ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.09.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки
Глава 2. Ответственность работодателя в трудовых отношениях 40
Глава.1 Дисциплинарная и материальная ответственность работника в трудовых отношениях
1.2 Материальная ответственность работника в трудовых отношениях
Глава 2. Ответственность работодателя в трудовых отношениях
2.2 Административная ответственность работодателя
2.3 Уголовная ответственность работодателя за нарушения в сфере трудовых отношений
3.1 Вопросы, связанные с ответственностью руководителя организации как представителя работодателя
Таким образом, работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку работнику заработной платы и иных выплат. Он может быть освобожден от этой ответственности только в том случае, если докажет, что задержка произошла вследствие действия непреодолимой силы или в связи с умышленными действиями работника.
Следует также указать и на то, что установленные ст. 236 ТК РФ проценты начисляются только на сумму основной задолженности работодателя перед работником.
Применительно к рассматриваемым законоположениям Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 55 Постановления от 17 марта 2004 г. N 2 дал следующее разъяснение. В частности, указал, что при рассмотрении спора, возникшего по причине отказа работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, следует иметь в виду, что, исходя из содержания ст. 236 ТК РФ, а также ст. 233 Кодекса, предусматривающей общие условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора, суд вправе удовлетворить иск, если работодатель не докажет, что нарушение срока выплаты произошло не по его вине. Разумеется, теперь эта позиция будет изменена, так как выплаты должны иметь место независимо от вины работодателя53.
В тех случаях, когда коллективным или трудовым договором определен размер процентов, подлежащий уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учетом этого размера, при условии, что он не ниже установленного ст. 236 ТК РФ.
Задержка заработной платы и иных выплат по вине других лиц, которые, например, в установленные договорные сроки не перечислили работодателю денежные средства за продукцию или услуги, дает право работодателю (при наличии договорных обязательств перед работниками по выплате указанных процентов) требовать от этих лиц возмещения убытков, понесенных в связи с начисленными на основании договора процентами. Такое требование основано на положениях ст. ст. 15, 395 ГК РФ.
Представляется, что споры о денежной компенсации за просрочку выплат, предназначенных работнику, следует рассматривать в порядке, предусмотренном для разрешения индивидуальных трудовых споров о заработной плате. Возложение на работодателя обязанности выплатить указанную денежную компенсацию не лишает работника права на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (т.е. по упрощенной процедуре судебного разбирательства)54.
Повсеместное нарушение прав граждан (в том числе в области оплаты труда) создало проблему общегосударственного масштаба во всех сферах экономики, что еще более 10 лет назад побудило Президента Российской Федерации издать Указ от 10 марта 1994 г. N 458 "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан"55. Данный Указ предписывал прокуратуре Российской Федерации усилить надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений, обратив особое внимание на недопущение случаев задержки выплаты заработной платы.
Основанием для этого служит ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"56. Согласно этой статье Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2.2 Административная ответственность работодателя
Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. В ст. 2.1 КоАП РФ дано понятие административного правонарушения, под которым понимается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 2.1 КоАП РФ в качестве субъектов административной ответственности указывает на физических и юридических лиц. Следовательно, субъектом административной ответственности за нарушение равенства прав и возможностей работника может быть любой работодатель (физическое или юридическое лицо), совершивший административное правонарушение57.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (разд. II) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП РФ).
За нарушение трудового законодательства в виде нарушения равенства прав и возможностей работника в отношении юридического лица могут применяться следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; административное приостановление деятельности (п. п. 1, 2, 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ законодатель установил, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъектом административной ответственности может быть должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение равенства прав и возможностей работника может наступать по ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ.
Правонарушения, предусмотренные ст. 5.27 КоАП, имеют широкий аспект, т.к. диспозиция статьи не содержит конкретных действий и отсылает к правовым нормам, регулирующим трудовые правоотношения, обязательства сторон по охране труда. Невыполнение или нарушение любых норм действующего законодательства о труде и об охране труда, включенных в систему трудового права, содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного анализируемой статьей58.
Санкция ч. 1 ст. 5.27 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст. 5.27 КоАП являются трудовые права работников, в том числе равенство прав и возможностей. Объективная сторона не конкретизируется, поэтому любое противоправное виновное действие или бездействие должностного лица, физического лица, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, юридического лица, связанное с нарушением равенства прав и возможностей работника, может повлечь применение санкций по этой статье. Данные противоправные действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности (небрежности). Субъектом правонарушения могут быть: должностные лица; физические лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица; юридические лица.
В связи с этим возникает вопрос, почему КоАП не включает в качестве субъектов ответственности по данной статье физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Ведь согласно ст. 20 ТК РФ физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут вступать в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. На них также распространяются обязанности работодателя, в том числе и обязанности по соблюдению законодательства о труде и об охране труда59.
По нашему мнению, субъектом ст. 5.27 КоАП должен являться работодатель или его представители.
Предлагается изложить диспозицию ч. 1 ст. 5.27 КоАП в следующей редакции: "нарушение законодательства о труде и об охране труда работодателем или лицом, его представляющим. Санкция данной статьи должна содержать ответственность работодателя или его представителей".
Часть 2 ст. 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Санкция ч. 2 ст. 5.27 КоАП предусматривает дисквалификацию должностного лица на срок от одного года до трех лет.
Статья 5.42 КоАП специально направлена на защиту трудовых прав инвалидов.
Инвалиды так же, как и иные граждане, имеют право на свободу труда. Им принадлежит право трудиться, а государство оказывает им помощь в трудоустройстве. Осуществляется это путем предоставления гарантии трудовой занятости инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Для этого в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности устанавливаются квоты приема на работу инвалидов, минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Не допускается установление в коллективных договорах или трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками.
Необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет административную ответственность должностного лица в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей60.
По нашему мнению, следует в диспозиции ч. 1 ст. 5.42 КоАП в качестве субъектов административной ответственности указать работодателя или лиц, его представляющих. Соответственно санкция данной статьи должна предусматривать ответственность работодателя или его представителей.
Общественные отношения, связанные с реализацией прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, по поводу регистрации инвалидов в качестве безработных, предусмотренные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов, являются объектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 5.42 КоАП61.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.42 КоАП, составляют противоправные действия, выражающиеся в необоснованном отказе в регистрации инвалида в качестве безработного должностным лицом, в чьи обязанности входит регистрация инвалидов в качестве безработных.
Данные правонарушения могут совершаться умышленно или по неосторожности (небрежности).
Санкция ч. 2 ст. 5.42 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.