ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
53.Фольклорные мотивы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
54.«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя как цикл.
55.Христианские мотивы в повестях Н.В. Гоголя.
56.Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя.
57.Функции гротеска в произведениях Н.В. Гоголя.
58.Тема искусства и образ художника в повестях Н.В. Гоголя.
59.Роль фантастики в творчестве Н.В. Гоголя.
60.«Миражная интрига» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
61.Жанровое новаторство комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
62.Специфика финала в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
63.«Театральная жизнь» комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
64.«Ревизор» Н.В. Гоголя в русской критике.
65.Замысел и история создания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые
души».
66. «Божественная комедия» Данте и «Мертвые души» Н.В. Гоголя: идейно-тематическая общность.
67.Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые ду-
ши».
68.Художественное время и пространство в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
69.История создания и публикации «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя.
70.«Выбранные места из переписки с друзьями» в переписке Н.В. Гоголя и В.Г. Белинского.
102
СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1.Романтизм как литературное направление. Философские и эстетические взгляды русского романтизма, его классификация и основные представители. Ведущие романтические жанры.
2.Особенности созерцательного романтизма В.А. Жуковского. Своеобразие жанра элегии в творчестве поэта. Анализ произведения «Сельское кладбище»: тематика, образ лирического героя, композиция, специфика художественного времени и пространства.
3.Баллады В.А. Жуковского. Типология жанра и его художественная специфика. Анализ одной баллады В.А. Жуковского (по выбору студента).
4.Тема романтического двоемирия и мотив невыразимого в русской литературе XIX века (на примере стихотворений В.А. Жуковского «Невыразимое», А.С. Пушкина «Осень», Ф.И. Тютчева
«Silentium»).
5.Периодизация творчества К.Н. Батюшкова. Тематика и художественное своеобразие лирики поэта 1803–1812 гг. Эпикурейские традиции, особенности «маленькой философии». Анализ стихотворения «Мои пенаты».
6.Лирика К.Н. Батюшкова 1812–1822 гг. Философская основа, жанровая специфика. Тема разочарования в жизни, символика смерти. Анализ произведения «Изречение Мельхиседека».
7.Художественное своеобразие философского романтизма. Тематика и поэтика стихотворений Д.В. Веневитинова. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).
8.Тема судьбы гения в лирике поэтов первой трети XIX века (на примере творчества В.А. Жуковского, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского).
9.Философское осмысление жизненного пути человека (сравнительный анализ произведений Д.В. Веневитинова «Жизнь» и А.С. Пушкина «Телега жизни»).
10.Натурфилософские искания и образ природы в лирике поэтов первой трети XIX века (на примере стихотворений Д.В. Веневитинова, А.С. Хомякова, С.П. Шевырева).
103
11.Тематика, художественное своеобразие и основные представители гражданского романтизма. Жанровые и стилистические особенности поэтов-декабристов (на примере творчества П.А. Катенина и Ф.Н. Глинки).
12.Гражданские мотивы в лирике К.Ф. Рылеева. Ведущие темы, идеи, образы. Анализ стихотворения «Я ль буду в роковое время...»: элементы романтизма, специфика отражения ведущих исторических и нравственных вопросов современности, проблема молодого поколения в интерпретации поэта, образ лирического героя.
13.Жанр думы в творчестве К.Ф. Рылеева: тематика, идейная направленность, историческая основа, особенности сюжета и композиции, система персонажей. Анализ одного произведения (по выбору студента).
14.Идейно-тематическое и художественное своеобразие раннего творчества Е.А. Баратынского (1820-е гг). Особенности романтического мировосприятия лирического героя. Специфические особенности трактовки темы любви, разлуки, счастья, искусства. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).
15.Философия, поэтика и структура цикла Е.А. Баратынского «Сумерки». Содержание и функция посвящения П.А. Вяземскому. Отражение основных идей сборника в стихотворении «Недоносок».
16.Партизанская лирика Дениса Давыдова. Образ поэтапартизана. Лирический герой и его эволюция. Тематика и жанровое своеобразие. Анализ одного произведения (по выбору студента).
17.Своеобразие романтизма в творчестве П.А. Вяземского. Жанровый состав, гражданский пафос произведений. Сатирическое творчество. Анализ одного стихотворения поэта (по выбору студента).
18.Поэты пушкинской поры. Анализ творчества А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, Ф.Н. Глинки, Н.М. Языкова (по выбору студента).
19.Специфические особенности прозы русских романтиков. Тематика и поэтика русской фантастической повести (на примере произведения В.Ф. Одоевского «Сильфида»).
20.Русская светская повесть первой трети XIX века. Анализ одного произведения (по выбору студента).
21.История и теория жанра басни. Басенное творчество И.А. Крылова: социальные, нравственно-философские, эстетические вопросы и их отражение в творчестве писателя. Анализ одной басни (по выбору студента).
104
22.Тематика, сюжет, композиция, система образов, хронотоп пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ Чацкого. Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Элементы классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в произведении.
23.Тематическое и художественное своеобразие лицейской лирики А.С. Пушкина. Традиции русской литературы XVIII столетия и рубежа веков и их отражение в творчестве поэта. Гражданская и эпикурейская поэзия раннего А.С. Пушкина. Комплексный анализ стихотворения «Воспоминание в Царском селе».
24.Лирика А.С. Пушкина 1817–1820-х гг. Социальная проблематика и гражданский пафос. Поэтическое осмысление русской истории. Жанровый состав пушкинской лирики петербургского периода.
25.Комплексный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня». Романтические и реалистические тенденции. Социальная
инравственно-философская проблематика, композиция, специфика художественного времени и пространства. Общественнополитические и гуманистические взгляды поэта.
26.Ода А.С. Пушкина «Вольность» в контексте литературной традиции. Связь с одноименным произведением А.Н. Радищева. Социально-историческое и нравственно-философское звучание стихотворения. Жанровая специфика. Особенности стиля.
27.Стихотворения «южного периода» в творчестве А.С. Пушкина. Тематика, специфика романтического мировосприятия поэта, художественное своеобразие. Мотив романтического двоемирия. Анализ стихотворения «Погасло дневное светило...».
28.Тематика и поэтика стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...»: социально-философская основа, библейские мотивы, роль эпиграфа. Специфика художественных средств.
29.Стихотворения А.С. Пушкина, посвященные Е.К. Воронцовой («Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман...»): тематика, биографическая основа, приемы создания образа любимой женщины, стилистическое своеобразие, функция обращений.
30.Лирика А.С. Пушкина периода ссылки в Михайловское. Ценности любви и дружбы в мировосприятии поэта. Анализ стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).
31.Нравственно-философские искания в лирике А.С. Пушкина 1830-х гг. Тема жизни и смерти, поиска гармонии и счастья. Анализ одного стихотворения (по выбору студента).
32.Тема дружбы и образ лицея в поздней лирике А.С. Пушкина. Адресант и адресаты стихотворений. Анализ одного произведения (по выбору студента).
105
33.Тема любви в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Я Вас любил...» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» как отражение взглядов поэта на взаимоотношения мужчины и женщины.
34.Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Пророк»: тематика, библейские аллюзии, композиция, хронотоп.
35.Христианские мотивы в лирике А.С. Пушкина. Стихотворная переписка с митрополитом Филаретом (Дроздовым) и ее роль в раскрытии религиозно-философских поисков поэта. Анализ стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны...».
36.Эволюция трактовки темы свободы в южных поэмах А.С. Пушкина (на примере произведений «Кавказский пленник»
и«Цыганы»).
37.Исторические, социальные, нравственно-философские вопросы и их отражение в поэме А.С. Пушкина «Полтава». Образ Петра I в произведении. Художественное своеобразие поэмы.
38.Произведение А.С. Пушкина «Медный всадник» сквозь призму петербургского мифа. Образ Евгения и приемы его создания. Жанровое своеобразие, конфликт, композиция и хронотоп поэмы.
39.Поэма А.С. Пушкина «Анджело»: шекспировские традиции, тематика, конфликт милости и справедливости, система образов.
40.Тема народа и власти в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Историческая основа произведения. Образ царя Бориса: внутренний конфликт персонажа и его причины. Главные, второстепенные и эпизодические герои. Роль и место образов Пимена и юродивого Николки в произведении А.С. Пушкина.
41.«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как цикл. Тематика, сюжетика и основные персонажи произведений. Философская основа трагедии «Пир во время чумы».
42.Конфликт закономерности и случая в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Германна, приемы его создания, причины нравственных противоречий персонажа. Жанровая специфика: черты светской, бытовой повести, авантюрного и готического романа, баллады в произведении.
43.Романтические, сентиментальные, реалистические традиции в «Повестях покойного И.П. Белкина». Образ рассказчика.
Основные сюжеты цикла и их роль в раскрытии замысла А.С. Пушкина.
44. Социальная, любовная и нравственно-философская проблематика повести А.С. Пушкина «Дубровский». Образы русских
106
дворян и их отражение в произведении. Конфликт помещиков и крестьян в восприятии автора.
45.Тематика и поэтика романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: роль эпиграфа, идея милости и справедливости, специфика отражения исторических событий. Образ Гринева в системе персонажей произведения. Женские образы в романе.
46.Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: история создания, тематика, образ главного героя и приемы его создания. Онегин в системе образов романа.
47.Художественный метод и жанровое своеобразие романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эпические и лирические черты, роль лирических отступлений. Черты романтизма и реализма. Композиция и хронотоп произведения. Образ повествователя. Понятие «онегинская строфа».
48.Периодизация творчества М.Ю. Лермонтова. Художественное своеобразие лирики 1828–1837 гг. Мифопоэтическая основа стихотворения «Ангел». Байронические мотивы и их отражение в произведении «Нет, я не Байрон, я другой...». Специфическая трактовка темы любви в стихотворениях «Нищий» и «Я не унижусь пред тобой...».
49.Специфика романтизма в лирике М.Ю. Лермонтова 1837– 1841 гг. (на примере стихотворений «И скучно и грустно...», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...»). Байронические и шеллингианские мотивы. Тема поиска гармонии и обретения счастья. Конфликт человека и толпы. Роль природы и элементы пантеистической философии в произведении.
50.Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова рубежа 1830–1840-х гг. Трактовка темы искусства в стихотворениях «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
51.Романтические тенденции в восприятии темы искусства и образа поэта в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
52. Тема любви и образ любимой женщины в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: общие и индивидуальные черты в лирике поэтов.
53.Историческая и нравственно-философская проблематика поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Художественное своеобразие произведения.
54.Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: романтические тенденции, образ центрального персонажа и приемы его создания. Сюжет, композиция и хронотоп поэмы.
107