Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции
Глава 2. Пути повышения правосознания граждан РФ
2.1 Ценности права и правосознание граждан России
2.2 Государственная политика России в сфере развития правосознания граждан
Глава 3. Проблемы правосознания российского общества состояние и пути решения
Введение
Вопрос касательно проблематики правосознания в России является достаточно актуальным.
Вопросы, которые посвящены правосознанию и правовой культуре граждан на протяжении всего развития общества имели и имеют большое значение для всех сфер деятельности государства. Проблемы и задачи, которые стоят перед современным обществом, имеют свое начало в прошлом. Только изучив опыт прошлого, а также ошибки, допущенные в нем, мы можем говорить о настоящем, и пытаться построить ближайшее будущее.
Общепринятой точкой зрения многих ученых является то, что правосознание есть понимание права индивидом, совокупность представлений и чувств, которые выражают отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Однако правосознание отражает не только отношение людей к праву, но и к правосудию, законности, деятельности государственных органов, чиновников и т.д. То есть можно сказать, что правосознание весьма широкое понятие, в которое можно включить всю правовую действительность того или иного общества.
Объектом исследования является рассмотрение такого правового явления как правосознание.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты международного и внутригосударственного уровня, научные воззрения ученых в данной области, материалы общей и специальной литературы.
Целью курсовой работы является изучение вопросов, связанных с определением сущности правосознания как правового феномена.
Исходя из поставленной цели, для ее достижения определены следующие основные задачи курсовой работы:
- раскрытие понятия «правосознание»;
- рассмотрение его структуры;
- изучение видов и функций правосознания;
- анализ государственной политики России в сфере развития правосознания граждан;
- раскрытие ценностей права и правосознание граждан России;
- изучение проблемы правосознания российского общества: состояние и пути решения.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Глава 1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции
1.1 Понятие правосознания
Сегодня в современных условиях мы часто слышим о необходимости формирования современного гражданского общества и воспитанию законопослушного человека (как первичной ячейки общества), соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Таким образом, полагаем, назрела необходимость воспитания правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан. Данный процесс представляется как процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Общепризнанно, правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В связи с этим, необходимость познания дефиниции «правосознание» актуально в современных условиях.
В научной литературе термин «правосознание» многозначен. Те или иные авторы в дефинициях феномена «правосознание» делают акцент на разных его аспектах. Одни теоретики-правоведы идентифицируют правосознание с естественным правом, другие - с правом вообще, третьи - полагают, что правосознание - нечто внешнее по отношению к праву, т.е. знание, оценка права, критика действующего права и пр.
Высказываются и разные мнения относительно нормативности правосознания. Некоторые авторы сомневаются в его нормативности, полагая, что правосознание по своей сути лишь отражение действующей нормативно-правовой системы, совокупность знаний о правовых нормах. Однако данные дискуссии не ставят под сомнение постулат о том, что в правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом. История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах наряду с мощными самоорганизующимися началами приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество.
Все перечисленные и многие другие вопросы, так или иначе связанные с проблематикой правосознания, нуждаются в определенном осмыслении, базирующемся, прежде всего, на подробном анализе данного феномена.
Полагаем, что в данном аспекте, можно согласится с Бакуловым В.Д., Пащенко И.В., которые указывают в своей статье: «правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Как явление духовной культуры оно относительно самостоятельно. В этом качестве оно выступает как весьма независимое и как бы даже «рядоположенное» праву явление, однако требующее своего изучения»[1].
Керимов Д. А. определяет правосознание как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву[2]. Это современные взгляды. Обратимся к развитию термина «правосознание» в историческом аспекте.
Существенный вклад в учение о правосознании внес выдающийся российский правовед И.А. Ильин, рассматривавший его в качестве более значительного феномена, чем само право. Правосознание в работах данного ученого означает некий рационально-волевой акт, соединяющий как психологически-аффективный аспект, так и онтологически-правовой. Правосознание понимается Ильиным как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» – как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение[3]. Правосознание не тождественно «законосознанию» и не сводится к правильному усвоению гражданами норм позитивного права.
Безусловно, от общества исходят определенные установки, как относится к действующему законодательству. К примеру, И.Е. Фарбер отмечал, что «правосознание есть форма общественного сознания, несводимая к простой арифметической сумме индивидуальных взглядов и не противопоставленная правовому сознанию индивидов»[4].
Итак, правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. На формирование и развитие правосознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. В современной литературе мы часто встречаем, следующую дефиницию рассматриваемого феномена «Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности»[5].
По мнению М.Н. Марченко, правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства[6].
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества.
Получается, что правосознание является чисто субъективным явлением: оно состоит из представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной.
Абдулаев М.И. определяет правосознание как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи[7].
Не ставя под сомнение ни одно из выше рассмотренных определений правосознания, можно пррийти к выводу о том, что понятие правосознания является достаточно сложным и многоаспектным в юридической науке. Одно из распространённых определений правосознания дано Н.М. Юрашевичем. Юрашевич Н.М. указывает, правосознание – «система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридических ситуациях»[8]. Также можно присоединится к мнению данного автора, однако полагаем, что формирование качественного правосознания – длительный, сложный и многоэтапный процесс, в котором существенную роль играет образовательная система и правовой опыт не только самого индивида, но и всего общества.
1.2 Структура правосознания
В настоящее время интерес к систематическому изучению правосознания не иссякает и является одной из самых значимых тем при изучении в социальной философии. «Если современный «просвещенный» человек склонен сомневаться в значении родины, патриотизма и национализма, или просто отвергать все эти драгоценные основы жизни, то о правосознании, о его сущности, о его глубоких источниках и о его жизненной необходимости он вряд ли и вспомнит»[9]. «Правосознание – это один из аспектов нормативно-ценностной и оценочной функции человеческого сознания, включающий в себя представления о должном и справедливом»[10].
Основными подходами к анализу правосознания можно назвать такие подходы как психолого-правовой подход и духовно-культурный подход.
В психолого-правовом подходе основную роль играют такие структурные элементы как правовая психология и правовая идеология. Правовая психология — это представление общества, которое формируется в результате текущей деятельности людей и развития общества в целом и представляет собой эмпирическое, обыденное сознание людей.
Правовая психология структуры правосознания важна для социума особенно во времена постоянных перемен. Это взгляды, представления, идеи о праве. В течение года в Российской Федерации выпускается более 6000 законов. Проблема взаимоотношения общества с правовыми институтами особенно ярко выражена в недоверии населения к деятельности государственной власти, что приводит к правовому нигилизму. В практике реализации идей права, относится к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства, но здесь необходимо учитывать степень развития правосознания граждан.
Трудность заключается в том, что структура ценностных ориентаций для общества зависит в основном от нравственных установок. Прежде всего – это низкий уровень правовой информированности граждан, явно выраженный правовой нигилизм в оценке деятельности всех ветвей власти, а также качества и силы действующего законодательства Российской Федерации. Правовое просвещение в Российской Федерации, является одним из основных направлений главы государства Путина В.В. В Указе Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы», говорится о мерах «по повышению эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям»[11]. Правовая психология непосредственно связана с психосоциальными особенностями его субъекта. Субъектами правосознания являются обычные люди, а им свойственно психологическое состояние. Ильин И.А. указывал «что необходимо начать борьбу за укрепление и очищение, и укрепление современного правосознания»[12].
Правовая идеология является осмыслением права и имеет под собой научную основу. Правовая идеология прежде всего включает в себя нравственные ценности, переживания, чувства, настроения, привычки, убеждения граждан. Идеология играет важную роль в жизнедеятельности любого общества и по своей природе выражает саму сущность права, его основу. Правовая идеология в России относится к конституционному правосознанию, так как в Конституции содержатся основополагающие идеи, убеждения, ценности, цели, понятия. В истории существовали разные источники права, например, правовые доктрины Платона и Аристотеля или Ганса Кельзена, Рудольфа Иеринга. На современном этапе примером может являться доктрина правового государства. На сегодняшний день, согласно Конституции РФ статьи 13: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность»[13]. Идеология — это целая система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную реальность, общество и его взаимодействие. Важность идеологии заключается в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена либо на изменение, либо на преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Правовая психология и правовая идеология имеют отличительную особенность. Правовая идеология – это процесс теоретического сознания индивидов, имеет под собой научную систему правовых взглядов различных групп и слоев общества. В ее разработке участвуют специалисты в данной области (юристы, политологи, экономисты), которые учитывают необходимые условия. Правовая психология основывается на чувственном сознании, которая включает в себя совокупность чувств, ценностей, настроений, переживаний, характерных для конкретной группы людей (нации, народности, коллектива) или общества в целом. Основой идеологии являются обычаи, традиции, привычки разных слоев общества.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что правовая психология и правовая идеология являются взаимодействующими элементами. Правовая психология – это нравственное сознание, а правовая идеология – политическое правосознание. Правосознание – это социальное явление, и оно занимает центральное место в духовной сфере жизни общества, так как помогает раскрыть противоречия между политикой и моральными ценностями общества. Это обеспечивает равновесие между всеми структурными элементами.