ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Канон поэтов Александрийской библиотеки:
Пиндор, Вакхелид, Семонид Кеосский, Алкей, Сапфо, Алкман, Стасихор, Ивик, Анакреонт
Драма.
Термин переводится как «действие». Действие – основное отличие драмы от эпоса.
Основные черты драмы:
действие;
диалог;
Все греческие драмы основаны на мифологических циклах(троянская и фиванская, в основном)
Из эпоса драма заимствует:
- рассказ;
- плачи хоров (чаще женских);
На диалоги повлияли ямбы.
На хор повлияла дорийская мелика.
Из мелики драма заимствует движение хора.
Драма сформировалась в Центральной Греции, Аттике, Афинах в классический период, как продолжение эпоса и лирики.
Драма обращается к человеку, как к отдельной личности, обращается к его внутреннему миру.
Драма в Греции всегда была тесно связана с культовыми действиями (из обрядовых плачей; из мистерий; из праздников и обрядов бога Диониса). Связаны с дифирамбами. Корифей – часть в образе Диониса. Появление зооморфных масок и костюмов.
Диалог – Дионис задает вопрос; хор сатиров отвечает. Способствовало появлению драмы.
Три вида драмы: трагедия, комедия, драма сатиров (сатирова драма)
Самые ранние выступления проводились на деревянных помостах, возводимых по случаю праздника. Но потом стали устраивать постоянные помещения. Тип театрального здания. Самый ранний — Афинский театр Диониса — был деревянным, но в 4 веке возвели каменное здание театра, он стал образцом театрального здания Греции. Основные части: центром здания являлась круглая площадка — орхестра. В центре располагался алтарь Диониса, на алтаре перед состязаниями совершались жертвоприношения, а потом водружали статую. На орхестре располагался хор; с трех сторон в виде подковы орхестру опоясывал театрон (места для зрителей), делился на сектора и ряды, уходящие вверх, сначала был деревянным, а потом каменным. Нижние ряды из мрамора, а верхние выбивались в скале (здание располагалось в скале.) перед тетроном скена (прообраз сцены); за скеной проскений (крепились декорации, его использовали и как кулисы). Между театроном и скеной были проходы(пароды), по которым выходили актеры. Рассчитан на 14000 тыс. зрителей (сидячих мест), вмещал до 30000 тыс. человек.
В тетароне не было номеров рядов и мест. Теорикон — введен в эпоху Перикла (денежная субсидия, предоставлена бедным слоям населения). Не было мест по сословию, но 1 ряд — почетный ряд (для жреца Диониса, членов иностранных посольств, выдающиеся граждане полиса, афинские Олипионики...) Состязания с утра до вечера, зрители сидели на одеялах и подушках. Брали с собой еду, ведь сидели целый день. Потолка в здании не было и разыгрывались при свете солнца. Присутствие на сцене факела означало наступление ночи. Занавеса тоже не было, были декорации. Для трагедии были 2 колонны — храм или дворец, а для комедии — фасад дома. Для сатиры — пещера. У актера — молния, трезубец, лук — боги. Появляются атрибуты. Сцена была с улавливателями звука. Публика была образована, но непосредственно реагировала на представления, порой затыкая актеров. в 4 веке появляются рабдохи «дубинщики, палочники», утихомиривали зрителей. В театр не допускались рабы, дети, женщины (не факт)
Театральные механизмы, которые использовались при постановках. Подъемник (айорема) для изображение богов или героев, спускающихся с Олимпа «Бог из машины», крюк — трость,к которому прикреплялся актер и летал по сцене, эккиклема — в трагедиях деревянная площадка на колесах, выдвигалась и задвигалась.(Гору трупов вывозили на эккиклему) (в комедиях служила домом, актер, стоящий на эккиклеме — внутри). Иногда использовали подземный ход со скены актеры попадали в центр орхестры (ход Харона).
Первыми утрались состязания трагедии(на Дионисий), комедия же была на сельских праздниках.
Греческие трагики клиссчиеского периода (Эсхил ), Сафокл, Еврепид)
Эсхил 525-456(из Элефзины прозвище — Отец греческой трагедии (ввел второго актера)525-456(из Элефзиныпрозвище — Отец греческой трагедии (ввел второго актера) Диалог между двымя актерами. Написал себе эпитафию. Ставил себе в заслугу участие в Греко-Персидский войнах. Юность Эсхила при тирании Песестрата. Рассуждает о вреде единоличного правления.
Трагедии на основе мифов, но на современную проблематику. Становление афинского полиса.Становится любимцем публики и становится королем трагедии. Но потом проиграл от Сафокла (молодого и неизвестного), на 10 лет пропал из истории, но потом обыгрывает всех трагедией Оресетей. Последние годы проводит на Сицилии. Приписываю 90 трагедией, сохранилось 7(целиком). Стоял у истоков трагедии и дает представлнеие о ранней трагедии. Поздние трагедии Эсхила с учетом 3 актера.
3 этапа творчества: 1 этап Персы и Просительницы (в основном из песен хора) Второй актер только в эпизодах, а действие статично, в Персах жаде нет пролога
2 этап Прометей Прикованный и Семеро против Фив 2 актера, четко обрисовывается образ главного героя и присутствует диалог, ряд второстепенных героев с индивидуальными чертами.
3 этап Софокл ввел 3 актера. (Орестея) активно использует трех актеров.
В ранних трагедиях можно проследить влияние эпоса на трагедию (хор плакальщиц, гонцы/ вестники рассказывают о событиях за сценой (по канонам героического эпоса.)) Сохранилась историческая трагедия Персы. Тетралогии трилогия и сатирова драма. Орестея сохранилась целиком. Любимая тема ранней трагедии — родовое проклятие. Создает образ, присутствующий незримо.
Эсхил по новому смотрит на проблему человек-бог. В Орестее эта тема развита. Эсхил говорит о том, что выбор есть всегда. Не надо всю ответственность перекладывать богов. Эсхил обращается к терминологии Гомера. Но вводит и новые слова, метафоры. Эсхил пытался индивидуализировать речь героев не греческого мира.
Эсхила цитируют. Становится олицетворением лучшей эпохи Афин. Отностится к поколению Марафонских бойцов. В римской литературе его мало переводили.
Софокл 496-406 до н.э. из Колона (Афинянин). Был и политиком. Получил должность жреца. Современник Пелопонеской войны (был стратегом). Софокл не знал поражений. 26 побед известных нам. Приписывают 123 трагедии, целиком дошли 7 трагедий. Ввел 3 актера.Хор теряет свое значение и важнейшая роль переходит к актеру. Хор увеличивается с 12 до15 человек (3 ряда по 5 чел).Разрушил принцип связной тетрологии, а потом и принцип трилогии. Каждая из трех драм имеет свой сюжет. Пролог увеличивается. Софокл не играл в своих спектаклях (слабый голос), после Софокла драматург мог не участвовать в своих спектаклях. Софокл ввел первую рисованную декорацию (не факт).
Благодаря введению 3 актера внимание переходит не актеров, а хор теряет свое значение. Хор — выразитель общественного мнения, в которым могут спорить актеры. Композиция усложняется выделяются 3 типа композиций: трагедия монодрама(внимание на главном персонаже Электра, Царь Эдип, Эдип в колоне), большую часть текста произносит герой. Трагедия поединок Антигона(божественные против человеческих) Аякс (диптих) распадается на 2 части (1 часть, где Аякс отстаивает свое право на доспехи Ахилла, он сходит с ума и кончает с собой; 2 часть конфликт по поводу захоронения Аякса). Человек не сластен над судьбой, только боги определяют действия и поступки людей. Высшая воля богов — неписанный закон. Боги — носители моральной идеи. Высшая мудрость человека — беспрекословное подчинение богам.
Образы Софокла. Эсхил говорил, что боги могут поставить человека перед тяжелым выбором. Софокл не дает выбора герою. Цель божества диктует линию поведения человека. Для усложнения героя Софокл использует дополнительных персонажей. Проблема не решение, а исполнение. Второстепенные герои немного оттеняют характер главных персонажей какими-то своими чертами характера. Я зык Софокла проще, чем у Эсхила. Приближен к разговорной речи, использует меньшее количество диалектов и именно Софокл впервые индивидуализирует речь всех своих героев. Диалог между тремя персонажами редкость. Много монологов, имеющих форму обращения к богу. В диалоге Софокл использует прием стихомифии (переброс краткими фразами) Увеличился темп разговора. Софокл используе половину фраз, герои как бы перебивают друг друга. Софокл запомнился образом Эдипа и Фиванским циклом. Любимец Афин. Самый трагичный из всех трагических поэтов. Называли и трагическим Гомером.
Еврипид 480-406 до н.э.
Из семьи крупного торговца, получил образование и разбирался в философии. Был другом Софистов и использовал риторические приемы. Изучал математику и медицину. Не проявлял особого интереса в общественной жизни и в политике замешан не был. Дошли сведения о трех победах Еврипида. Осталось много историй о том, что занимал последние места. Публика прерывала выступления. Неудачник! Написал около 90 трагедий, дошло 17 трагедий и сатирова драма Киклоп. Переехал в Македонию, где его любили. В Македонии похоронен. Слава к нему пришла в эпоху эллинизма, когда драма сосредотачивается на психологии человека. Создал новый тип трагедии, которую современники не поняли. Писал трагедии на основе Аттического мифологического цикла, использовал мифологию Геракла и сюжеты связанные с Аргонавтами. Любил использовать редкие версии мифов, которые не были общепринятыми и давал свою трактовку. В Медее Еврипид впервые говорит о том, что именно Медее убивает своих детей.
Трагедия Алкеста, в которой он веселый, туповатый. Встречается у Еврипида и образ Елены. Есть и классический образ, и образ невинной Елены, которую похитил египетский царь.
Благодаря Еврипиду мифология приобрела новые сюжеты и трактовки. Современник Пелопоннесской войны. Не принимал участия в войне, но писал о ней. Еврипид против войны и говорит о ней, как о бедствии. Говорит об этом через судьбы женщин троянского женского царского рода. Но прославляет Афины через песнь хора. Персонажи спартанской мифологии Менелай, Елена, Гермиона показаны неприятными людьми с дурным характером. Подставляют героев трагедий. Вопрос войны и мира. Война развязана из-за алчности группы людей, а последствия доходят до всех. Единственный вид войны, которую он считает возможной это оборона, защита от захватчиков. Называли философом на сцене (в трагедии включал длинные монологи, которые не связаны с сюжетом трагедии тема войны или религии, многие герои пытаются ответить чем боги лучше людей, но не могут понять)Во многих трагедиях именно божество становится причиной бед, показывая не лучшие стороны своего характера. В трагедии Ион Креуса должна бежать от семьи из-за преследования Аполлона. Боги завистливы, жестоки. Образы богов снижены. Если боги творят что-то недоброе, то они уже не боги. Мораьное воплощение не может так себя вести.
Еврипида называли безбожником. Именно Еврепид меняет тематику трагедии, вводя бытовую и любовную тему. О семейных взаимоотношениях. Основой конфликта может быть любовная тема. Любовь ведет к гибельным последствиям. Сильные эмоции страсть, ненависть, ревность, месть. Трагедия сосредоточена на внутренних переживаниях человека. В трагедию приходит интрига. Причины трагедии надо искать в прошлом героя. Ввел в драму тему связанную с брошенным детьми, найденные позже (Ион). Прием узнавания Еврипида по какой-то вещи. Прием стал классическим. Ввел новый женские персонажи. Женщина охваченная страстью. (Медея, Иполлит), женские трагедии. Еврипид прозван женоненавистником. Героини у него мстят, а не просто страдающие. Это завершающий этап греческой трагедии. Песни хора сводятся к фону. Хор статичен. Считаются наиболее музыкальными, помимо песен хора вводится понятие кантиков (арии действующих лиц), кроме флейт играют и струнные. Показывает героев безумных или близких к этому. Использовал теорию Геппократа. Увеличивается роль пролога. Именно в прологе поэт должен был объяснить суть мифа. Развязка трагедий ближе к концу деос эх машина (появляется бог или герой, который разрешает проблему). Некоторые трагедии имеют относительно хороший конец. Показывает людей такими какие они есть на самом деле. Еврипид снижает образы героев. Положительных персонажей найти трудно. Стиль: стихомифия, большое значение имеют монологи, большая роль вестников, много риторических приемов, особенно в сценах споров, речи героев напоминают речи ораторов. Язык Еврипида наиболее простой и приближен к разговорной речи. Наивысший пик развития трагедии. В подражание Еврепиду появляется комедия характеров и он будет любимым трагиком Рима.
Комедия
Развивается параллельно с трагедией, но в великие Дионисии включена 487 году. Победитель Ионид. До этого комедии ставились на сельских праздниках. Характер древней трагедии носила яркий общественно-политический характер, поэтому ее не допускали на Афинский праздник из-за большого кол-ва послов других полисов. Представители других полисов не допускались на Афинские сельские праздники.
Три периода развития клмедии:
1 древняя (страая или староаттческая) (2 пол 5 века до н.э.) (классический период)
2 Средняя или среднеаттическая комедия (4 век) (целиком не сохранилось ни одной комедии)
3 Новая или новоаттическая комедия (3-2 века до н.э.) (эпоха эллинизма)
Древняя комедия:
по содержанию носила политический характер, направлена на проблемы современной внутренней и внешней политки Афин и их союзников. Обязательная черта — выведение в кач-ве персонажей лиц (современников поэта) каррикатурными. Конфликт основы комедии решался в фантастическом ключе. Элемент фантосмогории.
Структура комедии: пролог (большая сцена. В нем занято 3-4 персонажа. В прологе автор обозначал основную завязку, намечал конфликт, главного героя и его противника. Игра актеров носила фарсовый характер), на орхестру выходит хор парод (вступительная песнь. Состоял из 24 человек, делился на 2 полухорья. Принимает активное участие в действии. По маскам хора могла называться сама комедия(животные, насекомые...)) Хор присоединялся к одному из героев. Агон «спор, борьба, состязание»(конфликт главного героя получает дальнейшее развитие. Наивысшая точка развития комедии. Герой побеждает моральную победу над противником); Череда эписодиев (появляются новые персонажи, которые хотят отнять у героя его победу, привилегии, а он отстаивает свое право (либо словесно либо в драке)). Экзод (уход хора и актеров. Главный герой побеждает и отправляется на пир или свадьбу.)
Агон является основой идейного конфликта. В древней комедии имелась еще одна часть - парабаза. Песнь хора, не связанная с сюжетом комедии, для подчеркивания этого хор снимал маски, а актеры уходили со скены. Паробаза — обращение к зрителю, с волнующим автора вопросом или тематика связанная с состязаниями драматургов.
Аристофан — великий комедиограф. (450-390). Из Афинского дема. Считается, что он участвовал при организации колонии. Было три сына (двое из которых тоже были комедиографами). Приписывают 44 комедии. До нас дошло 11 комедий. Литературная деятельность приблизительно 40 лет.