М. С. От ремесла к искусству. М., Искусство, 1958. Овсянников Н. А. Специальная фотография. М., Недра, 1966. Пятницкий Ф. С. Определение экспозиции при съемке и печати. М.,

Искусство, 1960.

Симонов А. Г. Фотографирование при искусственном освещении. М., Искусство, 1959.

Симонов А. Г. Фотосъемка. М., Искусство, 1965.

Федин Л. А., Барский И. Я. Микрофотография. Л., Наука, 1971. Фидлер Ф. Портретная фотография. М., КОИЗ, 1960.

Эйнгорн Э. Основы фотографии. М., Искусство, 1967.

215

216

Авторы фотографий

К. Абель (рис. 27); М. Альперт (рис. 127);

А. Андреев (рис. 32, 107, 145, 146): Е. Андреева (рис. 4, 57, 137, 142);

АПН (рис! '2, 129, 143);

Ю. Артамонов (рис. 109); Г. Бибиков (рис. 26);

А Бланк (рис. 3);

Г. Блутке (рис. 10 второй): М. Бочков (рис. 74):

Е. Вялый (рис. 11, 136);

Г. Врандт (рис. 43);

A. Гринберг (рис. 128); Э. Кестинг (рис. 140);

Л. Кириллова (рис. 79, 104); Л. Крылова (рис. 5);

B. Малышев (рис. 131, 132);

И. Минскер (рис. 141); К. Моргенштерн (рис. 106);

М. Наппельбаум (рис. 126, 144);

Л. Перлин (рис. 71, 75, 76, 77, 78);

В. Пухов (рис. 52); Э. Рихтер (рис. 98);

ТАСС (рис. 28, 105, 108, 111, 120, 122);

В. Тарасевич (рис. 139);

Н. Треатт (рис. 138);

Я. Фельдман (рис. 31, 59, 60, 91, 130);

К. Фишер (рис. 10 третий, 99 второй, 135, 147, 148);

А. Шарбэ (рис. 92); М. Штейнфельд (рис. 99 первый);

А. Штеренберг (рис. 133, 134); Г. Яхиль (рис. 51);

Учащиеся московского техникума им. Моссовета и учебно-производственного комбината УБКО Мосгорисполкома (рис. 10 первый, 30, 42, 50, 72, 73, 87, 101, 102, 103, 112, 113, 114, 115, 116, 121 первый и второй).


217

126. Писатель П. П. Бажов. Фото М. Наппелъбаума

218

127. Писатель К А Федин Фото М Алъперта

219

! 128. Художник В. А. Фаворский. Фото А. Гринберга

220

129. Кинорежиссер С. М. Эйзенштейн. Фото АПН


221

130. Мужской портрет ФотоЯ. Фельдмана

222

132. Женский портрет. Фото В. Малышева

223

131. Женский портрет. Фото В. Малышева

224

133. Скульптор С. Г. Коненков. Фото А- Штеренберга

225

134 Художник А. Захаров. Фото А Штеренберга

226

135. Мужской портрет. Фото Я. Фигнера

136 Художник В. Н. Мешков. Фото Е. Вялого

227

228

229

137. Мужской портрет.

Фото Е. Андреевой

138. Мужской портрет.

Фото Н. Треатта

230

139. Мужской портрет

Фого. В-

Тарасевича

 

140 Писатель И Бехер. Фото Э Кестинга