Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ ПРОЕКТА
1.1. Особенности организации управления проектами на предприятии
1.2. Основные понятия, классификация и виды команд проектов
1.3. Понятие эффективной команды проекта и факторы эффективности проекта
ГЛАВА 2. Аспекты создания эффективной команды проекта на практике
2.1. Описание деятельности предприятия
2.2. Модель эффективной команды проекта
2.3. Методика формирования состава эффективной команды проекта
2.4. Рекомендации по применению методики подбора участников команды проекта
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе технологического развития, в сложно построенном обществе, осуществление актуальных проектов требует координированных действий множества талантливых людей. Успешная реализация проекта в значительной степени определяется тем, насколько удачно подобраны участники проекта и насколько эффективно была реализована функция управления ими.
Одной из особенностей проектного менеджмента является то, что проект предполагает не просто подбор специалистов, конкретный состав которых определяется спецификой проекта, а формирование команды проекта. Научная проблема. Несмотря на значительный вклад команды в успех проекта, на данный момент не существует универсального знания о том, как строить эффективные проектные команды с учетом разнообразия проектных сред, то есть параметров проекта (организационных, экономических и социальных) и его внешней среды (правовых, политических, культурных факторов), действующих в проектной области (организация, город, страна).
Для команд проектов необходимо разработать методику формирования эффективной команды с учетом как индивидуальных особенностей, так и взаимоотношений участников.
Формирование проектной команды с учетом этих факторов позволит снизить риски проекта и может стать важным преимуществом каждой проектноориентированной компании.
Цель работы заключается в разработке методики формирования эффективной команды проекта, с учетом индивидуальных характеристик участников и особенностей их взаимодействия.
Объектом исследования является команда проекта. Предмет исследования – связь индивидуально-психологических характеристик и особенностей взаимоотношений участников команды с эффективностью команды проекта.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности организации управления проектами на предприятии.
2. Рассмотреть основные понятия, классификацию и виды команд проекта.
3. Изучить понятие эффективной команды проекта и факторы эффективности проекта.
4. Представить описание деятельности предприятия.
5. Рассмотреть модель эффективной команды проекта.
6. Исследовать методику формирования эффективной команды проекта.
7. Представить рекомендации по применению методики подбора участников команды проекта.
Представленное исследование является одним из немногих, исследующих проблему формирования эффективных команд для проектов. В работе раскрывается важность личностноориентированного фактора членов команды, системный подход к анализу индивидуально-психологических характеристик участников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ ПРОЕКТА
1.1. Особенности организации управления проектами на предприятии
От того, каким образом будет организовано управление, зависит успех системы управления проектами. Все в большей мере зависит от людей, руководителя, менеджера проекта. Если у них не будет хватать квалификации, надежной команды, полномочий, то установленное программное обеспечение по управлению проектами не сможет решить проблемы за них.
Участники проекта – лица и компании, напрямую втянутые в проект или ей круг интересов имеют шансы быть использованы при исполнении проекта. Конкретно сформировать определенный состав и численность проектной команды бывает затруднительно.
Внутренняя составляющая проектов (количество работ, осуществляемые функции) могут быть однотипными на предприятии, но при этом проектные команды, их значимости, функции. Возможности имеют все шансы меняться в связи с конкретным происшествием в зависимости от сложности выполняемого проекта. Для любого участника проекта возможно установить свою роль.
Заказчик – основная сторона, причастная к эффективной реализации проекта и достижению всех его целей. Заказчик устанавливает ключевые условия к проекту, аспекты исполнения, гарантирует финансирование проекта за счет собственных или привлекаемых денег. Он том числе заключает договоры с главными исполнителями проекта после удачных переговоров, в процессе которых принимается решение о вероятном сотрудничестве.
Заказчик имеет обязанности по подписанным договорам, управляет процессом контактирования всех участников проекта или предоставляет эту функцию главному исполнителю. Заказчик ответственен за проект в целом перед обществом и законодательством [11, С. 92-94].
Клиент – отдельное физическое лицо или компания, которая приобретет и станет применять продукты, которые получились в результате выполнения проекта.
Спонсор – член проекта, который гарантирует предоставление финансовые, вещественных, человеческие и другие ресурсы с целью успешной реализации проекта.
Управляющий проектом (главный менеджер проекта) – физическое лицо, которому предоставляются возможности по управлению абсолютно всеми работами проекта. Непосредственно к этому относится планирование, надзор и координации работ всех членов проекта. Управляющий проектом считается индивидуально ответственным за реализацию проекта.
Содержание полномочий и ответственность управляющего проектом за действия, осуществляемые в процессе выполнения проекта в каждом отдельном случае определяется контрактом с заказчиком. Вообще, перед управляющим и его командой стоит задача реализовать результативное руководство на протяжении всего времени. Управляющий проектом несёт ответственность перед тем, достигнуты ли цели проекта или нет.
В процессе исполнения проекта управляющий может столкнуться с очень важными вопросами, которые требуют незамедлительной реакции. К примеру, это может быть загрязнение окружающей среды (вредные отходы), государственная безопасность (соблюдение законов), размещение промышленных отходов, пользование землями, находящимися в государственной собственности, а также этические проблемы.
Управляющий проектом, в общих чертах, как правило, осуществляет данные функции:
- создает структуру команды;
- разрабатывает план осуществления проекта и гарантирует достижение требуемых результатов;
- разрешает межличностные конфликты, которые возникают между участниками проекта;
- осуществляет распределения выделенных ресурсов на всех уровнях организации и всех этапах проекта;
- организовывает и проводит переговоры;
- устанавливает все необходимые коммуникационные и интеграционные связи между участниками проекта и не только;
- формирует взаимосвязанную систему контроля для наблюдения изменений в проекте;
- расставляет приоритеты (по возникающим проблемам);
- участвует в формировании, подготовке к выполнению действий и мотивации персонала для достижения наилучшего результата;
- формирует хорошую и доброжелательную атмосферу в коллективе.
Команда проекта (Project Team) – особенная организационная структура, которая представляет собой объединение физических и юридических лиц и их групп, собравшихся главным образом для выполнения проекта. Команда проекта создается только на тот промежуток времени, в течение которого идет проект. Основная задача, которая стоит перед командой проекта – это выполнение функций координации операций и взаимодействие интересов абсолютно всех членов проекта [14, С. 123].
Команда управления проектом (Project Management Team) – отдельная организационная структура, которую председательствует управляющий проекта. Команда управления проектом создается также в период осуществления проекта. Главной проблемой для команды управления проектом является выполнение функций управления проектом.
В ходе существования и работы команды управления проектом, можно отметить пять стадий.
1. Формирование – участники команды объединяются с желанием взаимного сотрудничества и взаимодействия.
2. Предотвращение противоречий и начало командной работы – сразу после начала совместной работы оказывается, что участники команды имеют различные мнения по поводу того, какими способами и методами можно достичь желаемой цели. А это, в свою очередь приводит к спорам и конфликтам.
3. Нормализация деятельности – частники команды приходят к консенсусу в результате разговоров и принятия совместных решений. В дальнейшем разрабатываются нормы и на их основе будет выстроена их грядущая деятельность.
4. Осуществление планов по выполнению проекта – уже после повышения мотивации участников команды и их производительности, процедура выполнения проекта стабилизируется и коллектив проекта может приступить к работе с большой службой отдачи в течение всего времени.
5. Окончание работы команды – по ходу завершения работы над проектом необходимо разрешение вопроса о будущей деятельности членов команды, где они будут работать.
В завершении проекта эффективность его выполнения может либо возрасти, когда члены команды больше концентрируются на завершении задачи, либо понизиться, когда члены команды испытывают сожаление по поводу завершения их совместной работы, особенно если их будущее не определено.
Возможными участниками проекта могут быть инициатор, инвестор, контрактор, субконтрактор, проектировщик, генеральный подрядчик, поставщик, лицензоры, лицензиары, органы государственной власти, владелец земельного участка, производители конечной продукции, потребители. Все они могут принимать участие в проекте, но наличие каждого необязательно, все зависит от вида проекта и сферы деятельности [8, С. 43-45].
Организационная структура – совокупность составляющих компонентов предприятия (должностей и структурных подразделений фирмы), а также их взаимосвязей. Взаимосвязи среди должностей и структурных подразделений могут быть вертикальные (административно-функциональные). Это такие связи, по которым протекают административные процессы принятия решений. Также бывают горизонтальные (технологические) связи.
Организационные структуры проекта (Project Organization) – это организационная структура, разработанная на определенное время и надлежащая проекту, в нее входят все участники проекта и создана она специально для успешного достижения целей проекта. Большинство проектов придумывается и воплощается в жизнь внутри одной компаний или предприятия. Практически во всех случаях появляется необходимость создать такую временную организационную структуру, которая сможет осуществить надежное достижения целей проекта и объединит всех его участников. При этом самая главная организация рассматривает проект как возможность стратегического развития.
1.2. Основные понятия, классификация и виды команд проектов
Понятие команды в терминологии управления проектами происходит от её организационного поведения, в котором команда определяется как социальная организация, состоящая из 3 и более членов, включенных в контекст организации (проекта), ощущающих себя и других членов единого сообщества и взаимодействующих для решения общей проблемы [10, С. 22-24].
Концепция команды тесно связана с более общим термином группы. Группа – это совокупность индивидуумов, которые таким образом взаимодействуют друг с другом, что каждый из них влияет на остальных и при этом сам находится под их влиянием [13, С. 56]. Признаки, по которым классифицируют группы. По механизму образования различают формальные, созданные под влиянием управленческого воздействия, и неформальные, стихийно формируются отряды, которые регулярно взаимодействуют для достижения цели. Различают условные и реальные группы по наличию межличностных отношений между участниками, среди малых групп выделяют большие и малые группы по количеству членов, первичные и вторичные по наличию неформальных отношений между членами группы [2, С. 5].
На практике чаще всего происходит смешение понятий: команда и группа, хотя разница между этими понятиями весьма значительны. Основной отличительной особенностью команды является синергетический эффект, суть которого проявляется в том, что результат совместных усилий всех членов команды больше суммы тех результатов, которые получили бы участники команды, работая порознь.
Увеличение сложности и разнородности проектов в современных организациях создает необходимость объединения в проектную команду людей, обладающих знаниями и навыками, а также опытом работы в различных областях. Команда – группа людей, которая выполняет определенную задачу и в которой проявляется синергетический эффект.