ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Этапы деятельности:
первые комедии относятся к 425-421 годам. В это время шла Пелопонесская война (Афины-Спата) успешная в это время для Афин. Всадники, Облака, Осы, Мир, Охорняне. Прославляет Афины, но иногда осмеивает нечестных политиков.
414-405 годы Птицы(комедия утопия), Лесестрата, Женщина на празднике Фесмегори, Лягушки. Афины начинает проигрывать. Идеи бесполезности войны. Аристофан начинает отходить от общественно-политической темы. Обращается к литературной тематике (пародии на трагедии, эпос, лирику).
390-388 годы. Женщины в народном собрании, Плутос. Переход к средней комедии. Комедия становится менее критичной. Рассуждения о спокойной, сытой жизни.
Выводили реального человека, как персонажа, но он был даек от реальности. Например Сократ, которого Аристофан выставляет глупцом и проходимцем. Говорит и о полководце Ламахе (тупой, не талантливый, трусливый, жаждет добычи, а увидев врага сбегает, бросив щит). Всегда использовал Еврипид. Часто использовался прием литературной пародии на лирику или трагедию, встречаем много имел лириков и трагиков. Три варианта пародии на трагедию: автор приводит цитату из трагедии, вкладывая ее высокопарную стройность в уста вора или проходимца; Аристофан сам создает фразу, пародируя высокий стиль трагедии, а текст произносит драматург (герой комедии); герой показывается в ситуации сходной с трагедийной.
Считал риторику лженаукой.
В Лягушках говорится о проблемах литературе. Посвящено смерти Эсхила и Еврипида. Из Аида можно забрать только одного трагика. Они соревнуются.Задача трагедии воспитать хороших граждан. Дионис не знает кто лучше и использует весы стихи Эсхил перевешивает.
Себя назвал очистителем отвращающим беды от своей страны. Заслугой считал высказывание правды. Убрал из комедии приемы народного театра, но на самом деле это не так.
Одной из важных тем является славное прошлое Афин, связанная с трагедиями Эсхила. Сравнивает с настоящем не в пользу настоящего.
Облака направлены на новую систему образования и софистику. Он видит неуважение к отцам. Противопоставление город деревня. Не любит город (прогнивший развращенный). Положительный персонаж — земледелец.
Аристофан выступает против некоторых проявлений афинской демократии.
Архилох первый пацифист мировой литературы. Говорит о заключении мира (3 комедии Мир, Охорняне, Лесестрата (тема женского бунта).
3 женских комедии Аристофана Женщины на празднике Фесмофории (женский праздник, на который переодетыми пробираются Еврипид. и... их разоблачают и избивают), Лесестрата, Женщины в народном собрании (что было бы, если бы их допустили к власти)
Язык Аристофана — язык древней комедии, которая подвергалась критике. Язык живый, выразительный, много каламбуров, пародий на лит-ру, стиль законов, оракулов, индуализирует речь персонажей, каверканье слов, скороговорки, новое значение слов (продумал свой плащ (его украли)), песни хора, музыкальный фон имел большое значение и тоже пародировался. Классический аттический диалект.
Положительных отзывов о нем почти не было. Кратин называл его Еврепидом Аристофанствующем. В эпоху возраждения появляются первые подражания Аристофану (Осам, Лесетстрате, Птицам)
В эпоху средней комедии комедия изменяется, уходит карикатура на политиков как и политическая тематика.
Эпоха эллинизма кон 4 -кон 1 века до н.э. Эпоха завоеваний Македонского и распад империи на элиннические монархические гос-ва. Соединение Востока и Запада. Культуры, монархий... Мир свободных граждан и мир царя и подданных. Появляется новое общество эллинизма. Изменения: Резкое социально расслоение, понятие культуры, образования, воспитания = знатности и богатству. Центр культуры — двор монарха. Появляется придворная литература, поэзия посвященная эллинистическому династу. Поэзия на случай. Литература эллинизма отходит от политики и социума и переходит на изучение личности. Соц-полит. задача поэзии свелась к прославлению монарха. Здесь появляется женский образ. Центр литературы — бывшая тер-рия востока Александрии, Пергам, Антиохия. Старые центры остаются центром философии, а Афины — центр драматургии. Появляются первые крупные библиотеки. Александрийская, Пергамская. Каждая библиотека старается собрать как можно больше рукописей. 3-2 века - битва между Александр. и Пергамской библиотеками. Появляется пегамент. Пергаментом пользовались редко. Эпоха эллинизма — новый этап поэзии и драмы.
В основном поэзия формируется в Александрии, появляется Александрийский стиль (борьба за малые формы поэзии) Омнователи- Каллимах и Теокрид. Тематика сосредоточена внутреннему миру и характеру человека. Изменяется отношение к мифу. Отношение к религии и мифологии становится формальным. Сочетание ученого стиля (сложные термины, намеки и загадки, использовали редкие мифы) и долитературной эпохи (народного твор-ва пословицы, поговорки, предания). Задача показать свои знания уменьшает раль содержиня. Появляется акростих, форма главенствует, некоторые стихи образовывали своими строками предметы. Любили объяснять этимологию слов, говорили о гаданиях, зельях и всем прочем. Взаимодействовали с гомеровским эпосом. Относились в нему отрицательно, но используют его эпитеты и сравнения. Множество бытовых описаний. Описание истории появления созвездий
Каллимах 310-240 из Кирены. Скитался, зарабатывал преподаванием. Оказался при дворце Птолемея 2, стал 1 руководителем Александрийской библиотеки. Писал библиографические про-вениея «Таблицы» историко-литературная энциклопедия. Сочетал научную деятельность и придворную поэзию. «Локон Береники» о жене Птолемея. Идеолог поэзии малых форм. Резко высказывался о героическом эпосе, против Гомера и большой формы. Создал эпиллий (малый эпос) небольшой по объему, тематика его сужается. «Гекала» в основе сюжет о Тезее (представитель местной мифологии), говорит не о Минотавре. Рассказывает как Тезей идет сражаться в Кармоньенской свиньей. Гекала- старушка, о которой он остановился. Географическое описание, быт старушки. Возвращаясь он узнает, что старушка умерла и устраивает праздник Гекалесии. История происхождения праздника.
Приписывается сборник айтии (причины), это эеллегии. Истории происхождения. Также писал эпиграммы, посвятительного характера. Прославляет Птолемея и его окружение, но есть и шутливые эпиграммы. Писал и гимны 6 гимнов. От гомеровских гимнов отличаются тем, что они написаны в форме элегии и рассчитаны для узкой аудитории и рассчитаны на чтение. Прием снижения образа богов, рассказывает о б их быте. В гимне Артемиде мы видим маленькую Артемиду, которая играет с Зевсом и говорит, что он подарит ей лук и стрелы. Но в гимне Зевсу он рассказывает о свержении Кроноса (как Птолемей свергает своего старшего брата).
Каллимах имел огромный авторитет. Создал новое направление в поэзии и задал направление на малые формы. Аполлоний Родосский ученик Каллимаха не сходился с ним по поводу Гомера. Работал в Александрийской библиотеке. Но ссора из-за гомеровского эпоса разрушила эту идиллию. Аполлоний старался возродить крупный эпос «Аргонавтика». Это произведение критковали, после чего он ее подправил. Аполлоний переехал на остров Родос, где он был почитаем.
Аргонавтика из 4 книг и это полное описание похода за руном и возвращение. Сюжет этот выбран потому что этот сюжет не так часто использовался, создает ее в продолжение гомеровской традиции, поэтому морское путешествие, соединение востока и запада. Уникален тем, что это подражание гомеру, но привносит и все черты александрийского эпоса. Действие мира богов и людей практически не взаимодествуют, формальные обряды и молитвы. В изображении богов на первый план выходят женские боги Гера, Афина, Афродита, но их описания тоже далеки от Гомера, бытовое описание богинь. Люди показаны более интересно и разнообразно. У героев могут быть душевные терзания, разочарования. Но в образе Геракла гомеровский герой возвращается. Более интересные образы женщин Медея. Разамзня Язон и сильная Медея. Но по пути Аполлоний дает географические, этнографические пояснения и рассказывает о праздниках земель, приметы, вещие сны, зелья. Здесь тоже есть описание, но не щита, а предметов декоративного предмета (плащ Язона)
Также новым жанром стал буколика — поэзия, описывающая жизнь пастухов и села. Основатель Филет Косский. Главный представитель Феокрит 300-250. Путешествовал, жил на Балканах. Был поэтом малых форм, создал идиллию. Сохранилось 30 идиллий и 20 эпиграмм.
Идиллии Феокрита сосредоточены на жизни рыбаков, пастухов, жнецов и горожан. Любимые герои пастухи и пастушки. Люди устают от города, поэтому бегут в деревню. Идиализация сельской жизни. Ввел Аркадию (область центральной Греции). Описывает пейзаж, все идеально. Не упоминает обобщений, если дерево,то с породой...конкретность описаний. В Аркадии живут пастухи и пастушки, которые сочиняют стихи и проводят поэтические состязания. Поют песни о любви. Появляется образ Дафниса (певец-пастух), его смерти — смерть всей природы. Также присутствует Полифем, влюбленный в пастушку Галатею. Полифем — деревенский увалень, а Галатея над ним издевается. Описание сельских праздников, богов. Рассказывает о роли поэта и говорит, что поэт может прославить сильных и богатых, воспевая в стихах, но задача богачей получше платить поэту. Идиллия, действительность через розовые очки.
Эпиграммы Феокрита надгробные или посвятительные.
Идиллиям подражают. Ученики Феокрита: 2 век до н.э. Беонт Смрнский эпиллии и идиллии, прославился произведениями об Эроте-мальчике. Адонис «Плач об Адонисе», «На смерть Адониса», пародия здесь Афродита гневается на то, что кабан посмел убить Адониса. и Мосх из Серакуз пишет идиллии, эпиллии. Первый, кто в идиллию привносит пародию «Похищение Европы.» Здесь главный герой — бык.
Древняя эпиграмма «надпись или подпись» на предметах культа. Задача подписи — описание. Речь от лица предмета.
Потом появляется эпиграмма эпитафия — надгробная. Говорит о том, кто был человек, похороненный.
Ранняя эпиграмма стояла за пределами греческой лирики, на нее практически не обращали внимания до эпохи эллинизма.
Сохранилось много эпиграмм Семонида Кеосского. Посвящены событиям греко-персидским войнам.
В эпоху эллинизма значение эпиграммы меняется. Этот жанр становится популярным. Расцвет эпиграммы. Тематика ее расширяется. Появились эпиграммисты 3 век до н.э. Асклепиад(40 эпиграмм, любовная тематика, забавные, насмешливые, ироничные), Посидипп(первый авотр эпиграмм, который посвящал эпиграммы памятникам скульптуры и арх-ры. В этих эпиграммах он склонен философствовать. Скептично относится к жизни), Леонид Торентский (эпиграммы посвящены быту народа, объективное представление. Голодная, ужасная деревня).
3-2 века до н.э. в эпиграмму проникает политическая тематика. Борьба за гегемонию Греции. Алкей Месенский (20 эпиграмм)
2-1 века до н.э. Любовная эпиграмма Мелиагр.
конец 1 века до н.э. Снова возвращается политика (Завоевание Римом). Скорбь по ушедшей свободе Эллады. Лесть Риму.
1 век н.э. мрачная эпиграмма, посвященная павшему величию Греции и ее плачевному положению
2 век сатирическая эпиграмма Лукилий (130 эпиграмм). Посвящены профессиям(пародии), пародии на типы характеров.(На скрягу, пьяницу, обжору).
4-5 века. Паллад (ироничная эпиграммы о любви, смысле жизни, изменчивости жизни, наступление христианства)
1606 год Клодт де Сонес в архивах Паллатинской библиотеке Гейденберга нашел собрание греческой эпиграммы. Паллатинская антология. 3690 эпиграмм греческого и римского мира. Разбита на главы в тематическом порядке. И где-то 400 эпиграмм христианских авторов, они идут отдельными главами.
первые переводы в 19 веке. в 20 веке Блуменау переводил и эти переводы и сейчас действуют.
Афинская драма.
Возникает традиция повторной постановки старых трагедий. Добавляются дни на Дионисиях для повторных постановок. Эллинизм — эпоха комедии.
3-2 века до н.э. Новая комедия. Отличается и по структуре и по тематике от Аристофана.
Структура комедии исключает агон и паробазу. Новая комедия делится на 5 актов+пролог. Хор в драме не имел значения, но греки хор не исключали, потому что он имел культовое значение. Хор номинально сохранялся. Все внимание на актерах. Тон комедии меняется, уходит злая ирония, карикатура, уходит пародия на трагедию. Тематика новой комедии бытовая, любовная.
В новой камедии костюмы и маски меньше похожи на карикатуры,и похожи на реальных людей. Комедиографы стремились к правдоподобности. Новая комедия, комедия характеров.
Основной представитель — Менандр343-291. Менандр из богатой афинской семьи. Его дядя известный автор средней комедии. Идеалом Менандра были трагедии Еврепида. (105 комедий)
Постоянный противний Менандра — Фелемон. Они стали основоположниками новой комедии.
Менандра не очень любили. Менандр только 8 раз побеждал. Получил признание после смерти. Его любили римляне, но в эпоху Средневековья его забыли. Но в 1905 году нашли 4 комедии Менандра.
Прологи новой комедии напоминают прологи Еврепида, появление бога,обращение к публике, обозначаются персонажи. Любовная тематика стала основой комедии. Комедия интриги. Брошенные дети — любимая тема комедиографов. Прием бог из машины любим в комедии.