Файл: Понятие и виды правосознания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Духовно-культурный подход дает возможность обобщить правовую реальность, духовную ментальность, нравственность и другие явления, происходящие в социуме. Основой духовно-культурного подхода является правосознание и все его проявления в реальной повседневной жизни общества, в том числе и правовой. Особенностью данного подхода является то, что мысли, возникающие в процессе жизни постоянно изменяются и могут влиять на те или иные социальные институты, процедуры и механизмы реализации права и правовых норм. «Мысль не просто идеальна, но она имеет и характер сущего в обществе. Юридическая мысль не исключение из данного правила, на ее основе созидается право, правовая культура общества и личности»[14]. Структурным элементом духовно-культурного подхода является индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Все названные подходы взаимодействуют между собой. Каждый отдельный компонент правосознания может изменяться при наличии эффективных механизмов воздействия. Их комбинация дает возможность формировать правовую культуру и правосознание, а также может создавать изменения в совершенствовании правовой культуры российских граждан.

Огромное значение имеет исключительное право государства – принуждение. На наш взгляд, только право обладает огромными возможностями в создании системы формирования массовой нравственно-правовой культуры. «Именно право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих дозволений и запретов. Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, единство и равенство взаимных прав и обязанностей, право очерчивает границы свободы, становясь ее мерой»[15].

Структурные элементы, образующие правовую культуру, необходимы для развития во всех сферах жизнедеятельности общества. Законность и социальная справедливость играют огромную роль в создании нравственной атмосферы, свободы, духовных ценностей с которой любой человек может свободно жить. Несмотря на то, что существует множество сложностей, которые препятствуют формированию правосознания, тем не менее, изучение данного направления остается самым необходимым для развития правового государства в современной России. Одной из самых сложных проблем является правовой нигилизм, который формировался на протяжении всей истории существования общества. «Историческое сознание людей формируется не в вакууме, а под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов. И тот образ, который создает себе каждое поколение людей – это отражение предпочтений данного общества, какими идеалами и ценностями оно не руководствовалось»[16]. Источником нигилизма у граждан, прежде всего, является нарушение их прав как человека и как личности; на первом месте – личные гражданские права, такие как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество и безопасность. «Правовой нигилизм — одна из разновидностей деформации правосознания, заключающаяся в разрушении положительных установок, идей, убеждений и чувств»[17].


Несовершенство судебной системы, неэффективные средства защиты приводят к недовольству и недоверию всей правовой системы государства. Причинами правового нигилизма являются низкий уровень правовой культуры, нестабильная социально-экономическая обстановка в государстве, недоверие к государственной власти. Примером может служить Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[18]. Закон вступил в силу. Но до сих пор граждане не торопятся его исполнять. Правовой нигилизм, сложившийся в современной России, является серьезным препятствием на пути прогресса во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим модернизация страны может реализовываться только в ногу с правовой культурой, т.к. она является основным показателем правового прогресса. На сегодняшний день можно считать, что Россия находится в переходном периоде, т.к. правовая культура современного российского общества может изменить экономические и духовные основания своего бытия россиян.

Таким образом, проведя анализ подходов к структуре правосознания, можно отметить, что правосознание является важным атрибутом правового государства и имеет определенную структуру. Все его компоненты при эффективном взаимодействии дают большие возможности для формирования гражданского общества.

1.3 Виды правосознания

Для более глубокого понимания, что такое правосознание, следует рассмотреть его виды. Мотивами разделения правосознания можно назвать степень потребности права, серьезность вникания в сущность права и правовых явлений в обществе, которые могли бы дать доброкачественную характеристику. По предложенным критериям правосознание подразделяется на следующие уровни.

Первый уровень: обыденное правосознание. Данный уровень характерен для большей массы населения. Он формируется в повседневной жизни в обстановке регулирования права. В обыденной жизни люди встречаются с правовыми предписаниями, например, из средств массовой информации. В данной разновидности правосознания знание общих принципов права тесно взаимодействует с нравственными взглядами.

Второй уровень: профессиональное правосознание. Данный вид образуется при специальной подготовке, например, при получении юридического образования. Люди этого уровня обладают определенными знаниями действующего законодательства, какими-то навыками и умениями. Ввиду отсутствия профессионализма в правоприменении и правотворчестве возникают проблемы в нашем обществе.


Третий уровень: теоретическое правосознание. Данный уровень предназначен для исследователей, которые занимаются проблемами правового регулирования отношений в обществе.

По субъектам правосознание можно поделить на массовое, групповое и индивидуальное.

Индивидуальное правосознание характеризуется тем, что отдельная личность выражает определенные чувства и представления к праву в общественной жизни.

Групповое правосознание – это коллективное представление о праве, конкретных социальных групп, классов, объединений[19].

Общественное правосознание означает представление о праве и его явлениях населения страны, определенных нации и народов. Именно на данном типе правосознания формируются индивидуальное и групповое правосознания, но также общественное правосознание не может действовать за пределами индивидуального.

По временной направленности можно выделить следующие виды правосознания, например, перспективное, адекватное и ретроспективное.

Ретроспективное означает то, что оно сформировалось в отношении уже ранее существующего, но ныне отмененного права.

Адекватное правосознание – это то, которое существует в отношении действующего права.

Перспективное правосознание является тем, которое складывается в отношении будущего права.

Населению России характерна фальсификация правосознания этическими суждениями. Для этого типа общества является значимой цель создания той правовой системы, которая могла бы гармонизировать с духовностью народа, традициями, гарантировало бы формирование правомерного поведения и правового государства. Правосознание в России разнородно, двойственно и во многом деформировано.

1.4 Функции правосознания

Являясь социокультурным феноменом, исторически взаимосвязанным с религиозным, нравственным, политическим, философским, художественно-эстетическим и другими формами общественного сознания, правосознание обладает не только и не столько рефлексивной природой, но и социально активной, воздействуя на мотивационно-волевую, а затем и поведенческую сторону жизни его носителей – отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом.

Непосредственное участие правосознания в системе социально-правового регулирования и воспроизводстве духовной жизни общества позволяет выделить ряд таких важнейших для общества функций, как познавательная, оценочная, регулятивная, воспитательная, коммуникативно-интегративная и социально-преобразовательная.


Поскольку познавательная функция правосознания заключается в накоплении знаний о праве как из официальных и научных источников, так и на основе собственного житейского опыта, постольку в качестве субъектов, осуществляющих такую функцию, выступают и законодатели, и отдельные граждане. Правосознание – это инструмент рефлексии, отражения, осознания, постижения социальным субъектом смысла, назначения, законов развития тех или иных явлений правовой действительности, в результате чего в сознании субъекта складываются представления, знания, понятия о ней различной глубины и уровня абстрагирования. Причем эти знания, представления и понятия могут быть как истинными, так и ложными.

В процессе познания правовой реальности появляется определенное отношение, формируется оценка правовых явлений. Таким образом, познавательная функция правосознания тесно связана с оценочной. Оценочная функция правосознания, согласно позиции современных правоведов, состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Современными учеными подчеркивается, что «личность оценивает полученные знания, проецируя их на возможную ситуацию в будущем. Ценным считается то, что служит интересам, целям деятельности, чему отдается предпочтение»[20].

Оценке подвергаются не только нормы действующего права, но и правовые идеи, теории, деятельность социальных институтов на предмет их соответствия реальным потребностям индивида, социальной группы, общества в целом, а также на предмет их соответствия морально-нравственным, религиозным ценностям, национально-культурным традициям и обычаям. По сути, правосознание выступает средством определения степени эффективности правовых явлений как элементов системы социального регулирования. Отсюда вытекает регулятивная функция, которая не может существовать без познавательной и оценочной функции, являясь их логическим продолжением и конкретизацией.

Регулятивная функция заключается, прежде всего, в том, что на основе правового познания происходит выработка мер и способов социального регулирования. Правосознание ориентирует поведение индивидов или социальных групп, вносит порядок, планомерность, создает ориентиры для социального поведения. От уровня развития правосознания зависит, насколько правомерными и осмысленными будут действия индивидов. Кроме правоприменительной сферы, правосознание оказывает мощное регулятивное действие на весь процесс правотворчества и законотворчества.


Через социально-психологическое и идеологическое воздействие на поведение человека, правосознание играет роль важного связующего звена в системе социального контроля, элементами которого выступают ценности, нормы и санкции. Правосознание, ориентированное на идеалы добра, справедливости, свободы, мотивирует индивида на выбор социально одобряемых, правовых образцов поведения, на служение обществу и его воспроизводству. Таким образом, происходит реализация воспитательной функции правосознания.

Что касается коммуникативно-интегративной функции, то она заключается в том, что правосознание выступает духовной основой для социального взаимодействия, обмена информацией между социальными субъектами. При этом правосознание является группо-образущим фактором в социуме, интегрирующим членов группы в процессе реальных правоотношений и развитии духовной культуры общества.

И, наконец, социально-преобразовательная функция правосознания выражается в активном воздействии правосознания всех уровней и форм на социальные изменения, в частности, на модернизационные процессы в современном обществе.

В условиях демократических режимов правосознание выступает особо значимым фактором поддержки правовых реформ, приведения правовых теорий в активное преобразовательное состояние. Исторический опыт свидетельствует, что правовая реформа без социального одобрения, без предварительной подготовки правосознания обречена на провал. Одним из примеров является антиалкогольная компания М. С. Горбачева, проведенная в 1985 году, которая осуществлялась без подготовки общественного правосознания, без учета мнения правоведов, социологов и необходимости планомерной, пропагандистской деятельности о здоровом образе жизни среди населения, обоснования объективной необходимости кампании по причине угрожающего здоровью граждан алкоголизма в стране и т. п.

В результате, изменения, проведенные «сверху», не только не принесли положительного результата, но, напротив, нанесли урон виноградарской отрасли сельского хозяйства, а также усилили «теневую» сторону этого явления, выраженную в виде самогоноварения и нелегальных производств спиртных напитков. Однако наиболее негативным последствием стало подорванное в очередной раз доверие населения к представителям власти и правовой системе государства.

Как справедливо отмечает М. Д. Чеснокова, «выявление общего интереса и отражение его в законе так же важно, как и его последующая защита и охрана на всех стадиях реализации принятых норм. Государство и структуры государственной власти несут ответственность за сложившуюся социальную реальность, а не только за точность и полноту реализации принятых нормативных правовых актов»[21]