ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2024
Просмотров: 959
Скачиваний: 1
Репетиция закончилась. Товстоногов назначил на завтра прогон спектакля. На послезавтра
— генеральную. Потребовал, чтобы непременно была встреча с концертмейстером.
Кацман еще раз попробовал возвратиться к проблеме решения карточной игры. Коли отменена музыка, можно ли внести гоголевский, относящийся к картам, текст? Товстоногов категорически против. Кацман попросил о вводе всего лишь нескольких фраз. Товстоногов против. Кацман перечислил несколько слов в конце игры. Товстоногов согласился.
4 марта. 20.00-23.00
Георгий Александрович спросил студентов: какая сцена, на их взгляд, глубже? Эта? Или Малая сцена БДТ? Все видели «Кошки-мышки». Там есть сцена в кафе. Задняя стенка кафе —
предел глубины Малой сцены.
— Тогда, видимо, глубина такая же.
ТОВСТОНОГОВ. А мне кажется, эта сцена глубже. Что меня беспокоит? Поместятся ли в театре три карты?
Студенты спросили, почему идет речь о БДТ.
Кацман ответил, что и так еле уговорили декана факультета Сергея Васильевича Гиппиуса продлить срок владения Малой сценой театрального института до первого апреля.
ТОВСТОНОГОВ. Ну, а с первого апреля будем играть на Малой сцене БДТ.
На репетиции нет исполнителя роли Гаврюшки и осветителя. Товстоногов расстроен: «Некоторое время подождем, а там посмотрим».
—Можно вопрос? Насчет последней сцены, диалога Ихарева и Глова-сына? ТОВСТОНОГОВ. Что вас там смущает?
—Смущает само решение: зачем Глов разыгрывает Ихарева? ТОВСТОНОГОВ. Зачем нам две обманутых судьбы?
—Теоретически согласен, но эмоционально сцена не потрясает. Когда-то вы сказали: беда одного подчеркивает трагедию другого. Это, действительно, сильнее. А теперь...
ТОВСТОНОГОВ. Повторяю: Ихарев обманут великой командой артистов. Обман длится до самой последней секунды. Разве вам не кажется это решение сильнее?
—Ну, предположим, Глов разыгрывает Ихарева. Раньше он снимал маску в самом конце. Теперь в середине сцены. Если я хочу вас обмануть, то обманываю до самого конца. И только
101
видя, что вы обмануты, снимаю маску. А если с Гловым перемена происходит в середине сцены, и мы ее замечаем, то должен заметить и Ихарев?!
ТОВСТОНОГОВ. В том-то и дело, что Ихарев к этому времени в невменяемом состоянии, он не замечает перемены Глова. Ихарев был своего рода зрителем игры Глова, а какой смысл ему что-либо дальше изображать, когда зрителя нет? Единственно, что ему нужно, чтобы Ихарев не пошел в полицию! Надо его окончательно задавить!
—Георгий Александрович, а чего Глову бояться? Ихарев сам жулик! Ну, пойдет в полицию,
апо дороге вспомнит, каким образом «заработал» восемьдесят тысяч?!
ТОВСТОНОГОВ. А если не вспомнит?
—Тогда влипнет. Сам влипнет. Концов к этим жуликам он никогда не найдет! ТОВСТОНОГОВ. И все-таки им надо убедиться, что Ихарев безопасен!
—Да, но чем? Истинная трагедия Глова и есть фон, на котором Ихарев откажется от сверхзадачи, которую вы сформулировали: обмануть человечество. Видя раздавленного Глова, он понимает, как раздавлен сам!
ТОВСТОНОГОВ. Так мы и строим! Ихарев абсолютно поверил, что Глов раздавлен! Но там два куска. Второй начинается тогда, когда Глов увидел, что Ихарев обезумел! Тогда Глову нет смысла кого-то изображать, понимаете?
Мне кажется, вы сейчас ищете более эффектный финал, но ваши рассуждения лишены логики! Зачем кого-то изображать из себя перед человеком, который находится в невменяемом состоянии?
—Мне-то как раз кажется, что кусок один, что Ихарев повержен лишь в самом конце. Перед монологом.
ТОВСТОНОГОВ. Окончательно — в конце. Но с момента, когда он узнал об обмане, уже начинается сдвиг? Начинается или нет? Значит, и новый кусок начинается, а с ним меняются действия и Ихарева, и Глова! Глов раскрывается, видя, что Ихарев невменяем!
— Может, у меня потому возник вопрос, что я не прочел это исполнительски. ТОВСТОНОГОВ. Ну, исполнительски возможно, но это уже совсем другая проблема!
На репетиции появились опоздавшие. У одного — проблема электрички. У второго — изготовление старинных денег.
Прогон. Товстоногов что-то шептал Кацману, тот предложил остановить репетицию. Товстоногов захлопал в ладоши.
ТОВСТОНОГОВ. Когда подъезжает коляска, надо озвучивать ее человеческими голосами. КАЦМАН. Мы же это делали вчера. ТОВСТОНОГОВ. А кто это делал?
—Я, — сказал один из студентов. ТОВСТОНОГОВ — А почему сегодня нет: «Тпруу»?
—Я не сделал. ТОВСТОНОГОВ. Почему?
—Я гримировался.
ТОВСТОНОГОВ. А почему вы гримировались в то время, когда надо было озвучивать коля-
ску?
Ну, что стоило студенту честно сказать: забыл?!
—Я думал, что этого не надо делать. ТОВСТОНОГОВ. Как не надо? Это же установлено!
—Я думал: раз вчера сымпровизировали и ничего не сказали, то это повторять не обязатель-
но?!
ТОВСТОНОГОВ. Раз не отменили, значит, восприняли как должное! Запомните: никогда! ничего! по своей воле — не отменяйте!!!
—Я просто не понял вчера: хорошо это или плохо? ТОВСТОНОГОВ. Это хорошо и обязательно надо делать!
—Понятно!
Георгий Александрович попросил одного из режиссеров организовать за кулисами атмосферу приезда Ихарева: «Скажите, чтобы в этом принимали участие все».
102
Студент попросил Георгия Александровича самому объявить об участии всех занятых в спектакле в атмосфере приездов и отъездов колясок: «Каждый занят только своим делом, только о себе заботится. Я уже никому ничего говорить не могу».
ТОВСТОНОГОВ. Весь курс сюда! Независимо от того, кто в каком виде!
Мне не нравится ваша атмосфера на выпуске спектакля. Она нерабочая. К моменту начала прогона надо заканчивать гримироваться, быть одетым и включаться в общий процесс! Режиссерский курс, а нет никакой организации. Нельзя, чтобы к моменту выпуска все кому-либо не подчинялись!
Начинаем все сначала!
Начали сначала. Дошли до момента, когда Ихарев открыл шкатулку. Музыки нет.
Самодеятельность клуба пуговичной фабрики! И будем каждый раз, после каждой накладки, все начинать заново! Вот скажите мне, почему не было музыки?
Оказалось, радист и исполнитель роли Гаврюшки — одно лице, вн не успел добежать со сцены к магнитофону. Надо поставить квго-либв на замену.
А скажите, как вы видите, что Ихарев открывает шкатулку? Магнитофон, как я понимаю, в той отдаленной комнате, все задники прибиты. Как же вы ловите момент?
НИКОЛАЙ. Я вижу, передаю сигнал Славе, а он уже дальше.
ТОВСТОНОГОВ {сменил гнев на милость). М-да, как арбузы в Ялте. Здесь сделаем так. Гаврюшка уйдет со сцены и сразу бежит включать магнитофон, а Ихарев сам пристроится. Давайте попробуем!
— Сначала? — Спросил помощник режиссера. ТОВСТОНОГОВ. Сначала.
ПОМРЕЖ. Готовы?
ТОВСТОНОГОВ. Мы-то давно готовы, а вот вы?
На этот раз прогон прошел без остановок.
У меня предложение: устроить чертовщину не у Ихарева, а в глубине, у карт. Поворачиваются рубашки трех карт — высвечиваются три персонажа, еще поворот — еще три и третий раз то же самое.
Теперь пойдем по исполнителям.
Половой, оставшись вдвоем с Гаврюшкой, должен быстренько перебежать к нему, а там уже текст. А то очень долго: пока скажете, пока перейдете.
ВЯЧЕСЛАВ. Я так и делал, а потом вы установили другой вариант.
ТОВСТОНОГОВ. Я же не в упрек вам говорю! В прогоне видны запинки, спады ритма, и надо их устранять! Понимаете? Сейчас получается вальяжный провальчик, а надо перебежать, и сразу же текст!
ВЯЧЕСЛАВ. А дальше?
ТОВСТОНОГОВ. А дальше, все, как было, ничего не надо менять.
КАЦМАН (по листочку, где записаны замечания). Оценка Ихарева: слуга хочет есть. ТОВСТОНОГОВ. Да, когда Гаврюшка делает свой «ик», и, кстати говоря, прекрасно делает,
у Ихарева должно быть более пренебрежительное, брезгливое отношение к этому животному, которое не может прожить и получаса без еды. А это раздражает.
КАЦМАН. Насчет бумажников.
ТОВСТОНОГОВ. С бумажниками покончено. Деньги сыпятся из всех карманов. Это лучше. КАЦМАН. «В каком смысле я должен разуметь...» Напомните, что это за фраза?
АЛЕКСЕЙ. Это текст Ихарева, когда он предлагает союз: «В каком смысле я должен разуметь справедливость слов ваших?»
ТОВСТОНОГОВ. Надо говорить не «слев», а «слоф». Иначе украинский язык получается. Ну-ка?
АЛЕКСЕЙ. Слов ТОВСТОНОГОВ. Получается «слоув», а надо — «слоф»! АЛЕКСЕЙ. Слоф!
103
ТОВСТОНОГОВ. Вот!
КАЦМАН. Насчет атмосферы в рассказах Утешительного.
ТОВСТОНОГОВ. Оба рассказа, кстати говоря, хорошо сыгранные, — перекрываются общим шумом, когда вы начинаете чрезмерно их озвучивать. Поймите меня правильно: атмосфера, ритм должны остаться прежними! Ни в коем случае не поймите меня превратно! Искусственно не смолкать! Но за счет уменьшения силы звука надо найти ту меру, при которой бы доходил смысл слов Утешительного.
КАЦМАН. О платках.
ТОВСТОНОГОВ. Да, никаких цветных платков. Белые. Любят кутежи, разврат, но признак господ — белоснежные платки!
КАЦМАН. О брюках старика Глова.
ТОВСТОНОГОВ. Будьте добры, поднимите руки вверх! А это что? Толстовочка? Надо взять широкую черную ленту в костюмерной и сделать пояс. Надо замаскировать границу между советскими брюками и старинным жилетом.
КАЦМАН. О револьвере.
ТОВСТОНОГОВ. Братцы! Я могу принести старинный револьвер, мне его для спектакля не жаль, но я боюсь, что вы завязнете с ним. Во-первых, он большой, а вы сейчас маленький револьвер еле-еле из кармана достаете. А во-вторых, смотрите, что мы сейчас попробуем сделать. Женя, выйдите на сцену...
Повернитесь спиной. Спиной к нам вытаскивайте револьвер! Теперь поворот к нам, а револьвер уже за спиной! Ну, что? Выразительно пластически? По-моему — да! А револьвера, в таком случае, вообще не нужно! Это даже лучше. Мы понимаем, он что-то спрятал, а через несколько секунд — выстрел!
КАЦМАН. Последняя сцена: Глов — Ихарев.
ТОВСТОНОГОВ. По линии Глова еще не совсем получается конец сцены. Вам надо пробиться к сознанию Ихарева. И не криком, как вы сейчас делаете, а точным посылом мысли. Вообще в этой сцене должны быть три стадии: розыгрыш собственной драмы, раскрытие себя и откры-
тое издевательство над Ихаревым.
ЕВГЕНИЙ. Чем все-таки мне конкретно заниматься: своей бедой или Ихаревым? ТОВСТОНОГОВ. В итоге — Ихаревым! Первая стадия: свое огромное личное несчастье!
Потом снял маску, спокойно сел и вложил в Ихарева главное. В конечном итоге — раздавить Ихарева. И, может быть, будет правильней, если коляска уедет после исчезновения Глова! Все вместе уехали! Дождались и забрали его с собой!
Последний монолог Ихарева, в общем, верный. Не хочу делать замечаний, но считаю, что не все возможности еще раскрыты. Во время прогонов надо самому, ощущая перспективу, добраться до вершины.
Теперь давайте поговорим о наших планах. Премьера седьмого марта. Завтра вечером я хочу пригласить своих друзей.
—А нам кого-нибудь можно позвать?
—Кого?
—Мам, пап, жен.
—Вот завтра для них и покажем спектакль. Каждый может пригласить по одному человеку.
5 марта. Показ спектакля для пап и мам
После показа — закрытое обсуждение спектакля Товстоноговым, Кацманом и Лебедевым. Затем сбор курса.
ТОВСТОНОГОВ. Во-первых, поздравляю вас с первым соприкосновением со зрителями. Не расстраивайтесь. Спектакль получается. Но сегодня обнаружились такие огрехи, на исправления которых потребуются еще репетиции. Много замечаний, справедливых замечаний, которые должны быть реализованы, сделал Евгений Алексеевич. Это и чертовщина, и победный монолог, и последняя картина с Гловом. Чертовщина, как справедливо говорит Евгений Алексеевич,
104
должна идти через глаза Ихарева. Сейчас он лежит лицом вниз и выключен из нее. Победный монолог. Надо иметь незримого противника в зале, которому доказываю свое превосходство над всеми! Это победа философии!
АЛЕКСЕЙ. Я так и делаю в конце!
ТОВСТОНОГОВ. А теперь это надо делать с самого начала! Весь монолог надо строить на
этом!
ЕВГЕНИЙ. А что в последней сцене: Глов — Ихарев?
ЛЕБЕДЕВ. Когда идет снятие маски, я бы буквально, как грим с лица снял, вот так, смотри. Вот, видишь, какой я на самом деле?!
ТОВСТОНОГОВ. Все это мы сделаем седьмого числа на репетиции. А так, всех благодарю. Еще раз поздравляю. До встречи.
7 марта. 20.00-23.00
ТОВСТОНОГОВ. Давайте договоримся о том, что мы перестраиваем в спектакле. Вопервых, сцену, где Утешительный говорит Ихареву про пеньку, привезенную молодыми купцами. Вчера на прогоне явно предугадывался обман. Не меняя ритма, надо сыграть тупик, в который вы попали, абсолютно достоверно...
—Может, тогда начнем повыше? — предложил исполнитель роли Утешительного. — С того момента, как я ушел провожать Замухрышкина?
ТОВСТОНОГОВ. Давайте.
—Только у меня, Георгий Александрович, просьба: когда я вхожу, Ихарев должен мне сказать: «Что?» А то получается пустой выход на середину площадки.
ТОВСТОНОГОВ. Да, конечно, а почему, кстати, Ихарев не говорит: «Что?» АЛЕКСЕЙ. За-
был.
ТОВСТОНОГОВ. Это установленный момент. Такие вещи забывать нельзя. Свет погасите в
зале.
—А он не говорит «что?» И мой ход получается фальшивый. АЛЕКСЕЙ. Теперь скажу.