ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)
2. Периодизация греческой истории.
3. Природно-географический фактор в греческой истории.
4. Основные политические центры крито-микенского мира.
5. Характеристика гомеровского (предполисного) периода.
6. Олимпийские игры — фактор истории Древней Греции.
7. Греческая архаика: Ликург в Спарте, Солон в Афинах.
8. Великая греческая колонизация.
10. Спарта — олигархический тип полиса.
11, 12 Вопросы. Все об афинском полисе.
13. Полис в понимании Аристотеля.
14. Восток и Запад в Греко-персидских войнах.
15. Великие полководцы Греции: Мильтиад, Фемистокл, Брасид, Павсаний.
16. Культура Греции архаического и классического периодов.
17. Пелопонесская война и её значение в истории Греции как первой гражданской войны.
19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.
20. Театр в общественной и художественной жизни Греции.
21. Греческие общественно-религиозные празднества.
22. Предпосылки и основные черты кризиса полисного строя в Греции.
23. Александр Македонский в Греции и на Востоке и мировая держава Александра.
24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.
28. Принципы периодизации Римской империи.
29 Географический фактор и этнолингвистическая карта Древней Италии
30 Цивитас, право гражданства.
33 Рим – от центра Лация до создания Римско-италийского союза
34 Этапы борьбы патрициев и плебеев
35 Римское гражданство: сущность и преимущества
37 Римско-Италийский союз: состав и правовой статус
41. Общественно-религиозные празднества в Риме
43 Римское классическое рабство
44. Рим – гегемон Средиземноморья.
45. «Золотой век» римской Республики.
46. Римская женщина в общественной жизни и в праве.
47. Римский Сенат – его сторонники и противники в конце римской Республики.
50. Движение рабов в римской Республике.
51. Аграрный вопрос и его решение в конце Республики
52. Падение римской Республики.
53. Диктатура в Риме: Сулла и Цезарь.
55. Ранняя римская империя I-II в. Н. Э.
1. Значение античной цивилизации в мировой истории (Греция и Рим)
Если кратко и по пунктам:
Значение античной цивилизации в истории мировых цивилизаций:
а) Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили на протяжении жизни одного поколения. Хотя принадлежность к гражданской общине порождала ощущение защищённости и стремление воспроизводить существующий порядок. Но в жизни античного человека изменения происходили очень быстро. На протяжении одной жизни могла измениться форма правления, могущество родного полиса смениться упадком, происходили многочисленные войны, часто существенно менявшие материальное положение граждан. Производство, рассчитанное на рынок и особенно занятие торговлей показывали античному человеку, что всё очень изменчиво в мире. Эта обстановка способствовала развитию активности, направленной на обеспечение процветания полиса и личный жизненный успех, а и то и другое предполагало постоянные изменения окружающего мира. То есть ради общей стабильности жизни нужны были частные изменения.
б) В античности впервые получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было. Верховным собственником было и оставалось государство. Земля давалась в пользование. В Спарте равные наделы давались всем мужчинам, которые могли держать в руках оружие. В Риме же наделы были далеко не равные...
в) В античном мире впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок. В дальнейшем, развиваясь, эта Рыночная экономика составила основу товарно-денежных отношений нашего общества.
г) Античный мир изобиловал многообразием развитых государственных форм: демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Наибольшую ценность для нашего времени представляет теория и практика демократии.
д) Античный мир - исторически первая цивилизация, основанная на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Наибольший интерес в этом аспекте представляет римское право, а также отношение граждан к законам своего государства.
е) В ходе развития этой цивилизации были заложены основы гражданского общества - самоорганизации населения. Правда, оно не противостояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины.
ж) Античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, политической публицистики. Античная культура повлияла и на культуру средневековья и особенно на новоевропейскую культуру.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусстве. Основным методом греческой науки было созерцание. Этим объясняется то развитие, которое в античности получила астрономия. Греческие ученые, начиная с Фалеса, конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, но к началу IV в. до н. э. греч. астрономия имела существенные достижения. Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой интернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они были представителями различных наций. Античная наука - это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являвшееся столь характерным признаком греческ
научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов. Римские учёные специализировались более на практичес ких науках , таких как, например, агрономия. В основном они развивали знания, полученные от греческих учёных.
Во времена Ренессанса люди возродили культуру Рима, гумманистические идеи о человеке, как о личности. В те времена писали: "Выдающиеся авторы древности были причастны к божественной истине и подготавлиали человечество к её восприятию". Название самой эпохи - Возрождение - подчёркивает, что это было возрождение античности.
з) Достижения античности - это достижения свободного человека. “Классическая эксплуатация рабов - исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Римской империи (II в. до н.э. - III в. н.э.) было одним из основных факторов гибели античного мира.
2. Периодизация греческой истории.
Первый этап истории Эллады.
О нем долгое время ничего не было известно, а изучение начинали с архаического периода. Первый эта был открыт сравнительно недавно, в середине 20 века, благодаря деятельности Артура Эванса, раскопавшего Крит.
5-3 тыс до н.э. начало (как и на востоке).
1 век – конец же всей истории Эллады.
I период Крито-Микенский период (3-2 тыс)
Итак, первый период – Крито-Микенский. Имелось два центра, влиявших на историческое развитие: Крит – возможность пойти морским путем, и Микены – сухопутный вариант.
III – IIтыс. Донэ. Темпы исторического развития также медленны , как и на Востоке. Неплодородная земля, заниматься земледелием очень трудно.
Уже в глубокой древности скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров.
Еще в начале 3 тыс. на Крите было освоено производство меди, а затем бронзы.
С\х Крита основано теперь на новом земледелии и выращивании трех главных с\х культур: злаковых (главн. образом ячменя), винограда и оливы (так называемая средиземноморская триада) => рост земледельческого труда, увеличение массы избыточного продукта, обеспечивались пропитанием люди не занятые непосредственно с\х (специалисты-ремесленники) => отделение ремесла от с\х.
Критяне охотно сочетали занятие торговлей и рыболовством с пиратством.
аселение на Балканах
Это были народы не принадлежащие к индоевропейской языковой семье., сейчас их называют «средиземноморцами».
Первые племена эллинов (ахейские) пришли на Балканы и Крит на рубеже 3-2 тыс. донэ. Ахейцы покорили средиземноморцев и сделали их зависимыми. На Крите большое кол-во зависимых, ахейци основное население. Занимаются земледелием, т.к. на Крите земля все же хорошая.
Управляющая элита- знать – строит дворцы, выделяются племенные вожди, которые начинают создавать династии. Царь – главный жрец местного культа – культа Быка. На фресках царя изображали танцующим на спине Быка – благого божества плодородия.
Кносс – самый известный дворцовый комплекс (царь Минос)
Дворцовые комплексы такие же как на Востоке, - лабиринты. Здания – одноэтажные; к основному центру пристраиваются помещения, одни двери закладываются, другие прорубаются.
Основная масса трудящегося населения Крита обитала в небольших поселках , деревнях, разбросанных по полям и холмам в окрестностях дворцов.
Можно предполагать, что земледельческое население Крита было обложено повинностями, как натуральными , так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где таким образом скапливались огромные запасы продовольствия и других материальных ценностей.
На Балканах нет плодородных земель, соц жизнь развивается так же как и на Крите.
Четырехчленное деление:
Царь
Аристократия
Свободные люди
Зависимые.
Все это напоминает 3-ю династию ура.
Нона Крите есть что обрабатывать, а в Балканской Греции с хлебом туго. Они не влияют ни на кого в отличии от Крита. Там быстро строят флот.
Вторая половина 3 тыс – Крит господствует в Эгиде, на море и в прибрежных районах, включая Афины. Криту платят дань. Конец 3 тыс. восприятие Быка меняется, он превращается В Минотавра и воспринимается как зло, так как Крит все время требует молодых красивых рабов, которые, естественно, не возвращаются с «острова Быка».
У Крита – таласократия , то есть господство на море, но Афины смогли вырваться (знаменитый Тезей). Начиная со2 тыс. Афины готовятся к войне, середина 2 тыс. – на острове Фере (недалеко от Крита) извергается вулкан, и цунами смыло Крит.
Когда в конце 2 тыс. дорийцы хлынули на Балканы, ахейцы снова стали заселять Крит, но ему уже не было суждено стать столь же могущественным как раньше.
Остались другие центры: Микены, Афины, Килос, Фивы и тд.
Создателями микенской культуры были греки – ахейцы, вторгшиеся на Балканский п-ов на рубеже 3-2 тыс. с севера, из района Придунайской низменности или из Степей Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг территории страны, ахейцы частью уничтожали, а часть ассимилировали коренное догреческое население этих областей, кот позднейшие греч историки называли пеласгасами. По соседству с пеласгасами обитали еще два народа: лелеги и карийцы.
В центре города всегда находится дворец правителя. Условия все же немного хуже, чем на Крите, да и с флотом не особо сложилось. Только к 13 веку до н.э. стало ощущаться лидерство Микен, хотя он все же был когда-то беднее, чем Крит. Весь ахейский мир понимает, что дальше так жить нельзя.
Центром международной торговли тогда являлась Троя. И весь нищий ахейский мир двинулся воевать с Троей. После гибели Трои ахейцы все равно не смогли изменить свою жизнь, как не смогли удержать власть.
Басилеи – главы аристократических родов. Маленький остров Итака выставил на войну своего представителя – Одиссея. Женихи, в принципе, были правы в своих претензиях, Одиссей же был не прав. Убив их он уничтожил элит. В 13-12 веках замирает жизнь дворцов, дворцы приходят в упадок, поход на Трою оказался бессмысленным.
Во время начавшейся на рубеже 13-12 века крупных племенных передвижений на Балканах и Малой азии (среди них были и дорийские племена) микенские госва внутренне ослабленные, не выдержали натиска воинственных племен
Распад крупнейших микенских госв объясняется не столько силой северных варваров, сколь непрочностью их внутренней структуры, основой которой была систематическая эксплуатация сельского населения немногочисленной замкнутой дворцовой элито и ее бюрократическим аппаратом. Достаточно было уничтожить правящую верхушку дворцовых госв, чтобы вся сложная постройка развалилась, как карточный домик. Основная часть варварских племен не удержалась на захвачено ими террит. И отхлынула на север. Лишь небольшие группы дорийцев и родственных им заподногреческих народностей обосновались в прибрежных районах Пелопоннеса.
Тогда же наблюдается и массовая эмиграция с террит. Балканской Греции на восток – в малую Азию. Результатом этого движения было образование на западном побережье Малой Азии и на островах Лесбосе, Хиосе, Самосее, Родосе и других множества новых поселений.
Приходят дорийцы – тремя волнами переселения.