Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. 3. Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами Северо-Осетинского отделения № 8632 Сбербанк России

Под управлением финансовыми ресурсами Северо-Осетинское отделение № 8632 Сбербанк России  понимается процесс формирования и последующего регулирования такой структуры финансовых ресурсов, которая обеспечивает определение стратегий банка.

Целью управления ресурсами банка являются:

- защита акционеров и вкладчиков;

- подержание ликвидности на уровне, достаточном для покрытия потребностей денежных потоков;

- поддержание достаточной величины капитала для погашения любых деловых рисков.

Основными задачами управления активами и пассивами банка являются:

- управление краткосрочной и долгосрочной ликвидностью банка;

- поддержание и повышение рентабельности банка;

- управление достаточностью и структурой капитала;

- управление затратами банка;

- оптимизация и снижение налогового бремени;

- стабилизация или увеличение рыночной стоимости банка.

В настоящее время Северо-Осетинское отделение № 8632 Сбербанк России рассматрение портфелей активов и пассивов как единое целое, позволяет определить роль совокупного портфеля банка в процессе достижения его целей, а именно - высокой прибыли и допустимого уровня рисков. Управление активами и пассивами банка, как единой целостной системы способствует обеспечению защиты привлеченных средств (депозитов) от воздействия колебаний деловой активности, а также средства для формирования портфелей активов. Всё это первостепенно направленно на достижение и реализацию целей банка.

Данный подход управления финансовыми ресурсами банка базируется на достижении оптимальности структуры пассивов, обеспечивающих доведение затрат по привлечению источников финансирования до минимума.

Для определения эффективности системы управления финансовыми ресурсами банка рассматриваются следующие показатели:

· Коэффициент эффективного использования привлеченных средств.

· Коэффициент эффективности активных операций.


· Уровень кредитного риска.

· Стоимость привлеченных ресурсов.

· Рентабельность активов.

· Доходность активов.

· Коэффициент кредитных операций.

· Внутренняя стоимость банковских услуг.

· Уровень затрат по резерву.

Таким образом, эффективность управления финансовыми ресурсами включает в себя эффективность использования привлеченных и собственных средств, то есть вложения их в активы банка.

В таблице 1 представлен расчет данных показателей по данным Северо-Осетинского отделения № 8632 Сбербанк России  за три анализируемых года.

Таблица 1 - Оценка эффективности управления ресурсами банка, %

Таким образом, по данным расчетов видно, что эффективность управления финансовыми ресурсами банка незначительно снизилась за анализируемый период. Так, наблюдается снижение за три года стоимости по трем пунктам: стоимость привлеченных ресурсов снизилась до 5,7%, стоимость вкладов населения до 5,3%, а стоимость привлеченных ресурсов юридических лиц до 1,1%.

Одновременно наблюдается увеличение стоимости банковских услуг до уровня 6,2%. Снизилась эффективность активных операций с 12,3% в 2016 году до 8,6% в 2018 году. Рентабельность активов также снизилась до уровня 3,6% в 2018 году против 4,8% в 2016году.

Отметим, что при негативной динамики показателей эффективности наблюдается рост доходности активов на 0,7% в 2017 году и на 5,8% в 2018 году, в основном за счет снижения стоимости активов, приносящих доход.

Кредитная политика определяет курс, которого придерживается банк в области кредитных операций, и представляет собой способ выполнения последовательно связанных действий, обеспечивающих снижение рисков в кредитной деятельности банка. Кредитная политика определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

Так как в кредитной политике банка раскрывается содержание всех процедур кредитования и обязанности сотрудников банков, то четкое и подробное описание каждой процедуры кредитной политики имеет большое значение для любого банка. Соблюдение положений кредитной политики позволяет банку сформировать такой кредитный портфель, который содействует достижению целей, поставленных в банковской деятельности. Эти цели - обеспечение прибыльности банка, контроля над управлением рисками, соблюдение требований законов в области банковской деятельности.


Переработка и доработка кредитной политики должна аосуществлятся систематически, с целью своевременного отражения всех внутренних изменений в банке, а так же всей банковской системы в целом.

Итак, по результатам проведенного исследования можно о том, что система управления финансовыми ресурсами Северо-Осетинское отделение № 8632 Сбербанк России является эффективной, но за три года эффективность управления незначительно снизилась в результате недостаточности информации необходимой для управления, несовершенной организационной структуры управления и неэффективного типа управления.

Управление финансовыми ресурсами банка требует точной и достаточной информации как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя - для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней[18].

Таблица 2 - Необходимая информация для управления пассивами

Данна информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения банка, занимающиеся управлениям финансовыми ресурсами, могли:

- установить текущие и будущие риски;

- количественно определить величину рисков на основе анализа чувствительности активов и пассивов к изменениям процентных ставок, валютного курса, инфляции и темпов роста;

- проанализировать результаты и определить действия, необходимые для поддержания требуемой совокупной позиции по балансу;

- разработать дальнейшие сценарии для определения стоимости проводимых мер, необходимых для поддержания заданной позиции, то есть оценить возможные затраты или потери и принять соответствующие решения.

По данным проводимого исследования было выяснено, что базовое управление пассивами не отвечает требованиям конкурентной стратегии. Поэтому здесь оптимальным является усложненное управление. Преимущество усложненного управления финансовыми ресурсами банка состоит в том, что оно соответствует конкурентной стратегии[19].

В настоящее время в банковской сфере четко выделена проблема отсутствия системы страхования депозитов в России, которая решается на протяжении многих лет.

Построение системы страхования банковских депозитов на наш взгляд должно базироваться на следующих основных положениях:


1) Создаваемая в России система страхования депозитов должна быть законодательно оформлена, что позволит избежать неопределенностей при выплате страхового возмещения. При этом в процессе ее создания крайне важно обратиться к мировому опыту функционирования институтов гарантирования вкладов.

2) Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Это позволит решить основную задачу системы страхования - создание населению твердых гарантий в надежности помещения средств в коммерческие банки, а для коммерческих банков - равные стартовые условия в конкуренции за привлечение вкладов.

3) Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики.

4) Членство в Государственном фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии от ЦБ РФ на право привлечения средств физических лиц. Одна из наиболее важных проблем заключается в том, что вкладчики Сбербанка получают государственные гарантии, в то время как вкладчики частных коммерческих банков могут иметь защиту лишь в рамках создания добровольного фонда. Другая проблема состоит в том, что государственные гарантии Сбербанку фактически создают ему значительные преимущества при конкуренции с участниками рынка частных вкладов.

5) Объектами страхования в первоочередном порядке (из-за недостатка источников финансирования) должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц. Также в объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

6) Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

7) Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением.

Преимущества и недостатки основополагающих компонентов предлагаемой системы депозитного страхования можно кратко представить в виде таблицы 3.

Наряду с этим следует отметить, что, учитывая, что при введении гарантирования вкладов вряд ли произойдет резкое увеличение остатков на счетах граждан в банках, а потенциальное снижение процентных ставок может оказаться меньше страховых выплат[20]. Поэтому для самих банков реальная привлекательность таких гарантий вовсе не столь велика.


Таблица 3- Сравнительный анализ основополагающих компонентов системы депозитного страхования (СДС)

В заключение данного вопроса надо сказать, что надежность коммерческих банков является одним из решающих элементов их деятельности, а одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Важнейшими функциями организации по страхованию депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль за операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компетенции, определенной совместно с Центральным банком страны.

Заключение

Рассмотренные в работе вопросы позволяют сделать следующие выводы:

Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Главными видами привлеченных финансовых ресурсов являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (так называемые депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций) и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБ РФ.

Депозиты среди привлеченных средств банка являются важным источником ресурсов. Однако такому источнику формирования банковских ресурсов как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

Управление пассивами банка обеспечивает всю финансовую политику и стратегию банка. При этом правильное построение организационной структуры управления финансовыми ресурсами обеспечивает адекватное распределение полномочий и обязанностей между соответствующими подразделениями банка и уровнями управления рисками, что позволяет полнее реализовывать вложенные на них функции.