Файл: Античка, немного конспекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача автора — показать реалистично показать характеры. В жизни человека 2 основных силы: случайность и характер. Чтобы быть счастливым нужно правильно управлять своим характером, ведь в нашей жизни могут быть случаи, которые могут перевернуть жизнь. Характер — движущая сила комедии. Характер определяет поведение героя в комедии.

Сюжеты достаточно однообразны и переходят от одного автора к другому.

У авторов новых комедий проблемы связаны с обычными людьми, но ситуации необычные. Совершенно неожиданный финал. Случай может разрушить и восстановить жизнь. Конец всегда хороший.

Действие происходит в городской семье зажиточного уровня. Персонажи по характеру: старик жадный, ворчливый, скупой, молодой человек балбес, исправляющийся в конце или наоборот положительный, девушка-бесприданница, оказывающаяся наследницей, рабы, второстепенные персонажи(комичные), гетеры, повара, воин. Появляется персонаж, который будет популярен у римлян Пароситос (нахлебник),свободный, но разорившийся человек, живущий при богаче. Его главная задача поесть, он льстит хозяину. Взгляд на мир с точки зрения еды. Маски для каждого персонажа особенная.

Много монологов героев о роли случая. Не надо печалится,все впереди.

Много говорят о воспитании детей, положении женщины....

Монологи каждого героя построены в зависимости от характера. Менандр был олицетворением современной жизни.

Язык Менандра эпохи эллинизма. Прекрасно строит диалоги, язык изящен. Стиль признан классическим для аттической речи.

Именно бытовой комедии будет подражать римская комедия и европейская комедия.

РОМАН

Один из наиболее поздних жанров греческой лит-ры. Здесь и риторика и драма и эпистолярный жанр. Термина роман в греческой лит-ре не существовало, называли и эпосом и драмой и элегией. Термин появился позднее.Роман — большое прозаическое произведение с немифологическим сюжетос. 3 вида: соц-политический, бытовой, любовно-авантюрный роман.

Соц-полит. дошли только куски Ямбул «Гос-во Солнце», Ксенофонт «Воспитание Кира».

Бытовой роман был широкораспространен, но ничего не сохранилось. Зато есть римское подражание: «Сатирикон», «Метоморфозы»

Любовно-авантюрный роман хорошо сохранился. Схема романа: история 2 влюбленных, которые попадают в сложные приключения, но несмотря на это все заканчивается хорошо. Главные герои всегда красивы, в них всегда кто-то влюбляется. Приключения вызваны гневом божества. (Афродита, Эрот). Мотивы: герои вынуждены покинуть родину и рассказывается об их скитаниях. Обычно побег на корабле, кораблекрушение, нападение пиратов, герои разлучаются, попадают в рабство,узнают, что второй погиб (обман), попадают под суд, тюрьма, побег....добрая воля богов позволяет героям снова встретиться.


Герои могут попасть в любую страну (Италия, Египет, Эфиопия). Герои любовных романов с пассивными характерами, они игрушки в руках богов.

ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД 1-5 века.

Греческая культура проникает в Рим. Большим успехом пользовались актеры, философы Греции. В Грецию ездили получать высшее образование. Греция цетр риторики. Была мода на греческий язык. Греческий мир меняется.

Появляется сатирический рассказ (Лукеан), развитие риторики (2-3 софистика), эпистолярный жанр. Поэзии мало развивалась. Эпиграмма сохраняется. Появляется много подражательных эпосов. Роман получает развитие. Огромное ко-во комментариев, словарей, антологий, научной лит-ры. История, география...

Этот период делится на три части:

  1. 168 до н.э. - нач 1 века н.э. Расцвет научно-популярной лит-ры.

  2. 1-3 века н.э. Интерес к научной лит-ре слабеет, а вот язык, литературная форма и комментарии и энциклопедии(рассказы о занимательных событиях из жизни знаменитостей) получают популярность. Проявление интереса к личности. Сравнительные биографии Плутарха. Жанр литературного письма. Попытка скрыться в идеальном мире деревни. 2 софистика.

  3. 4-5 века н.э. Литература между античностью и Средневековье. 3 софистика. Слова отцов церкви. Научные сочинения сужают тематику. Философия неоплатонизма.

Плутарх (45-120) из Беотии, учился в Афинах, но жил в Риме и путешествовал по востоку. Считал себя философом. Прославился как писатель исторической биографии. Произведения делятся на: «Моралии» произведения по вопросам этики, о счастье, добродетели, прославление семейной добродетели; сочинения не политическую тематику, носили общий х-р Трактат о монархии, демократии и олигархии; философские сочинения об этике; о религии «Об Изиде и Осирисе», «Дельфийские диалоги» О суевериях» Целиком дошел до нас трактат «О музыке»(описывается древнеглечаская музыка, на основе которой создавали мелосы. Есть описание инструментов); филологические сочинения комментарии к Гомеру и Гесиоду «Сравнение Аристофана с Менандром» «О злонравии Геродота»; подражание философам «Застольные беседы» «Пир 7 мудрецов», написаны ввиде забавных или поучительных эпизодов; историко-авантюрные про-ния Греческие или Римские вопросы

«Жизнеописания, сравнительные или параллельные» 50 биографий исторических деятелей, которые даны в паре (Греция против Рима). Дошло 46 параллельных и 4 отдельных. 1 из Греции, второй из Рима. Заканчивается биография сопоставлением. Может брать из разных эпох и разных областей деятельности, берет героев по типу характера или схожести судьбы. На научность не претендуют. Популярное изложение с большим кол-вом версий. Исключительно морально-этическая оценка. Смотрит только на характер и поступки. а первый план выходят забавные эпизоды, мелкие штрихи характера, нехарактерные поступки, бытовые описания семьи и жизни. Многие крылатые фразы сохранились именно из-за Плутарха. В основе идея сильной и слабой личности яркой и бледной. Ставил перед собой задачу внедрения общих морально-этических ценностей (простых), которые проще показать на исторических примерах. Продолжатель эллинистических традиций, где у нас главенство характера.


Основоположник художественной исторической биографии.

Лукиан 120-200 из Сирийского города Самосаты из бедной семьи и был отправлен к богатому дяде-скульптору. Начал составлять речи и так учился риторики и софистике. Прославился как известный ритор и адвокат.

Разочаровался в риторике и переключился на философию. Путешествовал и изучал школы. Философию тоже оставил. Переселился в Египет, стал чиновником. Занялся литературой, был сатириком. В форме сатирического рассказа или диалога. Сохранилось 84 произведения. Письма, речи или диалоги+ эпиграммы. Начал с пародии на риторику. Пролалии — вид риторического упражнения, вступление к разговору. В диалоге Германид показал абсурдность приемов риторов. «Учитель красноречия», «Похвала мухе». Юмор и ирония были неотъемлемыми чертами Лукиана. Дальше начинает громить философов. Они у него завистливые, жадные. Негрин — истинный философ, просветитель, который учит добру. «Продажа жизни» - пародия. Описывает аукцион, но не рабов, а основатели философских школ. Лучше всего пошел Сократ. Были и диалоги о религии и мифологии Прометей, Разговоры богов, Разговоры в царстве мертвый. Полное снижение образов богов. Все персонажи склочны, ревнивы и завистливы. «Александр или лжепророк» высмеивает образ лжемессию. Они всего лишь манипуляторы чувствами и страхами. Появляется легенда о том, что Лукиан за свое злословие о христианах был растерзан собаками.

Рассказ Лукиана «О Пляске» оправдание пантомимы, Лукиан защищает ее и говорит о происхождении этого жанра, который восходит к ранним видам пляски.

Диалог Анахарсис — Солон против варвара Анахарсиса. Солон за спорт, а Анахарсис не понимает зачем нужны награды вроде оливкового венка.

Также пишет об истории и трудахисториков. «Как следует писать историю», «Правдивая история».

Язык и стиль Лукиана — смесь аттицизма и азиантизма (пышные фразы и преувеличения).

Риторика в Древней Греции

Искусство говорить, как искусство сражаться. Риторика появляется в Греции, возникли из потребности греков в суде и народном собрании. Искусство составления речей было важно для политиков, участников суда, короче было важным...

3 направления: политические или совещательное красноречие (склонить или отклонить решение), судебное красноречие(осудить или оправдать), торжестенное (восхвалять или порицать).

В классический период популярно политическое красноречие — 1 софистика

София — мудрость. Софисты — учителя мудрости.


Не существует абсолютных истин. Истина — то что может быть убедительно доказано. Главная задача — научиться убеждать в своей правоте при помощи диалектики и риторики, которая оперирует к разуму и чувствам. Основателем был Горгий торжественные речи троянским героям Похвала Елене, Оправдание.... Его ученики пишут пособия по риторике. «Горогориансие фигуры», ввел сравнения, метафоры.

Лисий — оратор. Логогроф. 400 речей, дошло 34(смысл до публики....), автор судебных речей. Излагал ясно и просто. Язык — аттического красноречия (аттицизм), не отвлекался на второстепенны подробности. Этопея — характер человека, который был важным аргументом, важнее чем доказательства вины.

Исократ — представитель торжественной риторики. Известный софист. Открыл первую школу риторики. 20 речей и писем. Ищет выход из кризиса. Многие хотели,чтобы отдаться под покровительство Филлиппу Македонскому. Речи направлены на прославление Афин и славного прошлого «Панигирик», «Панафинейская речь», «О мире». Огромные и читались кусками. Отдельное произвеение в форме речи. Основатель периодов речи. Проза должна быть музыкальной (каждое предложение это период, в котором все должно быть ритмично и музыкально). Выработал принципы выступления ритора: введение(для привлечения внимания), изложение самого предмета, опровержение доводов противника, подтверждение своих аргументов фактами, заключение.

Демосфен — политический оратор. Опекуны разорили его состояние и он пошел в суд. Выиграл дело. дошла 61 речь, большая часть политические. Возглавлял Антимакедонску партию в Афинах. Писал «Филиппики» 4 речи против Македонии. Политическая речь краткая, но яркая. Обращается к природе к богам, вступает в воображаемый диалог с противником, иллюзия объективности, риторические вопросы, антитеза (великое прошлое, печальное будущее), фигура умолчания (подводит слушателей к выводу, не называя его). Периоды речи заимствовал у Исократа. Стремился к единению с народным мнением.

Эпоха эллинизма не дала ярких ораторов. Но сформировался новый азианский стиль (пышный, восхваляющий)Гегесий из Могнезии основал этот стиль.

Греко-римский период 2 софистика 2 век н.э. Попытка вернуться к 1 софистике, но на примере торжественных речей Дион Хрисостон 40-120 80 речей. Использовал как героя Диогена. Писал в форме проповедей с критикой и обличением. Говорит и о себе. Цитирует Гомера.

Эллий Аристид 117-189 50 речей Хвалебное красноречие. Подражает Сократу и Демосфену. Хвалебные речи современной жизни «Похвала Риму». Прославился «Священными речами», хвалил богов.


3 софмстика 4 век н.э. Установление христианства как гос-венной религии

Либаний 313-393 из Антиохии, учитель Юлиана Отступника. Сравнивала христианство и язычество

Фемистий 313-388. Язычник, но говорит и о христианстве. Парафразы — краткие пересказы (например Аристотеля) 30 речей о гос-ве, риторике, терпимость к религии, обращается к теме оратора, как учителя жизни, рассуждение о власти.

Гимерий 310-393 70 речей, сохранилось 20. Был ритором. Речь как классическое риторическое упражнение. Соединяет аттическое и азианское красноречие. Писал вымышленные речи. А вот если бы... Язык его довольно легок, приближен к 1 софстике. Без глубокого погружения в проблемы философии и политике. Любил раннюю греческую лирику и цитировал их

26