ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
|
204 |
Внепавилъонная съемка |
|
|
|
Понятия «фотосъемка интерьера» |
4) выставочные — театральные, |
и «фотосъемка на фоне интерьера» |
музейные, экспозиционные и другие |
не совпадают. Снимая рабочего в |
подобные помещения. |
цехе за станком или беседу людей |
Если съемка интерьера ведется с |
в фойе, важно дать лишь общее пред- |
документальными целями, то объек- |
ставление о месте события, в то вре- |
ты, находящиеся на первом и по- |
мя как при фотосъемке интерьера |
следнем планах, должны быть изо- |
необходимо дать детальное фото- |
бражены достаточно резко. Достига- |
описание определенного помещения. |
ется это диафрагмированием объек- |
В большинстве случаев интерьеры |
тива. Значение диафрагмы для |
можно подразделить следующим об- |
обеспечения резкого изображения |
разом: |
в пределах определенного простран- |
1) производственные—цехи про- |
ства определяется по шкале глубины |
мышленных предприятий; |
резко изображаемого пространства |
2)служебные — рабочие комнаты; на объективе. При отсутствии шкалы
3)бытовые — жилые комнаты и пользуются таблицей или калькуля-
другие помещения квартиры; тором для данного объектива.
III. Специальные виды съемки
1. Техническая съемка |
|
|
|
|
Фотопредприятиям службы быта |
матные камеры «Киев-бС», «Салют» |
|||
вменено в обязанность фотообслу- |
и т. п. |
|
||
живание |
промышленных |
предприя- |
Освещение является одним из ре- |
|
тий, научно-исследовательских ор- |
шающих факторов хорошего качест- |
|||
ганизаций, высших и средних учеб- |
ва снимков. В разных случаях ис- |
|||
ных заведений, колхозов и совхозов. |
пользуется рассеянное, |
направленное |
||
Объектами съемки могут явиться па- |
или комбинированное освещение. |
|||
норамы цехов и заводов, технологи- |
Рассеянное освещение благопри- |
|||
ческие линии, отдельные станки и |
ятно при съемке плоских объектов, |
|||
машины, их узлы и детали, сюжеты |
например пультов управления с раз- |
|||
сельскохозяйственного производства. |
личными приборами, а также боль- |
|||
Приступая к съемке, фотограф |
ших по размерам предметов, имею- |
|||
должен учитывать целевое назначе- |
щих черные и никелированные бли- |
|||
ние снимка — научное, техническое, |
кующие детали. Направленное осве- |
|||
документационное. |
|
щение лучше передает объемы и |
||
Целью технической фотосъемки яв- |
фактуру, но иногда создает на от- |
|||
ляется |
возможно точная |
передача |
дельных деталях высокую яркость, |
|
размеров и форм объекта, его факту- |
тогда как в теневых участках возни- |
|||
ры. Для этого наиболее удобны ка- |
кают глубокие тени. |
освещение в |
||
меры, имеющие уклоны и повороты |
Комбинированное |
|||
кассетной и объективной части. Од- |
большинстве случаев является наи- |
|||
нако за неимением таковых можно |
лучшим. При этом направленное |
|||
применять имеющиеся среднефор- |
освещение будет подчеркивать объ- |
205
|
|
|
122. Интерьер цеха, |
верхней точки |
||
|
|
|
сфотографированный с |
|||
емы всего объекта или отдельных его |
и т. п. (рис. 122). Верхняя точка спо- |
|||||
частей. |
будет |
собствует передаче глубины прост- |
||||
Наиболее благоприятной |
ранства, перспективы цеха. |
|
||||
съемка в цехах или помещениях, |
Расстояние |
до фотографируемого |
||||
имеющих верхнее и боковое осве- |
объекта |
желательно не менее |
||||
щение. При попадании прямых сол- |
3—5-кратной его высоты или шири- |
|||||
нечных лучей освещение становится |
ны. Съемку лучше производить |
|||||
слишком контрастным и съемку луч- |
длинноили среднефокусным объек- |
|||||
ше перенести на другое время. |
тивом. Короткофокусный |
объектив |
||||
Источниками освещения |
служат |
следует использовать только в тех |
||||
светильники с лампами накаливания |
случаях, когда объект не входит в |
|||||
и прожекторы. |
|
кадр и отсутствует возможность па- |
||||
При фотографировании технологи- |
норамной съемки. |
|
|
|||
ческих линий, оборудования необ- |
Поскольку при технической съемке |
|||||
ходимо выбрать точку съемки, кото- |
необходима |
резкость |
всех |
деталей |
||
рая позволит наиболее выразитель- |
объекта, то глубину резко изобра- |
|||||
но показать на снимке размеры цеха, |
жаемого |
пространства |
и |
значение |
||
длину конвейера, объемы машины |
диафрагмы определяют по шкалам |
123. Приспособления для
с
съемки:
а— цилиндр; б — световой
|
|
|
|
|
206 |
Внепавилъонная съемка |
|
|
|
|
|
объектива, по таблице или рассчи- |
жен быть, как правило, от нейтраль |
||||
тывают по формулам. Пользуясь |
но-серого до белого. Для маленьких |
||||
поворотами объективной и кассетной |
предметов фон легко подобрать из |
||||
части фотоаппарата, можно значи- |
листа пластмассы, бумаги, куска |
||||
тельно |
меньше |
диафрагмировать |
ткани. По тону фон должен быть |
||
объектив. |
|
яркость |
светлее темной части объекта съемки |
||
Если |
необходимо снизить |
и темнее светлой ее части. Изменять |
|||
полированных бликующих |
деталей, |
тональность фона легко посредством |
|||
их можно запылить мелом или сма- |
освещения светильниками. |
||||
зать суспензией зубного порошка в |
Для каталогов и рекламных изда- |
||||
воде, натереть поверхность сухим |
ний фон создается путем ретуши по- |
||||
мылом. |
|
|
|
зитива. На фотоотпечатке фон за- |
|
При съемке узлов и деталей машин |
крашивают в желаемый тон, слабо |
||||
их следует освещать так, чтобы не |
выявленные детали также усиливают |
||||
образовывались глубокие тени. |
на позитиве, после чего делают реп- |
||||
Для систематических съемок обо- |
родукцию. |
|
|||
рудования, деталей можно изгото- |
|
|
|||
вить «световой стол», в верхней |
|
|
|||
крышке |
которого |
находится |
толстое |
2. Стереоскопическая съемка |
|
матированное стекло, а под ним — |
Цель стереоскопической съемки — |
||||
люминесцентные лампы. Такое осве- |
|||||
щение позволяет устранить падаю- |
получить два изображения сюжета, |
||||
щие и значительно смягчает собст- |
сделанные с различных точек зре- |
||||
венные тени. |
|
|
ния. При последующем рассматри- |
||
Бестеневое освещение можно полу- |
вании их возникает стереоскопиче- |
||||
чить в цилиндре из плотной белой |
ский эффект, который заключается |
||||
бумаги (рис. 123, а), освещая объект |
в том, что два плоских изображения |
||||
отраженным светом. Хорошие ре- |
дают впечатление одного объемно- |
||||
зультаты получаются при исполь- |
го, т. е. совпадающего или схожего |
||||
зовании светового «туннеля» (рис. |
с тем, что мы видели в момент съем- |
||||
123, б). |
|
|
|
ки двумя глазами. |
фотография |
В основание «туннеля» вставляют |
Стереоскопическая |
||||
проволочные дуги высотой 40—50 см, |
основана на бинокулярности нашего |
||||
обтягивают каркас папиросной бу- |
зрения, т. е. на различиях впечат- |
||||
магой. Освещают «туннель» све- |
лений, получаемых от каждого глаза |
||||
тильниками направленного |
света с |
в отдельности при |
рассматривании |
||
двух сторон. Характер освещения |
натуры или специально полученных |
||||
можно изменять перемещением све- |
изображений ее на светочувствитель- |
||||
товых потоков. Полезно иметь лампу |
ных материалах. У разных людей |
||||
над «туннелем» для создания верхне- |
расстояния между центрами зрачков |
||||
го освещения. |
|
|
глаз находятся в пределах 54—72 мм, |
||
Изделия из полированного метал- |
в среднем принято расстояние 65 мм. |
||||
ла, имеющие мелкие детали или |
При рассматривании объектов, нахо- |
||||
орнамент, фотографируют сразу же |
дящихся на различном удалении, оп- |
||||
после запотевания их. Для этого |
тические оси глаз пересекаются в |
||||
изделия охлаждают. |
|
рассматриваемой точке. Угол пере- |
|||
Фон |
при фотографировании дол- |
сечения оптических осей глаз будет |
207
Специальные виды съемки
тем больше, чем ближе будет находиться объект, и наоборот. Угол схождения (конвергенции) влияет на определение расстояния до объекта. Информация о мускульном усилии, необходимом для фиксирования объекта двумя глазами, поступает в мозг, где перерабатывается в представление о расстоянии.
Рельефность предметов, их взаимное расположение в пространстве зависят от различия изображений в правом и левом глазу. Объемность видения связана с расстоянием до объекта. Эффект объемности далеких предметов практически исчезает изза совпадения изображений. При наблюдении через приборы, у которых оптические элементы, создающие изображения, расположены значительно шире глаз, способность оценивать объемы и взаимное расположение далеких объектов возрастает (стереотруба). Обычная стереосъемка производится при расстоянии между объективами (базис) в среднем 65 мм. При съемке удаленных объектов это расстояние увеличивается тем больше, чем дальше объекты расположены.
Стереоскопическую съемку можно производить различными способами:
1)двукратной съемкой одного объекта с двух точек одним фотоаппаратом;
2)двумя фотоаппаратами, закрепленными на общей площадке или установленными на некотором расстоянии друг от друга, но равноудаленными от объекта съемки;
3)специальными стереоскопическими фотоаппаратами;
4)обычным фотоаппаратом с использованием стереонасадок. Последовательная съемка с перемещением фотоаппарата на величину базиса возможна при полной не-
подвижности объекта и его частей. Простейший прием — съемка с переменой опорной ноги. Первый снимок производят, пользуясь, например, правой ногой в качестве опорной, второй снимок — перенеся опору на левую ногу. Необходимо наблюдать за совпадением границ кадра, за отсутствием перекосов. Лучше съемку производить со штатива, на котором укреплено приспособление для
124. Стереоскопический фотоаппарат «Спутник»
перемещения фотоаппарата на намеченное расстояние (с постоянным или переменным базисом).
При наличии двух фотоаппаратов
содинаковыми форматами кадра и одинаковыми фокусными расстояниями объективов их можно укрепить на общей площадке рядом друг
сдругом. Все условия фотосъемки, обработки пленки и печать должны быть одинаковыми. Одновременный спуск затворов можно обеспечить посредством клеммы, в которую зажимаются пусковые кнопки тросиков
обоих аппаратов. Стереофотоаппараты разных моделей имеют принципиально одинаковое строение, напоминающее два фотоаппарата, объединенных в одном
|
|
|
|
|
|
|
208 |
Внепавильонная |
съемка |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
корпусе. Два съемочных объектива |
пы — приборы для рассматривания |
||||||
точно подобраны по фокусному рас- |
стереопар. Стереонасадки предна- |
||||||
стоянию, имеют механизм для одно- |
значены для получения стереопары |
||||||
временной наводки на резкость и |
на кадре форматом 24X36 мм. Сте- |
||||||
общую шкалу для их диафрагмиро- |
реонасадки |
бывают |
зеркальные |
и |
|||
вания. Затворы (центральные или |
призматические. У нас выпускали |
||||||
шторные) обеспечивают одновремен- |
призматические насадки для аппара- |
||||||
ное одинаковое экспонирование кад- |
тов «Зоркий» и «Киев». Расстояние |
||||||
ров. Старые модели могут иметь при- |
между оптическими центрами призм |
||||||
способления для перемещения объ- |
равно 65 мм. Рекомендуемое расстоя- |
||||||
ективов в разные стороны и для |
ние до объектов съемки от 2,5 м и |
||||||
изменения базиса съемки. У некото- |
более. Съемку с наиболее близкого |
||||||
рых моделей внутренняя перегородка |
расстояния |
можно |
производить |
со |
|||
делалась съемной и после установки |
стереонасадкой от аппарата «Киев» |
||||||
одного из объективов в центральное |
с блоком объективов при снятых |
||||||
положение |
камера превращалась в |
призмах. В стереокомплект к аппара- |
|||||
панорамную с соотношением сторон |
там «Экзакта-Варекс» и |
«Практика» |
|||||
кадра 1:2. |
|
(ГДР) входят две стереонасадки: |
|||||
Наиболее распространенный у нас |
1) для съемки от 15 см до 2 м; 2) от |
||||||
фотоаппарат «Спутник» (рис. 124) |
2 м до«з . |
|
|
|
|
||
рассчитан на получение 6 стереоско- |
Печать фотоснимков производится |
||||||
пических или 12 одиночных кадров |
как контактным, так и проекцион- |
||||||
форматом 6X6 см на стандартной |
ным способом, как обычно (в зави- |
||||||
роликовой пленке. Наводку на рез- |
симости от размеров кадра в стерео- |
||||||
кость можно производить по метраж- |
скопе). В связи с тем что снимки при |
||||||
ной шкале и с помощью третьего све- |
просмотре |
в стереоскопе должны |
|||||
тосильного объектива (1: 2,8), дающе- |
быть расположены |
соответственно |
|||||
го изображение на матовом стекле. |
(для правого глаза снимок, получен- |
||||||
Пределы наводки на резкость 1,4—°о |
ный правым объективом, для лево- |
||||||
Скорость |
центральных затворов: |
го — левым), необходимо придержи- |
|||||
«В», 1/15; 1/30; 1/60; 1/125 с. Объек- |
ваться определенного порядка съемки |
||||||
тивы — триплеты с относительным |
одной камерой, например съемку на- |
||||||
отверстием 1:4,5. Имеется синхро- |
чинать с левого кадра. При печати |
||||||
контакт и автоспуск. |
карандашом на обороте снимка по- |
||||||
Из аппаратов, предназначенных |
мечать, для какого глаза предна- |
||||||
для работы на 35-миллиметровой |
значен снимок. Так же поступают |
||||||
пленке, широкой известностью поль- |
при печати с отдельных пленок. Пе- |
||||||
зуется «Бельпласка» (ГДР) на фор- |
чать и |
обработку позитивов жела- |
|||||
мат кадров 24x30 мм. На стандарт- |
тельно |
производить одновременно |
|||||
ной пленке (1,65 м) умещается 20 сте- |
для получения одинаковых резуль- |
||||||
реопар. Объективы «Тессар» 1:3,5, |
татов по плотности и контрасту. |
|
|||||
f'=37,5 мм. Синхронные централь- |
Если |
производится |
контактная |
||||
ные затворы могут экспонировать от |
печать с пленки, полученной в сте- |
||||||
«В» до 1/200 с. Имеется синхрокон- |
реофотоаппарате, то отпечатки при |
||||||
такт для лампы-вспышки. |
наклейке на бланк следует поменять |
||||||
В комплекты аппаратов «Спутник» |
местами. Для получения стереопары |
||||||
и «Бельпласка» входят стереоско- |
без разрезания негативов или по- |