ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Картина смены веков и условная периодизация жизни людей. Картина всеобщего регресса в духовной и материальной сферах, ухудшение рода человеческого (смена поколений). Каждое из веков берет свое название от металла, с каждым веком металл ухудшается. Учение о золотом веке было разработано в Восточной лит-ре (Индийские сказания), но именно Гесиод показал постепенное ухудшение.
Золотой век (вечная жизнь и собирательство)
Серебряный век (неуважение к богам, должны были трудиться)
Медный век(медное оружие, поколение войны.)
Век Героев (краткий миг улучшения, любимцы богов, ушедшие на острова Блаженства)
Железный век (насилие и неправда, все самое худшее в людях, непочтительны к отцам, современность)
Подражания в Римско лит-ре, но отсутствие героического века,и у некоторых римских поэтов золотой век может вернуться.
Рассуждение Гесиода мрачны и пессимистичны. Определяющим в об-ве является богатство(в отличии от героического эпоса), бедность убивает в человеке личность, а богатство дает смелость. Но только честный труд. Тяжелый труд землевладельцев окупается богатством, спокойствием души. Олицетворение неправды — группа царей, творящих суд, опираясь на взятки, противопоставляет им правду. Правда — одна из важнейших категорий этики и именно этим человек отличается от животного. Счастливы могут быть только те люди, с гос-ве кот. правители живут по правде.
Его пример — доказательство того, что человек должен основываться на себе и на своей деятельности. Активный трут помогает сформированию личности.
Труд и добродетель — закон для существования человека в об-ве, их тоже боги посылают людям. Необходимость трудиться — кач-во добродетели.
Еще Гесиоду приписывают: Теогонию (элементы космогонии(происхождение мира) первый опыт в рамках поэмы сведения происхождения богов и мира), Героогония небольшая поэма, продолжение Теогонии, не сохранилась целиком «перечень женщин», перечень героев, рожденных смертных женщин и Олимпийских богов, Щит Геракла (в подражании Гомеру) 2 части (1 — рассказ о рождении Геракла 2 — описание сцен на щите), Великие Труды (открывает цикл Аргонавтов)
Теогония является уникальной потому что она отразила не олимпийский миф создания мира и богов (Дельфийская версия) История по поколениям богов. Начинается с прославления муз.
Новое в стиле Гесиода: появление устного народного твор-ва(появление басни О соловье и ястребе), назидательная форма, новый жанр дидактический эпос, спустился с олимпийских высот к повседневной жизни, дал толчок к появлению генеологических эпосов, первая серьезна попытка систематизировать греческую мифологию(дельфийская трактовка, а не классическая олимпийская версия)
После Гесиода эпос продолжает развиваться, но уступает ранней лирике.
Новые виды эпосов: генеологические эпосы(история родов, поэты Эвмел «Коринфика», Кинефон Лакедемонский, ряд эпосов о Елене, Медее, Орест 7-6 века до н.э.), гиератический эпос, посвященный высказываниям оракулов и жрецов 6 век до н.э.в основном сохранились только имена авторов Обарис (о скифских жрецов), Эпиминид(о сказочных тельхинах), Ономакрид (поэмы, кот. выдавал за поэмы мифических певцов Орфея и Мусея); поздний героический эпос классической эпохи 6-4 века до н.э. Помимо мифологическим героям, присутствуют реальные герои (Паниасид Галикарнасский «Гераклия»(описание нескольких подвигов, рабство у Амфалы, путешествие в Аид), «Взятии Эхалии» поэма об основании ионийских колоний), Херил Самосских «Персеида» основана на исторических событиях победа греков над войсками персидского царя Ксеркса, тоже исполнялась на соревнованиях рапсодов; философский эпос связаны с проблемами религии (7-6 века отделение от религии). Написаны в форме философского эпоса. Несколько школ: Милетская(Фалес первый поэт, автор философского эпоса), Элейская (Ксенофан Колофонский, писал элегии, был рапсодом, приписываются пародии, критик Гомера и Гесиода). Все произведения носили одно название «О природе» рассказ о воде и земле. Парменид «О природе» учение о бытие и небытие. Под влиянием гомеровского эпоса. Эмпедокл из Акраганта его учение включало в себе элементы пифогорийского; приписывается «Очищение» ряд моральных наставлений.
Древнегреческая историческая проза.
Текст ранее был рассчитан на эмоциональное восприятие слушателя. Если текст должен был что-то интеллектуально донести, возникал гомероский список кораблей.
Тем временем население было готово воспринимать и письменную речь. Этилитарные тексты(описывают факты и явления, кот. неудобно передавать в устной форме. Описание пути, руководство для путешественника с описанием примет местности Итинерарий(сухопутное путешествие), Перипл(морское путешествие).
6 век до н.э. Логос «слово», описание, связный прозаический текст о каком-то предмете или месте.(Нравы жителей, описание страны). Возник не на Балканах, а в Малаазийскийх города.
Большая значимость была у Мелета. В 6 веке открывается философская школа. Школа логографов(фиксировали письменно сведения об окружающем мире Гекатей Милетский( ионийский диалект)
в кон. 6 века до н.э. пришли Персы. Попадают под Персидскую зависимость. Греко-Персидские войны. Выдвижение Спарты и Афин на главные роли.
Появление Геродота Галикарнасского. Рассказывает о Греко-Персидских войнах. Он дориец, но пишет на ионийском, Точнее на ионизированном аттическом. Пишет логосы (о Персах, О Вавилоне)
Появление софистов (спрощиков)
Фукидид о войне Афин и Спарты. Описание по годам, а не логосам. Основоположник научного канцелярита. Основоположник научной прозы.
Далее Ксенофонт. Образец литературного языка. «Греческая история», «Малая работа», «Анабасис». Любил Спарту.
После Геродота 5 век. Возникает греческая анналистика. Сочинение, излагающее ход событий год событий год за годом.
Греческая лирика.
Ранняя греческая лирика периода архаики. 8-7 века до н.э. Формируются полисы, как форма гос-ва. Полис становится единым. Усиление социальной борьбы.
7-6 века — борьба партий за власть в полисах. Великая Греческая колонизация.
Лирика — поэтическое произведение небольшого объема, в кот. есть авторская позиция, его настроение и мысли по спектру современных проблем. Термин вводят в 3 веке до н.э. в Александрийской библиотеке. Предполагалось произносить на распев под музыкальный инструмент(лира, кифара). Связь музыки и стиха была обязательна, но позже она была обязательной лишь для мелики. Виды по исполнению: монодильная и хоровая носила торжественный характер чаще всего религ. характера.
Виды лирики: элегия, ямб, мелос(мелика) различались по стихотворному размеру, темы были едины для всех видов.
Лирика выросла из народных песен.
Лирика дошла в основном во фрагментах.
В Александрийской библиотеке составили канон из 9 лучших поэтов.
К лирике были составлены хрестоматии, комментарии, извлечения.
Элегия, термин указывал на небольшое произведение, обычно двустишие из гегзаметра и пентаметра. Из всех видов лирики именно элегия наиболее близка гомеровскому эпосу(ионийский диалект, формулы Гомера и цитаты). 7 век до н.э. Каллин(из Эфеса) свидетель войны с киммерийскими племенами. Его задачей было пробудить в людях доблесть и побороть страх, выработать презрение к смерти, Тиртей(из Спарты), писал энбатерии (военные марши)свидетель Мессенских войн. Развитие темя Каллина, говорит и о том, что ждет труса и как он и его семья будут прокляты. Герои Титрея смерти не боятся, но автор говорит, что и от старости умереть не зазорно. Характер их произведение военно патриотический. Война показана, как всеобщее действие, в котором принимают участие практически все жители города.
Мимнерм (из Колофона) основатель любовной поэзии. Основная тема — любовь. Любовь — единственная цель в жизни. Приписывается сборник элегий, посвященных Нанно(псевдоним), его возлюбленной. Этот принцип использовали и римские асторы. Поэзия Мимнерма носила мрачный характер, потому что он рассуждал о том, что самое страшное для человеческа — старость. Лучшее для человека — умереть молодым. «Десятилетия жизни»- одно из его произведений, где он описывает жизни человека по десятилетиям. Позже Солон написал ответ Мимнерму, отрицая смысл жизни — любовь. Использует гомеровское сравнение, о жизни, как о листве. Присутствуют мифологические мотивы.
Общественно-политические проблемы отражали: Солон (Афины) 634-559год. Представитель аристократии. «Соломин» о попытках завоевания острова Соломин. Два сборника элегий «Наставления афинянам», «Наставление самому себя». Рассказывает о своих реформах, о том, что нужно сделать, чтобы вывести Афины из кризиса. Есть связь с Гесиодом. Причины бед не в богах, а в людях. Не отрицает божественного влияния, но говорит, что надо и на себя смотреть. Говорит, что для того, чтобы помочь своему полису нужно быть богатым. Но нельзя богатство наживать нечестным трудом. Не призывает зацикливаться на земледелии. Богатство это не только земля, но и дом, деньги, зерно, колесница, охота, большая семья. Классический идеал аристократической жизни. Солон говорит о том, что нужно соблюдать законы и подавление в себе алчности и жадности. Еще он писал послания к правителями. Его элегии использовались на состязаниях рапсодов.
Феогнид 6-5 века до н.э. принадлежал к Мегарскому аристократическому роду. Столкнулся с кризисом своего полиса и описывает его, как войну хороших людей(аристократии) и плохих людей. Но побеждает народ и аристократия вынуждена была бежать. Фегнид провел большую часть жизни в изгнании. Во всем обвиняет партию демоса. Упрекает и вождей аристократической партии, за то, что они не смогла прогнать плохих людей. Оплакивает свое богатство, которого его лишила насильно и несправедливо. Жалуется на бедность.Говорит, что все беды от богов. Носила дидактический характер. Обращается к своему спутнику Кирну. Популярен и раздерган на цитаты.
До 3 века до н.э. элегия была богата своими мотивами, но потом элегия стала говорить о личной любовной тематике.
Ямб появляются в одно время с элегией. Изначально термин использовался для выражения насмешки или шутки. Именно ямбы приближены к разговорной речи. Характерна ирония, шутка, инвектива, приближен к грубой разговорной речи. Диалоговые части драмы возникли под влиянием ямбов.
Архилох сер. 7 века до н.э. с острова Парос. Потом начал путешествовать. Архилох был наемником. Погиб в битве за остров Наксос. Творчество его было революционно, предложил новый взгляд на тему войны. Воин Архилоха это сам автор и его взгляд. Не призывал защищать Родину! Война это способ заработать деньги. Война будничная, с долей мрачной иронии и шутки. Война для него ремесло. Его ямбы разбивают идеальный образ гомеровского воина. Воины Архилоха реальные люди, не имеющие ничего общего с богами. Воин должен быть опытным, покрытым шрамами и носящим военную мудрость. Щит — эквивалент храбрости воина (у Гомера).У Архилоха щит — часть вооружения. У Архилоха щит не столь важен, потому что воин предпочитает выжить, нежели оставить себе этот щит. Для воина Архилоха главное выжить, а не совершить подвиг. Первое реалистичное изображение войны.
Легко относится к отсутствию богатства. Не боится и не прислушивается к сплетням. Людская память коротка и не за чем умирать ради славы. Архилох поднимается над общиной, он выше общественного сознания. Четко выраженное «я». Может противопоставить себя коллективу.
Щит Архилоха стал шаблоном. Воин, бросивший щит — символ поражения.
У Архилоха есть и любовная лирика, обращенная к Наибуле. Старается передать эмоциональную сторону любви. Использует гомеровскую терминологию. Но применяет их не к состояниям войны, а к влюбленному. Но, когда Архилоха отвергли, он начинает осуждать и бранить бывшую возлюбленную. Ямб у него носит личный характер и направлено на конкретного человека. Один из любимых спартанских поэтов.
Олимпийский гимн Архилоха, кот исполняли спортсмены перед награждением. У него есть несколько элегий, показывающие его как прекрасного лирика. «Обращение к сердцу» еще один измененный образ Гомера. Призывает стойко переносить проблемы. Сохранились фрагменты обращений к богам и эпитафий жителям Наксоса, фрагменты басен.
Его популярность можно проследить по огромному количеству цитат из его ямбов и элегий. Образ Архилоха стало символом язвительной критики.
Семонид Аморкский конец 7 века до н.э. родом с Самоса, но переехал на остров Аморк. Приписывается ряд элегий и 2 книги ямбов. Мало что сохранилось. 2 дошедших фрагмента: тема взаимоотношения человека и божества. Говорит о том, что надо принимать всю божественную волю. Не оригинален в своих суждениях. 2 фрагмент: «Женские характеры». Рассматривает 10 типов женских характеров. Разница между ними обоснована происхождением от животных и стихий. Женщина все еще зло, но есть хорошая, которая произошла от пчелы (трудолюбивая). Ямбы Семонида носят общий характер.
Гиппонакт 7-6 века до н.э. Из Эфеса, но потом переехал в Клазомены. Мотив бедности. Гиппонакт обращается к Гермесу и выпрашивает сандалии и плащ, жалуясь на голод и холод. Описывает повседневный быт. Грубит, обзывая своих соперников и обидчиков, грозит физической расправой. Вносит жаргон улиц в поэзию. Благодаря этому появляются новые слова. Создает первые пародии. «Сатира на жен», где автор говорит, что жены милы два дня: в день свадьбы и день похорон.
После Гиппонакта не было уже ярких представителей ямба и закрывает этот жанр.
Мелос (мелика) «музыка, мелодия». Обязательно исполнялась под лиру или кифару. Получила наиболее широкое распространение. Мелика состоит из 3 частей: слов, гармонии и ритма (танец). Состояли из поэтического текста, мелодии сопровождения и движения. Сейчас мы можем оценить только тексты. Было множество видов, но по текстам их различать нельзя, оно было основано на музыке: дорийская (торжественная, военная, патриотическая), эолийская (веселая, ироничная, быстрая), ионийская (скорбная, тоска, тревога), лидийская (женский хор, печальная, хор плакальщиц на погребениях), фригийская (резкая, быстрая, рваный ритм, использовалась в культе Диониса). Связь лирики с народными песнями.