ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ГЛАВА 4.
Рыночный спрос. Эластичность спроса.
§1. Рыночный спрос и определяющие его факторы.
Рыночный спрос. Предположим, что в экономике существует только два блага – X и Y – и только два потребителя. Функция спроса первого потребителя на товар X :
(4.1) x1 = d1x ( px , py , I1 ), где
x1 −количество товара x, спрашиваемое на рынке первым потребителем; px −цена товара X ;
py −цена товара Y;
I1 −доход первого потребителя.
Функция спроса второго потребителя на товар X :
(4.2) x2 = d2x ( px , py , I2 ), где
x2 −количество товара x, спрашиваемое на рынке вторым потребителем; px −цена товара X ;
py −цена товара Y;
I2 −доход второго потребителя.
Эти функции индивидуального спроса были введены во второй главе при решении задачи максимизации полезности при заданном бюджетном ограничении. Здесь мы предполагаем, что оба индивида сталкиваются с одинаковой ценой на товар
X ; цена товара Y также не различается для каждого из потребителей. Кроме того,
индивиды не могут повлиять на цены. Они принимают их как заданные рынком.
Общий спрос на товар X – QX – есть просто сумма тех количеств благ, которые спрашиваются обоими потребителями. Очевидно, что он будет зависеть от параметров
pX , pY , I1 , I2 :
75
(4.3) |
Qx = x1 + x2 = d1x ( px , py , I1 ) +d2x ( px , py , I2 ). |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
И функция рыночного спроса: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
(4.4) |
Qx = dx ( px , py , I1, I2 ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Для того, чтобы графически построить кривую рыночного спроса, мы |
||||||||||||||
рассматриваем pX |
как переменную величину, а pY , I1 , I2 −как постоянные величины. |
||||||||||||||
Поэтому |
кривая |
рыночного |
спроса |
изображается, |
как |
правило, |
в |
координатах |
|||||||
«количество спрашиваемого товара» – «цена единицы товара» и иллюстрирует |
|||||||||||||||
функциональную зависимость величины спроса на данное благо от его цен (рис. 4-1). |
|||||||||||||||
|
P |
|
|
|
|
|
|
Кривая рыночного |
спроса |
строится |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
путём |
|
|
|
горизонтального |
||||
(цена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
единицы |
D (спрос) |
|
|
|
|
суммирования |
|
|
|
кривых |
|||||
блага) |
|
|
|
|
|
|
индивидуального спроса, т.е. путём |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сложения |
количеств |
товара, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
спрашиваемых |
на |
рынке |
каждым |
||||
|
|
|
|
|
D |
|
|
отдельным потребителем при каждой |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Q |
|
возможной цене товара, как показано |
|||||||
|
|
Рис. 4-1 |
|
|
на рис. |
4.2. |
В третьей главе |
мы |
|||||||
|
|
(количество |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
блага) |
|
|
|
показали, |
что |
для |
||||
|
Спрос на |
|
Спрос на |
|
|
|
|
|
|||||||
P |
P |
P |
|
|
|
|
обычных |
|
благ |
||||||
товар x |
товар x |
|
Рыночный |
|
|
|
|||||||||
10 |
первого |
10 |
второго |
10 |
спрос на |
|
|
|
|
|
кривые |
||||
9 |
потребителя |
9 |
потребителя |
9 |
товар x |
|
|
|
индивидуального |
||||||
8 |
|
|
8 |
|
|
8 |
|
|
|
|
|
||||
7 |
|
|
7 |
|
|
7 |
|
D |
|
|
спроса |
имеют |
|||
6 |
|
d1 |
6 |
d2 |
|
6 |
|
|
|
||||||
5 |
|
|
5 |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
отрицательный |
|||
4 |
|
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
|
|
3 |
|
|
3 |
|
|
|
|
наклон. |
Отсюда |
|||
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|||||||
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
ясно, что и кривая |
||||
|
2 4 6 |
8 10 |
|
2 4 6 |
8 10 |
|
2 4 6 |
8 10 12 14 16 |
рыночного спроса |
||||||
|
|
|
|
Рис. 4-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
будет |
||
иллюстрировать обратную зависимость между ценой товара и его количеством, |
|||||||||||||||
покупаемым потребителями. Эту обратную зависимость называют законом спроса, |
|||||||||||||||
который гласит: чем выше цена, тем меньше количество товара, на которое |
|||||||||||||||
предъявляется спрос; и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество данного |
|||||||||||||||
товара покупается потребителями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
76
Неценовые детерминанты спроса.
P (цена) |
P (цена) |
|
|
D2 |
|
|
D1 |
|
|
|
|
|
|
D1 |
|
D2 |
|
|
Количество (Q) |
|
|
|
Рис. 4-3 |
Рис. 4-4 |
|
Количество (Q) |
|
Увеличение спроса |
|
|
||
Уменьшение спроса |
Необходимо различать следующие два понятия: 1) изменение объёма (величины) спроса означает передвижение из одной точки в другую той же самой кривой спроса.
Причиной изменения объёма спроса служит изменение цены данного блага; 2) изменение в спросе выражается смещением всей кривой спроса либо вправо – увеличение спроса (рис. 4.3), либо влево – уменьшение спроса (рис. 4.4). Причиной является не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых детерминант спроса. К ним относятся: вкусы и предпочтения потребителей; число покупателей на рынке; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары; изменения в доходе потребителей; ожидание будущего изменения цен и доходов.
77
P
D1 D2
D2
D1
а – возрастание спроса на нормальное благо при увеличении доходов потребителей
Рис. 4-5
P
D2 D1
D1
D2
P
D2 D1
D1
D2
б – снижение спроса на нормальное благо при уменьшении доходов потребителей
P
D1 D2
D2
D1
а – уменьшение спроса на товар низшей категории при увеличении доходов потребителей
б – увеличение спроса на товар низшей категории при уменьшении доходов потребителей
Рис. 4-6
Если вкусы изменяются, например, под воздействием моды или рекламы, то кривая спроса сдвигается. Увеличение спроса на вещи, вошедшие в моду, сдвигает кривую спроса вправо. Рост населения или любое другое увеличение числа покупателей на рынке обусловливает возрастание спроса и сдвигает кривую спроса вправо. Если X и Y являются взаимозаменяемыми товарами (например, оливковое и подсолнечное масло), то при увеличении цены товара Y и неизменной цене товара X
потребители будут склонны к росту спроса на товар X , следовательно, кривая спроса на товар X сдвинется вправо. Если же цена товара Y упадёт, то кривая спроса на товар X сдвинется влево. Для взаимодополняющих товаров (например, автомобили и бензин) характерна обратная ситуация: снижение цены товара Y ведёт к увеличению
78
спроса на товар X , а повышение цены товара Y ведёт к сокращению спроса на товар
X . Если в будущем ожидается увеличение цен на сахар, то можно полагать, что при прочих равных условиях кривая спроса на сахар сместиться вправо. Если ожидается снижение цены, то кривая спроса сместиться влево.
Воздействие на спрос изменений денежного дохода не столь однозначно.
В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше мясных продуктов, фруктов, бытовой техники, модной одежды. И наоборот, при снижении доходов спрос на эти товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. На рис. 4.5 показано, как сдвигается кривая спроса на нормальное благо при изменении доходов потребителей.
На некоторые товары спрос, напротив, может уменьшиться с возрастанием доходов потребителей. Так, например, в пищевом рационе людей с низким уровнем дохода преобладают хлеб, макаронные изделия, крупы, дешёвые овощи (свекла, капуста, морковь). Если бы доходы этой группы населения существенно возросли, то данные потребители переключились бы на покупку дорогих сортов мяса и рыбы, фруктов, кондитерских изделий, которые вытеснят из их рациона каши, хлеб и вермишель. Блага, спрос на которые снижается с ростом доходов, и, наоборот, увеличивается с уменьшением доходов, называются инфериорными благами, или товарами низшей категории. На рис. 4.6 показано, как сдвигается кривая спроса на товар низшей категории при изменении доходов потребителей.
Наконец, существуют товары, которые потребитель покупает в одном и том же количестве независимо от величины дохода. Эти товары не являются ни нормальными, ни инфериорными. В качестве примера можно привести зубную пасту, туалетную бумагу, авторучки или соль. Действительно, если ваш доход существенно возрос, то вы не станете в результате этого есть более солёную пищу или чистить зубы десять раз в день. С другой стороны, при снижении дохода вы вряд ли будете экономить на зубной пасте и тем более на соли. Товары, относящиеся к данной категории благ, занимают сравнительно небольшую долю в бюджете потребителя и при этом оказываются чрезвычайно важными для жизнедеятельности человека. Очевидно, что для таких благ кривая спроса не изменит своего положения при изменении доходов потребителей.
79
§2. Ценовая эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене (Εdp ) – безразмерная величина, отражающая процентное
изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара:
(4.5) |
Epd = |
∆Q Q |
= |
∆Q |
P |
, |
∆P P |
|
|||||
|
|
|
∆P Q |
|
где P −первоначальная цена; Q −первоначальное количество покупаемой продукции;
∆Q −изменение объёма спроса; ∆P −изменение цены.
Эластичность спроса по цене (ЭСЦ) обычно представляет собой отрицательную величину. Это связано с тем, что когда цена товара повышается, то спрос на данный
товар сокращается, поэтому ∆∆QP < 0. По мере продвижения вдоль кривой спроса ∆∆QP
может изменяться, а цена и количество спрашиваемой продукции меняются постоянно. Следовательно, эластичность спроса по цене должна измеряться в каждой отдельной точке кривой спроса и будет в целом меняться по мере движения по кривой.
Поэтому при больших приращениях цены и объёма спроса формула (4.5) не является достаточно корректной для расчёта коэффициента эластичности. Наиболее точной является оценка точечной эластичности, которая измеряет значение коэффициента эластичности в каждой точке кривой спроса и рассчитывается по формуле:
(4.6) |
Epd = |
∂Q |
P |
, |
|
||||
|
|
∂P Q |
|
В теоретическом анализе обычно используется понятие точечной эластичности как самое корректное. Однако на практике его применение не всегда возможно, ибо требует знания функции спроса. Поэтому в маркетинге при небольших ценовых изменениях чаще используется формула (4.5). Если же цена увеличивается или уменьшается в значительной мере, маркетологи применяют коэффициент дуговой эластичности, оценивающий эластичность спроса не в первоначальной, а в серединной точке:
80