ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
9
Предисловие
статочно широкий выбор фонов, причем не только условных с гладкими фактурами, но и фотографических фонов необходимого размера с конкретной характерностью: изображения интерьеров, архитектурных сооружений, натурных объектов и т. д. Конечно, в таком случае выбор фона по сюжету определяет выразительность и целесообразность снимка. И конечно, ателье пользуется набором стульев, кресел, вообще разного реквизита, с помощью которого возможно строить самые различные композиции снимков, задавать им сюжет. Все это непременно скажется на живости и нестандартности снимков.
В перспективе предвидится возможность радовать портретируемых цветной фотографией. Съемка в цвете потребует от фотографов особой культуры видения цвета, отражаемой в выборе цветных фактур, одежды и фонов в первую очередь, ибо цвет лица чаще всего почти одинаков. Сегодня возможно получать высококачественные фотографии не на фотобумаге, а на диапозитивах-слайдах, имеющих у фотолюбителей широкое распространение и признание за портативность, простоту съемки и очень хорошую цветопередачу.
Для поддержания профессиональной «формы» фотографу можно рекомендовать не только быть внимательным к жизни, но и осваивать эту жизнь с фотоаппаратом в руках. Такая деятельность, напоминающая занятие любителя-фотографа, представляет собой аналог того, что делают художники, выходящие на этюды, на натуру. Для фотографапрофессионала, находящегося целые дни в фотоателье, не видящего настоящего света, особенно ценен фоторепортаж и натурные этюды, фотографирование при естественном освещении. Вполне удобным местом для выставок таких фоторабот, представляющих творчество фотографа, интересных для тех, кто приходит фотографироваться, вероятно, было бы само помещение фотоателье, потому что множество ателье сегодня располагается в достаточно просторных помещениях современных зданий и имеет вестибюли и залы ожидания.
Хочется помечтать и о систематических выставках работ фотогра- фов-профессионалов бытового обслуживания. Копится интересный творческий опыт, который всемерно необходимо распространять. О фотографии, особенно о ее достоинствах и качествах, невозможно только говорить и писать — фотографии нужно смотреть. Думается, что каталоги лучших фоторабот, которые могут стать примерами для рационального подражания, необходимо публиковать и не только в приложении к учебным пособиям, а и отдельно, наподобие каталогов к выставкам живописцев и графиков. Конечно, для фотографии необходима самая тщательная технологическая аннотация: всегда важно знать, как, каким образом получен тот или иной интересный результат. Ценно такое начинание и для воплощения облика нашего современника, для подтверждения преимуществ советского образа жизни. Ведь прекрасен человек не только в работе, но и когда просто позирует для фотоснимка.
Бытовая фотография расширяет свои границы. Так, сегодня все больше поступает заказов на фотосъемку от различных учреждений и организаций с целью фотофиксации или для технической пропаганды, для обобщения передового опыта. В книге имеются примеры рациональной работы и в этой важной области.
Характерно, что сегодня фотосъемка приобретает и значение престижного документа, например фотографирование передовиков производства, героев труда на фоне Красных знамен отрасли, в залах тор-
10
Предисловие
жественных заседаний и т. д. Такой фотоснимок, действительно, является реликвией и гордостью того человека, который на нем изображен в числе товарищей по труду и подвигу.
Конечно, в предлагаемой читателю книге было невозможно охватить все виды фотографирования и тем более дать подробные рекомендации к съемкам. Отражены наиболее важные вопросы, требующие рациональной методики и раскрытия сложных процессов, гарантирующих приемлемый сегодня уровень профессионального мастерства.
Умение, навык, мастерство вырабатываются исключительно в практике работы, зависят от личных данных: от отношения к работе, от профессиональной склонности к этому виду творческого труда, от умения вступать в контакт с разными людьми. Обо всем этом тактично и скромно напоминают читателям авторы книги.
Вероятно и то, что верный выбор профессии положительно сказывается на результатах будущей работы. Нужно любить свою профессию, тогда и напряженный труд будет радостным. Ведь фотограф-профессио- нал работает на своеобразном производстве. Он не является свободным художником и не располагает выбором времени для съемок соответственно своему настроению. Он всегда должен быть в форме. А без методики это неосуществимо, ибо, руководствуясь ею, можно достигать при сложности и постоянной повторяемости операций фотографирования высоких и стабильных творческих результатов.
Книга обращена к молодым, постигающим основы этой удивительно интересной и нужной всем людям профессии. Постигая ее тайны, полезно всегда помнить, что только опыт, знания и умение формируют профессионала при непременном упорстве в достижении желанной цели. Пусть сначала еще не все получается, но ведь и у самых крупных, сегодня признанных мастеров был период ученичества. Мы призываем вас упорно и последовательно осваивать школу профессии, которая впоследствии и даст мастерство.
Эта книга — первый опыт создания методического пособия для овладения профессией фотографа-профессионала. Естественно, что при изучении ее материалов возникнут вопросы и советы для ее уточнения и улучшения в последующих изданиях. Мы ждем ваших отзывов и пожеланий, которые будут с благодарностью учтены.
И еще: цените свою профессию, развивайте и совершенствуйте мастерство. Ваш труд необходим каждому человеку! Разве это не высшая радость — сознавать свою личную причастность к жизни людей, удовлетворять их высокие запросы и потребность?!
Р. Н. ИЛЬИН
11
К истории фотографического портрета
Фотография (светопись)— область науки, техники, искусства. В собственном значении слова — совокупность фотохимических процессов и технических способов получения изображений на поверхности, покрытой светочувствительным слоем. Возникшее при съемке латентное (скрытое) изображение проявляют и закрепляют посредством химической обработки.
Развитие фотографии представляет собой непрерывный ряд технических изобретений, усовершенствований и на их основе — открытий и освоения новых изобразительных возможностей, выработку присущих только фотографии способов изображения действительности.
Фотография явилась основой возникновения кинематографа.
В речи перед членами парижской Академии наук, произнесенной в 1839 г. по поводу изобретения фотографии, известный физик и астроном Араго предрек дагеротипии большое будущее в области наук и документации неподвижных объектов. Однако он весьма скептически отозвался о возможности портретировать людей посредством нового способа. И главной тому причиной была длительность экспонирования, достигавшая получаса в солнечную погоду.
Уделом первых фотографов была съемка главным образом архитектуры и пейзажей. Но самым заманчивым жанром для дагеротипистов представлялся, несомненно, портрет. Одним из первых портретистов был профессор естественных наук и медицины Нью-Йорк- ского университета Джон Уильям Дрепер. Предприимчивый энтузиаст вместе с Самюэлем Морзе, известным впоследствии изобретателем телеграфа, открыл первый в мире павильон для портретной съемки (на крыше университета).
Первым русским фотографом-портретистом считается Алексей Федорович Греков. Весной 1840 г. после многократных опытов он получил удачные фотопортреты, а в июне открыл «художественный кабинет» для всех желающих иметь свой дагеротипный портрет.
Ателье первых дагеротипистов помещались на самых верхних этажах зданий. В фотопавильоне посетитель поднимался на высокий помост, под самый потолок, и садился в специальное кресло, сзади которого был укреплен специальный держатель для головы. Фотографическая камера находилась напротив сидящего, на специальной полке. Время экспонирования поначалу длилось 10—15 мин, и портретируемый должен был сидеть неподвижно.
12
Кистории фотографического портрета
В1841 г. немецкой оптической фирмой «Фойхтлендер» был выпущен светосильный объектив, выполненный по расчетам профессора математики Венского университета И. Петцваля.
Ипрофессионалы и любители изыскивали способы повышения светочувствительности самостоятельно изготовляемых фотопластин. Вскоре было найдено средство, позволившее сократить время экспонирования в 4 раза, т. е. до 30 с в пасмурное время дня и до 10 с
всолнечную погоду.
Впавильоне располагалось несколько камер, рассчитанных на съемку портретов различных размеров — от миниатюрных, которые вправляли в медальоны, до близких к сегодняшним — 9x12 и 13X18 см.
Так как к краю круга качество изображения снижается, а фотографы стремились получить изображение возможно большее по площади, то первоначально приходилось мириться с овальной формой дагеротипов.
Ссередины пятидесятых годов размеры дагеротипов стали быстро увеличиваться. Уже в 1851 г. на Парижскую международную фотографическую выставку С. Л. Левицкий отправил дагеротипы, размер которых достигал 30x40 см; среди них были снимки группы на пластин-
ках 24x30 см.
Вот что написал по поводу съемки дагеротипа, на котором запечатлена группа русских художников с писателем Н. В. Гоголем (Рим, 1845 г.), автор снимка С. Л. Левицкий: «...Позировка была на открытой террасе в мастерской Перро; пластинка была держана 40 секунд (теперь же при таком освещении на желатинной пластинке надобно было бы держать одну или полторы секунды), но несмотря на долгую позу, центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо». (Фотографический ежегодник П. М. Дементьева. Спб., 1892, с. 183.)
Если рассматривать художественные достоинства дагеротипных портретов, то однозначной оценки их быть не может. Эстетические достоинства дагеротипов в значительной мере зависели не только от технической грамотности и оснащенности их создателя, но главным образом — от степени его талантливости.
Восновном дагеротипией занимались люди, художественно образованные. В России это были Сергей Львович Левицкий (1819—1898); Андрей Иванович Деньер (1820—1892)—выпускник Академии художеств; Лавр Степанович Плахов (1811—1881)—художник, ученик знаменитого Венецианова.
Этим объясняется то, что к концу сороковых годов мастера-дагеро- типисты в области портретной миниатюры стали успешно теснить ре- месленников-живописцев и акварелистов. В области портрета фотография стала заявлять о себе в общем ряду изобразительных искусств. Вместе с тем светописцы заимствовали опыт художников в выборе и распределении освещения, в композиции изображения, в частности в определении границ портретного изображения.
Наибольших успехов дагеротипия добилась в жанре портрета. Несмотря на известные технические ограничения этого способа, выражавшиеся в необходимости длительного времени экспонирования, в лучших портретах преодолена напряженность позы, достигнуты выразительность и динамика в жестах и положении фигур. Сохранившиеся дагеротипы и сегодня удивляют зрителей утонченностью проработки тональностей в светах и тенях, неназойливой четкостью деталей.
13
Кистории фотографического портрета,
Вначале шестидесятых годов XIX в. на смену дагеротипу пришел мокроколлодионный способ, позволивший получать снимки при меньшем времени экспонирования и копировать их в неограниченном количестве, что было недоступно при старом способе. Этот негативно-пози- тивный процесс явился закономерным развитием способа, предложенного почти одновременно с дагеротипией английским изобретателем Уильямом Генри Фокс Талботом.
Первые опыты по калотипному методу (так Талбот назвал свой процесс — от греческого слова «калосс»—красивый) проводились чаще всего посредством экспонирования светочувствительной фотобумаги, дававшей обобщенное изображение без мелких деталей.
Самым первым мастером художественной фотографии, работавшим по калотипному методу, был Дэвид Октавиус Хилл (1802—1870). Он являлся одним из основателей Шотландской академии художеств. Получив заказ изобразить на картине 470 человек — самых известных людей Шотландии — он воспользовался методом Талбота.
Посредством использования солнечного освещения, выбора точки съемки (а снимал он только на открытом воздухе) Хилл пытался передать пространство, объем и формы. Снимал он архитектуру и пейзажи, но самую широкую известность уже впоследствии, после смерти художника, принесут его имени портреты простых людей и знакомых, снятые в одиночку, вдвоем и группами.
Вэтих портретных работах он умело воплощал многие композиционные приемы, известные ему из живописи, особенно из жанровых картин. Поскольку фотографии не были заказными портретами, а служили своего рода эскизами для написания картины, то художник посредством выбора освещения стремился достичь нужной ему характеристики лица и фигуры. Вот что писал о Хилле известный критик и фотограф Н. А. Петров: «Можно смело сказать, что... портреты ничуть не уступают работам лучших современных фотографов, и по красоте композиции, по благородной простоте обстановки, по мАстерской передаче светотени они скорее напоминают произведения таких больших живописцев старого времени, как Рейнольде и Рэберн. Но чтобы оценить по достоинству работы Хилла, надо принять еще в расчет несовершенство тех материалов и инструментов, с которыми ему пришлось работать...
Ивсе же Хилл, благодаря своему таланту и художественному развитию, и с этими примитивными средствами сумел достигнуть таких изумительных результатов». (Вестник фотографии, 1913, № 2, с. 37).
Поиски новых светочувствительных материалов, пригодных для изготовления негативов, продолжались. Приемлемый результат получил вскоре англичанин Арчер, предложивший использовать в качестве носителя светочувствительных солей коллодион — раствор нитроклетчатки в смеси серного эфира и этилового спирта.
Название «мокроколлодионный способ» указывает на то, что пластинка должна быть обработана в сыром состоянии, ибо с момента подсыхания коллодиона она теряет чувствительность к свету и тем самым— пригодность.
Лаборант готовил пластинку непосредственно перед съемкой, по сигналу фотографа подавал заряженную кассету и после съемки спешил обработать пластинку... И все-таки процесс намного упростился.
Собработанного (проявленного, усиленного и отфиксированного, промытого, высушенного и отлакированного) негатива печатали на