Файл: Савицкая - Лекции по микроэкономике - Глава 08.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

потребительский излишек); производители товара, значит, мы должны определить их выигрыш (т.е. излишек производителей).

P

 

 

 

Выигрыш потребителей – разность между

 

 

 

 

 

 

 

выигрыш

 

S

максимальной суммой денег, которую потребители

 

 

 

потребителей

 

готовы заплатить за данное количество товара, и их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CS

 

 

 

действительными расходами, основывающимися на

P*

 

 

 

 

 

 

текущей рыночной цене на этот товар. Обозначим его

 

PS

 

 

 

 

CS. Для потребителей в совокупности – это площадь

 

выигрыш

 

D

 

 

 

 

между кривой спроса и линией рыночной цены (рис.

 

 

 

 

 

производителей

 

 

8–5). Обратите внимание на то, что абсолютно точно

 

 

 

Q

*

 

Q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8-5

 

 

мы можем измерить выигрыш потребителей как

 

 

 

 

 

 

 

площадь под кривой спроса только в том случае, если

их предпочтения описываются квазилинейной функцией полезности, т.е. эффект дохода отсутствует.

 

Выигрыш производителей – для каждой единицы товара представляет собой

разность между рыночной ценой, получаемой производителями, и предельными

издержками её выпуска. Для рынка в целом выигрыш производителей является

площадью над кривой предложения, ограниченной сверху линией рыночной цены (рис.

8–5). Мы будем обозначать выигрыш производителей как PS.

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто в экономической теории этот суммарный выигрыш интерпретируется как

общественное благосостояние и обозначается символом SW.

 

 

 

 

 

 

 

.

P

 

 

Применительно

к

данной

конкретной

м

 

 

 

ситуации мы можем переформулировать принцип

за кв.

 

 

 

D

 

S

максимизации

 

совокупного

 

выигрыша

плата

 

 

 

 

 

 

 

следующим образом. Эффективность на

Арендная

PE

E

 

отдельном

рынке

достигается,

когда

продукт

 

 

становится

доступным

в

количествах,

которые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pmax

 

 

делают суммарной

выигрыш

производителей

и

 

 

дефицит

Q

потребителей этого

продукта

максимальным

за

 

 

 

 

Qs

QЕ

Qd

определённый период времени.

 

 

 

 

 

 

 

Данный принцип широко используется в

 

Количество кв. м.

 

 

арендуемых площадей в год

экономическом

анализе,

в

 

частности

при

 

Рис. 8-6

 

 

 

 

обсуждении

 

неэффективности

монополии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

175


(социальных издержек монополии) или потерь «мёртвого груза» при налогообложении.

Вообще анализ вмешательства государства в работу рыночного механизма базируется

именно на этом принципе. Рассмотрим использование данного принципа на примере

государственного контроля над ценами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

 

 

 

 

 

Потери

 

 

в

 

общественном

 

 

 

 

 

благосостоянии

 

при

государственном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулировании рынка. Рыночные цены

 

B

 

 

 

 

часто

устанавливаются

государством,

 

 

 

 

 

которое нередко считает, что равновесная

P0

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

цена является

слишком

высокой.

Цена

A

 

 

 

 

Pmax

 

 

 

 

 

называется

максимальной

(верхним

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

 

пределом цены), если PMAX

< PE (PE цена

 

Q1

Q0

Q2

 

равновесия) и если превышать цену

PMAX

 

Q

запрещено.

Максимальную

цену

на

 

 

Рис. 8-7

 

 

 

 

продукт государство может установить в

 

 

 

 

 

 

целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта. С

установлением

максимальной цены

PMAX

возникает

дефицит. Если

производители

товара могут реализовать его по цене не выше

PMAX ,

и

предложение

ограничено

величиной QS ,

то возникает ситуация «чёрного рынка». Цена «черного рынка» выше

цены равновесия PE .

Ограниченность земли и жилья является причиной чрезмерного

роста квартирной платы в городах. В ответ на это власти иногда вводят контроль над

квартирной

платой.

 

Максимальная

квартплата

на

уровне

PMAX ,

который

ниже

равновесной цены PE

 

(рис. 8–6), приводит к тому,

что часть квартиросъёмщиков в

количестве

(Qd

Qs )

не может найти жильё. Они вынуждены давать собственникам

квартир взятки чтобы получить квартиру. Сдерживается и новое строительство.

Повышение максимальной квартплаты сокращает чрезмерный спрос.

 

 

 

 

Возникновение дефицита и «чёрного рынка» - не единственное последствие

государственного регулирования цен. Сейчас мы покажем, что в результате контроля

государства над ценами уменьшается общественное благосостояние экономических

агентов, функционирующих на данном рынке, а следовательно, возникает

неэффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

176


Рис. 8–7 повторяет рис. 8–6, а также показывает изменения в излишках потребителей и производителей в результате государственного контроля над ценами. Ряд производителей за счёт нормирования при контроле над ценами вытесняются с рынка, и производство и сбыт снизятся с Q0 до Q1. Те потребители, которые продолжают покупать товар, платят за него меньше, и их потребительский излишек увеличивается – это изображено заштрихованным прямоугольником A. Однако некоторые потребители больше не могут приобретать товар. Уменьшение их потребительского излишка показано заштрихованным треугольником B. Чистое изменение потребительского излишка составляет, следовательно, A B.

А что же с изменением в выигрыше производителей? Те производители, которые по-прежнему находятся на рынке и выпускают Q1 единиц продукции, получают теперь более низкую цену. Они потеряли излишек производителя в объёме, показанном прямоугольником A. Валовое производство также снижается. Это влечёт дополнительные потери, изображённые на рисунке треугольником С. Следовательно, общее изменение в излишке производителей составляет: A C.

Оценим теперь изменение в суммарном выигрыше потребителей и производителей, т.е. в величине общественного благосостояния:

(8.5) SW =∆CS +∆PS = A B A C = −B C

Таким образом, после установления государством максимальной цены общественное благосостояние уменьшилось на величину площадей треугольников В и С на рис. 8–7. Следовательно, совершенно конкурентный рынок осуществлял более эффективное распределение данного блага.

Политика правительства иногда заключается в том, чтобы поднять цены выше уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения, а не снизить их. К таким примерам можно отнести закон о минимальной заработной плате и целый ряд политических решений по сельскому хозяйству. Один из способов повышения цены выше равновесного уровня и сводится к прямому ограничению, когда установление цены ниже определённого минимального уровня считается незаконным. Рассмотрим рис. 8–8. Если производители правильно предвидят, что они смогут продать только меньшее количество продукции Q3 , величина чистых потерь выражается площадью треугольников B и C. Производители могут и не ограничивать свой объём производства уровнем Q3. Что происходит, если производители считают, что они

177


смогут продать любое количество продукции по более высокой цене, и соответственно

P

 

 

 

 

 

 

увеличивать выпуск продукции?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

 

 

 

 

 

S

Эта ситуация показана на рис. 8–

Pmin

 

 

 

 

 

 

 

 

8, где Pmin

обозначает минимальную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

 

 

 

 

 

цену, установленную

правительством.

P0

B

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q2 , объём

 

 

 

 

 

 

 

Теперь предложение равно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спроса - Q3 , а разница между Q2 и Q3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

представляет

собой

нереализованное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предложение.

Проследим

теперь за

Q3

Q0

Q2

 

итоговыми изменениями в выигрышах

Q

потребителей и производителей.

Рис. 8-8

Те потребители, которые по-

 

прежнему покупают товар, должны теперь платить более высокую цену, что приводит

ксокращению их выигрыша на величину площади прямоугольника А (рис. 8–8). Другие потребители вообще не в состоянии платить столь высокую цену и поэтому прекращают покупать данный товар. Эти потери представлены на рис. 8–8 площадью треугольника В. Следовательно, общее изменение в выигрыше потребителей составит:

(8.6) CS = −A B

Производители теперь получают более высокую цену за свой товар, что приводит

кувеличению их выигрыша, представленного на рис. 8–8 площадью прямоугольника

А. Однако сокращение объёма продаж с Q0 до Q3 приводит к потерям в выигрыше производителей, которые показаны площадью треугольника C. Кроме того, производители несут ещё и тяжесть невозмещённых издержек при расширении производства с Q0 до Q2 . Так как их объём продаж при pmin составляет только Q3 , они не получают выручку от продукции, произведённой в количестве Q2 Q3 , так как не могут эту продукцию реализовать. Соответственно они не могут возместить издержки, затраченные на производство данного количества продукции. А это – чистые потери для производителей. На рис. 8–8 они представлены площадью заштрихованной трапеции D. Таким образом, пока производители не реагируют на избыточное предложение сокращением производства, общее изменение в выигрыше производителей составит:

(8.7) PS = A C D

178