ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
20. Макроэкономика и ее цели. Основные субъекты макроэкономики.
21. Система национальных счетов и ее роль в экономике.
23. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.
25. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.
26. Потребление и сбережение, их факторы и взаимосвязь.
27. Инвестиции: сущность, источники, направления. Механизм мультипликатора и акселератора.
28. Экономический рост: сущность, цели и типы.
29. Цикличность экономического развития – объективная закономерность.
30. Роль государства в рыночной экономике.
31. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Банковский мультипликатор.
32. Современная бюджетная политика. Бюджет России текущего года.
Структура государственного бюджета
33. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера.
34. Доходы и их распределение. Кривая Лоренца.
35.Социальная политика государства и ее основные направления.
Наиболее распространено положение о том, что цикл в своей совокупности причин есть синтез внутреннего состояния экономики и внешних факторов.
Продолжительность цикла – это время между двумя пиками или двумя низшими точками. Циклы нерегулярны и различны по продолжительности, поэтому различают: долгосрочные (50-60 лет), среднесрочные (8-10 лет) и краткосрочные (2-3 года) и полугодовые – сезонные циклы. Каждый вид цикла имеет свои причины.
Долгосрочные циклы состоят из двух больших фаз – "фазы подъема" и "фазы спада". Фаза подъема характеризуется инвестиционной активностью, усиленным вложением капитала в наращивание объемов производства, что сопровождается ростом занятости и ссудного процента. Фаза спада – характеризуется появлением избыточного капитала, не находящего себе применения в новых инвестициях, в результате чего объем промышленного производства сокращается, растет безработица, снижается ссудный процент. Таким образом, материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала в связи с внедрением в производство новых технологий.
Средние циклы, связаны со сроком службы машин, оборудования. Если, например, машины, станки, оборудование имеют срок службы в 5-7 лет, то в период подъема предприятия обновляют производственные мощности, спрос на капитальные блага и их производство растет. Через некоторое время спрос упадет, что породит спад производства. Однако через 5-7 лет оборудование окажется изношенным и потребуется новое, спрос начнет расти, экономика вступит в фазу подъема и т.д.
30. Роль государства в рыночной экономике.
Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Таким образом, без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.
Мировая практика показала, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции:
стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста,
обеспечения занятости,
регулирование цен,
обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов,
функцию перераспределения доходов и ресурсов,
функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством,
регулированию рынка труда,
сохранения и улучшения окружающей среды,
функции антимонопольного регулирования,
и многие другие функции.
Экономические методы государственного регулирования:
бюджетная политика (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);
кредитно-денежной политика (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);
фискальная политика (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);
социальная политика (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и так далее).
Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики.
31. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Банковский мультипликатор.
Стабилизационная политика, которая осуществляется посредством регулирования денежной массы, называется денежно-кредитной, или монетарной, политикой.
Основными задачами денежно-кредитной политики являются:
обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов
выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением
воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег
Органом, осуществляющим денежно-кредитную политику в стране, является Центральный банк. В зависимости от того, на изменение какой из указанных составляющих воздействует Центральный банк, различают инструменты денежно-кредитной политики.
Денежная эмиссия |
Рост наличных денег в обращении |
Резервная политика |
Установление Центральным банком нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов |
Валютная политика |
Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный банк сокращает количество денег, покупая – увеличивает |
Политика открытого рынка |
Продажа и покупка Центральным банком ценных бумаг на общедоступных институциональных площадках купли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений. Является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики |
Учетная политика |
Установление Центральным банком определенного процента, называемого учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов |
При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.
В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:
, где rr – норма банковских резервов; D – первоначальный вклад.
Коэффициент называетсябанковским мультипликатором, или депозитным мультипликатором.
32. Современная бюджетная политика. Бюджет России текущего года.
Бюджетная политика относится к числу наиболее важных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов, а бюджет является важнейшим элементом системы финансового регулирования экономики и социальной сферы. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
Государственный бюджет– план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом:
Структура государственного бюджета
Доходы |
Расходы |
|
|
Бюджетная политика– совокупность мер государственного воздействия в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Важнейшей задачей бюджетной политики считаются обеспечение макроэкономической устойчивости. Также в 2006-2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.
В хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.
Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.