Файл: Понятие и виды правосознания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что изучение общественного мнения по поводу эффективности конкретных законов или ряда регулятивных мер является очень важным мероприятием, так как дает более объективную оценку гражданами той или иной ситуации в социально-правовой жизни, демонстрирует степень заинтересованности граждан в разрешении определенной социальной проблематики. Граждане оценивают не только и не столько содержание нормативного акта, сколько его цели и способность разрешить конкретные проблемы (социальную эффективность). С самим содержанием нормы граждане могут и не сталкиваться, а познакомиться с процедурами, регламентациями, целями нормы на собственном опыте, например, разрешая гражданско-правовой спор в суде или взаимодействуя с муниципальной или государственной службой, имеет возможность большинство граждан.

Кроме рассмотренных нами функций правосознания, современные исследователи среди важнейших из них выделяют также социализирующую, прогностическую, информационную и. т. д. Все они, на наш взгляд, являются вариативными и могут быть рассмотрены как частный случай базовых функций, представленных нами.

Подытоживая все вышеизложенное, сделаем следующий вывод. Рассмотрение таких основополагающих функций правосознания как социокультурного феномена, в числе которых оказались познавательная, оценочная, регулятивная, воспитательная, коммуникативно-интегративная и социально-преобразовательная, позволяет утверждать, что правосознание как одна из форм («метаформа») общественного сознания представляет собой совокупность правовых идей, теорий, представлений, эмоциональных и психических реакций, оценок действующего права и представлений о праве как о должном. Интегрируя членов социума на основе единых духовных ценностей, правовое сознание способно активно воздействовать на социально-правовую действительность, изменяя ее и приводя в соответствие идеальным представлением о ее устройстве.

Глава 2. Пути повышения правосознания граждан РФ

2.1 Ценности права и правосознание граждан России

Основным элементов демократического, правового государства сегодня, является сформированное правосознание общества в целом и отдельных его граждан в частности. Формирование правосознания современного российского общества становится приоритетным направлением всей государственной политики.


Все это происходит в период социально-экономических и политических изменений в нашей стране. В связи с этим, одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом, является создание благоприятных условий для формирования способности к толерантности и конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности[22].

Одно из первых направлений это формирование индивидуального, на строгом подчинении правосознания научным знаниям, а также построения правильных ориентиров для становления правовой культуры российского общества в целом[23].

Актуальность создания эффективной системы формирования правосознания очень значима для граждан России, особенно подрастающего поколения, что подтверждают последние принятые постановления правительства России[24].

В последние годы мы продвинулись в создании в стране условий для формирования правового государства. В Конституцию РФ 1993 г. включен ряд норм о правах человека и гражданина, в равной мере относящихся к любым лицам, независимо от их гражданства или его отсутствия[25].

Начиная с прошлого века, происходят очевидные изменения в политической, социальной, экономической жизни всего российского и международного сообщества. Эти изменения затронули науку и общество от однопартийной системы до всеобщих и альтернативных выборов, многопартийности, осознанием каждым членом причастности к государственным делам и своей собственной судьбе. В современном мире, каждому человеку ежедневно приходиться делать выбор. Например, как питаться здоровой или вкусной едой. Одеваться по погоде или креативно. Однако, существуют выборы, которые мы делаем не часто, иногда единственный раз в жизни, но от них зависит вся дальнейшая жизнь и карьера[26].

На этой основе отношение к правовым явлениям и в частности к праву, есть индивидуальное отношение граждан, которое может быть, как положительным, так и отрицательным. А это напрямую зависит от правосознания, правовой культуры, полученных знаний и представлений о праве.

Если брать за базис право, как объективную реальность, бытие права, то обратная сторона этого процесса субъективная реакция граждан на правоотношения по поводу реализации своих прав и обязанностей. Это, безусловно, показывает отношение граждан, которые обладают волей и сознанием для принятия решения. Это выражается в процессе правотворчества, следовательно, право является итогом этой деятельности. Необходимо обратить внимание, что государство является, в соответствии с Конституцией РФ статья 1 демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это означает, что граждане осознанно принимают решения на референдуме по поводу выбора Президента РФ и Правительства РФ. Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания.


В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п[27].

Правосознание зародилось еще в древнем Риме, когда торжествовало римское право. Но развитие правосознания получило в период социальных перемен, революций. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия, в правотворчестве и правоприменительной практике[28].

Эти идеи подтверждают, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Главное в них право жизни, личная свобода, социальное равенство всегда служили мерой человеческого поведения, и потом они имеют законодательное подтверждение цивилизованных государств, в своих правовых актах. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Приоритет социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

Первыми обратили на это внимание западные ученые, которые предсказали, что будущий век – это век информации, и предложили новые подходы к обучению. Сегодня немыслимо образование, которое ведется без применения средств компьютерных технологий, современных программ индивидуально-личностного развития[29].

Совершенствование системы образования и его доступности, еще решает одну злободневную задачу адаптацию осужденный через формирование правосознания необходимого для созидательной жизни в будущем. Это возможно посредством внедрения дистанционного образования[30].

Отличительная черта правосознания и правовой культуры российского общества – несовместимость права с моралью, совестью. Закон, нормы права ассоциируются с карательными мерами. Кроме того, в менталитете присутствует отрицательное отношение к праву. С этим связан правовой нигилизм, неверие законам, что все перед законом равны присущий русскому народу. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Но их мало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства[31].


Формирование правовой культуры является важным требованием современной жизни России и неотъемлемым компонентом образования[32].

Характерной особенностью правосознания в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования[33].

Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов[34]. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания общества. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания.

2.2 Государственная политика России в сфере развития правосознания граждан

Повышение уровня правосознания общества, как правило, связывают с политикой государства, имея в виду, что оно может и должно предпринимать определенные меры в этом направлении. Указанное направление рассматривается как воспитательно-обучающая форма реализации правовой политики[35]. При этом отмечается, что только в последние годы Российское государство осознало значимость данного направления и стало считать его общегосударственной задачей.


Одним из важных фактов, подтверждающих внимание государства к этой проблеме, является утверждение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Под воспитательно - обучающей формой реализации правовой политики понимается научно - обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества, направленная на определение стратегии и тактики правового воспитательно - обучающего процесса, на создание необходимых условий для развития правовой грамотности и правосознания чиновников и граждан[36].

Эффективность указанной формы реализации правовой политики напрямую зависит от четкого осознания, на что и как следует воздействовать. Это, в свою очередь, требует выявления тех условий (факторов), которые выступают определяющими в процессе формирования общественного правосознания.

По мнению Е. С. Зайцевой, можно выделить четыре основных условия, как объективного, так и субъективного характера, определяющие современное правосознание[37].

Первостепенным условием выступает уровень морального сознания, формирующийся с детства и зависящий от семьи, различных микро групп, в которых происходят процессы социализации личности. Может ли государство конкретными мерами способствовать формированию морального сознания? Полагаем, государство может оказывать лишь косвенное воздействие. Очевидно, что невозможно и исполнение моральных норм обеспечить силой государственного принуждения. Абсолютно справедливо отмечено, что «развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. Одно внешнее исполнение, без надлежащего нравственного чувства, не имеет никакого этического значения. Есть действия, до такой степени связанные с внутренними мотивами, что без наличия последних они теряют всякий смысл»[38]. Определенным средством воздействия может выступать наличие нравственно ориентированной государственной идеологии, которая может находить отражение, как в различных программных документах, так и в конкретных мероприятиях, проводимых государством. Но для того чтобы эти меры адекватно воспринимались адресатами, должна быть сформирована благоприятная почва. «Научить нравственности нельзя, ее можно лишь впитать, пережить чувством, освоить с помощью эмоционального опыта»[39].