ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
потребительский излишек); производители товара, значит, мы должны определить их выигрыш (т.е. излишек производителей).
P |
|
|
|
Выигрыш потребителей – разность между |
|||
|
|
|
|
||||
|
|
|
выигрыш |
|
S |
максимальной суммой денег, которую потребители |
|
|
|
|
потребителей |
|
готовы заплатить за данное количество товара, и их |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CS |
|
|
|
действительными расходами, основывающимися на |
||
P* |
|
|
|
||||
|
|
|
текущей рыночной цене на этот товар. Обозначим его |
||||
|
PS |
|
|
|
|
CS. Для потребителей в совокупности – это площадь |
|
|
выигрыш |
|
D |
|
|||
|
|
|
между кривой спроса и линией рыночной цены (рис. |
||||
|
|
|
|
||||
|
производителей |
|
|
8–5). Обратите внимание на то, что абсолютно точно |
|||
|
|
|
Q |
* |
|
Q |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Рис. 8-5 |
|
|
мы можем измерить выигрыш потребителей как |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь под кривой спроса только в том случае, если |
их предпочтения описываются квазилинейной функцией полезности, т.е. эффект дохода отсутствует.
|
Выигрыш производителей – для каждой единицы товара представляет собой |
||||||||||||||
разность между рыночной ценой, получаемой производителями, и предельными |
|||||||||||||||
издержками её выпуска. Для рынка в целом выигрыш производителей является |
|||||||||||||||
площадью над кривой предложения, ограниченной сверху линией рыночной цены (рис. |
|||||||||||||||
8–5). Мы будем обозначать выигрыш производителей как PS. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Часто в экономической теории этот суммарный выигрыш интерпретируется как |
||||||||||||||
общественное благосостояние и обозначается символом SW. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
. |
P |
|
|
Применительно |
к |
данной |
конкретной |
||||||||
м |
|
|
|
ситуации мы можем переформулировать принцип |
|||||||||||
за кв. |
|
|
|
||||||||||||
D |
|
S |
максимизации |
|
совокупного |
|
выигрыша |
||||||||
плата |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
следующим образом. Эффективность на |
||||||||||||
Арендная |
PE |
E |
|
отдельном |
рынке |
достигается, |
когда |
продукт |
|||||||
|
|
становится |
доступным |
в |
количествах, |
которые |
|||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pmax |
|
|
делают суммарной |
выигрыш |
производителей |
и |
|||||||||
|
|
дефицит |
Q |
потребителей этого |
продукта |
максимальным |
за |
||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
Qs |
QЕ |
Qd |
определённый период времени. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Данный принцип широко используется в |
||||||||||||||
|
Количество кв. м. |
|
|||||||||||||
|
арендуемых площадей в год |
экономическом |
анализе, |
в |
|
частности |
при |
||||||||
|
Рис. 8-6 |
|
|
||||||||||||
|
|
обсуждении |
|
неэффективности |
монополии |
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
175 |
(социальных издержек монополии) или потерь «мёртвого груза» при налогообложении. |
|||||||||||||||
Вообще анализ вмешательства государства в работу рыночного механизма базируется |
|||||||||||||||
именно на этом принципе. Рассмотрим использование данного принципа на примере |
|||||||||||||||
государственного контроля над ценами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
P |
|
|
|
|
|
Потери |
|
|
в |
|
общественном |
||||
|
|
|
|
|
благосостоянии |
|
при |
государственном |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
регулировании рынка. Рыночные цены |
|||||||||
|
B |
|
|
|
|
часто |
устанавливаются |
государством, |
|||||||
|
|
|
|
|
которое нередко считает, что равновесная |
||||||||||
P0 |
|
|
|
|
|
||||||||||
C |
|
|
|
|
цена является |
слишком |
высокой. |
Цена |
|||||||
A |
|
|
|
|
|||||||||||
Pmax |
|
|
|
|
|
называется |
максимальной |
(верхним |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
пределом цены), если PMAX |
< PE (PE −цена |
||||||||
|
Q1 |
Q0 |
Q2 |
|
равновесия) и если превышать цену |
PMAX |
|||||||||
|
Q |
запрещено. |
Максимальную |
цену |
на |
||||||||||
|
|
Рис. 8-7 |
|
||||||||||||
|
|
|
продукт государство может установить в |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта. С |
|||||||||||||||
установлением |
максимальной цены |
PMAX |
возникает |
дефицит. Если |
производители |
||||||||||
товара могут реализовать его по цене не выше |
PMAX , |
и |
предложение |
ограничено |
|||||||||||
величиной QS , |
то возникает ситуация «чёрного рынка». Цена «черного рынка» выше |
||||||||||||||
цены равновесия PE . |
Ограниченность земли и жилья является причиной чрезмерного |
||||||||||||||
роста квартирной платы в городах. В ответ на это власти иногда вводят контроль над |
|||||||||||||||
квартирной |
платой. |
|
Максимальная |
квартплата |
на |
уровне |
PMAX , |
который |
ниже |
||||||
равновесной цены PE |
|
(рис. 8–6), приводит к тому, |
что часть квартиросъёмщиков в |
||||||||||||
количестве |
(Qd |
−Qs ) |
не может найти жильё. Они вынуждены давать собственникам |
||||||||||||
квартир взятки чтобы получить квартиру. Сдерживается и новое строительство. |
|||||||||||||||
Повышение максимальной квартплаты сокращает чрезмерный спрос. |
|
|
|
|
|||||||||||
Возникновение дефицита и «чёрного рынка» - не единственное последствие |
|||||||||||||||
государственного регулирования цен. Сейчас мы покажем, что в результате контроля |
|||||||||||||||
государства над ценами уменьшается общественное благосостояние экономических |
|||||||||||||||
агентов, функционирующих на данном рынке, а следовательно, возникает |
|||||||||||||||
неэффективность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
176 |
Рис. 8–7 повторяет рис. 8–6, а также показывает изменения в излишках потребителей и производителей в результате государственного контроля над ценами. Ряд производителей за счёт нормирования при контроле над ценами вытесняются с рынка, и производство и сбыт снизятся с Q0 до Q1. Те потребители, которые продолжают покупать товар, платят за него меньше, и их потребительский излишек увеличивается – это изображено заштрихованным прямоугольником A. Однако некоторые потребители больше не могут приобретать товар. Уменьшение их потребительского излишка показано заштрихованным треугольником B. Чистое изменение потребительского излишка составляет, следовательно, A −B.
А что же с изменением в выигрыше производителей? Те производители, которые по-прежнему находятся на рынке и выпускают Q1 единиц продукции, получают теперь более низкую цену. Они потеряли излишек производителя в объёме, показанном прямоугольником A. Валовое производство также снижается. Это влечёт дополнительные потери, изображённые на рисунке треугольником С. Следовательно, общее изменение в излишке производителей составляет: −A −C.
Оценим теперь изменение в суммарном выигрыше потребителей и производителей, т.е. в величине общественного благосостояния:
(8.5) ∆SW =∆CS +∆PS = A −B − A −C = −B −C
Таким образом, после установления государством максимальной цены общественное благосостояние уменьшилось на величину площадей треугольников В и С на рис. 8–7. Следовательно, совершенно конкурентный рынок осуществлял более эффективное распределение данного блага.
Политика правительства иногда заключается в том, чтобы поднять цены выше уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения, а не снизить их. К таким примерам можно отнести закон о минимальной заработной плате и целый ряд политических решений по сельскому хозяйству. Один из способов повышения цены выше равновесного уровня и сводится к прямому ограничению, когда установление цены ниже определённого минимального уровня считается незаконным. Рассмотрим рис. 8–8. Если производители правильно предвидят, что они смогут продать только меньшее количество продукции Q3 , величина чистых потерь выражается площадью треугольников B и C. Производители могут и не ограничивать свой объём производства уровнем Q3. Что происходит, если производители считают, что они
177
смогут продать любое количество продукции по более высокой цене, и соответственно
P |
|
|
|
|
|
|
увеличивать выпуск продукции? |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
D |
|
|
|
|
|
S |
Эта ситуация показана на рис. 8– |
|||
Pmin |
|
|
|
|
|
|
|
|
8, где Pmin |
обозначает минимальную |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
A |
|
|
|
|
|
|
цену, установленную |
правительством. |
||
P0 |
B |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Q2 , объём |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Теперь предложение равно |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спроса - Q3 , а разница между Q2 и Q3 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
D |
представляет |
собой |
нереализованное |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предложение. |
Проследим |
теперь за |
Q3 |
Q0 |
Q2 |
|
итоговыми изменениями в выигрышах |
Q |
потребителей и производителей. |
Рис. 8-8 |
Те потребители, которые по- |
|
прежнему покупают товар, должны теперь платить более высокую цену, что приводит
ксокращению их выигрыша на величину площади прямоугольника А (рис. 8–8). Другие потребители вообще не в состоянии платить столь высокую цену и поэтому прекращают покупать данный товар. Эти потери представлены на рис. 8–8 площадью треугольника В. Следовательно, общее изменение в выигрыше потребителей составит:
(8.6) ∆CS = −A −B
Производители теперь получают более высокую цену за свой товар, что приводит
кувеличению их выигрыша, представленного на рис. 8–8 площадью прямоугольника
А. Однако сокращение объёма продаж с Q0 до Q3 приводит к потерям в выигрыше производителей, которые показаны площадью треугольника C′. Кроме того, производители несут ещё и тяжесть невозмещённых издержек при расширении производства с Q0 до Q2 . Так как их объём продаж при pmin составляет только Q3 , они не получают выручку от продукции, произведённой в количестве Q2 −Q3 , так как не могут эту продукцию реализовать. Соответственно они не могут возместить издержки, затраченные на производство данного количества продукции. А это – чистые потери для производителей. На рис. 8–8 они представлены площадью заштрихованной трапеции D. Таким образом, пока производители не реагируют на избыточное предложение сокращением производства, общее изменение в выигрыше производителей составит:
(8.7) ∆PS = A −C −D
178