Файл: Уголовное новое(общее).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.09.2024

Просмотров: 607

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М.И. Действие советского уголовного закона в пространстве. Рига, 1974.

В международном праве и практике государств в отношении территориальных пределов действия национального уголовного права используется понятие "уголовная юрисдикция", означающее сферу действия государственной власти в уголовно-правовой области. По действию в пространстве выделяют территориальную и экстратерриториальную юрисдикцию. Общим международно-правовым правилом уголовной юрисдикции, выработанным к настоящему времени, является следующее: государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную, в пределах, установленных в соответствии с международным правом, - за ее пределами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 39.

Применительно к рассматриваемым далее положениям российского УК следует учитывать правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае противоречия федерального закона (каковым является УК) и международного договора РФ применяются правила международного договора. Международные договоры РФ, содержащие правила о пределах уголовной юрисдикции, действуют непосредственно и не требуют издания соответствующих внутригосударственных актов <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" (Российская газета. 2003. 2 дек.).

Международному и национальному уголовному праву известны следующие основные принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальный, гражданства (активный персональный), реальный, пассивный персональный и универсальный. Все названные принципы закреплены в действующем УК.

Приоритетным является территориальный принцип, согласно которому все лица, совершившие преступление на территории какого-либо государства, подлежат уголовной ответственности по закону этого государства независимо от их гражданства. Основанием данного принципа является территориальный характер суверенитета государства. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Территориальный принцип покоится на презумпции, что преступление затрагивает интересы того государства, где оно было совершено <1>. Именно в месте его совершения преступление разрывает ткань общественных отношений, поставленных под охрану уголовным законом. Существуют и практические соображения: в государстве места совершения преступления возможно проведение эффективного расследования и судебного разбирательства, как правило, надежнее защищены права обвиняемого и потерпевшего от преступления, достижимы цели наказания в виде восстановления социальной справедливости и общей превенции <2>.

--------------------------------

<1> См.: Бойцов А.И. Уголовный закон // Уголовное право России: Общая часть / Под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2006. С. 265.

<2> Cassese A. International Criminal Law. Oxford, 2003. P. 277 - 280.

В УК рассматриваемый принцип сформулирован так: "Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу" (ч. 1 ст. 11). Здесь же указывается: "Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11).

Территория РФ включает ее сухопутную часть, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра в пределах государственной границы <1>.

--------------------------------

<1> Закон РФ 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Действие УК "распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11). Данное положение


нуждается в уточнении. Указанные морские районы не являются территорией РФ, поэтому отнесение осуществляемой над ними уголовной юрисдикции России к территориальной некорректно. В названных зонах, определяемых в соответствии с федеральным законодательством и международным правом, Россия осуществляет экономическую, научную и иную деятельность <1>.

--------------------------------

<1> В Конституции РФ оговорено, что обладание суверенными правами и осуществление юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется "в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права" (ч. 2 ст. 67).

Юрисдикция РФ в отношении данных районов ограничена их эксплуатацией. Так, права России на континентальный шельф не затрагивают правового режима покрывающих его вод открытого моря, как и воздушного пространства над этими водами, в отношении которых действуют нормы международного права. Поэтому ответственность по УК в соответствии с территориальным принципом возможна только по ст. 253 УК ("Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации") и за ряд экологических преступлений (например, ст. ст. 252, 256 УК), непосредственно посягающих на природные богатства данных морских районов.

Более удачно, чем в УК РФ, рассматриваемое правило было сформулировано в Модельном УК для стран СНГ: "Действие уголовного законодательства государства - участника Содружества Независимых Государств распространяется на преступления, совершенные на его континентальном шельфе или в его исключительной экономической зоне, в случаях, предусмотренных международными договорами" (ч. 4 ст. 13).

В соответствии с УК РФ "лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации" (ч. 3 ст. 11). В данном положении УК отражен общепризнанный принцип флага, согласно которому в отношении преступлений, совершенных на морском или воздушном судне, осуществляется юрисдикция государства регистрации такого судна <1>, за исключением случаев, предусмотренных международным правом.

--------------------------------

<1> Выражение "приписка к порту Российской Федерации", употребляемое в тексте УК, является очевидным архаизмом. Международно-правовые документы и российское законодательство используют понятие "государство регистрации судна".

Относительно гражданских судов УК ограничивает уголовную юрисдикцию России только "открытым водным или воздушным пространством" (т.е. территорией, не находящейся под юрисдикцией какого-либо государства), что не в полной мере отражает действующее международное право, гарантирующее иностранным судам право мирного прохода через территориальные воды государства и мирного пролета над территорией государства.

В связи с этим уголовная юрисдикция прибрежных государств ограничена лишь случаями, предусмотренными международным правом. Так, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено, что "уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев: a) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; b) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; c) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (п. 1 ст. 27). В этой же Конвенции указывается, что "изложенные выше положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод" (п. 2 ст. 27) <1>. Аналогичные правила установлены в п. 1 ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. <2> и ст. 17 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <3>. Во многом схожими


являются международно-правовые правила, применяемые к гражданским воздушным судам <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

<2> Ведомости ВС СССР. 1964. 21 октября. N 43. Ст. 472. <3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

<4> См.: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г. // Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 571 - 576.

Таким образом, "принцип флага" действует во всех случаях, кроме тех, когда преступление тем или иным образом серьезно затрагивает интересы прибрежного государства, в территориальных водах или прилежащей зоне которого находится судно (кроме случаев захода во внутренние воды), или государства, над территорией которого осуществляется полет воздушного судна. Следовательно, УК

действует в отношении преступлений, совершенных на гражданских водных или воздушных судах, зарегистрированных в Российской Федерации, если иное не установлено международным правом.

Соответственно, на водные и воздушные гражданские суда иностранных государств, осуществляющие право мирного прохода (пролета) в пределах территории РФ, распространяется действие уголовного закона государства регистрации судна, а не УК. И лишь в определенных, указанных выше случаях в действие вступает российский уголовный закон.

Согласно ч. 3 ст. 11 УК лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ, несет уголовную ответственность по российскому УК независимо от места их нахождения. В этом находит отражение предусмотренный международным правом иммунитет военных судов.

В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. <1> государства, в том числе Россия, осуществляют свою юрисдикцию над запущенными ими в космическое пространство объектами и их экипажами. Уникальный порядок осуществления уголовной юрисдикции, с приоритетом персонального принципа, установлен в отношении деяний, совершаемых на борту международной космической станции (МКС) <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1967. N 44. Ст. 588.

<2> См.: ст. 22 Соглашения между Правительством Канады, правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (Вашингтон, 29 января 1998 г.) (СЗ РФ. 2001. N 24. Ст. 2411).

"Принцип флага" является единственным общепризнанным проявлением экстерриториальности, т.е. изъятия из территориального принципа <1>. Помещение рассмотренных правил в статью УК о территориальном принципе - скорее дань традиции, по которой морские и воздушные суда рассматриваются как своего рода "территории мигрирующего характера". Современное международное право не считает морские и воздушные суда "фиктивной территорией" государств и относит юрисдикцию государства флага к экстратерриториальной.

--------------------------------

<1> Традиционное в литературе отнесение к экстерриториальности дипломатических иммунитетов сегодня, как будет показано ниже, не соответствует правовым реалиям.

Действие территориального принципа распространяется на всех лиц, совершивших преступление на территории РФ: как граждан России, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане, а также лица без гражданства во время их нахождения на территории России пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международным договором РФ. Необходимость соблюдения иностранцами законов государств, где бы они ни находились, предусматривается в ст. 4 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают <1>.

--------------------------------


<1> Действующее международное право. М., 1996. Т. 1. С. 256.

При осуществлении территориального принципа необходимо учитывать нормы о международно-правовом иммунитете от уголовной юрисдикции, препятствующие осуществлению уголовно-правового принуждения в отношении лиц, обладающих таким иммунитетом. В связи с этим в ч. 4 ст. 11 УК установлено, что "вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".

Под иммунитетом (от лат. immunitas - освобождение) понимается освобождение от судебной и исполнительной юрисдикции государства. Иммунитеты официальных лиц и дипломатов основываются на принципах суверенного равенства государств и невмешательства в их дела и производны от иммунитета государства в целом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Толстых В.Л. Курс международного права. М., 2009. С. 662.

Иммунитет по международному праву распространяется на широкий круг лиц: должностных лиц государств и международных организаций, судей и прокуроров международных судов и др. К наиболее развитым видам иммунитетов относятся: иммунитет дипломатических агентов и иных сотрудников дипломатических представительств, предусмотренный Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. <1>, консульский иммунитет <2> и иммунитет специальных миссий <3>. Иммунитеты иных должностных лиц регулируются многочисленными международными договорами и нормами обычного международного права <4>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

<2> См.: Венская конвенция о консульских сношениях от 24 марта 1963 г. // Там же. С. 528 - 558. <3> См.: Конвенция о специальных миссиях (Нью-Йорк, 8 декабря 1969 г.) // Там же. С. 562 - 580. <4> Не случайно в ч. 4 ст. 11 УК предусмотрено, что вопрос об ответственности лиц, обладающих

иммунитетом, разрешается "в соответствии с нормами международного права", т.е. применению подлежат не только нормы международных договоров Российской Федерации, но и международные обычные нормы.

В ранее упоминавшемся Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права" отмечается, что в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены правительств, имеющие дипломатический ранг, члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным же лицам, пользующимся иммунитетом, относятся: главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие совместно с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

По объему выделяют персональный и функциональный виды иммунитета.

Персональный иммунитет связан с личностью его носителя, не подлежащего уголовной ответственности в государстве пребывания за любые действия, независимо от того, совершены ли они в служебном или частном качестве. Данный вид иммунитета действует только в период нахождения такого лица в должности. Персональный иммунитет распространяется, в частности, на дипломатических агентов, членов их семей, членов административно-технического персонала дипломатических представительств (например, переводчиков) и членов их семей, не являющихся гражданами государства пребывания, должностных лиц международных организаций, членов официальных делегаций (специальных миссий).

Функциональный иммунитет непосредственно связан с осуществлением служебных функций от имени государства и действует в отношении таких действий даже после оставления должности <1>. Такие иммунитеты не распространяются на действия, не связанные с выполнением служебных полномочий и совершенные в частном качестве. Функциональным иммунитетом обладают члены


дипломатического персонала, являющиеся гражданами государства пребывания, члены обслуживающего персонала дипломатических представительств (например, водители), не являющиеся гражданами государства пребывания, консульские должностные лица и консульские служащие, лица, обладавшие персональным иммунитетом, после оставления должности - за действия, совершенные в официальном качестве в период нахождения в должности.

--------------------------------

<1> Например, в соответствии с п. 2 ст. 39 Венской конвенции о дипломатических сношениях в отношении действий, совершенных лицом при выполнении своих функций сотрудника представительства, иммунитет продолжает существовать после оставления должности.

В соответствии с обычным международным правом персональным иммунитетом обладают главы государств, главы правительств, министры иностранных дел. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности в Российской Федерации без согласия соответствующего государства. К соответствующим должностным лицам, оставившим свой пост, применяются правила функционального иммунитета в отношении действий, совершенных в период нахождения в должности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Колодкин Р.А. Иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции // Юрист-международник. 2005. N 3.

Международно-правовой иммунитет не тождествен безнаказанности соответствующих лиц и их "изъятию" из законов государства пребывания (экстерриториальности). В ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях прямо говорится об обязанности всех лиц, пользующихся иммунитетами, уважать законы государства пребывания. По своей природе иммунитет имеет не материально-правовой, а процессуальный характер, его бенефициаром является не соответствующее физическое лицо, а государство, оно же может и снять иммунитет, хотя такие случаи являются достаточно редкими <1>.

--------------------------------

<1> Последний известный случай такого рода имел место в 1997 г., когда дипломатический сотрудник Посольства Грузии в Вашингтоне Г.М. стал виновником автотранспортного происшествия, в результате которого погибла молодая гражданка США. По просьбе США Грузия отказалась от иммунитета в отношении Г.М., который был осужден американским судом.

Лица, пользующиеся иммунитетом по международному праву и совершившие преступление на территории РФ, обычно объявляются persona non grata, подлежат высылке и могут быть привлечены к ответственности в своем государстве в соответствии с персональным принципом.

Международному и российскому праву не соответствует мнение о том, что "на территорию посольств Российской Федерации, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция Российской Федерации" <1>: иммунитет от юрисдикции государства пребывания, действительно распространяющийся на эту территорию, помещения и транспорт, ошибочно отождествляется с уголовной юрисдикцией РФ.

--------------------------------

<1> См.: Колодкин Р.А. Иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции // Юрист-международник. 2005. N 3.

В УК говорится о действии иммунитетов в случаях "совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации" (ч. 4 ст. 11), однако нормы международного права препятствуют привлечению обладающих иммунитетом лиц к уголовной ответственности в России также и в соответствии с экстратерриториальными принципами (ст. 12 УК).

УК не регламентирует ответственность лиц, совершивших преступление на территории России, но уже осужденных или оправданных за это преступление в иностранном государстве. В подобных случаях повторное привлечение таких лиц к ответственности невозможно, поскольку это нарушило бы принцип запрета наказывать дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК).

Применение территориального принципа требует определения места совершения преступления. В условиях, когда многие преступления имеют трансграничный характер, эта проблема актуальна. В УК понятие места совершения преступления не определено. В юридической литературе по данному вопросу существуют разные мнения. Распространена позиция, согласно которой местом совершения преступления является как место совершения общественно опасного деяния, так и место наступления